В «Салавате» не пожалели денег на Кареева. Он добился прогресса с Мойсаненом, а с переходом помогал Ламса

Детали возвращения вратаря, закрывшего в Уфе самую проблемную позицию.

«Салават Юлаев» продолжает комплектацию состава. Громкие подписания, как в Казани, в Уфе делать не собираются, планируя развивать команду постепенно. В этом плане одним из ключевых трансферов стало возвращение в Уфу Андрея Кареева. Предыдущие два сезона вратарь провёл в финском клубе ТПС, куда уезжал за игровой практикой, не желая быть бэкапом в Уфе. Теперь Кареев заслужил занять позицию основного вратаря и получил солидный контракт.

Андрей Кареев / фото: БИЗНЕС Online

«САЛАВАТ» ХОЧЕТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ АМБИЦИЯМИ КАРЕЕВА  

С 2020 года, когда Кареев уехал в Финляндию, «Салавату» постоянно поступали предложения об обмене прав на вратаря, но уфимский клуб не спешил с ними расставаться. Юха Метсола в это время особо не впечатлял и продолжал постепенно сдавать. А Кареев, наоборот, за границей продолжал прогрессировать, причём стремительно. Сам Андрей в это время не особо рвался возвращаться в Россию. В Финляндии его, кажется, устраивало вообще всё.

«В Финляндии всё такое спокойное, голова разгружена. Там всё сделано для людей, начиная с мелочей. Инфраструктура, дороги, магазины. Самое главное отличие – качество продуктов, а также более высокий сервис. Например, я сразу обратил внимание на ароматы овощей и фруктов, на свежесть мяса и морепродуктов. По дорогам в Финляндии ездят в спокойном режиме, нет никакого напряжения. Все светофоры и развязки сделаны для безопасного вождения», – говорил хоккеист о быте.

«В России почему-то думают, что европейские лиги слабее КХЛ. Да, слабее только лишь в плане денег. А почему говорят про уровень хоккея, я не могу понять. Никаких доказательств нет, команды не играли между собой. Не понимаю, почему такое мышление и как делают подобные выводы. Многие агенты и менеджеры в России даже говорили мне, что нет ничего такого в финской лиге… Говорят, что КХЛ – самая сильная лига в Европе, но это никак не подкреплено спортивными фактами. Я вижу, как Финляндия выиграла бронзовые медали на молодёжном чемпионате мира, обыграв в матче за третье место Россию. На взрослом уровне два года подряд играет в финале… Я играл и в России, и в Финляндии. Был, скажем, в самом котле. Могу сказать, что финская лига не слабее. Есть, конечно, особняки в КХЛ: «Ак Барс» с «Авангардом» или ЦСКА и СКА. Но остальные не сильнее европейцев», – говорил Кареев об уровне финской лиги.

Прошедшей весной всё изменилось. Из-за событий на Украине и отъезда большинства легионеров для российских игроков открылись новые возможности. Рынок освободился. А сами хоккеисты с агентами уже на начальной стадии переговоров начинали просить куда более жирные контракты, о которых не могли думать ранее. Вот и Кареев понял, что сейчас у него есть возможность озолотиться, которой потом может не представиться. Конечно, у Андрея есть и амбиции. В «Салавате» его не устраивала роль бэкапа, из-за чего он и уехал в Финляндию. В России первым номером Кареев был лишь один сезон в новокузнецком «Металлурге». В ТПС вратарь созрел для того, чтобы стать основным в более сильной лиге, пусть сам её таковой и не считает. Однако именно возможность подзаработать стала здесь главенствующей.

Ринат Баширов / фото: пресс-служба «Салавата Юлаева»

Но переговоры у сторон задались не сразу. «Мы ведём переговоры с Кареевым. Сделали предложение ему, пока не совпали наши интересы. Пока переговоры не продвигаются. Андрей достаточно молодой игрок, я бы избрал несколько иной способ возвращения», – говорил в апреле генеральный директор «Салавата» Ринат Баширов, критикуя агентов игрока.

Изначально от Кареева ждали, что он придёт на любые деньги и будет готов доказывать свою состоятельность. В следующем году голкипер станет неограниченно свободным агентом. Опять же, это большая денежная мотивация, которой в «Салавате» хотели бы воспользоваться. Из-за материальных условий переговоры и затянулись. Также уфимскому клубу пришлось договариваться о неустойке с ТПС, с которым у Кареева уже было соглашение на следующий сезон. Также у вратаря были варианты в НХЛ. В итоге, Кареев и «Салават» сошлись на зарплате в 35 млн рублей в год плюс 5 млн вероятных бонусов. По окладу Андрей вошёл в пятёрку самых высокооплачиваемых игроков команды.

ЛАМСА ПОМОГ С ПЕРЕХОДОМ

Кареев мог бы и не восприниматься «Салаватом» незыблемой первой опцией для решения вратарской проблемы. Клуб вёл переговоры с двумя иностранцами, одним из которых был Эди Паскуале, который ранее играл в «Барысе» и «Локомотиве». Однако денежные запросы канадца не устраивали уфимцев. В итоге, он перешёл в «Магнитку» на зарплату в 62 млн. К тому же, в «Салавате» не хотели рисковать и обжигаться с подписанием легионера. 

Из-за текущей политической ситуации произойти может всё что угодно. В Уфе не исключали вариант, что сезон команда начнёт с 35-летним  Ильёй Ежовым, а также 22-летними Георгием Дубровским и Дмитрием Брагинским. В системе клуба созрел уже ряд перспективных вратарей, но нового Андрея Василевского или около того на горизонте всё не видно. В клубе в принципе хотят отойти от тактики прошлых лет, когда большую часть сезона играет один вратарь (считай Метсола), и лишь изредка его подменяет другой.

За Кареевым в «Салавате» пристально следили, отсмотрев почти все его матчи. И вратарь произвёл на клуб сильное впечатление, которое и сыграло решающую роль. В прошедшем сезоне он выиграл «серебро» чемпионата Финляндии, при этом завоевав титул MVP плей-офф, в четырёх матчах отстояв на ноль. Он отражал 92.6% бросков при коэффициенте надёжности 1.88. В «Салавате» отметили, что Кареев, в первую очередь, изменил манеру игры. Это произошло во многом благодаря тренеру вратарей ТПС Ари Мойсанену

Финский тренер вратарей ещё работая в России сделал топ-вратаря из Эмиля Гарипова, а также поучаствовал в прогрессе Ивана Федотова. Руководство «Салавата» консультировалось по Карееву с Мойсаненым. С переговорами также помогал экс-главный тренер уфимцев Томи Ламса. В уфимском клубе также поняли, что помимо манеры игры, изменился и характер вратаря.

Ари Мойсанен / фото: пресс-служба «Ак Барса»

«Он всегда усердно работает. Но я сразу понял, что хоккей не занимает всю его жизнь. Я уже говорил, что хоккей – это очень важно, но это не вся жизнь. Это наша работа. И когда я увидел это отношение в Андрее, то понял, что мы сможем спокойно работать, улыбаться, делать ошибки, не впадать в отчаяние из-за поражений, – говорил Мойсанен в разговоре с «БИЗНЕС Online». – Мы поняли, что просто усердной работы будет достаточно. Он понимает ответственность, понимает, что он виноват в пропущенных шайбах, но не занимается самокопанием, не уходит в себя. Если есть ошибки, то мы их исправим. Это моя забота. Его задача – ловить шайбы. И он чётко понимает свою зону ответственности и не выходит за неё. Андрей понимает, насколько вратарь важен для команды. Он думает обо всех. Понимает, что вратарь должен исправлять ошибки партнёров. У него есть своя жизнь, тренировки, раздевалка – и обо всех нужно думать. Не только о себе».

Конечно, риски тоже есть. В частности, нет гарантий, что без Мойсанена Кареев сможет сохранить прежний уровень. Есть пример того же Гарипова, который уже давно потерял статус топ-вратаря. Хотя, конечно, на регресс Эмиля повлияла и вечно мучащая его травма спины. Но Мойсанен и сам отмечал и признавал, что игроки становятся от него зависимыми. «Я – сильная личность. Есть определённые вещи, которые я требую от своих вратарей. И здесь нет права выбора. У меня высокие требования. Либо ты всё это, либо никак. И Гарипов чувствовал это на себе – в плане тренировок, концентрации, психологии, поведения вне хоккея. Я давил на него почти до предела. Но я делал это со всеми вратарями на протяжении последних 20 лет. У меня есть определённый опыт, понимание, как устроен этот бизнес и как добиться результата», – говорил Ари.

Однако после долгих консультаций в «Салавате» решили, что потенциальные качества Кареева перевешивают все риски и нет явных предпосылок, что он не будет тащить в КХЛ.

Александр Шарыченков / фото: пресс-служба «Салавата Юлаева»

СОРВАВШЕЕСЯ ПОДПИСАНИЕ ШАРЫЧЕНКОВА

Возвращения Кареева могло бы не случиться, если бы не оказия с Александром Шарыченковым. Напомним, что 30-летний вратарь перед началом прошедшего сезона переходил в «Салават» в качестве бэкапа Метсолы. Однако по ходу плей-офф Юха уехал, а Шарыченкову пришлось стать основным, хотя всю карьеру до этого во всех клубах он был в роли сменщика. И Александр достойно отыграл в сериях с «Барысом» и «Трактором» – суперспасений не совершал, но и был надёжен. 

В Уфе планировали оставлять голкипера, переговоры с ним велись ещё по ходу сезона. Однако случилось труднообъяснимое. В «Салавате» уже ждали, когда Шарыченков придёт и поставит подпись в контракте, но тот неожиданно перешёл в ЦСКА на зарплату в 25 млн в год. Оказалось, что вратарю никто не сообщил, что в Уфе повторят любое предложение других клубов, хотя такое условие выдвигалось руководством изначально.  

«Ко мне Чижов (спортивный директор «Салавата»ред.) подходит и говорит, что Шарыченков вынужден уйти в другой клуб. Он сожалеет и удивлён, почему Уфа не повторила ему те условия, которые давал другой клуб. Я был тоже удивлён. Тут же с ним встретился, все уже уезжали. Мы с ним поговорили. Я ему рассказал, как шёл ход переговоров. Он сказал, что ему никто не сообщил, что мы повторили бы предложения. Кто и где недосказал? Кто и где такие решения принимал?», – сообщал Баширов. Кто действительно виноват – утаивший информацию агент Шарыченкова или забывчивые уфимские переговорщики – неизвестно. Но, возможно, такой исход даже лучше для «Салавата». Александр хоть и надёжный вратарь, но уже вряд ли способен прыгнуть на уровень выше. А вот потолок Кареева ещё не до конца понятен.

Максим Иванов