Легионеры не уедут совсем, но станут получать в разы меньше.
Российский футбол – в изоляции, как и весь остальной спорт. Клубам запретили играть в еврокубках, сборные не могут выступать в турнирах ФИФА. Эти санкции неизбежно потянут за собой изменения в привычном укладе дел в премьер-лиге. Уже начались первые «побеги» легионеров: тренер «Динамо» Андрей Воронин и футболист Иван Ордец. вратарь «Урала» Ярослав Годзюр, главный тренер «Локомотива» Маркус Гисдоль, его коллега из «Краснодара» Даниэл Фарке, игрок «Зенита» Ярослав Ракицкий.
«БИЗНЕС Online» обсудил перспективы отечественного футбола с менеджером, бывшим руководителем «Локомотива», «Ростова» и «Москвы» Юрием Белоусом. Он прогнозирует откат на 30 лет назад как минимум в зарплатах российского чемпионата.
«ТО, ЧТО НАС НЕ БУДЕТ НА ЧМ, – УЖЕ РЕШЁННЫЙ ВОПРОС»
– Юрий Викторович, в эти дни пошли первые новости, что российские клубы покидают иностранцы. Среди прочих уехали главные тренеры «Локомотива» и «Краснодара». Насколько, по-вашему, реален отъезд вообще всех легионеров из чемпионата?
– Каждый легионер – это отдельная история, нельзя всех под одну гребёнку. Одно дело Воронин в «Динамо» или немецкий тренер «Локомотива» Гисдоль (кстати, потеря второго невелика), другое дело – колумбийские или бразильские игроки. В каждом отдельном случае за этими футболистами стоит отдельная страна и своё видение ситуации.
Меня беспокоит недавняя инициатива FIFPro (международная федерация ассоциаций профессиональных футболистов, этакий профсоюз - ред.), которая попыталась разрешить игрокам уходить из клубов по своему усмотрению свободными агентами. Есть контрактные обязательства, которые нужно выполнять. В каждом конкретном случае всегда есть возможность договариваться с конкретным футбольным клубом и игроком. Я думаю, что каждая такая ситуация будет решаться в индивидуальном порядке.
– У российских клубов уже мало шансов повлиять на иностранных игроков. Они всегда могут воспользоваться формулировкой «форс-мажор» в контракте…
– Ну почему? Есть CAS, туда можно обратиться. Там же стоит рассмотреть вопрос отстранения российских команд от еврокубков. По крайней мере, уже говорилось, что наши организации планируют обратиться в Лозанну. Но да, это непростая ситуация, так как есть эмпатия от тех стран и организаций, которые оказывают большое влияние на решение спортивных вопросов. Взять тот же МОК – сначала говорилось, что спортсмены могут участвовать или в нейтральном статусе, или под флагом федерации. Вначале и ФИФА приняла решение проводить матчи сборной России под флагом РФС. Теперь же всё по-другому.
Теперь, конечно, на иностранцах большое влияние и давление. Неоднократно заявлялось, что спорт вне политики, но мы видим, что идёт дискриминация российских спортсменов и футболистов, чего никогда не было. Казалось, что ФИФА всегда была сильна и принимала решение независимо. Но деньги решают всё: сейчас спонсоры ФИФА – представители американских и европейских структур. Даже «Шальке 04» отказался от денег «Газпрома» и сказал, что будет искать другого спонсора.
Ситуация непростая, но что есть, то есть. Главное, что чемпионат России продолжается. В европейских кубках оставался один «Спартак», очень жаль, что потеряли такое яркое противостояние с «Лейпцигом». Ну и то, что наша сборная отстранена от матчей, где мы были фаворитами, – тоже жаль.
– Изоляция российского футбола уже достигла своего предела? Осталось ли ещё что-то, чего нас могут лишить?
– Осталось. Теперь заглавная задача заключается в том, чтобы РФС не дисквалифицировали. Для этого я вообще не вижу поводов, но имеется прецедент Югославии в 1992 году. Тогда за три недели до чемпионата Европы сборную отстранили от финальной части. Прошли датчане и выиграли турнир. То, что мы не поедем на чемпионат мира, – уже, к сожалению, решённый вопрос. Пока остаётся шанс на решение в правовом поле, надо им пользоваться. Конечно, помимо правовых вопросов, добавляются спортивные, политические. Боязнь и нежелание тех же поляков играть с Россией, шведов и чехов.
«МЫ ЖЕ НЕ ЗАСТАВЛЯЕМ КАЯТЬСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ ИЗ ГЕРМАНИИ...»
– Как сейчас быть тем клубам, которые лишились еврокубков, но были нацелены на них? Какую мотивацию искать сейчас?
– Давайте мы не будем кричать «Караул!». Что касается ЧМ, да, тут очень сложно, потому что игры стыкового турнира должны были состояться уже в этом месяце. А вот что касается следующих еврокубков – у нас ещё есть время, мы можем подождать. Давайте будем надеяться и молиться богу, чтобы этот конфликт закончился как можно быстрее. Если конфликт, не дай бог, затянется, мы уже будем наблюдать за тем, как всё развернётся. Тогда весьма вероятно, что нас отстранят от следующего сезона в еврокубках. Тогда действительно начнутся проблемы, ведь многие зарубежные игроки приезжают в РПЛ, чтобы поиграть в Лиге чемпионов и Лиге Европы. В таком случае многие ведущие российские футболисты в расцвете сил будут искать вариант уехать в европейские команды, пусть даже средней руки. Так, как это было в начале 90-х годов. На их позиции придут новые молодые игроки – свято место пусто не бывает. Сегодня у нас появляется интересная, способная и талантливая молодёжь. Как бы не грешно было говорить, в данной ситуации есть хорошая возможность для продвижения наших молодых футболистов. Но, естественно, при таком сценарии поменяются бюджеты и упадут зарплаты. Это тоже приведёт к оттоку игроков в Европу.
– Касаемо переходов российских игроков в Европу стоит задать вопрос, а захотят ли их там видеть иностранные клубы? Не стоит ли Алексею Миранчуку и Александру Головину, которые играют в «Аталанте» и «Монако», возвращаться в Россию?
– Ни в коем случае! Миранчук играет с тем же Малиновским в команде, игроком сборной Украины. Это взрослые ребята, они понимают, те процессы, которые, к сожалению, происходят сегодня. Относительно Головина: его никто не притесняет, он лидер в своём клубе – ни о каком уходе не нужно и думать, этого не стоит делать. Конечно, мы знаем ситуации, относительно не только спортсменов. Когда дискриминационные требования предъявляются, например, деятелям искусства мирового уровня. Того же Гергиева пытались заставить покаяться и чуть ли не обвинить президента нашей страны. Он был главным дирижёром мюнхенского филармонического оркестра. Но ведь мы же не заставляем деятелей из Германии, которые работают в том же «Локомотиве» каяться, что их страна поставляет летальное вооружение на Украину. Хотя можно было бы...
Если наши состоявшиеся игроки будут уезжать в Европу, то это хорошо. Но это весьма спорный вопрос: есть русофобские настроение в ряде стран… К сожалению, эти настроения могут повлиять, и клубы не станут рассматривать вариант с приглашением к себе российских футболистов.
– Для многих клубов еврокубки были одним из двух способов (второй – продать футболиста) заработать большие деньги. Как теперь им компенсировать потери призовых?
– Самые главные расходы клубов – это зарплаты и трансферы. Недополучив деньги за участие в еврокубках, недополучив деньги от спонсоров, надо иметь такие правильные подходы, чтобы зарплата была не мыльным пузырём, а строилась из того, что клуб реально заработал. Если это продлится большое количество времени, то зарплаты футболистов могут достичь тех, которые были в 90-х годах. К этому надо быть готовыми.
– РПЛ может стать закрытой лигой, как КХЛ?
– Нет, закрытой лигой не будет. Совсем иная спортивная структура, в футболе всё кардинально отличается. Не может быть дисквалификации и отлучения от мирового футбола навсегда. Давайте мы не будем адовый сценарий предсказывать для нашего футбола. У нас очень богатая и самодостаточная страна. Надо исходить из этого. Страна, с огромными традициями: культурными, спортивными и так далее. Думаю, все заинтересованы, чтобы этот политический кризис как можно быстрее завершился. Поэтому апокалиптические сценарии расписывать не нужно.
– Если чемпионат массово покинут европейские футболисты стоит ли ожидать наплыва африканцев и латиноамериканцев?
– Европа Европе рознь. Есть футболисты с Балкан – сербы, хорваты. Есть игроки из Германии и других западных стран, да. Но надо ещё раз проговорить: всё решается в каждом индивидуальном случае. Что для футболиста важно? Чтобы платили зарплату вовремя и без снижения. Сейчас принимают решение заморозить курс на отметке 90 рублей за евро. С одной стороны, это защита клубов, а, с другой, некий произвол. Не все игроки пойдут на это. Будем смотреть, как всё станет происходить. Будем следить за курсом валют. Есть несколько сценариев, но нельзя говорить, что все резко возьмут и уедут. Ведь жизнь футболистов в России достаточно качественная – зарплаты на Западе они такие не получат.
– Теперь лимит на легионеров – это история из прошлой жизни?
– Думаю, вопрос неоднозначный. Надо смотреть. Пока можно сказать, что если месяц назад он был очень актуален, то сегодня он – далеко не самый главный на повестке дня.