В российском футболе продолжаются споры.
Информация «БИЗНЕС Online» об обещании РПЛ и РФС ввести мораторий на вылет стала одной из самых обсуждаемых тем российского футбола. Как мы сообщали ещё полторы недели назад, президент РПЛ Ашот Хачатурянц заявил 22 марта на собрании клубов лиги об устной договорённости с главой РФС Александром Дюковым. Тогда «Рубин» и «Краснодар», которые больше остальных пострадали от отъезда легионеров и раздумывали над снятием с чемпионата, а также другие клубы успокоили тем, что никто из премьер-лиги не вылетит.
Нашу публикацию уже успели прокомментировать как Дюков, так и Хачатурянц. Оба опровергли информацию. Однако она приобрела вторую жизнь накануне на пресс-конференции генерального директора «Уфы» Шамиля Газизова. Он подтвердил, что такое обещание действительно было дано. Затем аналогичное заявление сделал спортивный директор «Ростова» Алексей Рыскин.
Но в РФС продолжают настаивать на своём. «Распространяемую информацию союз считает несостоятельной», – сказал генеральный секретарь организации Александр Алаев, обращаясь уже не только к нашему изданию, но и к «Уфе» с «Ростовом».
«НЕ ВЫХОДИТЕ В ПРЕССУ, НЕ СООБЩАЙТЕ ЖУРНАЛИСТАМ»
«Хачатурянц в марте сказал, что вылета не будет, – сказал генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов накануне в ответ на наш вопрос об обещании на мораторий. – Я присутствовал при этом разговоре и не раз. Что произошло – то произошло. Могу только поддержать здесь руководителей «Рубина» – они говорят правду [что после отъезда легионеров в российском футболе был нарушен спортивный принцип]. Я не могу здесь отмалчиваться. Могу сказать, что наиболее пострадавшим клубом, оказавшимся в ФНЛ по неспортивным причинам, был «Рубин». Я не знаю, почему мораторий не был введен. Изначальные договоренности были такими, что его введут. Мы предлагали расширить лигу до 18 команд, а 17-е и 18-е команды отправить в стыковые матчи. Это было бы справедливо для всех».
Слова Газизова вызвали эффект домино и новую волну обсуждений проблемного вопроса. Уфимцев сразу же поддержал спортивный директор «Ростова» Алексей Рыскин: «Я подтверждаю полностью слова Шамиля Газизова. Такие обещания нам были даны, причем со слов Александра Валерьевича [Дюкова]. Это озвучил Ашот Хачатурянц, который на собрании представителей команд за день до заседания исполкома РФС. Он сказал, что у нас есть договоренность с Дюковым, что никто не вылетает. Он говорил: «Давайте, пожалуйста, сохраним это в тайне. Не выходите в прессу, не сообщайте журналистам, не сообщайте игрокам. Мораторий на вылет принят. Наша задача – провести все игры. И чтобы никуда не вышло, что спортивного принципа не осталось».
Рыскин также рассказал, как затем поменялась позиция Хачатурянца. «Мы играли, бились, спортивный характер состязаний присутствовал, потом люди отказались от своих слов. На собрании лиги мы подняли вопрос, Хачатурянц сказал: «Я, к сожалению, констатирую, что позиция РФС поменялась». Мы сказали, что публично об этом заявим, на что он нам сказал: «Тогда я возьму всю вину на себя. Скажу, что я что-то не так понял, что-то перепутал». Мы точно понимаем, что это не его вина, а его беда. Проблема, к сожалению, чуть глубже. Он честно сказал. Потом он просто понял, что в этой ситуации остается крайним. И взял всю вину на себя перед нами».
Перед клубами Хачатурянц, может быть, и взял вину на себя, а перед журналистами – уже нет. «Слухи комментировать не хочу. Ситуация была действительно тяжёлая. В первую неделю после новой реальности разные клубы попали в тяжёлую ситуацию. «Рубин» был в наиболее тяжёлой. Мы договорились не обсуждать вопрос об увеличении лиги, чтобы не убивать мотивацию, до мая. Никаких обещаний не было», – говорил Хачатурянц 30 апреля после очередного собрания клубов РПЛ.
Однако, как мы можем понять из заявлений Газизова и Рыскина, обещания по мораторию были. Вместе с тем стоит обратить внимание на слова Рыскина, что позиция РФС со временем поменялась. Хотя союз по-прежнему утверждает, что не давал никаких обещаний, из его заявлений всё ещё можно косвенно понять причины поменявшейся позиции. Так, Дюков на одном из своих брифингов объяснял, что идея моратория и расширения лиги до 18-ти команд не нашла поддержки у РФС из-за контракта с «Матч ТВ». Напомним, что телеканал заключил с премьер-лигой соглашение на четыре года, обязавшись платить в первые два года по 6,6 млрд рублей, а в остальные два – по 7,7 млрд. Если бы в премьер-лиге увеличилось число команд, указывал Дюков, это было бы основанием для пересмотра контракта и уменьшению финансирования.
«КАК МОЖНО КУЛУАРНО ТАКОЕ ОБСУЖДАТЬ?»
Дюков и Хачатурянц к этому моменту не выступали с новыми заявлениями по поводу слов представителей «Уфы» и «Ростова». Другие клубы, которые также присутствовали на собраниях и слышали слова главы РПЛ, пока воздерживаются от комментариев. «Я не буду с вами на эту тему разговаривать. Я занят», – сказал сегодня нашему изданию президент «Урала» Григорий Иванов.
Зато с очередным опровержением выступил РФС. На сей раз высказался генеральный секретарь союза Алаев. «24 мая был заслушан доклад группы, представивший оценку как предложения РПЛ, так и других возможных сценариев. Голосованием было принято практически единогласное решение о сохранении существующего формата турнира и, соответственно, спортивного принципа. Никаких альтернативных площадок для обсуждения вопроса, параллельных переговоров с клубами или альтернативных формул принятия решений, помимо заявленных выше, не существовало и существовать не могло», – цитирует его «Чемпионат».
Алаеву вторит почётный президент РФС Вячеслав Колосков. «То, что кто-то с кем-то договорился, кому-то пообещал что-то – такого не может быть, – сказал он РИА Новости. – Есть регламенты ФИФА и УЕФА, которым РФС четко следует. Это невероятно важнейший вопрос, потому что касался судьбы четырех клубов. Как можно кулуарно такое обсуждать? Чушь полнейшая. Не исключаю, что разговоры какие-то и были, но не думаю, что кто-то давал обещания».
Также стоит напомнить о заявлении самого Дюкова, которое он сделал 28 мая. «Коллеги, как вы себе это представляете? Я 22 марта якобы даю обещание, а 23-го [на заседании исполкома РФС, которое состоялось на следующий день после собрания клубов РПЛ] под камеры сперва на исполкоме, а потом вам, журналистам, озвучиваю позицию, что мы не согласны с введением моратория. Мы с вами обсуждали, что это нарушает спортивный принцип, что это будет абсолютно неправильно по отношению к клубам ФНЛ. Мы лишаем их шанса на повышение в классе. Они провели матчи, потратили деньги. Мы согласились с тем, что это несправедливо. Такое решение, в принципе, лишало бы чемпионат какой-либо интриги. Количество встреч, где была бы какая-то спортивная борьба, было бы сведено к минимуму. Зачем было бы обманывать болельщиков?».
Кто прав в этом вопросе – вопрос уже риторический как минимум для «Уфы» и «Рубина», которые уже вылетели в ФНЛ и уже не смогут выбраться оттуда в течение года. Однако для остальных клубов РПЛ эта тема всё ещё важная. Если футбольное руководство подвело с обещанием по введению моратория, стоит ли ему доверять в остальном?