Комплекс сможет принимать топ-турниры по лыжам и биатлону.
На финишную прямую выходят работы на лыжно-биатлонной базе в поселке Мирный, которая будет готова уже в январе. Строительство ведется с 2019 года, не обошлось без скандалов, а деньги на его завершение Татарстану удалось выбить у федерального центра в размере почти миллиард рублей.
«БИЗНЕС Online» побывал на объекте, который в будущем сможет претендовать на этап Кубка России по лыжным гонкам, а также Кубок России и чемпионат страны по биатлону.
ПОД ПРИСМОТРОМ ВЯЛЬБЕ, МАЙГУРОВА И МАТЫЦИНА
В Казани можно насчитать как минимум шесть мест, где можно покататься на лыжах, но в городе и его окрестностях до сих пор не было современной базы, которая устраивала бы и любителей, и профессионалов.
Ситуация поменяется в начале 2022 года с открытием лыжно-биатлонного комплекса в посёлке Мирный (Приволжский район Казани) вблизи базы «Динамо». Одноимённое республиканское спортивное общество, напомним, возглавляет руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров. Его можно назвать одним из кураторов и вдохновителей проекта. Среди других можно выделить руководителя ГБУ «Дорожное движение» и большого любителя лыж Рифката Минниханова, главу МВД по РТ Артёма Хохорина и возглавляющего Сетевую компанию и федерацию лыжных гонок РТ Ильшата Фардиева. Не на каждую стройку собирается такой представительный состав. Также в ежедневном режиме за объектом следят в министерстве строительства и министерстве спорта Татарстана. Мирный посещали министр спорта РФ Олег Матыцин и его предшественник Павел Колобков, а также глава федерации лыжных гонок РФ Елена Вяльбе и президент союза биатлонистов России (СБР) Виктор Майгуров.
Проект базы появился в 2019 году. Сперва ее позиционировали как объект республиканского масштаба – современный и оснащённый, но заточенный чисто под тренировки юных спортсменов, городские и республиканские соревнования. Тогда стоимость работ оценивалась на уровне 500 млн рублей. В эту сумму включались разработка трассы, её оснащение, строительство различных помещений, трибун, стрельбища. Также была предусмотрена реконструкция гостиницы, но ею планировали заняться в последнюю очередь. В целом на базу выделили из республиканского бюджета, по информации «БИЗНЕС Online», 300 млн рублей – этой суммы было достаточно, чтобы подготовить объект к приёму спортсменов. Остальное планировалось «докрутить», когда появится дополнительное финансирование.
Ситуация изменилась, когда в июне 2020 года Казань стала организатором зимних игр Специальной Олимпиады-2022 – турнира для спортсменов с особенностями в умственном развитии. Под него не планировалась и не планируется постройка новых объектов, однако Татарстан все же нашел, как использовать шанс. Благодаря Спецолимпиаде финансирование базы в Мирном, которая должна принять соревнования по лыжным гонкам, удалось увеличить в четыре раза. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выделил на завершение строительства 950 млн рублей. Таким образом общая стоимость базы составила 1,25 млрд рублей. Заказчиком выступает ГИСУ РТ, а подрядчиком – ООО «Строительная компания «Эталон» Андрея Закамского.
Помогла Специальная Олимпиада и в другом плане: благодаря ей у строителей появился дедлайн. Игры планировались на 22 - 28 января 2022 года, так что базу нужно было открыть под конец 2021-го и оставить достаточно времени на тестовые турниры и подгонку под строгие требования Олимпиады. Хотя турнир в итоге перенесли на 2023 год (об этом объявили в начале сентября), стройка в Мирном продолжилась в прежнем режиме. Планируется, что база будет готова принимать спортсменов с января 2022 года. На комплексе царит рабочая обстановка, которую мы застали ранним утром, когда посещали объект. Одни рабочие занимаются отделкой помещений, другие добивают стрельбище. Команда понимает, что сроки уже поджимают.
В МИРНОМ БУДЕТ СТРЕЛЬБИЩЕ НА 40 КОРИДОРОВ
Комплекс занял 54 га и потребовал 3,5 км ограждений. Трасса протянулась на 6,6 км. На всей этой длине уложили асфальт – причём не такой же, как на обычных дорогах, а особого состава. Нужен он для месяцев без снега, когда спортсмены меняют лыжи на ролики. Покрытие должно быть достаточно жёстким, чтобы его не раскрошили острые концы палок, и достаточно мягким, чтобы зубцы всё-таки могли входить в него.
Также на трассе выдержали нужное для соревнований соотношение впадин и возвышенностей. С этой целью в Мирном выкопали 60 тыс кубометров грунта и засыпали ещё 23 тыс. Общая высота подъёмов составила 168 м, другими словами, в некоторых участках трасса весьма крутая. Сделано это специально – такова специфика. Спортсмены могут развить на спуске крайне высокую скорость, которая опасна для любителей. Поэтому для свободного посещения будет открыта только треть трассы протяженностью 1,2 км, где почти равнинная местность. Именно туда вас пустят, если вы приедете в Мирный и возьмёте лыжи в прокат. Всё остальное – только для подготовленных спортсменов, которые умеют забираться на вершины, а при спуске держать скорость.
Все основные помещения на объекте расположены сразу у входа, вблизи друг к другу. Слева – ряд вакс-кабин: административный блок, небольшой кафетерий, тренерские, судейские, инвентарная, а также оружейная. Последняя вместит порядка 100 - 150 пневматических и огнестрельных винтовок, которые закупят под открытие, и сможет вместить ещё 800, под которые также предусмотрены ячейки-сейфы. За таким объёмом вооружения будет следить Росгвардия, она же устанавливала условия его хранения. В считанных метрах от оружейной расположено стрельбище. Здесь предусмотрено 40 стрелковых коридоров и сразу два уровня безопасности: за мишенями расположена толстая бетонная стена, а перед ней на высоте 3 метра располагаются пулеперехваты, которые нужны для «ловли» пуль, выпущенных сильно выше цели.
Возведены трибуны на 250 мест – с них зрители смогут увидеть старт и финиш, а также выступление спортсменов на стрельбище. В просмотре остальной части гонки помогут уже установленное видеотабло, на которое можно выводить трансляцию, или же зрительские коридоры, которые предусмотрены по всей трассе. Набор гонок на соревнованиях у каждого вида будет свой: для лыжников будут доступны дистанции с 1,5 до 5 км, для биатлонистов – с 800 метров до 5 километров.
БАЗА ДОЛЖНА БЫЛА ОБЪЕДИНИТЬ ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ И БИАТЛОН. И ЭТО (ПОЧТИ) ПОЛУЧИЛОСЬ
Совмещение лыжных гонок и биатлона на одном объекте – обычная практика для России. Строить биатлонные базы на порядок сложнее из-за оружия и особых условий его хранения, так что биатлонисты обычно рады разделить тяжёлую ношу с лыжниками. Самый яркий пример взаимовыгодного сотрудничества – базы в Тюмени и Ханты-Мансийске, которые принимают топ-соревнования как по лыжам, так и по биатлону.
В Татарстане же нужно учитывать, так сказать, складки местности. Когда появился проект базы в Мирном, от федерации лыжных гонок РТ?, которую возглавляет Фардиев, как раз начал откалываться биатлон. Формально за Фардиевым был закреплён и этот вид спорта, но по факту им всегда занимались по остаточному принципу. В этом была своя логика: в лыжных гонках можно добиться результатов быстрее, чем в биатлоне, и каждый вложенный рубль даёт здесь больше эффекта. Базы строить легче, можно подготовить больше чемпионов. Биатлон в федерации не бросали, но финансирование он получал меньше.
Такой расклад не нравился Ильдару Нугманову – совладельцу компании «Казанские стальные профили» и главному любителю биатлона в Татарстане. В феврале прошлого года он через СБР зарегистрировал новую федерацию биатлона РТ. Вместе с этим союз отозвал аккредитацию у федерации Фардиева. Работа над базой в Мирном уже началась без биатлонистов, так как у них ещё не были оформлены все документы. В некоторой степени это было оценкой властей Татарстана ситуации в биатлоне республики: вы получили независимость, но влияния и финансовых возможностей Фардиева у вас нет. Так что двум видам по уму следовало бы плыть в одной лодке. Арифметика здесь простая: бюджет федерации Фардиева – 100 млн рублей, бюджет федерации Нугманова – от 5 до 10 млн. Со временем биатлонистов всё-таки подключили к совещаниям. «Мы обращались в СБР, писали письма, много раз ходили на приёмы, – рассказал «БИЗНЕС Online» Нугманов. – Со временем нам всё-таки удалось убедить все стороны, что построить биатлонную базу без биатлонистов невозможно».
Собеседники нашего издания, которые знакомы с ходом строительства, высоко оценили вклад Нугманова: он смог договориться с Росгвардией об отдельной оружейной (изначально её планировали разместить на базе «Динамо»), предложил нужный состав асфальта, настоял на расширении стрелковых коридоров. Конечно, временами эта настойчивость была на грани фола. Пользоваться базой в Мирном будут и лыжники, и биатлонисты, но почему-то вся публичная критика поступает только с биатлонного фланга.
Так, объект удостоил своим вниманием «голос» российского биатлона Дмитрий Губерниев. В эфире «Матч ТВ» он рассказал, что на базу в Мирном потратили фантастические деньги и при этом не включили в состав комплекса такие, по его словам, базовые вещи, как зал для холостого дренажа, тир и спортзал. В то же время Губерниев забыл добавить, что рядом с лыжно-биатлонным комплексом в Мирном есть база спортобщества «Динамо», где есть и зал, и тир.
Совсем анекдотичная ситуация развернулась на днях. Заместитель министра спорта РТ Алмаз Мингулов, который несколько раз в неделю приезжает в Мирный и контролирует ход работ, во время очередного визита осмотрел свежеуложенный асфальт и заметил недочёты на небольшом участке трассы. Хотя это был нулевой слой асфальта, на который затем ещё накладывают несколько пластов, Мингулов потребовал устранить нарушения и затем поделился видео плохого асфальта в общем чате лыжников и биатлонистов. Затем оно загадочным образом уплыло в телеграм-каналы, а Нугманов, воспользовавшись поводом, мигом сообщил журналистам, что асфальт положили с нарушениями. Недочёт к тому времени был уже исправлен.
Все эти трения, конечно, не должны навредить статусу биатлона в Татарстане. Раз республика открывает такой современный комплекс и вкладывает в него сотни миллионов, этот вид нужно поддерживать и развивать. После открытия комплекса следует также подумать над тем, как помочь биатлону инфраструктурой в других городах Татарстана. Чемпионов в лыжных гонка республика готовит каждый олимпийский цикл – теперь они нужны в биатлоне.
СПОРЫ ВОКРУГ ТРАССЫ И СИСТЕМЫ ОСНЕЖЕНИЯ
При этом стройка в Мирном действительно проходит не без замечаний, этого никто не скрывает. Татарстанская сторона постоянно находится на связи с представителями всероссийских федераций и выслушивает их пожелания. «Я посещал объект в апреле этого года, провёл замеры и дал свои заключения, – рассказал «БИЗНЕС Online» главный специалист федерации лыжных гонок РФ Игорь Беломестнов. – Мои пожелания были учтены, сейчас объект готов на 90 процентов». При этом, по словам Беломестнова, в Мирном есть проблема с трассой 5 км: в неё не помещаются последние 600 метров, и спортсменом придётся разворачиваться, чтобы закрывать «корешок». «Это обычная практика, – подсказал один из собеседников нашего издания, знакомый с лыжными базами по всей стране. – Раз федерация указывает на такой маленький недочёт, значит, всё остальное её устраивает».
У биатлонистов претензий больше. Больше всего им не нравится система искусственного оснежения, которая установлена в Мирном. Что она из себя представляет? Это шесть резервуаров с водой, которые зарыты в землю. С помощью специальной механики оттуда вырабатывается снег и выпускается на участок трассы длиной в 3 км. Биатлонисты же настаивают, что нужны не резервуары, а искусственный водоём, и должен он покрывать не 3 км, а больший участок трассы. В министерстве спорта РТ и ГИСУ им отвечают, что всё сделано в соответствии с федеральными нормативами. У лыжников, что интересно, вопросов к искусственному снегу нет. Также стоит отметить, что искусственный водоём потребовал бы вырубки значительной части леса.
Другое замечание биатлонистов: временные трибуны в Мирном должны быть рассчитаны не на 250 мест, а на три тысячи. Нужно не только стрельбище, но и тир. В этом есть своя логика: трибуны нужны под более статусные турниры, а тир пригодился бы при плохой погоде, но всё упирается в финансовые возможности. Строить лыжно-биатлонные базы – удовольствие не из дешёвых. Уже упомянутые комплексы в Тюмени и Ханты-Мансийске, которые упакованы по высшему разряду, стоят в десять раз дороже, чем база в Мирном, указывают наши собеседники. Помимо этого, есть и территориальные ограничения. «Посмотрите на карту, – подсказал нам один из источников. – База расположена на маленьком пятачке леса. Мы бы с радостью расширили её по ширине и длине, но с одной стороны – Волга, с другой – жилая застройка».
По этой причине база в Мирном не сможет претендовать на международные соревнования (Специальная Олимпиада не в счет). При этом совсем без турниров она не останется. В лыжных гонках можно замахнуться на этап Кубка России, единственное, гонку на 10 км придётся проходить в два круга. В биатлоне можно рассчитывать на Кубок России и чемпионат страны, если у представителей СБР не останется вопросов по инфраструктуре объекта. В регулярном режиме база сможет организовывать различные соревнования Приволжского федерального округа, не говоря о республиканских и городских турнирах.
Большую часть года базу будут занимать юные спортсмены всех школ, которые отвечают за лыжные гонки и биатлон. Комплекс строился в первую очередь для них. также Мирный смогут считать своим домом спортсмены сборных Татарстана. После введения в эксплуатацию комплекс перейдёт на баланс муниципальной школы по лыжным гонкам и спортивному ориентированию. Директором базы станет Евгений Шеболкин, сам в прошлом лыжник, который ранее занимался административной работой в спортивном клубе «Нефтехимик», а также федерации лыжных гонок РТ. Также комплекс будет открыт для простых любителей лыж, которые захотят покататься на досуге. Как мы уже упомянули, им будет доступно 1,2 км трассы без больших перепадов высот.