Бизнесмен, сколотивший состояние в Татарстане, преуспел в футболе.
После приобретения Романом Абрамовичем «Челси» и последующего успеха клуба, среди российских миллиардеров начался настоящий бум на вливания денег в клубы АПЛ: Алишер Усманов стал акционером «Арсенала», Антон Зингаревич приобрёл «Рединг».
А вот Максим Дёмин неожиданно инвестировал в клуб третьего английского дивизиона – «Борнмут». С тех пор клуб поднялся в премьер-лигу, успел вылететь в чемпионшип, а 4 мая оформил возвращение в элитный дивизион. Вопреки мнениям, «Борнмут» не стал игрушкой в руках миллиардера из России. Более того, превратился в один из самых стабильных проектов.
ПРАВЛЕНИЕ ДЁМИНА – ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ «БОРНМУТА»
Скромный клуб с побережья Ла-Манша прозябал в низших дивизионах, пока в клуб не пришёл Дёмин. Бывший советник по финансам генерального директора «Татнефти» сначала дал клубу 400 тыс. фунтов в долг, затем стал владельцем 50% акций клуба, а в 2019 году увеличил свою долю до 100%. «Борнмут» стал подписывать более крепких игроков и становиться сильнее. В 2016 году клуб впервые в истории вышел в премьер-лигу.
При этом «Борнмут» не вёл себя как богатый выскочка, а развивался планомерно. В команде выступали местные воспитанники. Например, защитник Стивен Кук прошёл с командой путь от третьего дивизиона до АПЛ, став рекордсменом «Борнмута» по числу матчей – 387. В клубе никогда не было и поспешных тренерских назначений. Дёмин доверял бывшему футболисту клуба Эдди Хау. Тот, в свою очередь, стал одним из самых перспективных наставников английского футбола и сейчас возглавляет богатый «Ньюкасл».
Хау возглавил «Борнмут» сразу же после завершения игровой карьеры, но после конфликта с предыдущим владельцем уехал в «Бёрнли». Хау не сыскал успеха в новой команде, а Дёмин, расширив свои полномочия увеличением пакета акций, вернул наставника обратно. и с ним команда поднялась с низов до АПЛ.
Дёмин не вмешивался в работу тренера. «Каждый должен заниматься своим делом: финансист – финансами, главный тренер – своей работой. Не надо вмешиваться в работу профессионалов», – сказал Дёмин в интервью «НТВ-Плюс». Такой подход между руководящими структурами привёл «Борнмут» к девятому месту в премьер-лиге в сезоне 2016/17. Пока это наивысшее достижение клуба. «Борнмут» не стал «командой-лифтом» и закрепился в элите, выступая там на протяжении пяти лет (2015 – 2020).
ДЁМИН СНОВА ПОВЕРИЛ В МОЛОДОГО ТРЕНЕРА И НЕ ПРОГАДАЛ
Вылетев из премьер-лиги, «Борнмут» расстался с Хау. Контракт с тренером расторгли по обоюдному согласию, а руководство командой перешло к его помощнику Джейсону Тинделлу. Как и Хау, Тинделл тоже бывший игрок «Борнмута». На него возложили миссию по возвращению клуба в АПЛ. Он не справился и на момент увольнения команда находилась на шестой строчке в таблице чемпионшипа. У «Борнмута» оставались шансы на повышение в классе через плей-офф, но уже при Джонатане Вудгейте команда проиграла в полуфинале, не выполнив задачу.
Как нельзя кстати летом 2021 года освободился от обязанностей в «Фулхэме» Скотт Паркер. Тренер, вылетевший с «дачниками» из АПЛ, не договорился с лондонским клубом о продлении контракта, но долго без работы не сидел – «Борнмут» тут же подписал перспективного специалиста.
Дело в том, что Паркер уже выводил команду в премьер-лигу. Его «Фулхэм» через сетку плей-офф добыл себе путёвку в сезоне 2019/20, но вылетел из элиты после следующего чемпионата.
Уже с первых матчей Паркер показал, что вера в него оказалась верным решением. Команда выдала лучший старт в истории чемпионшипа: 11 побед и 4 ничьи в 15 матчах. Сезон 2021/22 во втором дивизионе вообще получился богатым на рекорды. Например, Александр Митрович из «Фулхэма» стал лучшим бомбардиром в истории чемпионшипа (43 гола в 43 матчах). Если бы не космическая форма бывшего клуба Паркера, быть бы «Борнмуту» победителем чемпионшипа, а так второе место, но всё равно прямая путёвка в АПЛ.
ЗАЧЕМ ДЁМИНУ НУЖЕН БЫЛ КЛУБ ИЗ ТРЕТЬЕЙ ЛИГИ?
Пока богатые россияне вкладывали деньги в лондонские клубы, Дёмин стал акционером «Борнмута» из третьего английского дивизиона, амбиции которого укладывались в сохранение прописки в дивизионе. Инвестировать в футбольный клуб его уговорил президент клуба Эдди Митчелл, он же помог Дёмину при покупке особняка в элитном районе Борнмута за 5 млн фунтов и постройке нового ещё за 5 млн на этом же месте. Борнмут – нетипичный английский город. Это, своего рода, английский курорт с живописными песчаными пляжами на берегу Ла-Манша. При хорошей туристической инфраструктуре у города не было своей состоятельной команды – приходилось либо завидовать соседям из «Саутгемптона», чей клуб давно обосновался в АПЛ, либо наслаждаться «Борнмутом» из третьего дивизиона.
«Борнсмут» испытывал финансовые трудности, от того деньги нефтяного трейдера были очень необходимы. Митчелл сначала занял сумму в размере 400 тыс. фунтов, но отдать деньги не смог, взамен предложив свою долю в клубе. «Над этим решением я долго не думал. Я всегда любил футбол, в юности болел за московское «Торпедо», мой сын любит футбол», – рассказывал Дёмин. Имея 25% акций «Борнмута» от Митчелла, Дёмин увеличил свой портфель до 50%, заплатив 450 тысяч. В конце концов, уже будучи в АПЛ, Дёмин стал держателем всех акций, но сумма выкупа 50% осталась в тайне.
ИЗ-ЗА ГРАЖДАНСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ДЁМИН НЕ ПОД САНКЦИЯМИ
Сегодня Дёмин зарабатывает тем, что занимается продажей топлива, промышленных химикатов и металлов, окончательно перебравшись в Англию. Его компании Whintel и Whintel Holdings в графстве Суррей и не имеют ничего общего с Россией. Более того, Дёмин давно стал гражданином Великобритании, оттого и не попадает в санкционный список и продолжает свою деятельность как в качестве функционера, так и в качестве бизнесмена.
Но вклад российских денег в светлое будущее «Борнмута» существенен. Будучи 27-летним консультантом компании Arthur Andersen, в конце 90-х Дёмин стал сотрудничать с «Татнефтью» на предмет реструктуризации задолженности перед банками, при этом помогал в переговорах между иностранными коллегами, прекрасно владея английским языком и разбираясь в американской финансовой отчетности. Благодаря Дёмину удалось привлечь 200 млн долларов у компании Credit Suisse First Boston сроком на пять лет. После этого бизнесмен стал финансовым советником генерального директора «Татнефти» Шафагата Тахаутдинова.
Дёмин покинул Россию в 2005 году, но оставался тесно связан с Татарстаном. Заработанные деньги в девелопменте и «Татнефти» бизнесмен вместе с партнёрами инвестировал в 30% акций Ак Барс Банка. Однако с наступлением кризиса в 2008 году Дёмин распродал доли и окончательно перебрался в Англию.
«БОРНМУТ» – МЕШОК С ДЕНЬГАМИ?
Пути Дёмина и Абрамовича сильно отличаются. Если второй добился успеха за счёт огромных вложений и приглашения специалистов с мировым именем, то Дёмин экономно подходил к тратам. Сам владелец признаётся, что политика его клуба не строится на системе покупки дорогостоящих игроков, а нацелена на воспитание, скаутинг и выращивание молодёжи. «Мы никогда не тратились на игроков. Покупали перспективных или подписывали свободных агентов, не стремились покупать дорогостоящих футболистов», – говорил Дёмин.
Самым дорогим приобретение «Борнмута» остаётся Джеферсон Лерма за 28 млн евро в 2018 году, но этим же летом в «Манчестер Сити» был продан Натан Аке за 45 млн евро. За время выступления в премьер-лиге «Борнмут» собрал крепкую команду, которая не распалась после вылета из элиты. Сегодня «Борнмут» – самый дорогостоящий клуб второго дивизиона, имея при этом положительный баланс от покупки/продажи игроков, в отличие от претендующей на премьер-лигу шестёрки команд чемпионшипа.
Однако болельщики хотят большей открытости от владельца, даже несмотря на изменения их клуба к лучшему. «Большинство болельщиков рады видеть инвестиции после долгих лет борьбы и постоянного страха перед финансовыми проблемами. Однако было бы неплохо увидеть, как господин Дёмин действительно обращается к фанатам и отвечает на некоторые вопросы, которые требуют ответа», – сказал бывший председатель болельщиков «Борнмута» Дерек Тимони.
Болельщики боятся, что клуб окажется в ситуации, когда от благосостояния одного человека будет зависеть судьба всего клуба. Как и в России, английские клубы тоже банкротятся, но не из-за отсутствия государственного финансирования, а из-за некогда амбициозных владельцев, вдоволь наигравшихся игрушкой и оставивших миллионные долги.