У клубов может быть единый технический спонсор.
После начала специальной операции на Украине многие иностранные компании поспешили приостановить контракты и покинуть Россию. В их числе оказались главные спортивные бренды – аdidas, Nike, Puma и Reebok. Первые и вовсе приостановили контракт со сборной России. Он заключён до 2026 года, однако до снятия санкций новые комплекты поставляться не будут.
Во что теперь будут одеты клубы РПЛ? На сегодня отдельные бренды не сообщали о приостановке сотрудничества с командами, однако в ближайшем времени всё может измениться, и болельщики станут ближе к футболистам – если вместе будут закупаться в условном «Спортмастере».
РОССИЯ НЕ ИНТЕРЕСНА КРУПНЫМ БРЕНДАМ
Больше всего клубов в РПЛ одевает Puma. Под её крылом – «Краснодар», «Динамо», «Сочи», «Крылья Советов», «Ростов» и «Химки». Nike сотрудничает с «Зенитом», «Спартаком» и «Уралом». По два клуба одевают аdidas («Локомотив», «Арсенал»), Joma (ЦСКА, «Уфа») и Jako («Рубин», «Нижний Новгород»). И только «Ахмат» выделяется на фоне остальных клубов – он сотрудничает с Macron.
Бренды второго эшелона, а именно Joma, Jako и Macron ещё не покинули российский рынок, однако, компании располагаются в Испании, Германии и Италии соответственно – возможно, в ближайшее время они тоже покинут наш рынок.
Вероятнее всего, команды доиграют сезон в своих старых комплектах, а вот уже потом начнут происходить изменения. Тем не менее, Joma уже объявила, что доработает с ЦСКА как минимум до конца контракта и в целом продолжит выполнение своих спонсорских обязательств в России. «Пока мы остаёмся в России и никуда не уходим», – поделились с «БИЗНЕС Online» в Jako, который экипирует также «Рубин».
Российские клубы в целом не особо интересны большим брендам из-за камерности чемпионата – у РПЛ не такая уж и большая аудитория за пределами страны, поэтому продажи футболок местных клубов за рубеж не самое частое явление. Стоит отметить, что большинство из российских команд вынуждены тратить свои деньги на покупку экипировки, а зачастую форма уходит только на нужды футболистов и не поступает в открытую продажу.
Есть коллективы, которые закупают экипировку не у самих брендов, а у посредников, как это делал «Тамбов». Кому-то форма предоставляется бесплатно, кому-то – по скидке. Зарабатывают благодаря техническому спонсору в России только «Зенит» и «Спартак».
DEMIX ЗАМЕНИТ ADIDAS?
В связи с текущей обстановкой, РПЛ, вероятнее всего, будет заниматься импортозамещением либо обратится к партнёрам, которые ещё не отвернулись от России. При этом технический спонсор может стать единым для всех клубов лиги. Он и предоставит всем форму, он и будет платить за сотрудничество. «Рассматриваются несколько китайских предложений. Есть и российские. Возможно, будет единый спонсор. Так как все мячи производятся в Пакистане, будем смотреть, с кем мы стратегически выстроимся, чтобы обеспечить себя полностью», – сообщил ранее президент РПЛ Ашот Хачатурянц после общего собрания представителей клубов лиги.
Среди российских брендов потенциальным поставщиком одежды для футболистов могут стать Zasport, Demix, Profit, gaffgang, Senza Rivali. «Возможно всё, с точки зрения пошива мы готовы общаться, готовы к сотрудничеству, почему нет. Пока не совсем корректно говорить о том, были ли переговоры, так как у федерации есть действующие контракты, никто ничего не рвал. Однако сейчас нужно смотреть на жизнь по новому, как было уже не станет – в этих условиях и будем решать», – рассказали «БИЗНЕС Online» в Zasport. Компания уже сотрудничала с российскими спортсменами ранее – бренд одевал олимпийскую сборную на прошедших Играх в Пекине.
Также в сотрудничестве с РПЛ заинтересован и «Спортмастер», владеющий брендом Demix. При этом отношения компании и РПЛ находятся в более продвинутой стадии. «Нам интересно поработать с лигой. Нас приглашают на встречу, будем обсуждать. Всё необходимое для сотрудничества у нас есть»,– прокомментировали для «БИЗНЕС Online» в Demix.
Онлайн-ритейлер Wildberries также хочет участвовать в потенциальном тендере. Компания готова поставлять клубам лиги экипировку какого-либо бренда Европы, Китая или России в качестве посредника. Либо интернет-магазин может создать собственный бренд футбольных товаров. Ритейлер уже сейчас сотрудничает с «Динамо», ЦСКА и «Крыльями Советов», выступая в качестве посредника и поставляя командам их игровые комплекты.
Хачатурянц отметил, что лигой будут рассмотрены и предложения из Китая. Наиболее известные представители среди производителей спортивной экипировки: Li-ning, у которых есть опыт сотрудничества с испанскими «Эспаньолом» и «Севильей», также они работали с мексиканским клубом «Пуэбла» и македонским «Вардаром». Есть бренд Anta, который сотрудничает с баскетболистами из НБА, а также одевает китайские команды на Олимпийских играх.
Получается, у лиги достаточно много вариантов для того, чтобы кем-то заменить ушедших экипировщиков. Пока непонятно, как быть с личными контрактами футболистов, ведь кто-то напрямую сотрудничает с аdidas или Nike. Будут ли конкурирующие бренды как-то препятствовать этому – неизвестно.
ТЯЖЕЛЕЕ ВСЕХ ВРАТАРЯМ
Рынок вратарских перчаток – отдельный мир в футбольной экипировке. Признанные бренды здесь не имеют такого преимущества над остальными, как на рынке футболок и бутс, так как на первый план выходит удобство для каждого конкретного голкипера, который подбирает каждую пару под свои индивидуальные особенности.
Однако сейчас достать качественные перчатки стало сложнее – полноценных магазинов по продаже именно этого элемента экипировки не так много по России в целом, поэтому практически все сделки осуществлялись при помощи посредников. Стоит отметить, что вратарские перчатки не производились в стране никогда. Всё дело в латексе, сюда его не привезти для открытия местных фабрик. Логистика и ранее была сложна, сейчас же она практически нереальна. Монополия на латекс у Германии, даже страна-производитель перчаток Пакистан закупается у немцев.
«Сейчас появились проблемы с логистикой, например, немецкий бренд Uhlsport уверенно развернул свои фуры, которые ехали к нам, обратно. Теперь неизвестно, когда они вернутся. Также все производители увеличили цены на 30 – 35%, что немного, относительно курса рубля», – поделился с «БИЗНЕС Online» блогер и владелец магазина вратарской экипировки Евгений Спиряков.
Он добавил, что новые закупки будут стоить сильно дороже тех, которые были сейчас. «Я уже писал в торгово-промышленную палату с просьбой отмены ввоздных пошлин на товары из Азии – это бы спасло, и мы бы смогли конкурировать внутри рынка. Однако мне никто не ответил и вряд ли ответит», – резюмировал он.
В МЛС УЖЕ ДАВНО ОДИН ЭКИПИРОВЩИК НА ВСЕХ
У американской футбольной лиги свой отдельный путь, по которому происходит её развитие. Только здесь есть плей-офф, сюда за огромными деньгами приезжают доигрывать звёзды мировой величины, а один из владельцев клуба – Дэвид Бекхэм. Поэтому неудивительно, что именно в Америке существует единый технический спонсор для всех.
МЛС работает с аdidas и получает от немецкой компании около 115 млн долларов за сезон – причём контракт с экипировщиком действует с 2018 до 2024 года. Суммарно лига получит около 700 млн долларов, но кроме обеспечения команд формой и мячами, аdidas стал единственным брендом, который рекламируется на телевидении во время трансляций. Благодаря этой поддержке лига смогла расшириться с 10 до 12 команд, каждая из которых получает средства от немецкого бренда.
Стоит отметить, что аdidas предоставляет командам МЛС интересную форму в плане дизайна – скучной РПЛ есть чему поучиться. Если новый бренд в России будет хоть наполовину таким же успешным, это уже станет большой победой. Ведь этот элемент в РПЛ развит крайне плохо, поэтому «Рубин» не меняет форму уже третий сезон подряд, а у «Сочи» – просто белая футболка с изображением логотипа.