Один Браун ушёл – другой вернулся: что происходит с легионерами в УНИКСе

Клуб чуть не пострадал от ФИБА.

Легионеры УНИКСа, которые покинули Казань после начала спецоперации, стали находить новые клубы. Однако не все добиваются в этом успеха. Джон Браун готовился сыграть в Австралии, но его переход отказалась регистрировать местная лига. В ответ на это Браун удалил из своих соцсетей все посты с казанским клубом, в очередной раз показав, что в Россию возвращаться он не намерен.

По пути Джона пошли не все. Другой Браун – Лоренцо – уже вылетел в Казань и в скором времени присоединится к иностранцам УНИКСа, которые нашли в себе силы не поддаться панике, остаться в России и продолжить играть в Единой лиге ВТБ.

Джон Браун / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

БРАУН ХОТЕЛ НАРУШИТЬ КОНТРАКТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Ситуация с Джоном Брауном – опасный прецедент для российского баскетбола, когда желание клуба соблюдать контрактные обязательство разбилось о волевое решение ФИБА. Форвард, который играл в Казани полтора года, покинул Россию в начале марта, когда спецоперация на Украине набрала обороты, а страна оказалась под санкциями, в том числе спортивными. Хотя Евролига ещё не вынесла официального решения, всем было понятно, что российские клубы там не ждут. Однако у УНИКСа всё ещё оставалась Единая лига ВТБ, так что, как и с другими иностранцами, казанский клуб провёл с Брауном переговоры с целью лишний раз напомнить, что в Казани ничто не угрожает его безопасности, а перед ним готовы выполнять все финансовые обязательства.

Джон не прислушался к этим доводам и улетел из России. Клуб отнесся к этому с пониманием и в то же время перестал выплачивать ему зарплату, раз он перестал тренироваться с командой и принимать участие в официальных матчах. Также ему не активировали пункт форс-мажора, чтобы приостановить действие контракта и, выражаясь простыми словами, дать игроку возможность перейти в другой клуб бесплатно. В Казани не было ни природных катаклизмов, ни боевых действий, так что термин «форс-мажор» в юридическом смысле не был применим к ситуации. УНИКС, который открыл Брауна, некогда никому неизвестного игрока второй итальянской лиги для европейского баскетбола, имел полное право получить компенсацию за досрочный разрыв договора от его будущего клуба.

Однако Браун хотел найти лазейку в правилах. В середине марта Браун отправился в австралийский клуб «Перт Уайлдкэтс», причём он мог только тренироваться с командой. Чтобы сыграть за неё, нужно было оформить переход официально. Пусть австралийский чемпионат максимально далёк от российского, он так же находится под юрисдикцией ФИБА. А федерация, в свою очередь, регистрирует все переходы и выступает гарантом, применимо к этому случаю, что в Австралии уважают и принимают контракты, заключённые в России. Случись такая ситуация в мирное время, хотя бы год назад, Браун оказался бы под санкциями ФИБА за самовольный выход из клуб и заключение нового контракта поверх старого. Но сейчас, когда в мире как никогда сильны русофобские настроения, ситуация уже другая. ФИБА в этот раз зарегистрировала переход Брауна в Австралию.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

В АВСТРАЛИИ НЕ ПОШЛИ БРАУНУ НА ВСТРЕЧУ

Затем справедливость всё-таки восторжествовала. По правилам австралийской баскетбольной лиги (НБЛ), команде, сыгравшей 75% матчей регулярного чемпионата, можно регистрировать новых игроков только в исключительных обстоятельствах. «Уайлдкэтс» хотел воспользоваться лазейкой, что Браун приехал в расположение команды ещё до достижения клубом этих 75%. Однако лига признала, что команда провела больше 75%, а также не нашла случай Брауна исключительным. Так что Джон в итоге так и не стал игроком клуба.

Исполнительный директор НБЛ Джереми Леглигер выразил сожаление «Уайлдкэтс», сказав, что лига должна делать то, что отвечает интересам соревнований в целом. «Хотя нам бы очень хотелось увидеть Джона Брауна в НБЛ, целостность соревнований должна стоять на первом месте», — сказал Лелигер. Генеральный менеджер «Уалдкэтс» Дэнни Милс тоже не был под впечатлением от сорвавшегося трансфера. При этом представитель клуба похвалил Брауна, который находится в клубе чуть более двух недель, за «преданность команде»: «Клуб хотел бы поблагодарить Джона за уровень профессионализма и преданность команде, которые он продемонстрировал в этот период неопределенности».

После этой истории Браун удалил всю информацию у себя в соцсетях, связывающую его с казанским клубом. При этом страница Брауна до «обновления» примерно наполовину состояла из фотографий или хайлайтов из российской карьеры. Также игрок репостнул себе в историю новость о расторжении контракта, а в следующей публикации выложил фотографию, высмеивающую критикующих его фанатов клуба. А всего месяц назад Браун поддерживал команду: выложил историю, где он едет за рулем, но смотрит матч УНИКСа с «Цмоки-Минском».

Браун был капитаном УНИКСа и одним из её лидеров как в прошлом сезоне, когда команда выступала в финалах Кубка Европы и Единой лиги ВТБ, так и в этом. Важность Джона для команды показывает его игровое время – 30 минут в среднем. Его можно было назвать мотором команды, который давал огромную энергию в атаке и в первую очередь в защите. Особенно Браун проявил себя в перехватах, до сих пор возглавляя список лучших игроков сезона Евролиги по этому показателю. Зимой он побил рекорд великого Ману Джинобили по перехватам за сезон. Сейчас их 69 на его счету. Если бы не отстранение российских клубов, то Браун мог бы установить новый заоблачный показатель, который бы не могли побить несколько десятилетий.

ЛОРЕНЦО МОЖЕТ ВЕРНУТЬСЯ В КАЗАНЬ

Браун – не первый легионер УНИКСа, который попытался найти новый клуб. Джон Холланд дебютировал за турецкий «Бурсаспор», близок к первой игре в турецкой Суперлиге и Айзея Кэнан, который перешел в «Галатасарай». В отличие от Брауна они отнеслись с уважением к обязательствам и расторгли соглашения с УНИКСом только после выполнения всех условий, в том числе финансовых. Казанский клуб уже не первый год выступает на европейской арене и за это время научился предусматривать все риски в контрактах. Пока Браун не найдёт новый клуб, который сможет выплатить неустойку, он так и останется на контракте с УНИКСом. Аналогичная ситуация с другим американцем Джарреллом Брентли. Он чуть ранее пытался перейти в клуб G-лиги, но, опять же, в обход всем правилам. УНИКС такой подход не устраивает.

С поиском новых клубов у покинувших Казань игроков, конечно, возникнут проблему. Большинство из грандов Европы укомплектовались в начале или по ходу сезона, поэтому брать нового игрока перед плей-офф не выглядит первостепенной задачей. Командам важнее найти «химию» среди игроков, которые находятся в клубе почти год, чем пытаться встроить нового игрока в систему. К тому же, Браун и Брентли при всём уважении к ним – не игроки такого уровня, чтобы мгновенно усилить клуб Евролиги или Кубка Европы. Это не звёзды уровня Даниэля Хэккетта и Торнике Шенгелии, которые после ухода из ЦСКА сразу же нашли себе место в «Виртусе».

Лоренцо Браун / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

Обоим игрокам стоит задуматься над тем, чтобы всё-таки вернуться в Казань и принять участие в оставшихся матчах Единой лиги ВТБ. Это гарантировало бы им игровую практику в этом сезоне. Однако такой сценарий на сегодняшний день можно оценить как очень низкий в случае Брауна и Брентли. Другое дело – Лоренцо Браун. Главный разыгрывающий команды уже вылетел в Казань и должен приземлиться вечером. Он станет вторым иностранцем, вернувшимся после отъезда. Первым был итальянец Марко Списсу

Возвращение Лоренцо даст УНИКСу вариативности в атаке, а также придаст уверенности в концовках встреч. Американец по ходу сезона был опцией номер один в решающие моменты и своими попаданиями приносил команде победу. Брауна как раз не хватило в поединках с «Зенитом» и «Локомотивом», где казанцы упускали победу в таких ситуациях.

К тому же, с возвращением Лоренцо УНИКС станет главным претендентом на победу в плей-офф Единой лиги ВТБ. Позиции команды неплохие и сейчас: она находится на третьем месте в таблице и сохранила среди иностранцев Списсу, Тони Джекири, Марио Хезонью, О Джей Мэйо, Велимира Перасовича и весь его тренерский штаб.

Тимур Хуснутдинов