Башкортостан дождался главного хоккейного трофея.
Накануне вратарь «Тампы» Андрей Василевский привёз Кубок Стэнли в Уфу. Главный хоккейный трофей был привезён в Башкортостан впервые. Вместе с ним Василевский презентовал жителям Уфы и «Конн Смайт Трофи» – приз самому ценному игроку плей-офф.
«Тампа» весной выиграла Кубок Стэнли во второй раз подряд, но в прошлом году его не удалось привезти в Россию из-за коронавирусных ограничений.
«ОДНАЖДЫ УЖЕ ВЫ ПРИВЕЗЁТЕ СЮДА ЭТОТ КУБОК»
«Салават Юлаев», который всё и организовывал, в соцсетях лишь за день объявил о формате проведения мероприятий с Василевским и Кубком Стэнли. В клубе уже заранее знали, что трофей приедет из Нижнекамска 10 сентября, но долго не могли решить, как лучше всё организовать. Для этого генеральный директор «Салавата» Ринат Баширов собирал все клубные службы, продумывая с ними разные варианты. В итоге было найдено единственно правильное, как считают в клубе, решение – сначала привезти трофеи во дворец спорта. Как минимум, это символично. Ведь именно там Василевский начинал заниматься хоккеем с ранних лет. И по сей день там продолжают заниматься воспитанники «Салавата».
Под постом, анонсирующим приезд Кубка Стэнли некоторые болельщики писали: «Да зачем нам эта чашка. Вот бы с Василевским сфоткаться». Такая возможность как раз была у тех, кто приехал с утра во дворец спорта. В первую очередь, у юных хоккеистов. Уже за полчаса до начала мероприятия к арене подъезжали десятки машин и подходили сотни людей. В основном, родители со своими детьми. В это время в холле дворца спорта директор школы «Салавата» Олег Васильев подгонял своих сотрудников.
В итоге к десяти утра 3,5-тысячная арена была заполнена почти наполовину. У Роспотребнадзора ещё недавно могли бы появиться претензии к клубу. Но аккурат перед первым домашним матчем 9 сентября «Салавату» разрешили заполнять арену на 50%. Ради памятной фотографии приехали не только воспитанники «Салавата», но и дети из других хоккейных школ Уфы, а также городов республики. Презентабельно одетый в костюм и собравший длинные волосы в пучок Василевский вынес на лёд трофеи и сказал напутственную речь:
«Очень приятно видеть столько народу. Надеюсь, всё пройдёт хорошо и у всех будет возможность сфотографироваться с Кубком. Хочу сказать всем присутствующим, особенно молодым игрокам, которые только начинают свой путь в хоккее, да и тем, кто уже на подступах к первой команде – работайте, слушайте своего тренера и не останавливайтесь. Сложности будут. Но верьте в свою мечту и однажды уже вы привезёте сюда этот Кубок».
Затем в холле арены была организована фотосессия с трофеями и Василевским. Для этого половину дворца спорта пришлось перекрыть. Организаторы мероприятия составили списки и вызывали разные возрастные группы с их родителями по очереди, чтобы не создавать давку. В это время на раскатку вышли хоккеисты «Толпара» под аплодисменты ожидающих своей очереди на трибунах людей. Нечасто столько зрителей приходит даже на их матчи. Удалось сделать кассу и нескольким точкам питания на арене.
Хотя полностью лишней суеты избежать не удалось. Охранники еле сдерживали очередь и желающих пробиться поскорее детей. Было очень шумно и в секторе, где проходила фотосессия. Тренеры и руководители спортшкол кричали и пытались как-то регулировать перемещения детей. Хотя ещё хуже вели себя родители, пытающиеся поскорее пробиться к Василевскому и трофеям, либо пропихнуть туда своих чад. «Всем, кто уже сфотографировался, покиньте дворец спорта. Дайте возможность другим», – постоянно громко объявляли на арене.
«ВАСИЛЕВСКИЙ УЖЕ ВЕЛИКИЙ, А МОЖЕТ ВЕЛИЧАЙШИМ БЫТЬ»
Все два часа – примерно столько продлилось мероприятие во дворце спорта – Василевский стоял и фотографировался со всеми желающими. Чуть поодаль всё время стоял канадец Марио Делла-Савиа – один из хранителей Кубка Стэнли. Трофей должны были впервые в истории привезти в Уфу ещё в прошлом году. Но тогда коронавирусные ограничения были строже. Канадцы отказались привезти Кубок в страну, для посещения которой нужно было отсидеть двухнедельный карантин.
«Все трофеи принадлежат Залу славы НХЛ. И я слежу за их охраной. Не удивлён, что сегодня тут так много народу. В прошлом году нам не удалось привезти сюда Кубок из-за коронавируса. Но в этом году ограничения были сняты. США и Канада в этом плане самые проблемные страны в мире. Но мы прошли вакцинацию, сдавали тесты каждый день», – сказал нашему изданию Марио.
Делла-Савиа постоянно наблюдал, чтобы никто не то, что не нанёс ущерб трофею, а даже не поднимал его. Это разрешено только действующим обладателем Кубка. Правда, один из тренеров «Толпара» о таком правиле не знал. Но только он схватил трофей, как нему тут же подбежал Марио, а Василевский объяснил причину его негодования. Рядом с зоной для фотосессии постоянно ходили и контролировали организацию мероприятия руководители «Салавата» – Баширов, спортивный директор Василий Чижов и исполнительный директор Алекандр Курносов. Позже и они не упустили тоже возможности сфотографироваться с Василевским и главным хоккейным трофеем.
«Сегодня у Андрея нагрузка, как на матче плей-офф. Такие спортсмены, как Василевский, рождаются раз в сто лет. Это действительно один из этих случаев, который признан всем мировым хоккеем. Мы с ним накануне поговорили посидели. Первый раз он же привозил в Уфу приз самого ценного хоккеиста НХЛ. Предыдущие россияне его не привозили, а вот он привёз, – рассказал «БИЗНЕС Online» Чижов.
«Для нашей детской школы, всех занимающихся пацанов – это, конечно, событие, – продолжил спортивный директор. – Очень правильные слова он сказал, не банальные. По поводу того, что надо трудиться, и мечта сбудется. Он большой молодец. Мне ещё очень радостно от того, что я ведь его помню совсем пацаном. Помню, как он к нам в команду мастеров пришёл. И с тех времён он вообще никак не поменялся. Остались те же человеческие качества, которые у него и были. Никакой звёздности, заносчивости. Абсолютно приземлённый и правильный парень. Я уверен, что это не последний его трофей. Сейчас он уже великий, а может просто величайшим быть. Не знаю даже, что ему может помешать в этом».
Рассказывая об уникальности Василевского, Чижов раскрыл секрет хоккеиста. Оказывается, вратарь вынужденно искусственно сдерживал себя с раннего возраста. Вероятно, он мог бы играть ещё лучше. «В одном спортсмене всё для этого вида спорта слилось, все нужные качества. Мало того, он от рождения праворукий хоккеист. Он должен был клюшку в левой руке держать на правую сторону. А тогда времена тяжёлые были. Формы просто не было под эту руку и клюшек. И он взял клюшку в правую руку. По сути, он и сейчас продолжает играть на неудобной для себя стороне. Мы ещё тогда смеялись на этим. Я говорил: «Ну неплохо у тебя получается». Он действительно уникальный во всех отношениях парень. Ещё с пацанов было понятно, что он станет большим спортсменом», – сказал Чижов.
«СОЦИУМ ДАЛ АНДРЕЮ МНОГО»
После дворца спорта Кубок Стэнли перевезли в «Уфа-Арену», где у болельщиков также была возможность с ним сфотографироваться. Однако перед этим Василевский в кабриолете и сопровождении байкеров проехался по городу до памятника Салавата Юлаева – главного символа республики и хоккейного клуба. Там он тоже сфотографировался с трофеем вместе со своим отцом – Андреем Василевским–старшим, который сейчас работает тренером в школе «Салавата».
Конечно, отец хоккеиста присутствовал и во дворце спорта, постоянно принимая от знакомых поздравления за успехи сына. Сам Василевский-старший в разговоре с нашим изданием рассказал, что едва ли не ключевой фактор в достижениях сына – это даже не его талант, а люди, с которыми он находился во время своего взросления в Уфе. «Давно просилось, чтобы Кубок приехал в Уфу. У нас очень хорошая школа, мы работаем, растим юных хоккеистов и хотим, чтобы у них сложилась карьера. Уфа заслужила это. Андрей же здесь начинал от и до. Понятно, что он родился в Тюмени, где я тогда играл. Но рос и все возраста Андрей уже прошёл в Уфе.
Так тяжело сказать, что сыграло большую роль в его становлении. Это всё составляющие факторы – воспитание, коллектив, тренеры, все службы дворца спорта от кафе до администрации и бухгалтерии, где он командировочные получал. Все навстречу ему шли и помогали. В простой школе он учился №31. Большое спасибо им. Всё в совокупности. Родители, талант – это понятно. Но и социум дал ему много. А в остальном у него голова на месте, он не стал уклоняться в эти соблазны молодёжного мира – клубы, вечеринки. Он переборол это и стал таким, какой есть», – сказал Василевский–старший.
Однако уже в фотосессии на «Уфа-Арене» вратарь участия не принимал. Там все желающие могли сфотографироваться лишь с трофеями. Андрей вышел к ним только раз, с приветственной речью. Очевидно, подустал. Ещё один наплыв болельщиков, которых пришло ещё больше, чем во дворец спорта, выдержать было бы уже гораздо сложнее. У входа на арену выстраивались змейкой многометровые очереди, а людей запускали порционно.
Но зато «Салавату» удалось уговорить Василевского на небольшую 10-минутную пресс-конференцию. Больше времени хоккеист выделить уже не смог. «Занимаюсь своим внешним видом я сам. Супруга, конечно, повлияла на имидж. Раньше я мог быть таким кхловским игроком – носить бренды, чтобы всё сверкало. Но сейчас выбрал минимализм – белая майка и вообще всё более сдержанное», – рассказал о своих переменах Василевский. Ближе к вечеру Андрей снял костюм, переодевшись в привычные джинсы и футболку. К этому времени на арену приехал и защитник «Тампы» Михаил Сергачёв, ранее презентовавшего трофей в родном Нижнекамске. Ещё утром все ждали, что рядом с Василевским будет фотографироваться и Сергачёв. Но, как оказалось, Михаил всё проспал.
«Мы прилетели вчера в 8 утра в Нижнекамск. Я весь день по Нижнекамску ездил. Потом было вечером в парке фотографирование: 3,5 часа, со всеми успел сфотографироваться. Получилось так, приехал в ресторан, к семье уже уставший. Там еще гуляли, фотографировались. И в Уфу выехали в 12 часов ночи, приехали сюда в 7 утра. Я хотел встать, но по каким-то причинам будильник не сработал. Я очень хотел посетить мероприятия. Но, мне кажется, Андрея было более, чем достаточно», – сказал защитник.
«В будущем хотел бы поиграть в КХЛ за «Нефтехимик». Как Сергачёв показал Кубок Стэнли Нижнекамску