Интервью с защитником уфимского клуба.
Ещё не так давно Виктор Антипин считался большой звездой российского хоккея. В 22 года воспитанник магнитогорского хоккея играл в одном звене с Данисом Зариповым и Сергеем Мозякиным и два раза выиграл с родной командой Кубок Гагарина. В 2017-м Виктор отправился в НХЛ. Правда, в «Баффало» провёл всего сезон, отыграв в 47 матчах и сделав 10 результативных передач. «Была возможность остаться, очень хорошие впечатления остались от лиги, от организации. Ко мне хорошо относились. Но у меня не было определённости. Может, я бы выходил через игру. Так не хотелось», – сказал Антипин в интервью «БИЗНЕС Online».
После возвращения в «Магнитку» он провёл статистически лучший в карьере сезон – 27 (11+16) очков. Но после прихода в СКА Антипин уже был не похож на себя. Защитник и сам признаёт спад, но с трудом называет конкретные причины. Нынешний сезон 29-летний хоккеист начинал уже в «Витязе», а в ноябре перешёл в «Салават Юлаев» в обмен на Евгения Лисовца. Уфимский клуб критиковали за странный трансфер. Да, Антипин уже не тот игрок первого звена, но сейчас картины точно не портит. Он вошёл в число других опытных игроков «Салавата» с чемпионским опытом, с которыми шансы команды в плей-офф явно увеличиваются.
«У «САЛАВАТА» ВСЕГДА ЕСТЬ ЧЕМПИОНСКИЕ АМБИЦИИ»
– Виктор, со стороны показалось, что команда почти без проблем прошла «Сибирь». У вас самого какие впечатления остались от серии?
– В плей-офф в принципе не бывает лёгких серий и игр. И неважно, кто у тебя соперник. Всё-таки я достаточно немало поиграл в плей-офф. Могу сказать, что даже при счёте 4 – 1 кажется вроде, что легко выиграли, но это не так. Каждая игра тяжёлая. Плей-офф – совершенно другое состязание, по сравнению с регулярным чемпионатом.
– «Сибирь» играла жёстко и местами даже грязновато, постоянно пыталась провоцировать игроков «Салавата». Вы это сами чувствовали на льду?
– Было такое, что «Сибирь» играла жёстко. Но не сказать, что грязновато. Но такое в хоккее практикуется, это нормально. Тем более, в плей-офф, где все средства хороши.
– Так получилось, что большое внимание к «Салавату» было приковано из-за ухода всех легионеров. И со стороны казалось, что команда на этом фоне сплотилась и во многом на кураже прошла «Сибирь». Как внутри коллектива эти потери ощущались?
– Конечно, первые впечатления и эмоции – все расстроились, что уехали лидеры. Но соглашусь, что это сплотило команду. Может, раскрепостило многих. Сейчас каждый должен взять на себя роль лидера, каждому дан шанс. Где-то это сыграло на руку команде.
– Вы уже четыре месяца в «Салавате», в Уфе. В целом, как себя чувствуете?
– Меня хорошо приняли. Здесь комфортный хороший коллектив, организация. В целом только положительные эмоции. В городе тоже освоился. Я к Магнитогорску привык, там почти всю свою взрослую жизнь прожил. Поэтому с Уфой нормально тоже всё. Город, быт – всё комфортно.
– Чем обычно занимаетесь в свободное время? Чем увлекаетесь?
– У меня маленький двухгодовалый сын. Стараюсь с ним больше времени проводить. А так – тренировка, отдых, семья.
– За это время узнали что-то новое о «Салавате», посмотрели на клуб с другой стороны?
– Я убедился, что это очень сильная организация.
– Вы воспитанник «Магнитки», это ваша родная команда, с ней вы становились чемпионом. И «Салават» всегда был принципиальным соперником. Как вы раньше воспринимали уфимскую команду?
– «Салават» всегда воспринимал, как тяжёлого соперника. Много раз, когда я играл за «Металлург», мы встречались с ними в плей-офф. И всегда тяжёлые были серии.
– В чём вообще отличительная особенность, идентичность «Салавата»?
– В хоккейном плане – тут есть своя система, по которой команда играет. Это ново для меня было. Могу это выделить. А в плане культуры могу сказать, что в городе очень сильно любят хоккей, болельщики очень сильно поддерживают команду. Когда я играл против «Салавата» и сейчас – всегда чувствовалось. Хоккеистам особенно тяжело играть против «Салавата» на «Уфа-Арене».
– Вообще в принципе в команду успели вписаться? Поняли вашу роль?
– Нельзя сказать, что это какая-то конкретная роль. Нужно просто показывать свою игру, за которую меня и взяли. Ничем себя не ограничивать, играть по заданию тренера. Никто мне не запрещает себя проявлять.
– Какой хоккей исповедует «Салават Юлаев»? На каких принципах он основывается, что за философия?
– Пять человек в обороне, пять в атаке. Везде создавать преимущество, на каждом участке льда. Защитникам не запрещено подключаться в атаку. Наоборот, должны все всё делать.
– Вы первый сезон работаете с Томи Ламсой. Какой он тренер?
– Это профессионал, который очень любит хоккей и прививает свою систему команде. Мне кажется, другой такой нет в лиге. Он лояльный, но в то же время требовательный. Он всё понятно объясняет. У нас много проходит теоретических занятий.
– То, что Ламса практически не играл на профессиональном уровне – это вообще важно для хоккеистов?
– Как показывает опыт, это не сильно важно. Уже много таких примеров было. Я играл под руководством Майка Кинэна, он тоже не был профессиональным игроком. А этот человек много чего добился. И таких примеров в современном хоккее достаточно много.
– Понятно, что вы мало поиграли за «Салават» в регулярном чемпионате. Но выступление команды в нём как можно оценить?
– Положительно. Но во второй половине сезона было много моментов, не связанных с хоккеем – пандемия, всякие другие болезни. Это не дало целостности.
– В последний момент КХЛ отменила технарь за матч с «Трактором», и вы в итоге заняли третье место в регулярном чемпионате и вышли на «Сибирь». А могли выйти на «Авангард», который разобрался с «Ак Барсом». Повезло?
– Некрасиво так говорить. Как есть – так есть. Мы бы всё равно выходили играть и против «Авангарда». И не знаем, как бы сложилась та серия. Конечно, лучше, когда повыше место занимаешь.
– За эти три месяца почувствовали, что у «Салавата» есть чемпионские амбиции?
– У «Салавата» всегда они есть. Это топ-клуб, который всегда ставит задачу победить. Тут никаких сомнений и вопросов нет.
«МНЕ БОЛЬШЕ НРАВИЛОСЬ ИГРАТЬ НА БОЛЬШИХ ПЛОЩАДКАХ»
– Ещё не так давно вы были суперзвездой российского хоккея, одним из лучших защитников. Что случилось?
– Так тяжело сказать, что именно произошло. Главное – я чувствую, что можно вернуться на тот уровень, когда я играл в Магнитогорске. Много всяких моментов было. Например, переход в другую команду, ведь я почти всю жизнь играл в «Магнитке». Ещё были микротравмы.
– Вообще часто рефлексировали на эту тему?
– Конечно, на это обращаешь внимание. Было бы неправильно относиться к этому равнодушно.
– Как справляетесь с этим?
– Через работу.
– Сейчас среди спортсменов довольно распространена практика работы с психологом. Вы не пробовали?
– Лично я – нет.
– Об отъезде в НХЛ не жалеете? Почему там не получилось задержаться?
– А как отъезд мог повлиять, если у меня лучший сезон по статистике в КХЛ был после НХЛ как раз. Следующий сезон тоже был неплохой. Потом после перехода, согласен, спад. Да, всего сезон отыграл в НХЛ. Была возможность остаться, очень хорошие впечатления остались от лиги, от организации. Ко мне хорошо относились. Но у меня не было определённости. Может, я бы так же выходил через игру. Так не хотелось.
– Чему вас больше всего научила НХЛ?
– Там игра отличается от КХЛ в некоторых малейших нюансах, деталях. Новое почерпнул там в хоккейных моментах. Там просто по-другому и более детально каждая мелочь прорабатывается.
– Вам нравится, что в России тоже пришли к такому же размеру площадок?
– Если вспоминать времена, когда мы играли на больших площадках, то, конечно, то был красивый российский хоккей, комбинационный. Может быть, не такой интенсивный и быстрый, но другой. Болельщикам нравилось. Мне тоже в тот хоккей больше нравилось играть.
– А не жалеете в том плане, что вы могли бы стать олимпийским чемпионом в 2018-м. Думали об этом?
– Думал, но не жалею. Кто знал, как всё случится?
«ЗАРИПОВ – ЛИДЕР РАЗДЕВАЛКИ»
– Пару лет назад в «Магнитке» начали перестройку. По этому регулярному чемпионату видно, что не зря всё это было?
– Я не знаю. Сезон покажет. Мне тяжело сейчас судить. У меня своя команда есть. За «Магниткой» сейчас постоянно не слежу. Только за результатами. Но там команда полностью новая. Никого не осталось из тех, кто ещё пару лет назад играл.
– Вы двукратный чемпион КХЛ. Какие самые памятные воспоминания о тех временах?
– Это на всю жизнь. Это те самые эмоции, которые ты хочешь получать, играя в хоккей. Ради которых ты, по сути, и играешь. Конкретных воспоминаний нет. Да, финалы, нервы постоянные, стресс. Тяжёлое время было в психологическом плане.
– Вы ведь играли в легендарной пятёрке с Зариповым, Мозякиным и Коваржем. Как вообще с ними было?
– С одной стороны кажется, что просто. Конечно, Мозякин и Зарипов – одни из лучших игроков в истории российского хоккея. Но им надо помогать, поддерживать в каких-то моментах. Но, в целом, приятно было с ними играть.
– Зарипов многими считается таким хоккейным мудрецом, часто даёт советы. Когда вы играли с ним какой самый запоминающийся совет был от него?
– Каких-то советов не припомню. Но осталось воспоминание, что Зарипов – это лидер команды, раздевалки, он постоянно брал слово, настраивал ребят. Он умеет это делать. И это необходимо команде.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Виктор АНТИПИН
Амплуа: защитник
Дата рождения: 6 марта 1992 года
Место рождения: Усть-Каменогорск (Казахстан)
Рост: 180 см Вес: 81 кг
Карьера: «Металлург» (Магнитогорск) – 2012 – 2017; «Баффало» (НХЛ) – 2017/18; «Металлург» (Магнитогорск) – 2018 – 2020; СКА (Санкт-Петербург) – 2020/21; «Витязь» (Подольск) – 2021/22; «Салават Юлаев» (Уфа) – с сезона 2021/22.
Достижения: обладатель Кубка Гагарина (2014, 2016), серебряный призёр чемпионата мира (2015), серебряный призёр молодёжного чемпионата мира (2012), обладатель Кубка Харламова (2010).