Тренировал Садырин, а играли только в первом дивизионе.
ФИФА разрешила легионерам уезжать из России, приостанавливая свои контракты до конца нынешнего сезона. Вряд ли кого-то удивит, если затем иностранцам разрешат не возвращаться... «Рубин» уже покинули экс-капитан Филип Уремович, лучший бомбардир Андерс Дрейер и один из самых перспективных игроков Сеад Хакшабанович.
Сейчас трудно вспомнить, но в российском футболе было время, когда клубы выступали практически без игроков из дальнего зарубежья. «Спартак», например, выигрывал чемпионат страны в 1996-м без легионеров, а что же «Рубин»? Последний сезон казанцев, когда за них не выступал ни один представитель дальнего зарубежья, был 23 года назад.
СЕЗОН САДЫРИНА
Сезон 1999 года команда проводила в первом дивизионе – второй по силе лиге страны. Это потом клуб начал подписывать французов, хорватов и сирийцев, а тогда команда обходилась только своими игроками. Тренировал ту команду хорошо знакомый болельщикам «Зенита» и ЦСКА Павел Садырин. Известнейший игрок этих команд, в «Рубине» он проработал всего год. Садырин переехал в Казань в конце 1998 года и тренировал до конца сезона 1999-го. Работники клуба тех лет предполагают, что зарплата Садырина в те годы составляла 5 тыс долларов в месяц, что считалось весьма серьёзными деньгами, однако, перспективы в проекте он не видел. Поэтому не стал продлевать контракт. После Казани он уехал тренировать сборную Узбекистана, а на его место пришёл Виктор Антихович.
Курировавший команду тогдашний мэр Казани Камиль Исхаков перед сезоном чётко ставил задачу – выход в высшую лигу. «Рубин» к тому моменту уже успел отыграть в первом дивизионе один сезон – годом ранее команда заняла седьмое место. А в 1999-м повторила результат: казанцы набрали 66 очков в 42 матчах, отстав от первого места на 20 очков. Зона вылета оказалась и того ближе – на расстоянии в 18 очков.
«Мне очень нравился тренер Садырин, – поделился ветеран «Рубина» Роман Шаронов в разговоре с «БИЗНЕС Online». – У него была мощная харизма – он объединял. Такой спокойный, но в то же время чётко управлявший командой. В футбольном плане он многое давал игрокам. Для меня это был важный следующий шаг в карьере, поэтому год был запоминающимся. Знал, что в Казани ставили задачу выйти в высшую лигу. Ну а я тогда обрёл новую команду, переехал в новый город, в котором впоследствии остался жить».
Отходя немного в сторону: дефолт и падение курса рубля в то время не могли обойти клуб стороной. Уже тогда все контракты в «Рубине» подписывались в долларах, поэтому стоял непростой выбор – увеличивать финансирование или замораживать курс. В итоге было решено – игроки получат деньги в полном объёме, несмотря на скачки валюты, а вот персоналу «заморозили» доллар на отметке в шесть рублей. В итоге те сотрудники, кто мог получать 10 тыс, зарабатывали всего 2,5 тыс. Неудивительно, что многие в тот момент покинули клуб.
«Сложно вспомнить, каким было финансовое состояние клуба в тот момент. Но про «Рубин» могу сказать, что на протяжении всего времени все обязательства, которые были передо мной, были выполнены», – отметил Шаронов.
ПИТЕРСКИЕ ИГРОКИ И ЛЕТНИЕ ТРАНСФЕРЫ
После перехода в «Рубин» Садырина в клубе оказалось немало питерских футболистов. Например, в Казани заиграл тогда ещё никому не известный Дмитрий Сенников, который впоследствии станет двукратным чемпионом страны и легендой «Локомотива». Весь сезон под руководством Садырина играл ещё один воспитанник питерского футбола Алексей Бобров. Но с его уходом и он покинул клуб. Основной голкипер того «Рубина» Юрий Окрошидзе также был приглашён по инициативе тренера. Он неплохо провёл весь сезон, но также ушёл из команды сразу вслед за Садыриным.
Летом, по окончании первого круга, тот «Рубин» провёл не самую активную трансферную кампанию. Садырин хотел большое усиление, но перед вторым кругом в «Рубин» пришло всего три игрока. Из красноярского «Металлурга» перешёл молодой центральный защитник, который будет играть в команде еще шесть лет – до перехода в «Терек». Позже он вернётся в клуб, завоюет с «Рубином» чемпионство и станет первым игроком казанской команды, попавшим в состав сборной России. Зовут этого уже бывшего игрока Шаронов. Кстати, за полгода до перехода в Казань он помог «Металлургу» выйти из второго дивизиона в первый, а ещё раньше успевший поиграть в Китае.
«Я помню практически всех игроков той команды: Окрошидзе, Дьячкова, Сенникова, Нечаева, Ахметгалиева, Хузина, Алескарова и Булатова, которого уже нет в живых. Помню тот год: когда играл за Красноярск, мы выигрывали у «Рубина» 1:0, но проиграли - 1:2. А потом играл за казанский клуб и произошло то же самое. Был в разных командах, но случалось дежавю. Причём оба раза пропускали на 90-х минутах вторые мячи. Тогда клубы совершенно по иному работали – легионеров тогда ни у кого практически не было», – делится Шаронов.
Тогда же в «Рубине» оказался Михаил Бесчастных – брат-близнец нападающего сборной России Владимира Бесчастных. В Казани не сразу, но всё таки поняли, что на своего звёздного брата, игравшего в тот момент в испанском «Расинге», Михаил походит мало. Уже через год в «Рубине» его не было. Ещё одним усилением того коллектива стало приглашение армянина Вардана Хачатряна. Он отыграл до конца сезона 13 матчей, а зимой покинул клуб со скандалом. По слухам, на торжественном завершении сезона он назанимал денег у одноклубников, ссылаясь на задержку зарплаты. Впоследствии «Рубин» с ним рассчитался, а вот представители клуба возврата одолженного не дождались. После Казани 31-летний Хачатрян на профессиональном уровне уже не играл.
«ТАМ ТАКИЕ СУМАСШЕДШИЕ РАЗРЫВЫ БЫЛИ!»
Начали тот розыгрыш казанцы не лучшим образом: два поражения в стартовых двух турах. За первые семь игр чемпионата «Рубин» сумел набрать всего 8 очков и находился прямо над зоной вылета. Постепенно результаты команды начали расти, но они часто сводились к ничьим – 12 из 42 игр для казанцев закончились именно так. Только к середине сезона «Рубин» сумел всплыть, поднявшись в первую десятку. Последние две игры с победой и ничьей позволили «Рубину» остановиться на седьмом месте. Выше соперников из Ижевска и Тулы, но прямо под принципиальным соперником - пермским «Амкаром».
Самое крупное поражение тогда «Рубина» потерпел на выезде, в Туле. «Арсенал», переполненный бразильскими легионерами, растоптал гостей - 5:0. Но потом у туляков закончились деньги, иностранцы разбрелись, поэтому ответный матч в Казани они играли практически кем придётся. Неудивительно, что «Рубин» поквитался, выиграв 4:0.
«Тогда игра была совершенно была другой. Никто не играл в зонную оборону. Первыми, кто стал применять эти принципы, были Олег Долматов и Курбан Бердыев. Если посмотреть матчи тех лет, там такие сумасшедшие разрывы были! Совершенно другой футбол, поэтому и говорю, что он постоянно меняется, потому что там был совсем другой контекст», – вспоминает те времена всё тот же Шаронов.
Лучшим бомбардиром «Рубина» в том сезоне стал казанский воспитанник Олег Нечаев, забивший десять мячей. За всю карьеру форвард оказывался в команде из столицы Татарстана трижды – на старте, когда закончил клубную школу, в сезонах 1999 и 2000, а также с 2002-го по 2004 год, уже на закате карьеры. Лучшим дебютантом в тот сезон признали 22-летнего уроженца Зеленодольска Рамиля Байрашева. Это был его второй сезон в «Рубине» – первый он проводил скорее как игрок второй команды. 1999 год стал для татарстанского футболиста самым запоминающимся в карьере. Затем у него был менее удачный сезон в «Рубине», переход в «Терек» и возвращение в Татарстан, но уже в КАМАЗ. Закончил карьеру Байрашев в Зеленодольске, где впоследствии стал тренером.
В тот сезон через заявку «Рубина» прошёл 31 футболист. Только два из них были представителями ближнего зарубежья – Казахстана и Армении. Сейчас в РПЛ игроки из этих стран легионерами не считаются. Кстати, из 31 футболиста 13 были воспитанниками татарстанского футбола. Двое представляли Зеленодольск, а остальные 11 – уроженцы Казани и в основном выпускники школы «Рубина».
Следующий сезон, как и все дальнейшие без исключения, «Рубин» проводил уже с легионерами в составе. В 2000-м пришёл француз Давид Ражо, а уже через пару лет клуб впервые оказался в премьер-лиге. Дальнейшую историю вы хорошо знаете.