Ламса попрощался с Уфой по зуму.
«Салават Юлаев» провёл итоговую пресс-конференцию и теперь можно сказать, что клуб точно-точно завершил сезон. Она продлилась почти два часа – это рекорд. «Салават» и правда становится более открытым клубом. Генеральным директор Ринат Баширов просил не стесняться задавать ему вопросы и говорил, что всегда готов поболтать. Им было сделано несколько важных программных заявлений.
Стало понятно, с кем из игроков будут продлены контракты, кто покинет команду, кто будет главным тренером и изменится порядок финансирование. В очередной раз не обошлось и без темы легионеров.
«ОЧЕНЬ СЛОЖНО ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ В УФЕ»
Главное событие пресс-конференции – Томи Ламса объявил, что покинет «Салават Юлаев». «Для меня сейчас очень сложно продолжать работать в Уфе с учётом всей ситуации в мире», – сказал специалист. Такое решение напрашивалось уже давно, особенно с учётом того факта, что Ламса улетел в Финляндию. К пресс-конференции он подключился как раз оттуда по видеосвзяи. Напомним, что он оказался единственным иностранцем, не покинувшим клуб по ходу плей-офф. Помимо всех игроков, Уфу также покинули тренер по физподготовке Матиас Сарвела и тренер вратарей Венсан Риндо. Томи оставался с командой до конца и не захотел ставить крест на годах работы. И только за счёт этого специалист изменил мнения болельщиков о себе, хотя после прошлого сезона многие желали его отставки. И теперь оставался шанс, что клуб и тренер продолжат сотрудничество. Переговоры велись. И ожидалось, что окончательно решение объявят именно сейчас. Так и вышло. Без неожиданностей.
«После окончания сезона есть возможность выдохнуть и всё осмыслить. Для меня это были прекрасные пять лет в клубе. Но сейчас сложно предположить, что они продолжатся. Для меня работа здесь была большой честью и осуществление мечты», – сделал своё главное заявление Ламса. «Мы в течении плей-офф вели разговоры с Томи по поводу продолжения. Разговаривали и с главой республики (Радием Хабировым – ред.). Мы были готовы продолжать сотрудничество и сделали соответствующее предложение. Томи взял неделю на раздумывание. Он дал ответ в Уфе и сказал, что не может продолжать работать. Мы благодарны Томи. Для нас это значимая веха в истории развития клуба, его работа ещё долго будет сказываться», – пояснил Баширов.
Теперь самым важным был, кто заменит финна. Сам Ламса ответил, что не принимал участия в обсуждении этого вопроса с руководством и что это уже вне его компетенции. Но кандидатура сменщика в любом случае угадывается. Руководство уже дало понять, что, исходя из сложившейся ситуации, удовлетворено результатами и вектором развития команды последних двух лет. И что костяк команды будет сохранён, и что не совсем правильно всё в корне менять во время больших перемен во всём российском хоккее. Поэтому был крайне логичным вариант, при котором «Салават» возглавит человек из штаба Ламсы. К тому же, все три его помощника по своему статусу претендовали на должность главного. Как ранее сообщал «БИЗНЕС Online», уфимскую команду возглавит Виктор Козлов, а Николай Цулыгин будет его помощником. Баширов сказал, что официально об этом объявят в ближайшие дни, когда уладят все проволочки. Точного имени не называл, но подтвердил, что это и правда будет именно человек из штаба.
«Мы можем об этом говорить. В каждом клубе разные порядки утверждения. В республике у нас есть определённый регламент и традиции. Сразу объясню, почему мы не станем ничего менять. Мы рассматривали несколько кандидатур. Если бы нас не удовлетворяли результаты, то нужно было бы всё менять. Я уже говорил, что Радий Хабиров зашёл после серии с «Трактором» в раздевалку и сказал, что доволен командой. Мы провели переговоры с оставшимися тренерами и увидели уверенность, что они сами смогут что-то привнести. На данном этапе это будет самым правильным решением. Следующий год будет неопределённым. Лучше исходить из того, что он будет сложным для всех. Потому неправильно, что у штаба не будет всего инструментария для формирования команды», – сказал генеральный директор.
ВРАТАРСКАЯ ПРОБЛЕМА
Поэтому и логично, что в Уфе сохраняют костяк игроков прежней команды. Баширов объявил, что «Салават» уже продлил контракты с форвардами Александром Кадейкиным, Николаем Кулёминым, Степаном Санниковым и Сергеем Шмелёвым, а также защитниками Павлом Коледовым и Евгением Бирюковым. Забыл генеральный директор упомянуть Артёма Пименова, но с ним тоже всё в порядке.
Уходит точно Пётр Хохряков. В клубе заявили, что по семейным причинам. А вот с Динаром Хафизуллиным пока ещё ничего неясно. 33-летний защитник приехал в Уфу перед началом сезона из СКА в обмен на форварда Михаила Воробьёва. Хафизуллин провёл хороший сезон и помог «Салавату» стать лучшей обороной регулярного чемпионата. Однако было известно, что Динар рвётся на родину в Казань. То есть, за один сезон защитника в Уфе отдали своего воспитанника, который сейчас достойно выступает в Санкт-Петербурге. Баширов подтвердил, что у Хафизуллина действительно есть предложение от «Ак Барса», но также сказал, что слухи о его большом желании вернуться в Татарстан несколько преувеличены. «Он внимательно выслушал наше предложение. Он очень серьёзный человек, не подверженный эмоциям. Мы вели с ним переговоры ещё с момента обмена. Я бы не сказал, что его переход в «Ак Барс» уже решённый вопрос. Мы сделали ему достойное предложение», – сказал Баширов.
Также стало известно, что Уфу покинет Александр Шарыченков. Вратарь достойно заменил Юху Метсолу и во многих матчах плей-офф играл крайне надёжно и уверенно. Долгое время до этого Александр находился в роли запасного вратаря, но оказался готов. Но сохранить его у «Салавата» не вышло. «К сожалению, Шарыченков перейдёт в другой клуб. Там есть нюансы по нему, к сожалению. Были непонятные моменты, которые открылись только после того, как он согласовал контракт с другим клубом. У него есть желание играть в Москве», – сказал Баширов. И теперь вратарская позиция становится для «Салавата» самой проблемной. Опытного или просто классного вратаря, который себя уже где-то проявлял на высшем уровне, в системе клуба сейчас нет.
Сходу возникает вариант с Андреем Кареевым. Он был в команде с 2017 по 2020 годы на роли бэкапа, а после уехал за игровой практикой в финский ТПС, где стал одним из лучшим игроком в местной лиге, а сейчас помогает команде в плей-офф. Права на 27-летнего вратаря принадлежат «Салавату», который уже начал переговоры. Но пока безуспешно. «Мы действительно сделали ему предложение. Оно не совпало с его ожиданиями. Также был ряд условностей от его представителей, из-за которых переговоры пока не продвигаются. Андрей ещё достаточно молодой игрок. Я бы избрал несколько иной способ возвращения. Но он действительно сделал большой шаг и играет совершенно по-другому. У него отличный тренер по вратарям, который действительно изменил манеру его игры. Думаю, что переговоры будут продолжены», – сказал генеральный директор.
«ВСЕ В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ»
А вот с новичками пока нет совершенно никакой ясности. Из-за переменчивой политический и экономической ситуации в стране сложно предугадать и поведение хоккейного рынка. Да, легионеры ушли, cильно разгрузив зарплатную ведомость клуба. Но теперь и некоторые россияне, которых видят в более существенных ролях, не против увеличить сумму в контракте. Но рисковать в «Салавате» пока не хотят и планируют искать не самые очевидные варианты.
«Все команды сейчас не очень активны именно в завершающей стадии подписаний. Сейчас много новых вводных как для агентов и игроков, так и для руководителей клубов. Все в режиме ожидания. Мы ведём переговоры и видим новые тренды. У всех есть доля неопределённости, поэтому пока спешить никто не будет, и с громкими фамилиями тоже. Перед нами есть соблазн рискнуть использовать тех игроков, с которыми в нормальном состоянии мы бы поосторожничали и не стали этого делать. Мы видим увеличенные запросы от российских игроков. Не отнесу это на счёт наших игроков, но на рынке часто приходится слышать: «Иностранцев нет, поэтому есть основания начинать с этой суммы». Но в «Салавате» такого тренда нет. Мы не думаем, что раз Хартикайнен уехал, надо отдать сумму за такого игрока, чтобы очень красиво выглядеть в прессе. Я думаю, что, когда пройдёт переосмысление, все будут смотреть на игроков второго эшелона. Есть игроки, которые могут дать тот же эффект, что и те, кто получают по 90 миллионов», – сказал Баширов.
«ЛЕГИОНЕРЫ СТАЛИ ОРУДИЕМ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ»
Также в клубе заявили, что будут подписывать и легионеров, несмотря на недавний уход всех иностранцев. «У нас есть некоторые наработки, ждём некоторых нюансов, в том числе и по легионерам. Но ситуация меняется каждый день. Есть основания для того, чтобы быть осторожным. Сложно сразу отказаться от иностранцев, особенно команде, которая явно опиралась на таких игроков. Думаю, что к маю рынок успокоится, и все поймут, что надо более реально подходить к этим вопросам», – добавил генеральный директор.
При этом вероятность, что в Уфу вернутся прежние финны, Баширов оценивает в один процент. В текущей ситуации он не представляет это возможном, поэтому даже не ведёт переговоры. В то же время руководитель клуба сказал, что во время плей-офф сделал всё возможное, чтобы сохранить легионеров. Несмотря на то, что у других клубов, в том числе и «Трактора», это получилось.
«Легионеры транслировали нам все ужасы, что у нас военное положение и что их никто не выпустит. Мы им объясняли, что даже в таком случае их бы быстро вывезли. Мы надеялись, что они смогут играть. Но чем дальше вопрос отодвигался, тем больше они подвергались давлению. Я им говорил, что они являются орудиями гибридной войны, а у них стали новые аргументы появляться. И как-то утром стало совершенно ясно, что они не с нами, в другом месте совершенно. Когда-нибудь я скажу, что они мне говорили. Дальнейшее их пребывание в «Салавате» было неприемлемо. Мы не стали их удерживать. В совокупности бы всё дальше лишь негативно повлияло на команду. Было неправильно по отношению к другим игрокам пересчитывать им деньги по другому курсу», – сказал Баширов.
Кажется, финская веха в истории «Салавата» подошла к концу.
БЮДЖЕТ ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ
Несмотря на то, что на легионеров теперь тратиться практически не придётся, зарплатный бюджет клуба в 900 млн рублей, по заверениям Баширова, останется на прежнем уровне. Оптимизация ожидается, но в более структурном плане. «В основной части никаких сокращений нет – ни по форме, ни по качеству. По главной команде никакого сокращения бюджета нет – как целенаправленного, так и вынужденного. С отъездом легионеров появилось больше возможностей. Сейчас работаем над тем, чтобы потратить эффективно эти деньги».
Также стало известно, что «Уфа-Арена» может продать своё название одному из спонсоров. Практика это ныне распространённая. Даже «Уфа» недавно продала название стадиона букмекерской компании. Но в случае с хоккейной ареной всё будет чуть сложнее. Её собственник – правительство Башкортостана. Клуб не может самостоятельно распоряжаться правами на название. Да, если такой контракт будет заключён, то деньги от него пойдут на нужды клуба. Но вряд ли в республике захотят продавать нейминг тем же букмекерам.
«Предложения по переименованию «Уфа Арены» у нас есть, и они в силе. Это решение несколько шире полномочий клуба. Дискуссии на эту тему продолжаются. Нам бы тоже это не помешало. Мы знаем, куда эти деньги потратить. Никаких увеличений цен на билеты не будет. По атрибутике будет тренд на снижение цен», – сказал Баширов.