«Заступ в финале Олимпиады будет сниться до конца жизни». Дмитрий Волков – о сезоне сборной России и переходе в Казань

Интервью с новичком «Зенита».

Слухи о переходе доигровщика сборной России Дмитрия Волкова в Казань ходили много лет, но он состоялся только минувшим летом. Причём 26-летний волейболист сменил клуб впервые в карьере – до этого он десять лет провёл в системе «Факела».

В «Зените» серебряный призёр Олимпиады заменил скандального француза Эрвина Нгапета. Эмоциональный Волков тоже умеет делать шоу на площадке, но при этом прилично себя ведёт вне площадки.

В  интервью «БО Спорт» Дмитрий рассказал о судьбе олимпийского BMW, верности «Факелу» и предстоящей работе с Алексеем Вербовым.

Дмитрий Волков / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com

– Дмитрий, какая ваша любимая пословица про волков?

– Хм, не задумывался над этим. В быту самая ходовая пословица, наверное: «Работа не волк – в лес не убежит». Но я работы не боюсь – всегда выкладываюсь и на тренировках, и в играх. Ещё говорят, что волка ноги кормят. В волейболе, скорее, руки (улыбается).

– В казанском «Зените» теперь два Волковых. Кто вожак?

– Конечно, Саня. Он опытнее, у него больше заслуг в волейболе, он уже старожил команды. Всегда хорошо, когда в коллективе есть такие опытные люди.

– Говорят, что Денис Земчёнок пошёл вам навстречу с игровым номером...

– Да, спасибо ему большое. Так сложилось, что в «Факеле» я всегда играл под 15-м номером, а в сборной России у меня был 7-й. Когда перешёл в Казань, оба были заняты, а другие не нравились. Попросил Дениса и он уступил 15-й номер. Не сказать, что я сильно суеверный, но к игровому номеру уже привязался.

– На вашей форме десять лет была надпись «Факел». Как проходит самоидентификация как игрока «Зенита»?

– Я совсем недолго в Казани. Пока всё очень непривычно. Новый город, новая раздевалка, новый зал, новые лица. Это необычно, но интересно. Думаю, через пару недель уже окончательно освоюсь.

«САММЕЛВУО ПОПРОСИЛ СДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ – ЭТО ОКАЗАЛОСЬ ТЯЖЕЛО»

– Недавно вы опубликовали пост в инстаграме, написав, что «это было сумасшедшее лето, самое тяжёлое за всю игровую карьеру».

– Мы были в сборной России с начала мая до середины сентября. Причём большую часть времени – на базе в Новогорске. Находились в изоляции, были отделены от семей, от своих любимых. Это морально тяжело. Хотелось быстрее уехать на турнир, чтобы сменить обстановку.

– Как вы оцениваете итоги сезона для сборной России? С одной стороны, «серебро» Олимпиады, с другой – 5-е место в Лиге наций и поражение в четвертьфинале Евро.

– Мы выполнили задачу быть в призах на Олимпиаде – главном турнире лета. Поэтому сезон нельзя назвать плохим, но и к особо успешным его не отнесёшь.

фото: volleyballworld.com

– Генеральный менеджер сборной России Сергей Тетюхин сказал, что на чемпионате Европы у команды не было лидера.

– С этим трудно не согласиться. Все мы сыграли очень средненько. В том числе я.

– Были турниры, в которых вы феерили в сборной России и задали высокую планку ожиданий. Поэтому средняя игра сейчас воспринимается уже как провал.

– В этом сезоне было много матчей, за которые я сам себя корю. Признаю, что далеко не всегда показывал уровень, на который способен. С другой стороны, иногда были объективные моменты, которые мешали. Например, перед Лигой наций у меня прихватило спину. Я две-три недели даже встать с кровати нормально не мог. Тяжело было войти в рабочий ритм и догнать пацанов, которые уже набрали хорошую форму. От меня ждали подвигов, но я не был готов к ним. Мы договорились с Туомасом, что буду набирать форму через игры. Многие этого не понимали и не совсем справедливо критиковали.

– С Лигой наций понятно, это был подготовительный турнир к Олимпиаде. Что с командой творилось на Евро?

– Трудно сказать. Наверное, не хватило сил после Олимпиады. Атмосфера в команде была классной, у всех было желание выигрывать, но мы почему-то с самого начала были не в своей тарелке. Даже с более слабыми соперниками не получалось той игры, что мы показывали на Олимпиаде. Пик формы был в Токио. Вернуть это физическое состояние не получилось.

– Мы привыкли, что на площадке вы обычно выдаёте ураган эмоций, но на Евро было иначе. Почему?

– Мы разговаривали с Саммелвуо перед Евро. Он попросил не тратить много сил и эмоций на празднования в матчах группового этапа, поскольку турнир длинный и нужно экономить энергию. Старался сдерживать себя, но для меня это оказалось тяжёлым испытанием. Раньше я наоборот всегда старался дать максимум эмоций, с которыми у меня нет проблем – они просто идут из меня потоком, стоит только выиграть мяч. А уж если концовочный мяч, то это настоящий взрыв энергии.

– Вы впервые столкнулись с таким пожеланием тренера?

– Да. Это тоже определённый опыт, который пригодится в будущем.

«НЕ БУДЬ В ЭТОМ ГОДУ ОЛИМПИАДЫ, ИТАЛИЯ НЕ ВЫИГРАЛА БЫ ЕВРО»

– Как лично на вас отразился эксперимент с переводом в диагональ Егора Клюки?

– Наверное, стоит начать с того, что мы потеряли Макса Михайлова. Я считаю его лучшим диагональным мира. Что касается меня, то до этого Евро я очень редко стоял на площадке с Яриком Подлесных. Конечно, мы профи и знаем, как играть. Но бывали моменты, когда недостаточная сыгранность и слабое взаимопонимание давали о себе знать. Особенно в приёме. С Егором мне привычнее – мы много лет играли вместе и в клубе, и в сборной.

фото: volleyballworld.com

– Польше в четвертьфинале проиграли ещё до матча?

– Нет, настраивались на серьёзную борьбу. Полные трибуны не пугали, уровень соперника тоже – с ним можно играть. Но нас буквально с первого мяча прибили подачей, даже голову не давали поднять. Они горели, а мы в какой-то момент эмоционально погасли.

– Удивились чемпионству Италии?

– Да, я думал, что в финале выиграет Словения. Это получилось необычное Евро. Думаю, если бы не Олимпиада, Италия с такой командой не попала бы в призы. У них классная молодёжь, но если бы не Олимпиада, соперники целенаправленно готовились бы к Евро и расклад сил был бы другим.

– Болельщики могут годами припоминать игроку какой-то неудачный эпизод. А вы держите их в памяти?

– Теперь один такой эпизод у меня точно есть. Наверное, заступ на пайпе в концовке первой партии олимпийского финала с Францией будет мне сниться до конца жизни. Это всё отработано до автоматизма, я редко заступаю, но это случилось в самый неподходящий момент! (При счёте 22:19 в пользу сборной России –  ред.) Несчастный случай, роковая ошибка... Выиграй мы тот розыгрыш, всё могло сложиться иначе. Все мы мечтали о «золоте», поэтому после поражения было очень больно.

– Как вы воспринимали поражения в 18 лет и сейчас?

– Поражения всегда болезненны. Но с возрастом приходит осознание, что не бывает игроков и команд, которые не проигрывают. Важно из каждой неудачи извлечь уроки, проанализировать причины поражения, сделать правильные выводы и не допустить повторения этих ошибок в будущем.

– Перед олимпийским финалом представляли себя на пьедестале с золотой медалью?

– На самом деле там каких только мыслей не проскакивало. Ты пытаешься абстрагироваться от всего, но это нереально – ты живой человек и завтра у тебя, возможно, главное событие в карьере. Кажется, мне всё-таки удалось справиться с волнением – по крайней мере спал хорошо и чувствовал себя перед игрой замечательно. К сожалению, не смог столь же замечательно сыграть.

– Олимпийцы получили за серебряные медали автомобили BMW X3. Какова судьба вашего автомобиля?

– Я подарил отцу. Он всегда мечтал о BMW, а сейчас ему как раз нужна была новая машина. Рад, что смог его порадовать.

– Какой для вас лучший отдых?

– Погулять с любимой девушкой, посмотреть какой-нибудь фильм, полностью отвлечься от спорта. Если нет каких-то крутых волейбольных матчей, по ТВ редко смотрю какие-то другие спортивные события.

«СЛУШАЛ СВОЁ СЕРДЦЕ И ОСТАВАЛСЯ В «ФАКЕЛЕ»

– Вы семь лет отыграли в суперлиге за «Факел», хотя всегда были востребованы топ-командами. Что это – клубный патриотизм или нежелание выходить из зоны комфорта?

У меня каждый год были предложения от разных клубов, но я даже не слушал условий. Просто говорил агенту, что хочу остаться в «Факеле». Слушал своё сердце. Оно говорило, что я должен отблагодарить клуб и конкретно директора Николая Васильевича Капранова, который в своё время спас мою карьеру.

У меня были проблемы с позвоночником и будущее в спорте - под большим вопросом. И Капранов был одним из немногих, кто продолжил в меня верить и не бросил в той ситуации. Он очень помог с реабилитацией и моим возвращением в волейбол. Постоянно поддерживал, уделял много внимания. Поэтому бесконечно благодарен ему. Как и всему клубу, в котором вырос от юниора до игрока сборной России.

фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com

– Вам не кажется, что вы задержались в «Факеле» и нужно было уходить ещё два-три года назад?

– Намекаете, что я остановился в развитии? Не думаю. Работа с Камилло Плачи мне многое дала. Я окреп как игрок, стал более зрелым. Плюс я много играл, исполнял важную роль в команде, которая всегда была рядом с лидерами и играла в еврокубках.

– Что думаете о перспективах «Факела» в предстоящем сезоне?

– Команда молодая, в ней много интересных игроков. Думаю, первый сезон будет для них очень тяжёлым. Предсказать результат сейчас нереально, поскольку состав совершенно новый.

– В футболе и хоккее игроки иногда не отмечают голы в ворота бывших команд. Как вы будете вести себя в первой игре против «Факела»?

– Думаю, я не буду себя ограничивать – будет много эмоций.

– Кто для вас самый принципиальный в суперлиге?

– Одной такой команды нет. Когда я играл в «Факеле», для нас каждый матч против лидеров был принципиальным. Мы могли проиграть кому-то послабее, но лидерам всегда давали бой. Даже в прошлом сезоне только нам удалось дважды обыграть московское «Динамо».

«ОДИНОЧНЫЙ БЛОК – НАСТОЯЩИЙ КАЙФ»

– Кого считается главными конкурентами Казани в предстоящем сезоне?

– «Динамо» и «Зенит» СПб. Но в целом борьба за медали в последние сезоны стала более ожесточенной, конкуренция повысилась. Думаю, новый сезон будет очень интересным.

– Когда вы вели переговоры с Казанью, наверняка думали о Лиге чемпионов, но команда будет играть только в Кубке ЕКВ.

– Это спорт, такое бывает. В этом нет ничего страшного. Со своей стороны приложу все силы, чтобы вернуть команду в Лигу чемпионов. Как вы понимаете, я не любитель менять команды, поэтому подписал с «Зенитом» двухлетний контракт. Это оптимальный вариант для начала сотрудничества. Надеюсь, оно получится продуктивным.

– Вы пришли в Казань на смену Эрвину Нгапету. Какое из его умений хотели бы получить?

– Все мы индивидуальности и лучше работать над собой, чем пытаться кого-то повторить. Надо улучшать все элементы и прокачивать сильные стороны.

фото: volleyballworld.com

– Среди ваших козырей – отличное одиночное блокирование.

– У меня получается в последний момент скидывать руки – это помогает. Я люблю блокирование. Когда закрываешь кого-то один в один на быстрой передаче – это настоящий кайф!

– Год назад Владимир Алекно назвал вас лучшим российским волейболистом. Как к этому отнеслись?

– Конечно, было очень приятно услышать это от столь авторитетного тренера. Но я себя лучшим не считаю. Мне ещё нужно проделать большую работу, чтобы добиться подобного статуса.

– Кого вы считаете самым харизматичным волейболистом России?

– Вот в этом плане я вроде неплох (смеётся).

«У ВЕРБОВА ПЛАНИРУЮ ДОБАВИТЬ В ПРИЁМЕ»

– Алексей Вербов говорил, что возлагает большие надежды на связку Кристенсон – Волков. Что думаете об американском связующем?

– С большим интересом жду совместной игры с Кристенсоном. Безусловно, он – один из лучших связующих мира. Против сборной США всегда было тяжело, он пасовал непредсказуемо. Посмотрим, каково играть с ним на одной стороне площадки.

– С Вербовым вы вместе выступали на Олимпиаде-2016 и на чемпионате мира-2018. Чем он запомнился?

– Ещё тогда было понятно, что он станет тренером. Он всегда принимал активное участие в обсуждениях тактики приёма и защиты, советовался с тренерами, предлагал свои варианты, постоянно давал нам подсказки. Уверен, что мы с ним сработаемся и это принесёт пользу и мне, и клубу. В первую очередь, планирую добавить в приёме. Сейчас это не моя сильная сторона.

фото: volleyballworld.com

– В 26 лет ещё можно добавить в приёме?

– В любом возрасте можно прибавить. Почему нет? Главное – желание. Вербов был топовым либеро, о приёме и защите он точно знает всё.

– У кого в суперлиге самая сильная подача?

– На самом деле сложность подачи не в силе, а в необычной траектории, во вращении. Мяч летит и в последний момент как бы подпрыгивает – это очень неприятно и неудобно.

– У вас ведь тоже не самая типичная подача. Как она называется?

– Наверное, всё-таки силовая, но с необычного подброса – быстрого и низкого.

– Сейчас идёт молодежный чемпионат мира U21. В последний раз Россия его выигрывала в 2015 году с вами в составе.

– У нас тогда была очень сильная команда! Мы понимали, что такой бандой никому не должны проиграть. В итоге многие дошли до национальной сборной, многие играют в суперлиге. Надеюсь, у нынешнего поколения ребят тоже всё получится. Желаю им удачи!

ДОСЬЕ «БО Спорт»
Дмитрий ВОЛКОВ
Амплуа: доигровщик
Дата рождения: 25 мая 1995 года
Место рождения: Новокуйбышевск
Карьера: «Факел-2» (Новый Уренгой) – 2011 - 2014; «Факел» – 2014 - 2021; «Зенит-Казань» – с сезона 2021/22.
Достижения в клубах: обладатель Кубка вызова (2017), бронзовый призёр клубного чемпионата мира (2018), бронзовый призёр чемпионата России (2019).
Достижения в сборных: серебряный призёр Олимпиады-2020, чемпион Европы (2017), победитель Лиги наций (2018, 2019), бронзовый призёр Европейских игр (2015), чемпион мира U19 (2013), чемпион мира U21 (2015), чемпион мира U23 (2015), чемпион Европы U20 (2014).
В составе национальной сборной России сыграл 93 матча.

Предыдущие интервью с игроком:

Дмитрий Волков: «Когда пришел в «Факел», меня называли Борхесом» (18.04.2017)

Дмитрий Волков хочет в Лигу чемпионов. И обязательно с «Факелом» (20.04.2019)

Алмаз Хаиров