«Уфа» – самый эффективный и самобытный региональный клуб. Он точно заслуживает остаться в РПЛ

Победа над «Рубином» – не случайность.

«Уфа» эпически завершила чемпионат России – выбила в ФНЛ «Рубин» с «Арсеналом», а сама запрыгнула в зону стыков. Команда опять спаслась. Почти. В стыках ещё нужно обыграть «Оренбург». В теории уфимцы  могут остаться в РПЛ напрямую, ведь уже долго обсуждается вариант с расширением лиги и введением моратория на вылет. Всё должно решиться 24 мая на собрании исполкома РФС. Стыкам «Уфы», скорее всего, быть.

Несмотря на это, прошедший сезон заставил вновь взглянуть и переосмыслить историю, путь и становление «Уфы». За небольшой срок в Башкортостане построили уникальный клуб, терять который было бы крайне досадно. Кажется, уфимцы просто не имеют права проигрывать. 

Гамид Агаларов / фото: БИЗНЕС Online

РПЛ НУЖНО БОЛЬШЕ ГАЗИЗОВЫХ

Самым переживающим человеком в тот вечер на «Ак Барс Арене» был Шамиль Газизов. Давление и пульс у генерального директора «Уфы» наверняка зашкаливали не меньше, чем у главного тренера Алексея Стукалова, которому после финального свистка даже стало плохо. Весь сезон в «Уфе» ходили словно по лезвию ножа. Сначала все только и говорили о непрекращающихся финансовых проблемах. Всё это наложилось на неутешительные результаты в чемпионате. Весь сезон команда находилась в зоне вылета, а Газизов не уставал напоминать, что при таком раскладе «Уфы» больше не будет.

Шансов на спасение, как и в паре предыдущих сезонов, было крайне мало. Главным аргументом в пользу уфимцев был именно их опыт выступление в столь критические моменты. Всё получилось и на этот раз. И этот победный крик Газизова в раздевалке, ликование игроков, слёзы, полная опустошённость – квинтэссенция всего сезона, да и в принципе существования «Уфы». Команду сразу же поздравил глава Башкортостана Радий Хабиров, а болельщики встречали её в аэропорту. Ненадолго все они стали героями. Всё это воспринимается так, будто уфимцы выиграли чемпионат.


Во время и даже после матча с «Рубином» Газизов комментировал судейство, называя его беспределом. А в последние месяцы, когда прижимало всё сильнее, а угроза вылета становилась реальнее, функционер активно топил за необходимость расширения лиги и введения моратория на вылет. Аргументировал он это спортивным принципом, нарушенным из-за отъезда многих легионеров. Конечно, с этим тезисом можно спорить, касательно именно его применимости конкретно к «Уфе». 

Ведь глобально башкортостанский клуб пострадал лишь от отъезда португальского полузащитника Тиагу Родригеша, начинавшего в старте первые четыре матча после возобновления чемпионата, но уехавшего в конце марта. Крайний защитник Боли Болинголи-Мбомбо до региона и вовсе не доехал из-за проблем с визой и не наигрывался на сборах. Третьим и последним уехавшим легионером стал Джемал Табидзе. Но защитник не играл в футбол больше года и продолжал восстанавливать крестообразную связку. Максимум «Уфа» пострадала из-за недополученных денег от возможной продажи грузина. До травмы переговоры велись, а сам Табидзе оценивался в 2 млн евро. В остальном клуб не так сильно зависит от легионеров. Да, серьёзной потерей был бы отъезд капитана словенца Бояна Йокича и колумбийского форварда Дилана Ортиза, забившего победный гол «Рубину». Но они остались. Как и сербский защитник Неманья Милетич и хорватский полузащитник Филип Мрзляк, создававшие глубину, но место в составе потерявшие.

Конечно, это уже всё лирика, и уфимцы могут чуть выдохнуть. Но сейчас, оценивая со стороны почти завершившийся сезон, Газизова можно и даже нужно понять в его бесконечных попытках защитить клуб – словами, действиями и бесконечными напоминаниями о себе. Возможно, российский футбол был бы чуть лучше, будь в российских клубах чуть больше подобных открытых и готовых к общению руководителей. Конечно, мы не лепим из Газизова образ святого и признаём его право и возможность действовать в своих интересах и подавать определённую информацию под нужным ему углом. Но дело в другом. Газизов для «Уфы» не просто наёмный работник. Ведь это фактически она его детище, с которым он прошёл все стадии, за исключением ПФЛ. Его мечта. За 10 лет команда обрела образ самобытного регионального клуба, выделяющегося на фоне остальных подобных в РПЛ, став своеобразным брендом. И вылет уфимцев станет большой потерей для лиги.

ВСЁ ЕЩЁ САМЫЙ БЕДНЫЙ КЛУБ ЛИГИ

В очередном сезоне «Уфа» доказала свою состоятельность за счёт эффективной экономической модели и менеджмента. 2021 год клуб закрыл с бюджетом около 600 млн рублей – самым низким в лиге. Даже у некоторых команд ФНЛ он выше, в том числе и у «Оренбурга». В РПЛ у «Нижнего Новгорода» и «Химок» он был под 1 млрд, у «Урала» – 1,2 млрд, а у «Арсенала» – 1,5 млрд. Про «Рубин» с его 3,5 млрд в этом контексте и говорить стыдно. Да, до пандемии бюджет «Уфы» был примерно в два раза выше. Но тогда и в целом российский футбол чувствовал себя лучше.

Наибольшей похвалы заслуживает именно скаутская работа «Уфы». За умение эффективно находить футболистов, которые приносят результат и которых потом можно выгодно продать, уфимцев отмечают уже давно. При этом уже второй сезон подряд «Уфа» формально вообще не тратится на трансферы. Все игроки приходят свободными агентами, либо в аренду. В текущих условиях экономического спада и проблем у клуба просто нет денег на трансферы и солидные зарплаты. А Газизов с командой всё равно умудряется находить достойных игроков.

Шамиль Газизов / фото: сайт главы Башкортостана

В этом сезоне, когда под вопросом была позиция форварда, в «Уфе», как кролика из шляпы, достали Гамида Агаларова. В 21 год он стал лучшим бомбардиром сезона в РПЛ, забив 19 из 29 голов команды. У Агаларова – пятый бомбардирский результат в РПЛ в XXI веке, если не считать переходный сезон 2011/12, в котором команды сыграли по 44 матча. Это также уникальное достижение потому, что ранее столько же, либо больше него забивали лишь форварды топ-клубов: Вагнер Лав (ЦСКА-2008, 20 голов), Веллитон («Спартак»-2009, 21 гол), Фёдор Смолов («Краснодар»-2016, 20 голов) и Артём Дзюба («Зенит»-2021, 20 голов). За год его трансферная стоимость выросла более чем в 10 раз. В матче с «Рубином» Агаларов отметился передачей на победный гол Ортиза.

Колумбиец, к слову, зимой был арендован у сербского «Нови-Сада», долго не забивал, но в решающий момент принёс пользу. Его придётся выкупать минимум за 300 тыс евро. Но наверняка в клубе найдут на это деньги в случае продажи Агаларова. Также раскрылся и безболезненно заменил Табидзе в центре защиты Юрий Журавлёв, пришедший из ФНЛ. Ещё зимой подобрали Дмитрия Кабутова, который был не нужен «Крыльям Советов». В 11 матчах крайний защитник в среднем отдавал две передачи под удар – это 11-й результат среди всех игроков лиги. Нельзя не вспомнить и про Эгаша Касинтуру, пришедшего вообще из мини-футбола. Анголец быстро освоился на большом поле, успел поиграть практически на всех позициях, отдал 3 результативных передачи, а сезон заканчивал в старте крайним форвардом.

У «Уфы» масса примеров игроков, приносивших как игровую, так и экономическую пользу. Вот топ-10: Иван Обляков (продали за 4 млн евро), Даниил Фомин (3,5 млн), Андрей Лунёв (3,5 млн), Дмитрий Живоглядов (2,5 млн), Александр Зинченко (2 млн), Слай (аренда за 1,5 млн и трансфер за 2 млн), Дмитрий Стоцкий (2 млн), Данил Круговой (2 млн), Игорь Дивеев (1,5 млн), Остон Урунов (1 млн). Есть и примеры игроков, которые просто надолго закрепились и стали своими, как Йокич, Вячеслав Кротов или Александр Беленов, до недавней травмы остававшийся одним из лучших российских вратарей лиги. Даже ушедший с небольшим скандалом Мориц Бауэр на определённом отрезке принёс немало пользы.

Всё это позволяет «Уфе» держаться на плаву. С момента выхода в РПЛ в 2014 году клуб ни разу не вылетал в ФНЛ. Подобным достижением среди скромных по бюджету клубов может похвастаться лишь «Урал». Но у екатеринбуржцев и бюджет побольше, и понятный спонсор есть. А ещё с того же 2014-го они продали лишь одного игрока более чем за 1 млн – Арсена Адамова. Несмотря на существующие финансовые проблемы и необходимость брать кредиты, до критической точки в «Уфе» никогда не доводили. Газизов очень гордится, что в клубе никогда не задерживали выплату зарплаты. «Уфа» пережила «Амкар», «Анжи», «Кубань», «Мордовию», «Тосно», «Тамбов», «Ротор». И остаётся в РПЛ, пока клубы типа «Оренбурга», «Арсенала», «Торпедо», «Томи», «СКА-Хабаровска», «Енисея» курсируют между лигами.

Алексей Стукалов / фото: БИЗНЕС Online

В разговоре об игроках нельзя забывать и о главных тренерах, которые также раскрываются в «Уфе». В Башкирии о себе заявил Сергей Семак, сейчас входящий в тройку сильнейший российских специалистов. Также получил практику Виктор Ганчаренко, вскоре заслуживший работу в ЦСКА. Даже критикуемый за унылую игру Вадим Евсеев в своё время считался перспективным специалистом, который добивался результата, боролся за еврокубки и умел вязать руки сильным соперникам. А теперь раскрывается Алексей Стукалов, сочетающий в себе и эмоции с характером, и тактическую гибкость. В начале прошлого сезона он был ещё в ФНЛ. Он открыт к общению и спокойно объясняет свои действия, но также доказывает всё и на поле. В решающем матче Стукалов переиграл Леонида Слуцкого, ведь сработали именно его замены.

Потенциально Алексей – тренер минимум команды первой восьмёрки. И это не просто слова. Несмотря на спасение лишь в концовке, в этом сезоне «Уфа» создала моментов на 35,79 xG – это лучший показатель команды за всё время выступление в РПЛ. Также уфимцы набрали 40,52 xPTS (ожидаемых очков) – это как раз восьмой показатель в чемпионате, выше, например, чем у «Ростова» и «Локомотива».  

«УФА» ЗАСТАВЛЯЕТ ОБРАЩАТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ

Ещё один аспект ценности «Уфы» – важность клуба для республики. В истории Башкортостана до «Уфы» просто не было клуба в премьер-лиге. И всего за 8 лет команда прошла путь от ПФЛ до дебютанта еврокубков, пусть и в групповой этап Лиги Европы тогда пробиться не удалось. И, несмотря на все проблемы, большой футбол в республике продолжает существовать. Пусть и футболом в республике более массовый вид спорта, но не секрет, что Башкортостан – хоккейный регион. А Уфа – хоккейный город. Всё же «Салават Юлаев» – топ-клуб, которому уделяется и большее внимание, и выделяются несравнимо большие средства. Однако у «Уфы» получается хотя бы немного уравновешивать это положение, вносить разнообразие.

Игорь Дивеев / фото: БИЗНЕС Online

У клуба есть вполне функционирующая академия. Чуть более чем за 10 лет существования «Уфа» поставила сборной России основного центрального защитника – Дивеева. И Игорь продукт чисто уфимского футбола. Многие клубы второй половины таблицы не могут похвастаться и таким. В этом сезоне появился также Данила Емельянов, прошедший через молодёжку «Уфы». Ещё начал подтягиваться к основе 18-летний Данил Ахатов. Безотносительно этого, в любом случае, в столице Башкирии есть не самое плохое место, где дети могут заниматься большим футболом. Порой сложно выйти из дома и не встретить парнишек в символике клуба – «детей» Газизова. При этом, у «Уфы» даже нет своей базы. Все возрасты, в том числе и профессионалы, тренируются на одном стадионе. Лишь этой осенью должен достроиться манеж.

Да, «Уфа» не полностью самостоятельный клуб. Не секрет также, что она финансово поддерживается республикой. Но, как и «Салават», на внебюджетной основе. Руководство региона находит спонсоров среди крупных промышленных компаний. В хоккее это «Башнефть». У «Уфы» долгое время была БСК. Также немалое внимание клубу уделял бывший глава Башкортостана Рустэм Хамитов. Однако в последние пару лет поддержка практически исчезла. В отличие от «Салавата». «Уфа» попала в бурю, из которой еле выбралась. Приходилось брать кредиты, ужиматься в расходах, не тратить на трансферы. Благо была финансовая подушка. Весь последний год развивалась сага о поиске для «Уфы» нового спонсора. Однако, в основном, были лишь обещания. В декабре Хабиров заявил, что все финансовые проблемы клуба решены, и вроде ситуация чуть успокоилась. Однако имя нового главного спонсора озвучено так и не было. Значит, и ситуация не видится до конца решённой.

Радий Хабиров / фото: БИЗНЕС Online

Возможно, кто-то в руководстве Башкортостана и хотел бы вылета «Уфы» для избавления от лишней головной боли. Однако каждый раз своими достижениями у клуба получается напоминать о себе. Помогают и постоянные выступления Газизова. В 2018 году, после попадания в еврокубке, в республике всерьёз заговорили о строительстве нового многофункционального стадиона под нужды команды. Ведь и для России это довольно редкое явление, учитывая, что после строительства стадионов под ЧМ-2018, подобных проектов не было. В своё время в Уфе от своей кандидатуры на мундиаль отказались, о чём наверняка пожалели. Ведь сейчас арены в Калининграде, Саранске и Волгограде простаивают без премьер-лиги. Однако в Уфе после ухода Хамитова и начала пандемии проект завернули. Сейчас о стадионе напоминают вновь и обещают построить к 2027 году. Внимание Хабирова привлечь удалось. Возможно, дела «Уфы» всё же пойдут на поправку.

Максим Иванов