Шакир Мухамадуллин со слов его первых тренеров.
Защитнику «Салавата Юлаева» Шакиру Мухамадуллину 10 января исполнится 20 лет. К этому времени он уже успел отыграть в 102 матчах КХЛ и стать самым молодым дебютантом уфимского клуба в истории лиги. Мухамадуллин был одним из лидеров и ассистентом капитана сборной России на МЧМ-2022, который из-за коронавируса пришлось отменить. Шакир, скорее всего, сыграет и за первую команду на оставшихся этапах Евротура и чемпионате мира. Недавно Мухамадуллин подписал первый контракт с «Нью-Джерси», но пока останется в родном клубе, чтобы окрепнуть окончательно.
«БИЗНЕС Online» пообщался с первыми тренерами Мухамадуллина с попыткой выяснить, как он стал одним из самых перспективных российских защитников поколения и в каких компонентах ему ещё необходим прогресс.
В ДЕТСТВЕ ИГРАЛ С ХОККЕИСТАМИ НА ГОД СТАРШЕ
Шакир дебютировал за «Салават» 3 сентября 2019 года в матче с «Куньлунем» в 17-летнем возрасте. Сделал он это с одногодкой Родионом Амировым – другим талантливым воспитанником уфимского клуба, который, к слову, тоже не так давно подписал контракт с клубом НХЛ («Торонто») и был арендован «Салаватом». Тогда впервые в истории КХЛ в составе уфимцев сыграли два игрока моложе 18 лет. До них в 17 лет за «Салават» в КХЛ дебютировал лишь Кирилл Полозов в сезоне 2008/09. Но у него большая карьера не сложилась. В первой команде Полозов провёл лишь четыре матча. Да и шансов закрепиться там у него фактически не было, учитывая сколь звёздным был тот «Салават», руководимый Вячеславом Быковым.
Заниматься хоккеем Шакир начал с пяти лет. В школу «Салавата» он пришёл чуть позже брата Мустафы, который старше на год. Он профессиональным спортсменом не стал и сейчас учится в московском РГУ нефти и газа. Братья оказались в одной группе у тренера Бориса Тимофеева, который продолжает работать в академии по сей день. Если Мустафа занимался среди ровесников, то Шакир выдерживал конкуренцию у хоккеистов старше на год. В разговоре с нашим изданием Тимофеев вспомнил, что Шакир на общем фоне выделялся разве только своим ростом (193 см).
«В моей команде он был на год младше всех, – вспоминает тренер. – На фоне 2001 года он был немного медленным, но с задатками. Высокий рост, дисциплинированность, исполнительность. У нас не было, что Шакир чем-то выделялся, но, может быть, дело в том, что мы старались хорошую командную дисциплину держать и не выделять детей, создать дружный коллектив. Даже если у кого-то получался хороший турнир или игра, то старались его не возносить. Не сильно хвалили и не сильно морально убивали тех, кто плохо сыграл. Держали средний уровень похвалы».
Большой хоккеист из Мухамадуллина получился благодаря работе над собой: «Самое главное его качество – это анализ и исправление ошибок. Не всё идеально было, когда он только начинал. Сейчас тренеры любят ребят, которые пришли и сразу всё умеют. А Шакир-то таким не был. Единственное, что он в спортзале всегда хорошо тестирование сдавал. А на льду у него тесты были далеко не самые сильные. Все эти годы он тянулся за старшими ребятами».
«РЕШИЛ, ЧТО ЕМУ ЛУЧШЕ БУДЕТ ИГРАТЬ В ОБОРОНЕ»
В команде с ребятами старше его на год Шакир играл на позиции центрального нападающего. Но в 12 лет, когда уже начались игры первенства России, выступать за старших он уже не мог. Тогда Мухамадуллина отправили в команду 2002 года рождения, которую тогда возглавлял Николай Цулыгин. Нынешний ассистент главного тренера «Салавата» Томи Ламсы перевёл Шакира в защиту.
«Я с ним недолго работал, два года. Очень высокий мальчишка, игру понимает. Хорошо катается, для его роста особенно. Но в определённый момент все повзрослели, и в роли центрфорварда он не мог раскрыть всё, что у него есть, – сказал в разговоре с «БИЗНЕС Online» Цулыгин. – Чуть медленно играл, не мог быстро среагировать. Решил, что ему лучше будет в обороне. Там он всё равно может подключаться и использовать свои сильные стороны – бросок у него хороший. Поэтому я и перевёл его. Чтобы у него было чуть больше времени для понимания игры. В нападении всё равно надо чуть быстрее соображать. Из обороны никто его подключений не ждёт, а он в этом хорош. После перевода он хорошо начал играть. Единственное, что ему надо добавить в силовой борьбе. И тогда надо было, и сейчас. С шайбой он идеально играет. В игре без неё надо добавить».
Сам хоккеист отнёсся к переменам спокойно. «Я принял это как данность, – рассказывал сайту КХЛ Шакир. – Пришлось переучиваться буквально на ходу. Я и раньше постоянно возвращался в оборону, так как играл на позиции центрфорварда, любил отбирать шайбу. С этой фазой игры проблем не было». Уже в свой первый сезон на новой позиции Мухамадуллин набрал 26 (7+19) очков в 36-ти матчах первенства России. Цулыгин тоже уверяет, что проблем из-за перевода с Мухамадуллиным не возникло: «Он мне ничего такого не говорил, что хочет обратно в нападение. Я такого не помню. Был мальчик, которого я также переводил, а он ни в какую. Не было, чтобы Шакир это негативно воспринял. Когда он стал играть в обороне, то очков набирал больше, чем в центре».
В 2015 году Цулыгин ушёл на повышение – стал помощником главного тренера «Толпара». Его место занял Раиль Муфтиев. Он в разговоре с нашим изданием оценил подростковые способности Мухамадуллина по достоинству. «Хороший парень, порядочный, трудолюбивый. Нормальный во всех отношениях. Проблем не было вообще. Для защитника он довольно быстрым, техничным был, потому что из нападения перешёл. С хорошим игровым мышлением. Потом уже хорошие бросок и щелчок у него появились», – говорит Раиль.
Также Муфтиев рассказывает, что уже тогда увидел в нём задатки большого игрока: «На летнем турнире в Магнитогорске он здорово сыграл – подбирал, разгонял атаки, подключался. Мне так понравилось, что я ему сказал, что если так продолжит, то точно попадёт в сборную».
Первый вызов в юниорскую сборную России Шакир получил в 2017-м, за год до своего выпуска из академии. «Всё произошло так просто: подошёл тренер и сказал, что пришёл запрос из сборной – готовься, – рассказывал сам защитник. – Это стало для меня полной неожиданностью. Были мысли: это точно происходит со мной или какая-то шутка? Поначалу даже ничего не рассказывал родителям. Мало ли, потом передумают, а папа с мамой расстроятся. И только перед самыми сборами сообщил им».
ЗАКРЕПИЛСЯ В ОСНОВЕ В 18 ЛЕТ
Первое достижение на уровне сборных к Шакиру пришло на ЮЧМ-2019, на котором он сыграл в шести матчах. Хоккеист не отметился результативными действиями, но дошёл с командой России до финала, обидно уступив шведам лишь в овертайме. Полноценный триумф случился чуть позже, в августе того же года. Россияне впервые за 24 года завоевали Кубок Глинки-Гретцки, в финале обыграв самих канадцев. Шакир на нём в пяти матчах отметился одним голом.
До этого Мухамадуллин уже успел дебютировать за «Толпар» в 16-летнем возрасте, параллельно выступал и за юниорскую команду «Салавата». Причём в сезоне 2018/19 в плей-офф МХЛ он сыграл на один матч больше, чем в регулярном чемпионате, а всего в 11-ти матчах набрал 4 (2+2) очка. После Кубка Глинки-Гретцки Шакиру предстояли предсезонные сборы. Но уже не с «Толпаром», а с «Салаватом». Привлёк к первой команде защитника как раз Цулыгин, который хорошо знал способности своего воспитанника.
В дебютном сезоне в КХЛ Мухамадуллин отыграл в 27-ми матчах регулярного чемпионата и двух плей-офф, отметившись одним ассистом. Набирался опыта в игре с мужиками хоккеист в сильнейшей российской лиге, миновав ВХЛ, сыграв за «Торос» лишь в одном матче. Параллельно он совершенствовал показатели в МХЛ, набрав 10 (2+8) очков всего в 13-ти матчах регулярного чемпионата. Крайне солидно для защитника. В плей-офф проявить себя не вышло из-за разразившейся пандемии коронавируса. Тем не менее, в НХЛ оценили таланты Шакира по достоинству: «Нью-Джерси» высоко выбрали россиянина в первом раунде под 20-м пиком.
В прошлом сезоне уже при Ламсе Мухамадуллин окончательно закрепился в основе «Салавата», набрав 10 (3+7) очков в 39-ти матчах первого этапа и став четвёртым по результативности защитником команды. Однако однозначно успешным сезон для Шакира назвать сложно. Зимой он впервые сыграл на МЧМ. Россия на нём провалилась, без шансов уступив в полуфинале Канаде (0:5), а затем и Финляндии в матче за 3-е место (1:4). Сам Мухамадуллин допускал немало ошибок, а затем был записан западными аналитиками в список разочарований турнира. Несмотря на это, Шакир начал вызываться и во взрослую сборную России на этапы Евротура. Однако в феврале в матче с Чехией он травмировал плечо, из-за чего был вынужден пропустить плей-офф.
К новому сезону Шакир залечил все болячки. А на старте Ламса ставил молодого игрока в первое звено, пока из-за болезни отсутствовал Филипп Ларсен – один из лучших защитников атакующего плана в лиге. Очевидно, финский тренер считает, что Мухамадуллин лучше других может дублировать функции датчанина в команде. Он тоже любит и умеет разгонять и поддерживать атаки. Шакир стал чаще играть и в большинстве. С возвращением Ларсена Мухамадуллин вернулся в третье звено. Ему нужно, как считает он сам, в обороне. Также молодому таланту ещё предстоит набрать в силовой борьбе. Ранее ему в этом мешала комплекция. При высоком росте весил он всего около 77 кг. Но сейчас хоккеист постепенно обрастает мясом и уже весит 88 кг.
«ОН НЕРАВНОДУШНЫЙ ЧЕЛОВЕК, НЕ УМЕЕТ ПРОИГРЫВАТЬ»
Когда Шакир попал в «Салават», его сразу же под свою опеку взял Алексей Семёнов. В Уфе опытнейший защитник выступал с 2018-го по 2021 год. В этом году с ним не продлили контракт, и он стал тренером в «Спартаке». Вместе с Шакиром он оставался после тренировок, отрабатывал броски и разбирал возможные игровые ситуации. Семёнов даже называл его сыном. «Нас поставили в одну пару, и ребята начали говорить: «О, смотрите, папа с сыном на льду». И это всё приклеилось», – объяснил Алексей.
Сам Шакир долгое время обращался к Семёнову на «вы». «Алексею Семенову я не могу сказать «Привет» из-за разницы в 21 год. В одной паре выходим, но он мне в отцы годится, а я ему в сыновья. Проявляю к этому человеку большое уважение, так как он мне очень помог в плане психологии и тренировочного процесса», – говорил «Горобзору» Мухамадуллин.
Скромный характер не мешал Шакиру на льду, ещё с детских возрастов. «Он далеко неравнодушный человек, не умеет проигрывать. А так внутри команды всё равно лидерские качества у него проявлялись, он пытался заводить. Но и в истерики не впадал. Это тоже хорошее качество. Некоторые дети, когда проигрывают, клюшки начинают ломать. У Шакира – холодный анализ. Провёл работу над ошибками – и пошёл дальше», – рассказал его бывший тренер Тимофеев.
С учёбой в школе у Мухамадуллина проблем не было. Тренер проверял у каждого воспитанника дневник. Если кто-то учился плохо, то освобождался от тренировок на неделю. Не исправил оценки – ещё неделя. Шакир подобных наказаний избежал. «Это часть дисциплины. Есть понятие, что ребёнок уже должен прийти с базовым воспитанием. Что в пять лет у него что-то уже заложено. А если ребёнок провёл первые пять лет жизни в системе турецких анимаций, его только развлекают, то, естественно, он будет разболтан. У него будет плохая тренировочная дисциплина и результаты слабенькие», – уверен Тимофеев.
Эту базу хоккеисту заложили, конечно, родители – Марат и Эльвира. Тимофеев отзывается о них только с положительной стороны. Ведь они не мешали тренировочному процессу: «Родители адекватные. Сейчас очень много говорят о родителях скандальных. Вот у Мухамадуллиных не было такого, чтобы они приходили, выясняли отношения, когда Шакир в запасе оказывался. А он оказывался, потому что всё равно на год младше был. Они не давили ни на меня, ни на него. Всегда был диалог спокойный, размеренный – чего не хватает и так далее. Спокойно относились к критике. Не сказать, что они кардинально брались, пытались исправить, в лагеря его возили. Но они создали ему быт хороший, атмосферу, давали понять, что слово тренера – это закон. И что ошибки он должен исправлять поэтапно, год за годом».
«В ЭТОЙ ЖИЗНИ ВСЁ ДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ ВОВРЕМЯ»
В декабре Мухамадуллин подписал контракт новичка с «Нью-Джерси» и был отправлен в аренду в «Салават» до конца сезона. Хоккеист уже сам подтвердил, что останется в Уфе и на следующий сезон. Сейчас ехать в лучшую лигу мира Шакиру пока рано. Такого мнения придерживаются и его тренеры. «Он подписал контракт, который не мешает ему играть в Уфе – это самое важное. Считаю, что именно сейчас ему рано туда ехать. Он не готов на сто процентов, – говорит Цулыгин. – Ему нужно больше окрепнуть, поиграть за первую сборную, в нашей команде стать лидером. Во внутреннем чемпионате себя проявить. Ему нужно физически окрепнуть. Желательно туда уже сложившимся игроком ехать».
Так же считает и Тимофеев, который продолжает помогать своему воспитаннику советами: «Он всё равно до конца ещё не сложился. Рост у него идёт, мастерство ему нужно стабилизировать. Только в ближайшие лет семь мы поймём, действительно ли что-то из него получилось или нет. Конечно, он уже добился огромных успехов. Но пока на уровне взрослого хоккей все эти похвали и предсказания – это больше аванс. Чтобы поехать в НХЛ нужно попасть во взрослую сборную и на некоторых этапах Евротура показывать достаточно стабильную игру. Тогда есть шанс в практически 95 процентов, что закрепишься там. Многое ещё зависит от того, к какому тренеру он попадёт, с какими партнёрами начнёшь играть, сколько времени дадут на адаптацию».
Оставшись пока в «Салавате» Мухамадуллин выиграет в деньгах. В Уфе ему будут платить больше, чем с контракта новичка в НХЛ. Да и сам «Салават» не будет учитывать его зарплату в потолке, пока Шакиру не исполнится 21 год. «После прошлогоднего МЧМ мы предлагали нашим молодым игрокам трёхлетние контракты. Готовы были пойти на уступки, после года-двух расторгнуть соглашения и отпустить игроков, – рассказывал генеральный директор клуба Ринат Баширов. – Это наши воспитанники, это наши дети. Шакир Мухамадуллин не согласился. Сейчас мы приняли вместе с ним и с его агентами решение, по которому в Уфе он будет играть в аренде. С финансовой точки зрения это выгодно для Шакира. Мы пошли навстречу игроку. И важно было договориться до принятия в первом чтении закона о компенсации, который вчера был принят. Чтобы Шакир нам не платил деньги».
Возможно, некоторые болельщики «Салавата» и хотели бы, чтобы Мухамадуллин и вовсе не покидал КХЛ. У клуба - отличная академия. Но воспитанников, которые бы долгое время играли в родной команде, приносили ей пользу и помогали завоёвывать кубки, как, например, Кирилл Петров, Артём Лукоянов и Александр Бурмистров в «Ак Барсе», у «Салавата» нет. Есть только молодые и перспективные. Но в клубе прекрасно понимают, что игроки хотят попробовать себя в более конкурентной среде, где их ещё и ждут. А вернуться можно успеть всегда.
«В любом деле есть высшая точка. В хоккее – это НХЛ. Вот Василевский играет, но все понимают, что это воспитанник «Салавата Юлаева». Если Шакир пробьётся и будет там играть, то все прекрасно будут осознавать, что это уфимский воспитанник, который представляет нашу республику, город, клуб. Все будут только радоваться», – считает Муфтиев.
«Родному клубу он и так много лет отдал ребёнком. Сейчас многое отдаёт. Просто есть этап развития игрока. Понятно, чтобы выйти на более высокий уровень нужно попробовать себя там. Если здесь немного передержаться, то прекратится рост. В этой жизни всё делать лучше вовремя. Сейчас ему лучше один-два года тут ещё побыть. Но не пять-шесть лет», – уверен Тимофеев.