Железный занавес 2.0. Что останется от спорта в России после санкций?

Бан из еврокубков и соревнований уже не угроза, а реальность.

МОК потребовал отстранить россиян от международных соревнований, ФИФА и УЕФА распорядилась проводить еврокубки без российских клубов и турниры без российских сборных, ИИХФ поступила таким же образом – обо всех этих новостях мы узнали лишь за один вечер накануне. То, что ранее казалось таким устойчивым и незыблемым, рушится у нас на глазах как карточный домик.

Теперь уже не остаётся никаких сомнений, что Россия находится в международной спортивной изоляции. И что же теперь? Пока можно сказать только то, что разрушились те основы, на которых страна вкачивала в спорт миллиарды рублей.

Камила Валиева / фото: Cao Can, XinHua, globallookpress.com

МЫ БОЛЬШЕ НЕ В ОЛИМПИЙСКОЙ СЕМЬЕ

Ещё неделю назад вся страна возмущалась, что Камиле Валиевой не вручили одну золотую медаль и не дали завоевать другую. А теперь кажется просто чудом сам факт участия Валиевой на Олимпиаде. Как и любой другой фигуристки. Как и любого другого спортсмена сборной России. Вечером МОК выступил с самым жёстким заявлением по поводу событий на Украине – он рекомендовал федерациям по всему миру не допускать российских спортсменов до международных соревнований. Вот так, прямым текстом. Наверняка в этом найдут юридические лазейки, допустим, что рекомендация распространяется на чемпионаты мира, а на какие-нибудь этапы Кубка мира – нет. Такие лазейки уже нашли в санкциях ВАДА, которые, к слову, тоже никто не отменял. Даже сам МОК оставил России пространство для маневра, уточнив в релизе федераций, что если участие россиян совсем уж неизбежно, то можно их допустить в нейтральном статусе и без национальной символики. В таком режиме уже который год выступают наши легкоатлеты.

Но главное – сигнал и то, как на них реагируют в международном сообществе. Стоило МОК под конец прошлой недели объявить о том, что проведение турниров в России нежелательно, одна федерация за другой стали отзывать свои соревнования из страны. Не устояла даже международная федерация водных видов (ФИНА), которую связывают крепчайшие отношения с Татарстаном и Россией. Когда Хусейн аль Мусалам стал президентом ФИНА, он посетил Казань уже через два дня после выборов – это было его первая заграничная поездка на новом посту. ФИНА не перенесла ни одного турнира из России под поводом санкций ВАДА, напротив, доверила Казани проведение чемпионата мира на короткой воде в декабре 2022 года. Он должен начаться 17-го чи –сла ровно на следующий день после завершения антидопинговых санкций. И вот при всём этом, ФИНА в пятницу вечером отменила в Казани этапы Кубка мира по прыжкам в воду и синхронному плаванию, сославшись на рекомендацию МОК, а в воскресенье добавила к этому списку чемпионат мира по плаванию среди юниоров. Изначально это не входило в планы федерации, но, оказавшись под прессингом скандинавских и прибалтийских пловцов, которые потребовали «крови», она уже не могла поступить по другому.

Алишер Усманов / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

Масштабы действия поражают. Глава Европейского союза дзюдо Сергей Соловейчик недавно добровольно сложил с себя полномочия. «Считаю, что для сохранения единства в наших рядах мне необходимо уйти в отставку», – пояснил он своё решение. Глава международной федерации шахмат Аркадий Дворкович распорядился запретить соотечественникам выступать с флагом и гимном. Глава международной федерации спортивной стрельбы Владимир Лисин объявил о решении перенести чемпионат Европы из России. Нейтралитет из российских спортивных топ-руководителей пока сохраняет только Алишер Усманов, но сможет ли он поддерживать фехтование после всех санкций – как в отношении России, так и в отношении него самого? Пока всё указывает на то, что наша страна окончательно растеряет все позиции в олимпийском движении, которое и без того было захвачено европейцами и англосаксами. Россия и без недавних санкций не могла защитить гимнастку Дину Аверину от откровенно грязного судейства в Токио и Этери Тутберидзе от повышения возрастного ценза в фигурном катании до 17-ти лет. Победы на соревнованиях у страны редко получалось закрепить победами в высоких кабинетах.

Возможно, к этому выводу стоило прийти ещё во время какой-либо из предыдущих Олимпиад, которую мы проводили под белым флагом и аббревиатурой ROC, но теперь не остаётся никаких сомнений: Россия – больше не член олимпийской семьи. МОК открыто выступает против нас. Наши функционеры не занимают высокие посты в федерациях. Полезные «болванчики» либо ушли со своих постов (лояльный России Рене Фазель уступил пост Люку Кардиффу, который относится к нам уже без пиетета), либо оказались не готовы жертвовать своей репутацией ради поддержки токсичной и ненавистной России (тот же аль Мусалам и ФИНА). Лучше всего ситуацию описала Ирина Винер-Усманова – хранительница художественной гимнастики, которая уже на Олимпиаде в Токио смогла понять что к чему. «Это полный железный занавес для спортсменов. Политика полностью овладела спортом», – сказала она.

Ирина Винер-Усманова / фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Когда к такому же выводу придут спортивные чиновники в России на разных уровнях, медленно и мучительно, начнётся обрушение всей системы олимпийского спорта. Ступенька за ступенькой. Ведь уже с нулевого уровня в России всё завязано на элементе международного триумфа, который вмиг оказался недоступен для нас. Ребёнок приходит в спорт, мечтая стать олимпийским чемпионом. Он попадает в спортивную среду, которой дают бюджетное финансирование, а также много часов на объекте с заниженными условиями по аренде, опять же, с целью растить олимпийских чемпионов. Если ребёнок преуспевает, ему выбивают ставку на региональном уровне для побед на всяческих Универсиадах, Кубках мира, юниорских чемпионатах. Всё это – подготовка к Олимпиаде. Преуспевает ещё больше – ему выбивают многомиллионную выплату в регионе, объясняя это его перспективами на Олимпиаде. А затем он получает ещё больше денег от федерального министерства, которое ждёт от него медалей Олимпиады. И стоит ему, наконец, выиграть – ему положена премия, машина, приёмы у мэров, губернаторов и президентов, а также всеобщее внимание.

Что станет со всей этой конструкцией, если российскому спортсмену уже не дадут выступать на Олимпиадах – и, более того, на чемпионатах Европы и мира? Заменим ли мы все эти турниры на «Дети Азии»? Может, на Кубок Сыктывкара? Или на Игры стран СНГ, которые, к слову, впервые прошли в Казани прошлой осенью? А если заменим, не уйдут ли тогда из олимпийского спорта те миллионы, которые в нём получают и без того единицы тех, кто ценой невероятных жертв пробился наверх?

Игра «Барселоны» и «Рубина» / фото: p34, ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

МЫ БОЛЬШЕ НЕ В ЕВРОКУБКАХ

Перейдём от миллионов к миллиардам и поговорим о клубном спорте. То, что российские клубы отстранены от еврокубков, – это уже не фигура речи, это данность. С соответствующим распоряжением уже выступил УЕФА. Европейский союз годами финансировался «Газпромом», но кого это сейчас волнует? Контракт всегда можно разорвать под угрозой репутационных рисков. Таким образом, «Спартак» уже не сможет сыграть в этом сезоне в Лиге Европы, а лучшим командам РПЛ по итогам нынешнего сезона уже не светит попасть в Лигу чемпионов, Лигу Европы и Лигу конференций на следующий. Что это значит? В первую очередь, что российские клубы перестанут быть хоть столько-то интересными для перспективных легионеров, не говоря уже о качественных. Обрушится экономическая модель тех клубов, кто ранее был заточен на покупку интересных иностранцев и их последующую перепродажу в европейские чемпионаты. В числе таких клубов находится, кстати, «Рубин».

Во вторую (но только в хронологическом порядке) очередь, что клубам станет уже труднее выбивать у спонсоров и регионов свои прежние бюджеты. Пусть «Рубин» уже давно не преуспевал в еврокубках, из истории клуба не вычеркнуть, что когда-то он играл в Лиге чемпионов и побеждал «Барселону». Поэтому ему нужно выделять (условно) не два, а 30 рублей. Поэтому его нужно спасать, если есть проблемы с долгами и финансовым fair play. Поэтому нужно терпеть, когда он проходит очередную перестройку. Ведь если ты окажешься где-нибудь за границей, то можешь сказать «Рубин» – и тебе ответят «Казань».

«Ак Барс» празднует победу в Кубке Гагарина / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

Еврокубки в футболе важны, но их отсутствие может быть компенсировано внутренним чемпионатом – популярным и полным традиций. Не меньше, чем матчи с «Интером», в той же Казани помнят две победы в чемпионатах России. При этом стоит отметить, что никто уже не может гарантировать тот же уровень конкуренции в чемпионате без еврокубков. Сможет ли «Зенит» получать то же финансирование от «Газпрома» без возможности играть в Лиге чемпионов – большой вопрос. Сильная внутренняя лига должна помочь и хоккею. Когда «Ак Барс» выиграл Кубок Гагарина в 2018 году, люди праздновали победу на улице. Тем более, у хоккея есть мощнейший резерв в том плане, что российских хоккеистов много, и по большей части они выступают на крайне высоком уровне. Без канадцев и шведов, которые могут испугаться текущей ситуации, будет тяжеловато, но как-нибудь переживём.

Того же не скажешь про баскетбол, за который сейчас откровенно боязно. Накануне над российскими клубами занесла меч Евролига: она временно отстранила УНИКС, ЦСКА и «Зенит» из турнира – пускай все команды находятся в зоне плей-офф. Если украинский кризис не урегулируется до конца регулярного чемпионата, тогда результаты клубов аннулируют. Но проблемы начнутся гораздо раньше: за красивой формулировкой («временно отстранены») скрывается ужасная реальность. Прямо сейчас у легионеров российских клубов, которых в командах большинство, нет никакого смысла оставаться в России. Они разъедутся кто в Европу, кто в Америку. Допустим, спецоперация закончится на следующей неделе – и как же легионерам «собираться» обратно? Авиасообщение закрыто, европейские клубы всё так же настроены играть против российских команд, а по новостям продолжают показывать кадры из Киева или Харькова. Большая удача, если УНИКС, ЦСКА и «Зенит» ещё раз выйдут на паркет в этом сезоне. И большой удачей будет, если все они сохранят финансирование, ведь в баскетболе всё завязано на успехи на европейской арене. Во многом это связано с тем, что в Единой лиге ВТБ всего семь российских клубов, чьё соперничество друг с другом мало кому интересно.

«Казанский марафон» / фото: Андрей Титов, БИЗНЕС Online

Пока всё указывает на то, что клубный спорт из элемента того же международного престижа превратится в то, чем всегда был, – социальной нагрузкой. Ты уже не сможешь купить легионеров, потому что они к тебе просто не поедут. Тебе придётся растить собственных игроков, вкладываться в академии, вкладываться в школы, строить под своей главной командой большой фундамент. Придётся забыть об успехах где-то в далёкой Европе и думать о задачах в России. Вместе с тем второе дыхание получат все проекты любительского спорта – забеги, триатлоны, фитнесы, футбольные и хоккейные лиги. Вместе с упадком спорта, направленного на «показуху», мы увидим взлёт спорта, направленного на здоровый образ жизни.

Артур Валеев