В апреле главный стадион республики примет сразу четыре матча.
«Рубин» завтра проведёт третий домашний матч в этом году. Клуб уже сыграл на «Ак Барс Арене» два матча в этом году и поле стадиона справилось с нагрузкой матчей ранней весной. В минувшем сезоне после скандалов с участием клуба арена сменила подрядчика газона – теперь этим занимается ООО «Футбольные поля».
Мы поговорили со старшим агрономом компании Вячеславом Павалуком, который работает с газоном «Ак Барс Арены». Он ответил на множество вопросов о состоянии поля стадиона: о том, как прошла реновация в 2021 году, как газон перенёс зимовку и как восстанавливался после мартовских игр при минус 8 градусах.
«ОСОБЫХ ОПАСЕНИЙ ЗА ГАЗОН НЕТ»
– Вячеслав, в марте «Ак Барс Арена» успела принять два матча «Рубина» – против «Ротора» 4 марта и «Ростова» 14-го. В каком состоянии газон остался после них?
– Сейчас это хорошее весеннее поле и его характеристики соответствуют норме. Нам повезло, что матчи не попали на время слишком низких температур, игры проходили при температуре минус 7 минус 8 градусов. Система подпочвенной аэрации (вентиляция для корневой системы газона – ред.) позволила нам не допустить подмерзания травостоя во время матча, а также топить снежные хлопья.
Те участки поля, которые были повреждены во время матчей, мы сейчас восстанавливаем заранее проросшими семенами дернообразующих злаков. Это ускоряет восстановление травяного покрытия. Также мы провели стандартные процедуры: провели подсев повреждённых участков, внесли удобрения, полили, отрегулировали влажность и температуру, а также компенсировали недостаток солнечного света.
Нам немного мешают вернувшиеся холода, которые ослабляют все ростовые процессы, но здесь мы уже ничего не можем поделать. Природу не обмануть.
– Когда поле надо было «будить» после зимней спячки, вам выпала не самая лучшая погода. Установился мороз минус 20. Не боялись, что трава не выдержит нагрузок?
– У нас не было опасений, что поле совсем не выдержит. Но был вопрос, с какими последствиями мы перенесём тот неблагоприятный период и какой длительности и интенсивности будут морозы. Многих проблем мы сумели избежать, но не всех: так, на месте контакта с защитным полотном наблюдалось замерзание кончиков травы.Но потом в результате ухода мы их состригаем и это не отражается на картинке.
– В апреле у «Рубина» запланированы сразу четыре игры. Можем ли мы быть уверены, что поле справится с такими серьёзными нагрузками?
– Мы ожидаем настоящего пробуждения природы от зимней спячки. Да, сейчас наступило небольшое похолодание, но уже скоро весна вступит в свои права полноценно. Повреждения после прошлых матчей уже восстановлены, идёт процесс роста молодой травмы. От матча к матчу состояние поля будет улучшаться, особенно во второй половине апреля. Газон в конце месяца уже будет способен без особых последствий выдержать такую нагрузку, поэтому особых опасений нет. Процедура ухода за ним будет стандартной.
УРОКИ ПРОШЛОГО ГОДА
– В прошлом году вы говорили, что у поля проблемы с песком, который лежит у него в основании. Его гранулы вы называли слишком крупным. Это удалось исправить?
– Действительно, песок был очень крупным. В результате реновации, которую мы провели в прошлом году, удалось частично разбавить этот песок мелким по большей части в его верхнем слое. В итоге это существенно улучшило показатели газона и его игровые характеристики. Кроме того, нам удалось извлечь волокна стабилизации основания, которых не было на поверхности и теперь она работает. Я говорю про систему SISGrass. Показатели поля стали соответствовать нормам, установленным для игрового поля. Футболисты уже не смогут предъявлять претензии из-за того, что оно слишком мягкое или нестабильное и мешает игре.
Последующие плановые реновации позволят нам довести состав грунта до показателей нормы уже в более глубоком слое, где находятся корни травы. Повреждения, которые наносят футболисты своими движениями, станут намного менее значительными уже в весенний период.
– Можно сказать, что поле уже стало плотнее?
– По всем показателям – да и новых замечаний от футболистов мы пока не получали.
– Но если они не жалуются, это не гарантирует, что претензий у них нет.
– Есть приборы, по оценкам которых поле соответствует стандартам качества. По твёрдости, сопротивлению сдвигу – идеальный по несущей способности газон.
– У прошлого подрядчика были трудности с коммуникацией вместе с ареной. Как вы взаимодействуете с руководством стадиона?
– Мы общаемся, никаких проблем нет. Диалог ведётся, в еженедельном режиме мы присутствуем на техническом совещании, где собираются вообще все службы стадиона. Его проводит руководство арены. Мы на связи со стадионом и вопросы, которые появляются, решаются в оперативном ключе.
– Раньше говорилось, что проблема поля в грибке. Удалось ли от неё избавиться?
– Грибковое заболевание – следствие потери иммунитета организмом. Если организм будет в порядке, то оно не возникает. Грибков великое множество, и они – просто утилизаторы органического вещества. В принципе, в природе всё логично: если растение живёт, то защищается от грибков, а если растение погибает, то оно будет съедено. Это обычный почвообразовательный процесс, жизненный цикл. Если говорить об этом поле, то, да, в прошлые годы были некие проблемы, из-за которых его повреждали грибковые заболевания. Сейчас же их нет.
В РОССИИ ВЫВОДИЛИ ТРАВЫ ДРУГОГО НАЗНАЧЕНИЯ
– Сейчас вся страна столкнулась с проблемами от санкций и вызовом импортозамещения. Как проблема ударила по сфере ухода за футбольными полями?
– Мы следим за изменением цен в режиме онлайн. Те товары, которые ввозятся из-за границы, оцениваются в евро или долларах, а курс, как мы видим, ежедневно меняется – по сравнению с началом месяца пока что в лучшую сторону.
Мы работаем с удобрениями российского производства. С одной стороны санкции не должны сказаться, с другой – поставщики исходных компонентов повышают цены для минимизации своих рисков. В итоге растёт стоимость специальных удобрений. Поэтому сказать, что на нас это никак не отражается, я не могу. К счастью, у нас есть запас семян, а также вся необходимая техника. Она не выходит из строя быстро, её не надо часто приобретать. Мы её обслуживаем и эксплуатируем нормально.
– Какая часть работы с полем зависит от импорта, а где мы справляемся своими силами?
– Мы используем импортные семена для посева. Основные поставщики – США, Нидерланды и Дания. Есть луговые сорта российской селекции, к которым мы пока только присматриваемся. Будем смотреть и изучать, насколько они отличаются от импортных и по каким именно показателям. С какими-то характеристиками можно будет мириться, что-то можно будет регулировать. Если иностранные поставщики откажутся поставлять свои семена, то с травами российского производства, немного изменив подходы, можно будет работать и получать газон хорошего качества.
– Что касается сложных процессов: насколько мы зависимы от импорта по части прошивки полей?
– Поле прошивается не на один или два года. В России есть поля, которые эксплуатируются по 12 лет и с прошивкой ничего не случается. Это вопрос ухода: чтобы сохранять качество и работоспособность системы стабилизации необходим грамотный уход и периодически проводимые качественные реновации. Говоря о нашем поле, нет какой-то необходимости в последующей прошивке – мы способны другими методами содержать газон хорошего качества.
Что касается техники, которая способна прошивать газоны – есть российская компания, у которой своя техника. Пусть она импортная, но она своя и находится на территории России. Ей можно будет прошивать новые поля. Вопрос импортозамещения решён в этой области. В остальном проблем я не вижу
– Сейчас можно сказать, что даже в изоляции у нас не будет проблем с футбольными полями?
– Мы должны ручки поднять и сдаться? Нет. Поля будут, критических проблем с ними не ожидается.