Он был лучшим молодым связующим мира, поиграл за 10 клубов, а теперь вывел «Нову» в суперлигу.
Алексей Бабешин в триумфальном для московского «Динамо» сезоне 2020/21 был ассистентом Константина Брянского, после чего начал самостоятельную карьеру. И уже в дебютном сезоне привёл «Нову» к победе в высшей лиге А, завоевав путёвку в суперлигу. Вернётся ли 39-летний Бабешин в элитный дивизион уже в качестве главного тренера, теперь зависит от политиков и спонсоров.
В качестве игрока Алексей поиграл практически за все российские топ-клубы и в чём-то даже превзошёл свою титулованную супругу Марину Бабешину (Шешенину) – у него есть титул победителя Лиги чемпионов.
В большом интервью «БО Спорт» Бабешин рассказал, кто помог ему справиться со звёздной болезнью, как Юрий Сапега вместо штрафа порадовал его повышением зарплаты, и о каком принятом решении он сожалеет больше всего.
«ТОЛЬКО В ЭТОМ СЕЗОНЕ УБИЛ В СЕБЕ ИГРОКА»
– Алексей Андреевич, главный вопрос – воспользуется ли «Нова» своим правом сыграть в следующем сезоне в суперлиге?
– Это вопрос, который сейчас волнует всех – и игроков, и тренерский штаб. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров поздравил нас с успехом и сказал, что область и дальше будет поддерживать клуб. Сейчас ведутся переговоры об уровне поддержки. Очень важно для нас привлечение спонсоров. Мы надеемся и верим. Выход в суперлигу был для всех нас огромной мотивацией.
– Если команда всё-таки собирается в элитный дивизион, комплектацию, наверное, нужно было начинать ещё вчера.
– Время на создание команды ещё есть. Но под суперлигу, безусловно, потребуется обновление команды как минимум наполовину.
– Между суперлигой и вышкой – пропасть?
– В плане зарплат – да. Я не беру лидеров российского волейбола – там просто космос! Даже если мы возьмём последние шесть команд суперлиги, то контракты в них в два раза выше, чем в командах вышки. При этом прямой пропорции с уровнем игры нет – в вышке есть ребята, которые близки к суперлиге. Но заметная разница в мастерстве, безусловно, есть.
Помню, когда я сам ещё играл в вышке, один нападающий меня спрашивал, почему такая огромная разница в деньгах, хотя уровень игры между ним и Бережко не такой уж большой. Я объяснял, что у Бережко есть право только на одну ошибку, а у тебя – на две. Бережко в концовке примет и забьёт на разорванном блоке, а вот примешь и забьёшь ли ты? Такие вещи и делают разницу.
– В чём была сила «Новы» в минувшем сезоне?
– У нас была хорошая ротация состава. Из-за проблем со здоровьем местного парня Матвея Захарова мы усилились доигровщиком Кириллом Фиалковским. Плюс у нас были опытный Владимир Иванов и Сергей Жуков. В линии блокирующих тоже была хорошая конкуренция – все трое играли: Фаннур Каюмов, Николай Бескровный и Алексей Лобызенко. Пару связующих во второй части сезона составляли Вадим Ожиганов и Максим Шульгин. Диагональный Кирилл Никифоров в нужные моменты давал возможность выдохнуть лидеру команды Александру Чефранову. Разве что либеро Григорий Драгунов играл без замен. Как бы это банально ни звучало, у нас получился хороший сплав опыта и молодости. Все жили одной целью – выйти в суперлигу. Хотели доказать себе и другим, что способны играть на более высоком уровне.
– Какие клубы высшей лиги А вас впечатлили в минувшем сезоне?
– МГТУ не повезло – у них сломался основной диагональный. В целом это команда, в которой много игроков с опытом игры в суперлиге – Макар Бестужев, Иван Пискарев. Я считаю, что связующий Валентин Иванов стабилизировал их игру и раскрыл Александра Захватенкова как нападающего. Кто поразил, так это «Изумруд». Из не самых известных игроков они смогли сделать отличную команду. Для меня стало сюрпризом их третье место. Огромное уважение и ребятам, и всей организации. Валерий Алфёров там главный, а в зале работу ведёт Анатолий Сосунов.
– 39-летний связующий «Новы» Максим Шульгин – ваш ровесник. А вы могли бы сейчас выйти и отпасовать?
– В начале сезона у нас был дуэт связующих Ожиганов – Михаил Щедров. Миша потом ушёл в «Тюмень». Не потерял в деньгах, но получил игровую практику. Был момент, когда я пасовал на тренировках. Вес, конечно, немного поднабрал, но ещё способен качественно пасовать (улыбается). Но это было больше для того, чтобы раскачать Ожиганова. Я бы не простил себе, если бы связующий при мне не добавил. На самом деле только в прошедшем сезоне удалось окончательно убить в себе игрока. Помню, в «Динамо» Константин Брянский всё время говорил: «Перестань играть, хватит, ты уже тренер».
«БЛАГОДАРЕН ХАБИБУЛЛИНУ ЗА ШАНС»
– Когда вы поняли, что хотите стать тренером?
– Знаете, мне многие говорили, что я стану тренером, но я не готовился к этому так планомерно как, например, Алексей Вербов. Мысли о тренерстве начали появляться после тяжёлой травмы ахилла, после которой я не смог полностью восстановиться. Многие связки в 32 года только начинают расцветать, а я начал увядать. Да, приносил какую-то пользу, но это был бег по кругу. Но в то же время не понимал как закончить, ведь волейбол – вся жизнь. В сезоне 2017/18 уже сложно было вывозить две игры в неделю и тут звонок от Рафаэля Хабибуллина: «Приезжай, занимайся, рули. Посмотрим, что выйдет». Он пригласил меня своим помощником. Рафаэль Талгатович известен тем, что даёт шанс молодым.
– Начинающие тренеры у Хабибуллина обычно ведут тренировочный процесс, но командой во время игр он руководит сам. Это обидно?
– Нет. Думаю, на тот момент я не был готов самостоятельно вести игры. Выстраивать какую-то систему, отвечать за тренировки – да. В целом у нас был очень хороший диалог. Хабибуллин своеобразный, но в то же время вполне приземлённый человек – он был готов услышать мнение молодого и только начинающего тренера. Я старался говорить правду, хотя может где-то и не надо было. Так или иначе, мы расстались хорошо. Я благодарен ему за шанс.
– Потом вы стали ассистентом Брянского в «Динамо». За что отвечали?
– Организация тренировочного процесса, плюс индивидуальная работа со связками.
– Вы ушли из чемпионского «Динамо» в клуб высшей лиги А. С какими чувствами?
– Я ещё во время игровой карьеры привык к переменам, поэтому они меня не страшили. Волнение было. И во время сезона бывали моменты, когда из-за переживаний было непросто заснуть, но это нормально, если ты горишь работой. Попробовать однозначно стоило. Иначе как получить ответ на вопрос способен ли ты к самостоятельной работе?
– Быть первым тренером в высшей лиге круче, чем вторым в суперлиге?
– Мне понравилось быть главным тренером. Думаю, сейчас уже не захочется быть вторым. Хочется самому отвечать за ту работу, что ты делаешь.
– От кого из своих тренеров вы больше всего взяли?
– В плане мотивации, взаимодействия с игроками – от Владимира Алекно. У него не было ничего лишнего. Интенсивные тренировки, понятные разборы. Лично мне это больше всего подходило. Но к нему я пришёл уже состоявшимся игроком.
– А кто слепил из вас игрока?
– Прежде всего, благодарен Андрею Смирнову, который в своё время поверил в меня, хотя многие говорили, что связующий из меня не выйдет. Ему предлагали делать из меня либеро, но он был убеждён, что всё получится. Сейчас Андрей Геннадьевич возглавляет «Липецк». На профессиональном уровне мощный фундамент заложил Павел Борщ. Потом уже в Екатеринбурге Владимир Бабакин многое дал в плане тактики. Многие тонкости помогли понять опытные одноклубники Александр Герасимов и Анатолий Сосунов. Все эти люди оказали то или иное влияние на моё мировоззрение.
«ВЗЯЛ БЫ В СБОРНУЮ ПАНКОВА И АБАЕВА»
– У вас уже сформировалась своя тренерская философия?
– Безусловно, основные принципы работы уже есть. Стараюсь быть требовательным, но при этом открытым к диалогу с игроками. Еще во время игровой карьеры мне казалось, что некоторые тренеры живут стереотипами, вешают ярлыки на игроков. По каким-то причинам игрок для тренера перестаёт быть важным и о нём забывают. Ещё тогда себе говорил, что если стану тренером, никогда так делать не буду. Если игрок усердно работает и способен помочь, он обязательно получит шанс.
– Представим, что вы главный тренер сборной России. Кто составит пару связующих?
– Павел Панков и Константин Абаев. У каждого из них есть свои плюсы, но мне симпатизирует, как они ведут игру. Помню, в полуфинале Кубка России-2020 проигрываем мы «Локомотиву» 0:2 по партиям. Сижу и думаю про себя: «Костя, как же ты хорошо пасуешь, но рано тебе выигрывать Кубок!». Потом «Динамо» отыгралось, выиграло пятый сет. Если тогда Абаев был будущим, то сейчас уже настоящее.
– Многие считают лучшим связующим нынешнего чемпионата России Майку Кристенсона.
– С этим трудно спорить хотя бы из-за результата. Казанский «Зенит» обыгрывает всех подряд, команда показывает очень качественный волейбол. Безусловно, Кристенсон – большой мастер. Он набил шишек в Италии, у него есть олимпийский опыт. Видно, насколько быстро он принимает решения. Стабильность его скоростных передач тоже впечатляет. Еще мне нравится, что он не прекращает играть в свой волейбол в зависимости от счёта.
– Вы можете представить российский волейбол без легионеров?
– Безусловно, уровень упадёт, но я не думаю, что последствия будут такими страшными как в других видах спорта, где засилье иностранцев. Всё-таки в волейболе изначально всего два легионера. Глобальной трагедии не будет.
– Кто в нынешнем сезоне станет чемпионом России?
– По регулярному чемпионату три фаворита – «Зенит-Казань», «Динамо» и «Локомотив». Но это «Финал шести» и в одной игре может произойти всё что угодно. Тот же Питер в своём лучшем составе, а также «Белогорье» могут преподнести сюрпризы, если, конечно, сюрпризов не будет в стыковом раунде.
«ПОСЛЕ МЧМ ПОЙМАЛ ЗВЕЗДНЯК»
– В 2003 году вас признали лучшим связующим молодёжного чемпионата U-21, хотя сборная России заняла на нём только пятое место. Как это вышло?
– Видимо, настолько здорово пасовал (улыбается). Это было приятной неожиданностью и чуть подсластило горечь от неудачного турнира. На самом деле мы должны были играть в финале с Бразилией, но в итоге чемпионом вообще стала Польша. Мы в четвертьфинале проиграли болгарам. У них тогда колошматили выше блока Матей Казийски и Тодор Алексиев. А у нас отравился основной диагональный Павел Круглов и не смог показать свою игру. Игорь Колодинский просил поставить его в диагональ, но тренер на это не решился. В итоге сложилось как сложилось – 1:3. Паша потом отошёл и отбомбил в турнире за 5-е место.
– Вы ведь с Кругловым были одноклубниками по «Динамо».
– А затем по «Лучу». Кстати, по нашему переходу есть забавная история. В те времена предварительный этап Кубка России игрался в мае – июне, уже после завершения чемпионата страны. И вот по ходу турнира я получаю дома нелепую бытовую травму – режу себе палец прямо до сухожилия. Прихожу к Юрию Сапеге, рассказываю. Думаю, ну всё, конец карьере, сейчас закопают.
На построении Сапега начинает: «Один талантливый молодой игрок совершил ужасный поступок…» Было ощущение, что сейчас будут втаптывать в землю, а когда тренер спросил про зарплату, решил, что меня ожидает суровый штраф. То, что произошло дальше, было шоком. Сапега говорит: «Значит, 500 долларов зарабатываешь? На следующий год вместе с Кругловым уходите в «Луч». Будете зарабатывать 1300. Надеюсь, тебе хватит чтобы больше не готовить дома? Удачи в сборной». Я не думал, что так вообще может быть. Это было в 2003 году, до чемпионата мира.
– Звёздная болезнь у вас была?
– Да. 20 лет, Москва, ты лучший связующий мира. Какое-то время был в эйфории, поймал звездняк. К счастью, нашлись партнёры, которые быстро объяснили, что к чему. Алексей Сериков, Дмитрий Лекомцев были немногим старше, но дали понять, что взрослый волейбол это уже совершенно другая история и если дать слабину, через пару лет никто и не вспомнит. Мне повезло, что мне помогли. Всегда есть ребята, которые после молодёжки теряются.
«МИХАЙЛОВ – ПЕРФЕКЦИОНИСТ, ПОЭТОМУ СТОЛЬКО ЛЕТ В ТОПЕ»
– Какой сезон стал вас первым полноценным для вас в суперлиге?
– Сезон 2004/05 в «Факеле». Там я отыграл примерно 90 процентов матчей. Сезон запомнился тем, что мы в конце спаслись от вылета, несмотря на кадровые проблемы. Черемисин играл в доигровке, представляете? Где Алексей и где приём. Мне было страшно, что команда со мной вылетит из суперлиги. Но мы выиграли три последних матча и остались. Потом уже пошли серьёзные финансовые вливания в клуб. Они подписали Романа Яковлева, Илью Савельева, Сергея Латышева.
– Почему не остались в «Факеле»?
– Предлагали. Но мой агент Александр Ярёменко сообщил, что туда придёт Константин Ушаков. Я не хотел сидеть за ним. Решил поехать в «Изумруд».
– Многие с ужасом вспоминают объемы тренировок в Екатеринбурге.
– Не знаю, я выдерживал. Потом ещё не раз возвращался.
– Какой сезон считаете лучшим в карьере?
– Если по уровню игры, игровому времени и комфорту, то «Локомотив» 2007/08.
– В Новосибирске вы играли с Ридом Придди. Александр Бутько называл его самым капризным нападающим. Мол, он пластырем лепил крестики, куда мяч должен приземляться после передач.
– Хм, у нас с американцем никаких проблем не было. Ему нравилась моя передача и в Новосибирске, и потом в Казани.
– Самый работоспособный игрок, которого вы знаете?
– Наверное, я не буду оригинальным – Михайлов. Я провёл с ним два сезона, но видел, насколько он отдаётся волейболу. Для Максима не было неважных тренировок или игр, он всегда предъявлял к себе высокие требования. Мне кажется, он перфекционист. Если что-то не получалось, он оставался после тренировок и доводил нужное до совершенства. Видимо, благодаря этому так долго и держится на топовом уровне.
– Талантливый игрок, который себя не реализовал...
– Назову Алексея Черемисина. Надеюсь, не обидится. Мы с ним вместе играли в четырёх командах. Он много чего добился и выиграл, но мне кажется мог добиться ещё большего. Трудно сказать, почему не смог реализовать огромный талант. Может, как раз не хватило той работоспособности и упорства, которые есть у Михайлова.
Алексей Черемисин: «Случай с марихуаной – очень большая ошибка»
– Давайте соберём сборную вашей карьеры. Вы – связующий.
– Ох, непросто навскидку набрать такую команду. Давайте попробуем. Доигровщики – Сергей Тетюхин и Рид Придди. Диагональ – Александр Герасимов, да не обидятся на меня Коля Павлов и Черёма. Центры – Андрей Егорчев и кубинец Доминико Одельвис. Им было комфортно пасовать со всех уровней доводки. Из либеро, пожалуй, выберу Алексея Обмочаева.
«ЖАЛЕЮ, ЧТО ОТКАЗАЛСЯ ОТ ВЫЗОВА В СБОРНУЮ»
– Есть решение, о котором вы жалеете?
– Да, в 2007 году я отказался от приглашения в сборную России. Я понимал, что меня зовут третьим после Сергея Гранкина и Вадима Хамутцких – царство ему небесное. Посчитал, что нет смысла ехать. Немного побаливала нога и это стало отговоркой. Потом, общаясь с ребятами понял, что совершил большую ошибку. Тот же Сергей Тетюхин говорил, что моя карьера могла сложиться совершенно иначе. Но я тогда не верил, что получу шанс за этими мастодонтами. В сезоне 2006/07 мы с «Изумрудом» обыгрывали в регулярке лидеров – «Динамо», «Искру», «Факел». Видимо, Владимир Алекно обратил на меня внимание, захотел посмотреть на меня в сборной. А я взял и не поехал. Ни о чём так не жалею, как об этом.
– Потом вы два сезона поработали с Алекно в «Зените». Почему в своё время вы не пошли в сменщики Ушакову, но согласились стать напарником Ллоя Болла?
– Это была уже совершенно иная ситуация. Во-первых, «Зенит» был топ-клубом, попасть в который было достижением. Во-вторых, интересно было поработать вместе с Боллом. Это самый яркий легионер, с которым я пересекался. В-третьих, если у тебя уже достаточно большой багаж в качестве основного связующего, можно сезон-другой побыть в статусе резервного. Мне тогда было уже 27 лет. Это в 20 лет противопоказано стоять на банке.
– Болл готов был делиться секретами?
– Да, и это было для меня удивительно. Постоянно что-то подсказывал, делился своим видением игры. И сам не стеснялся просить помощи. Например, обращать внимание на некоторые детали игры блокирующих соперника. Я помню в 2014 году в Сургуте я уже хромой и подбитый начал что-то подсказывать Антипкину. Он на меня смотрит глазами по пять рублей: «А ты действительно мне хочешь помочь?». Я говорю: «Серёга, будь я здоров, ты бы ещё мог чего подумать. Конечно хочу помочь!». Мне кажется, раньше некоторые связующие рассматривали своих напарников прежде всего как конкурентов и не особо им помогали.
– «Чисто по-человечески мне обидно за Бабешина. Он хорошо играет, старается, но после его выхода все остальные игроки делают шаг назад, позволяют себе расслабиться», – сказал Алекно в январе 2011 года после победы над «Янтарём» со счётом 3:0.
– Мне кажется, это был момент психологического воздействия. Романыч знал те рычаги и кнопки, с помощью которых можно получить результат от игроков. Он отличный психолог. Ему всегда удавалось замотивировать меня, где-то чуть-чуть разозлив. К слову, через две недели после той фразы «Зенит» продлил со мной контракт. К сожалению, второй сезон получился смазанным. Была одна феерическая игра в январе с «Локомотивом», в которой я вышел при 0:2, и мы выиграли. Потом мне сделали операцию по удалению аппендикса и вторая часть сезона была потеряна.
«С ЖЕНОЙ ВСЕГДА ПЫТАЛИСЬ ИГРАТЬ В ОДНОМ ГОРОДЕ»
– В Екатеринбурге, Казани и Тюмени вы играли параллельно с супругой Мариной. Как происходили эти двойные трансферы? Приходилось ли где-то идти на понижение ради игры в одном городе?
– Конечно, всегда старались подгадать так, чтобы оказаться в одном городе, но это непросто, потому что слишком многое должно совпасть. В 2012 году Марину из Казани пригласили в «Тюмень». Меня из «Зенита» никто не выгонял, но было понятно, что пора играть, поэтому я решился пойти на понижение – мужская «Тюмень» тогда была в вышке А. Получается, поехал в Тюмень по двум причинам.
– Потом снова играли в разных городах.
– Да, и это было очень непросто. В молодости жизнь на расстоянии давалась легче. Тем не менее, нам удалось выстроить достаточно успешные карьеры и при этом не развестись. Когда я работал в Сургуте, решили, что я при любых раскладах вернусь в Москву, потому что жить порознь уже невозможно. И тут поступило предложение от «Динамо».
– Получается, обосновались в Москве?
– Да, планируем жить в Москве. С родным Омском сейчас почти ничего не связывает. Мои родители ещё в 2012 году переехали под Новороссийск. Там у нас домик в деревне.
– Марина в феврале нынешнего года неожиданно возобновила карьеру в краснодарском «Динамо». Что было для неё мотивацией?
– Основная причина, думаю, внутренний вызов – ей хотелось доказать, что она ещё может играть на высоком уровне. Вторая причина – немного подзаработать и встретить весну в тёплом Краснодаре. Она помогла команде выйти в плей-офф и выполнить задачу на сезон.
– Будет продолжать карьеру?
– Скорее всего, нет.
– Ваша 11-летняя дочка продолжит волейбольную династию?
– Она занималась в Самаре, ей нравилось, но она пока не заболела волейболом.
ДОСЬЕ «БО Спорт»
Алексей БАБЕШИН
Главный тренер «Новы»
Дата рождения: 8 апреля 1983 года
Место рождения: Омск
Карьера игрока: «Динамо» (Москва) – 2002/03; «Луч» (Москва) – 2003/04; «Факел» (Новый Уренгой); «Изумруд» (Екатеринбург) – 2005 – 2007, 2009/10, 2015/16; «Локомотив» (Новосибирск) – 2007 – 2009; «Зенит-Казань» – 2010 – 2012; «Тюмень» – 2012/13; «Динамо-ЛО» – 2013/14; «Газпром-Югра» (Сургут) – 2014/15, 2016/17; «Грозный» – 2017/18.
Главные достижения: победитель Лиги чемпионов (2012), чемпион России (2011, 2012), серебряный призёр Лиги чемпионов (2011), бронзовый призёр клубного чемпионата мира (2011), бронзовый призёр чемпионата мира U19 (2001).
Карьера тренера: «Газпром-Югра» – 2018/19 (ассистент); «Динамо» – 2019 – 2021 (ассистент), «Нова» (Новокуйбышевск) – 2021/22 (главный тренер).