13 местных игроков в заявке. Последний «Рубин» без легионеров – каким он был и когда?

Тренировал Садырин, а играли только в первом дивизионе.

ФИФА разрешила легионерам уезжать из России, приостанавливая свои контракты до конца нынешнего сезона. Вряд ли кого-то удивит, если затем иностранцам разрешат не возвращаться... «Рубин» уже покинули экс-капитан Филип Уремович, лучший бомбардир Андерс Дрейер и один из самых перспективных игроков Сеад Хакшабанович.

Сейчас трудно вспомнить, но в российском футболе было время, когда клубы выступали практически без игроков из дальнего зарубежья. «Спартак», например, выигрывал чемпионат страны в 1996-м без легионеров, а что же «Рубин»? Последний сезон казанцев, когда за них не выступал ни один представитель дальнего зарубежья, был 23 года назад. 

Фото: архив «Рубина»

СЕЗОН САДЫРИНА

Сезон 1999 года команда проводила в первом дивизионе – второй по силе лиге страны. Это потом клуб начал подписывать французов, хорватов и сирийцев, а тогда команда обходилась  только своими игроками. Тренировал ту команду хорошо знакомый болельщикам «Зенита» и ЦСКА Павел Садырин. Известнейший игрок этих команд, в «Рубине» он проработал всего год. Садырин переехал в Казань в конце 1998 года и тренировал до конца сезона 1999-го. Работники клуба тех лет предполагают, что зарплата Садырина в те годы составляла 5 тыс долларов в месяц, что считалось весьма серьёзными деньгами, однако, перспективы в проекте он не видел. Поэтому не стал продлевать контракт. После Казани он уехал тренировать сборную Узбекистана, а на его место пришёл Виктор Антихович.

Курировавший команду тогдашний мэр Казани Камиль Исхаков перед сезоном чётко ставил задачу – выход в высшую лигу. «Рубин» к тому моменту уже успел отыграть в первом дивизионе один сезон – годом ранее команда заняла седьмое место. А в 1999-м повторила результат: казанцы набрали 66 очков в 42 матчах, отстав от первого места на 20 очков. Зона вылета оказалась и того ближе – на расстоянии в 18 очков.

Павел Садырин / фото: пресс-служба «Рубина»

«Мне очень нравился тренер Садырин, – поделился ветеран «Рубина» Роман Шаронов в разговоре с «БИЗНЕС Online». – У него была мощная харизма – он объединял. Такой спокойный, но в то же время чётко управлявший командой. В футбольном плане он многое давал игрокам. Для меня это был важный следующий шаг в карьере, поэтому год был запоминающимся. Знал, что в Казани ставили задачу выйти в высшую лигу. Ну а я тогда обрёл новую команду, переехал в новый город, в котором впоследствии остался жить».

Отходя немного в сторону: дефолт и падение курса рубля в то время не могли обойти клуб стороной. Уже тогда все контракты в «Рубине» подписывались в долларах, поэтому стоял непростой выбор – увеличивать финансирование или замораживать курс. В итоге было решено – игроки получат деньги в полном объёме, несмотря на скачки валюты, а вот персоналу «заморозили» доллар на отметке в шесть рублей. В итоге те сотрудники, кто мог получать 10 тыс, зарабатывали всего 2,5 тыс. Неудивительно, что многие в тот момент покинули клуб.

«Сложно вспомнить, каким было финансовое состояние клуба в тот момент. Но про «Рубин» могу сказать, что на протяжении всего времени все обязательства, которые были передо мной, были выполнены», – отметил Шаронов. 

ПИТЕРСКИЕ ИГРОКИ И ЛЕТНИЕ ТРАНСФЕРЫ

После перехода в «Рубин» Садырина в клубе оказалось немало питерских футболистов. Например, в Казани заиграл тогда ещё никому не известный Дмитрий Сенников, который впоследствии станет двукратным чемпионом страны и легендой «Локомотива». Весь сезон под руководством Садырина играл ещё один воспитанник питерского футбола Алексей Бобров. Но с его уходом и он покинул клуб. Основной голкипер того «Рубина» Юрий Окрошидзе также был приглашён по инициативе тренера. Он неплохо провёл весь сезон, но также ушёл из команды сразу вслед за Садыриным.

Дмитрий Сенников / фото: Sergey Tzarev, Russian Look, globallookpress.com

Летом, по окончании первого круга, тот «Рубин» провёл не самую активную трансферную кампанию. Садырин хотел большое усиление, но перед вторым кругом в «Рубин» пришло всего три игрока. Из красноярского «Металлурга» перешёл молодой центральный защитник, который будет играть в команде еще шесть лет – до перехода в «Терек». Позже он вернётся в клуб, завоюет с «Рубином» чемпионство и станет первым игроком казанской команды, попавшим в состав сборной России. Зовут этого уже бывшего игрока Шаронов. Кстати, за полгода до перехода в Казань он помог «Металлургу» выйти из второго дивизиона в первый, а ещё раньше успевший поиграть в Китае.

«Я помню практически всех игроков той команды: Окрошидзе, Дьячкова, Сенникова, Нечаева, Ахметгалиева, Хузина, Алескарова и Булатова, которого уже нет в живых. Помню тот год: когда играл за Красноярск, мы выигрывали у «Рубина» 1:0, но проиграли - 1:2. А потом играл за казанский клуб и произошло то же самое. Был в разных командах, но случалось дежавю. Причём оба раза пропускали на 90-х минутах вторые мячи. Тогда клубы совершенно по иному работали – легионеров тогда ни у кого практически не было», – делится Шаронов. 

Тогда же в «Рубине» оказался Михаил Бесчастных – брат-близнец нападающего сборной России Владимира Бесчастных. В Казани не сразу, но всё таки поняли, что на своего звёздного брата, игравшего в тот момент в испанском «Расинге», Михаил походит мало. Уже через год в «Рубине» его не было. Ещё одним усилением того коллектива стало приглашение армянина Вардана Хачатряна. Он отыграл до конца сезона 13 матчей, а зимой покинул клуб со скандалом. По слухам, на торжественном завершении сезона он назанимал денег у одноклубников, ссылаясь на задержку зарплаты. Впоследствии «Рубин» с ним рассчитался, а вот представители клуба возврата одолженного не дождались. После Казани 31-летний Хачатрян на профессиональном уровне уже не играл.

Графика: Сергей Гусев, БИЗНЕС Online

«ТАМ ТАКИЕ СУМАСШЕДШИЕ РАЗРЫВЫ БЫЛИ!»

Начали тот розыгрыш казанцы не лучшим образом: два поражения в стартовых двух турах. За первые семь игр чемпионата «Рубин» сумел набрать всего 8 очков и находился прямо над зоной вылета. Постепенно результаты команды начали расти, но они часто сводились к ничьим – 12 из 42 игр для казанцев закончились именно так. Только к середине сезона «Рубин» сумел всплыть, поднявшись в первую десятку. Последние две игры с победой и ничьей позволили «Рубину» остановиться на седьмом месте. Выше соперников из Ижевска и Тулы, но прямо под принципиальным соперником - пермским «Амкаром».

Самое крупное поражение тогда «Рубина» потерпел на выезде, в Туле. «Арсенал», переполненный бразильскими легионерами, растоптал гостей - 5:0. Но потом у туляков закончились деньги, иностранцы разбрелись, поэтому ответный матч в Казани они играли практически кем придётся. Неудивительно, что «Рубин» поквитался, выиграв 4:0. 

«Тогда игра была совершенно была другой. Никто не играл в зонную оборону. Первыми, кто стал применять эти принципы, были Олег Долматов и Курбан Бердыев. Если посмотреть матчи тех лет, там такие сумасшедшие разрывы были! Совершенно другой футбол, поэтому и говорю, что он постоянно меняется, потому что там был совсем другой контекст», – вспоминает те времена всё тот же Шаронов. 

Лучшим бомбардиром «Рубина» в том сезоне стал казанский воспитанник Олег Нечаев, забивший десять мячей. За всю карьеру форвард оказывался в команде из столицы Татарстана трижды – на старте, когда закончил клубную школу, в сезонах 1999 и 2000, а также с 2002-го по 2004 год, уже на закате карьеры. Лучшим дебютантом в тот сезон признали 22-летнего уроженца Зеленодольска Рамиля Байрашева. Это был его второй сезон в «Рубине» – первый он проводил скорее как игрок второй команды. 1999 год стал для татарстанского футболиста самым запоминающимся в карьере. Затем у него был менее удачный сезон в «Рубине», переход в «Терек» и возвращение в Татарстан, но уже в КАМАЗ. Закончил карьеру Байрашев в Зеленодольске, где впоследствии стал  тренером.

В тот сезон через заявку «Рубина» прошёл 31 футболист. Только два из них были представителями ближнего зарубежья – Казахстана и Армении. Сейчас в РПЛ игроки из этих стран легионерами не считаются. Кстати, из 31 футболиста 13 были воспитанниками татарстанского футбола. Двое представляли Зеленодольск, а остальные 11 – уроженцы Казани и в основном выпускники школы «Рубина».

Следующий сезон, как и все дальнейшие без исключения, «Рубин» проводил уже с легионерами в составе. В 2000-м пришёл француз Давид Ражо, а уже через пару лет клуб впервые оказался в премьер-лиге. Дальнейшую историю вы хорошо знаете.

Александр Дегтярёв