«Бердыев бы навёл порядок!» Хузин – о том, что ждёт «Рубин» в ФНЛ и как изменился «Амкар»

Интервью бывшего игрока «Рубина» и тренера «Нефтехимика».

После расформирования «Амкара» в 2018 году, казалось, что в Перми с футболом покончено. Но это не так. В ФНЛ-2 выступала пермская «Звезда», а позже и новый «Амкар», но не совсем под старым именем – теперь клуб назван «Амкар Пермь». Новым пермским клубом руководит воспитанник «Рубина» и легенда пермского клуба Рустем Хузин. Бывший футболист совсем не чужой для Казани – в трудные времена 90-х годов помогал команде вернуться в первый дивизион, сыграл в 278 матчах за всю карьеру в форме «Рубина». И по сей день Хузин продолжает переживать за команду, старается не пропускать матчи, несмотря на то, что плотный график тренера не всегда позволяет это сделать.  

В интервью «БИЗНЕС Online» бывший футболист рассказал о нынешнем положении дел в Перми, вспомнил свою карьеру в «Рубине» и поделился мнением о перспективах команды Леонида Слуцкого в ФНЛ.

Рустем Хузин / фото: пресс-служба «Амкар-Пермь»

«ПЕЧАЛЬНО, ЧТО ФУТБОЛИСТЫ ДУМАЮТ ТОЛЬКО О ДЕНЬГАХ»

– Рустем Агзамович, многих удивит, что «Амкар», который в 2018-м объявлял о закрытии, продолжает играть под названием «Амкар Пермь». В прошлом сезоне команда заняла 4-место в своей группе в ФНЛ-2 под вашим руководством и не смогла выйти в ФНЛ. Какие задачи ставились перед сезоном?

– Внутри команды ставили высокие задачи, но понимали, что будет не всё так просто. У нас новый клуб, приходится всё строить с нуля. Не буду оригинален, если скажу, что «группа смерти» ФНЛ-2 – это как раз четвёртая зона (где выступает «Амкар Пермь» ред.). Минимум 3 – 4 команды ставят задачу выхода в ФНЛ-1. Наш административный штаб оказался таким же, каким и был в «Амкаре» до расформирования. В тренерский штаб я пригласил двух помощников, с которыми работал ранее, – Дмитрия Белорукова и Ивана Черенчикова. У нас получился дружный тренерский коллектив.

– Ваш контракт заканчивается 30 июня. Есть ли ясность в том, остаётесь ли в клубе на следующий сезон?

– Да, мы с руководством обо всём переговорили. Нам доверяют, в нас верят. Весь тренерский штаб остаётся.

– Как оцениваете уровень ФНЛ-2?

– Мне печально смотреть на то, что ребята по мячу через раз попадают, а уже думают о деньгах. Всё упирается в деньги. Пригласить качественного футболиста у нас не хватает бюджета, а у среднего уровня игроков в голове только деньги.

В Перми, помимо «Амкара Пермь», есть ещё и «Звезда», которая тоже выступала в одной группе с вашей командой. Почему Пермский край больше помогал финансово «Звезде»? 

– «Амкара» не было на момент возрождения «Звезды», выбирать было не из кого. В проекте, который был показан губернатору, было сказано, что «Звезда» собирается играть своими воспитанниками. В первый год клуб выполнил обещание. Когда я тренировал «Звезду» было много своих ребят, а потом пошло-поехало и осталось только три-четыре своих игрока. Теперь «Звезда» вовсе закрывается, по крайней мере, заявку на следующий сезон она не подавала. «Амкар» же живёт на спонсорские деньги. У нас есть президент Валерий Чупраков  – родоначальник «Амкара», он занимается этими процессами.

– Оба клуба выступали в ФНЛ-2 в одной группе. Почему нельзя было соединить «Звезду» с «Амкаром» для решения максимальных задач?

– Поймите, не может быть такого слияния. Это как соединить «Спартак» и «Динамо», из той же категории. Разное руководство, разные амбиции, разные болельщики. Такое невозможно.

– Вы работали в обоих клубах. Хватает ли болельщиков в Перми на две команды?

– Конечно, но на «Амкар Пермь» ходит больше. Я даже скажу, что «Амкар» собирает самую большую аудиторию не только в четвёртой зоне ФНЛ-2, но и во второй лиге среди всех участников. На наши матчи приходят по 5  – 6 тысяч болельщиков. В манеже собираем полные трибуны. Раньше из-за ковидных условий была неполная заполняемость, ПЦР и прочее, но собирали максимально из разрешенного количества.

«В ФНЛ СТАВЯТ ТАКИЕ «АВТОБУСЫ», ЧТО ПОПРОБУЙ ВСКРОЙ!»

– Такая же посещаемость, как у «Амкара», была у «Рубина» в прошлом сезоне - с той лишь разницей, что казанская команда собирала по пять-шесть тысяч человек на стадионе чемпионата мира. Как вы думаете, почему такая апатия к «Рубину» в Казани среди любителей футбола?

– Это зависит от игры команды. У меня очень много друзей говорят, что им неинтересен «Рубин», потому что там нет своих игроков. Они и так плохо играют, на кого нам смотреть? Был бы свой местный игрок – хотя бы за него  поболели. Возьмите одного воспитанника – на него пришли бы родственники, друзья друзей и так далее. А если таких будет несколько то и прирост будет выше.

– Какой, по вашему мнению, будет посещаемость «Рубина» в следующем сезоне? В ФНЛ будет ещё хуже?

– Если будет качественный футбол, то на «Рубин» будут ходить. В Перми в первой лиге собирался полный стадион по 14  – 15 тысяч на каждом матче.

– А почему в Татарстане такая проблема с воспитанниками? Есть поля, академия, строятся манежи...

– Раньше все жаловались, что много игроков в академию приезжает из Средней Азии, когда Бердыев был тренером в главной команде. От этой проблемы отошли. Нет в клубе Бердыева – нет этой проблемы. Стали делать акцент на местных футболистов – теперь нет ни одних, ни других. Это уже вопрос к руководителям и тренерам академии.

– Какие первые эмоции испытали после матча с «Уфой», по итогам которого «Рубин» лишился места в премьер-лиге?

– Я эту игру досматривал в автобусе. Попал на последние минуты матча, когда Лисакович бил пенальти. Почему-то мне сразу показалось, что он не забьёт. Я тогда и ребятам так сказал.

– Кажется, что весной «Рубину» не хватало характера. После пропущенного мяча от «Уфы» не было видно, за счёт команда может отыграться. 

– «Рубин» собрал достаточно много молодых футболистов. Мне кажется, команде не хватило «дядьки», который бы построил команду, организовал бы её на футбольном поле. Из-за отсутствия опыта, если «Рубин» играл первый тайм, то второй всегда проваливал.

– Леонид Слуцкий после матча с «Уфой» не стал отвечать на вопросы журналистов. Как вы отнеслись к этому поступку, а также желанию тренера продолжить работу в ФНЛ?

– Я понимаю его разочарование, внутреннее состояние. Не каждый тренер справится с таким состоянием, ведь сколько игр подряд «Рубин» проигрывал. Но Слуцкий выдержал, поступил по-мужски, не бросил команду. Он мог бы убежать, сказать, что моя история здесь закончилась, но он остался.  Я понимаю его состояние. Вроде бы, всё делаешь правильно, доносишь всю информацию до ребят, тренировочный процесс налажен, но нет результата!

– Работа в ФНЛ – удар по тренерскому авторитету Слуцкого?

– Однозначно. Однако больше по его авторитету ударил сам факт вылета. Конечно, в ФНЛ без солидного бюджета будет тяжело,  но, судя по тому, какие зарплаты сейчас «Рубин» предлагает футболистами, с деньгами в клубе всё в порядке. Я думаю, «Рубин» вернётся в премьер-лигу с первого сезона.

– Слуцкий несколько раз указывал, что отъезд легионеров стал главной причиной вылета. Так ли это?

– Но ведь что-то же нужно говорить? Почему Галицкий ничего не говорит на этот счёт? У него 90 процентов ушло игроков, зато ему помогла команда в ФНЛ. Амбициозные пацаны, которые хотят доказать, что готовы играть. А где футболисты из нашей академии? Их нет. А там готовая целая команда, которая без проблем заменила иностранцев и заняла 4-е место.

– С какими сложностями «Рубин» столкнётся в ФНЛ в первую очередь?

– ФНЛ – это совсем другой уровень. «Рубин» с этим столкнулся в кубковых матчах против «Ротора» и «Енисея», а ещё раньше – в матче против «СКА-Хабаровска». Там амбициозные команды, и бьются они насмерть. Команды среднего уровня ставят такие «автобусы», что попробуй вскрой! 

– Поэтому «Рубин» и усиливается в первую очередь игроками ФНЛ?

– Я считаю, что взяли очень добротных игроков и «дядьку» Иванова, который будет за всем следить, будет связывать центральную ось. Он будет распасовывать, а остальные будут работать. Команду они собирают неплохую.

– Футбол в Татарстане в целом в упадке? КАМАЗ вылетел, «Рубин» вылетел. Один лишь «Нефтехимик» не провалил сезон. Допускаете, что в премьер-лиге может быть не «Рубин», а другая команда из Татарстана?

 Результаты говорят сами за себя. Раз все вылетели, значит, действительно футбол в республике в упадке. Да, в 90-е в премьер-лиге играл КАМАЗ, но там была другая ситуация. Клуб спонсировался заводом, у него было устойчивое финансовое положение, амбициозный директор завода, амбициозный Валерий Васильевич Четверик – всё было на высшем уровне.  Ведь КАМАЗ в своё время представлял сборную России на Универсиаде! Я в составе этой команды ездил в Соединенные Штаты в Буффало. Это была моя первая поездка в Америку.

«ПРО МЕНЯ ДУМАЛИ: «ОН МЕСТНЫЙ, НИКУДА НЕ ДЕНЕТСЯ»

– Вы не понаслышке знаете, какими усилиями «Рубин» выбирался в элиту российского футбола. Казанский клуб в 90-х – это бедность, борьба за выживание и неясность в будущем?

–  Когда клуб выкупил Сергей Шашурин (возглавлял компанию «Тан»ред.), в клубе было всё хорошо с финансированием. Команда под названием «Рубин-ТАН» просуществовала один год, потом у Шашурина начались проблемы с законом и его спонсорство закончилось. Вот тогда и наступили самые трудные времена. По словам ребят, я знаю, что было трудно, питались сосисками и дошираками. Мало кто тогда остался, большинство разъехались. «Нефтехимик» на тот момент ставил высокие задачи, большая группа игроков уехала к ним, в том числе Харламов и Рустем Булатов. Я уехал в волгоградский «Ротор». Тогда практически вся команда разбежалась.

– И всё же, позднее вы вернулись в «Рубин». Вы выступали в премьер-лиге, позже перешли в «Ладу» из первого дивизиона. Почему вернулись в «Рубин», который играл вообще во втором дивизионе?

– Тогда под своё крыло «Рубин» взял Камиль Шамильевич Исхаков и была поставлена задача возвращения в первую лигу. Вернули обратно всех местных ребят, неравнодушных к клубу: Харламова, Булатова, Нечаева. Хотелось вернуться домой, помочь «Рубину». Вместе с «Ладой» я уже вышел в первый дивизион, но не мог оставаться в стороне. Не буду скрывать, что в Казани предложили хорошие условия. У меня родился второй ребёнок и нужно было расширяться. Руководство пообещало квартиру и выполнило своё обещание.

– Вернулись в первую лигу вы триумфально. Почему не получилось сделать следующий шаг в премьер-лигу?

– Да, мы выполнили задачу. Но к большему, наверное, мы были не готовы. Постоянные тренерские перестановки: один проработал два месяца, другой полгода, третий ещё меньше, Павла Садырина забрал ЦСКА. У нас не было костяка команды, потому что каждый тренер приводил своих игроков.

Почему решили сменить «Рубин» на «Амкар»? Ведь это были равные команды, судя по тому, как клубы соседствовали в таблице.

– Сыграл такой момент, что я видел, как приезжих ребят вызывает руководство «Рубина» и подписывает с ними новые контракты, а со мной диалога не было. Мол, он местный, никуда от нас не денется. А вот «Амкар» проявлял большую заинтересованность и настойчивость. Они хотели видеть меня в своём клубе. Я ничуть не пожалел что сделал выбор в пользу Перми. Вышел с клубом в премьер-лигу.

– Настраивались на игры против «Рубина» по-особенному? 

– Конечно, это был для меня принципиальный матч! После одной из игр мне даже подожгли машину! Мы обыграли «Рубин» – 3:0, а ночью на стоянке у меня вспыхнула машина.

– Изменилось ли к вам отношение у руководителей «Рубина» после того как вы покинули клуб?

– Нет, мы остались в хороших отношениях. Они понимали на тот момент, что сами сплоховали. Это был мой выбор. В «Амкаре» были амбициозные задачи, поэтому я уехал. Мне много раз мне звонили из Казани и говорили: «Давай возвращайся». Но возвращение произошло спустя 7 лет, в 2005 году. Когда я вернулся в «Рубин», руководители были практически те же. Только новый тренерский штаб в лице Курбана Бекиевича Бердыева.

– Как ещё изменился «Рубин», когда вы вернулись спустя 7 лет?

– По сравнению с 90-ми – небо и земля. Когда я уезжал, была старая двухэтажная база, а после возвращения уже была новая, современная база. Абсолютно другой уровень.

«КУРБАН БЕКИЕВИЧ ГОВОРИЛ: «ОТДАЙТЕ МЯЧ ДОМИНГЕСУ, ОН САМ ВСЁ СДЕЛАЕТ»

– В «Рубине» вы задержались всего на год. Закончили карьеру из-за травмы?

– После травмы я сыграл пару игр, но мне действительно было тяжело. Самое основное – это в голове. Тренировочный процесс перестал приносить радость. Мне надо было утром встать с кровати и минут 10 – 15 походить по квартире, потому что всё тело болело и ныло, организм уже не выдерживал таких нагрузок. К большой работе уже не был готов. Я мог поиграть в первом дивизионе или во втором, но время закончить карьеру пришло.

Как отреагировал Курбан Бердыев на ваше решение?

– Я пришёл к Курбану Бекиевичу и сказал, что не хочу занимать чьё-то место, быть обузой и собираюсь закончить. Он спросил: «А что ты хочешь делать?» Я ответил, что собираюсь учиться на тренера. И после этого разговора он меня отправил работать тренером.

Кто-то уговаривал не заканчивать?

– Конечно, подходили, говорили что рановато. Я посоветовался с родными и семья сказала, что раз решил, то вопросов нет.

– Нет сожаления, что могли бы стать частью чемпионской команды в 2008 году? Тогда бы вам было 36 – для защитника некритичный возраст для продолжения карьеры.

– Нет, такого сожаления нет, потому что в качестве футболиста я бы не смог выступать. А в качестве тренера или помощника Курбана Бекиевича – да. Много случаев, когда игрок сыграет один-два матча в сезоне – и после везде ходит и кричит о том, что он чемпион. Ну какой ты чемпион?

– Согласны ли с тем, что Курбан Бердыев – тренер оборонительного плана. Или это стереотип?

– Курбан Бекиевич изначально ставил цели, что будем плясать от печки. Чтобы сначала тылы были прикрыты. Действительно, в первый год в премьер-лиге «Рубин» играл от обороны, много забивал со стандартов. Бояринцев много голевых передач сделал после подач, забивали Чижек, Нечаев, Новотны. Но возьмите год, когда в клубе были Бухаров, Калисто, Домингес – с ними «Рубин» по-другому играл, уже в атакующей манере. Курбан Бекиевич говорил: «Отдайте мяч Домингес, он сам всё сделает».

Алехандро Домингес / фото: пресс-служба «Рубина»

– То есть неоправданный стереотип? Если бы были другие игроки, он бы играл по-другому?

– Да, в то же время ему никто не мешал набирать других игроков. Он же мог набрать недорогих игроков обороны и остальную сумму бросить на покупку добротных нападающих. Ему же никто не запрещал так делать.

– Была попытка с Карлосом Эдуардо...

Его покупали ещё при мне, когда я работал в клубе. Могу сказать, что Эдуардо – самый провальный трансфер. Он не мог ответственно подходить к подготовке к матчам. Мне не нравилось как он тренировался. Но когда мяч был у него, он всё умел делать. Этого у него не отнять. Истинный бразилец.

– Много ли вы почерпнули для себя в качестве тренера от Бердыева?

– Я не скажу, что с Бердыевым у нас был один взгляд на какие-то схемы, но у него я многое почерпнул, в том числе и в тренировочном процессе.

– Кстати говоря, Бердыев покинул «Кайрат». Как считаете, есть ли у него перспективы в премьер-лиге?

– Я очень хотел бы увидеть или услышать информацию, что Курбан Бекиевич возвращается в «Рубин». Он бы навел порядок! Я не знаю внутреннюю кухню нынешнего «Рубина», но всё, что происходит – это плачевно. У «Рубина» такая история, такие амбиции. Как так можно было безобразно провести этот сезон? Это для меня трагедия.

ДОСЬЕ «БО СПОРТ»
Рустем Хузин
Дата рождения: 30 января 1972 года
Место рождения: Казань
Карьера игрока: «Рубин» – 1988 – 1991,  «Рубин-ТАН» – 1992 –1993, «Ротор» – 1994,  «Лада» – 1995 – 1996, «Рубин» – 1997 – 1999, «Амкар» – 2000 – 2004, «Рубин» – 2005 – 2006
Карьера тренера: «Рубин-2» - 2007-2008, «Амкар» 2013, «Нефтехимик» - 2013-2014, 2015 - 2016, «Лада-Тольятти»- 2017, «Луч» 2018-2019, «Звезда» - 2020-2021, «Амкар Пермь» - 2021 по н.в.
Достижения: Победитель первого дивизиона первенства России 2003, Финалист Кубка России (1): 1994/95


Антон Самойлычев