Снова будет скандал?
«Рубин» продолжает неуверенное шествие в Первой лиге, сыграв в 3-м туре вничью с «Уфой» (0:0). Команда во втором по силе дивизионе России до сих пор одержала лишь одну победу и то над дебютантом из ФНЛ-2.
Оправдать унылую ничью с «Уфой» «Рубин» может чем угодно, но не судейскими решениями: не зря тему арбитров не затронул на пресс-конференции главный тренер Леонид Слуцкий. Тем не менее, пара спорных моментов у главного арбитра встречи Олега Соколова была, и они определённо повлияли на ход встречи. Прав ли был арбитр?
А был ли пенальти?
Если идти в хронологическом порядке, то первым спорным эпизодом матча стало не назначение 11-метрового удара в ворота уфимцев. На 44-й минуте Олег Иванов отправил верховую передачу в штрафную площадку соперника, где её готовился принимать Александр Зотов. Однако в его спину врезался Эгаш Касинтура и снёс того с ног.
По мнению арбитра, фола в этой ситуации не было, Зотов сам искал контакта и упал. Поэтому Соколов подбежал к футболисту «Рубина», помог ему подняться с газона и объяснил, почему не зафиксировал нарушение. В итоге на моменте не стали заострять внимание, Зотов лишь развёл руками и продолжил встречу.
На повторе видно, что контакта плечо в плечо не было, Касинтура смотрел на мяч и влетел на вовремя подставившегося Зотова. Обычно за удар соперника в спину наказывают фолом, однако в этот раз ничего подобного не произошло.
«Мне кажется, в паре моментов арбитр ошибся и сам это понимает. Но нам нужно решать свои моменты. Конечно, будь судья внимательней, было бы проще», – отметил после завершения встречи защитник казанцев Александр Мартынович.
Полузащитник Марат Апшацев был более дипломатичен в своих высказываниях: «Надо посмотреть все моменты. Чтобы тренеры всё посмотрели, проанализировали». Тем не менее, эпизод остался на совести Соколова.
Вопрос морали или спорта?
Куда более сложный эпизод произошёл уже во втором тайме, когда на 69-й минуте буквально на ровном месте рухнул защитник уфимцев Александр Сандрачук. Он принимал мяч в одиночестве, но у него поехала нога – и мяч отскочил к Джоэлю Фамейе. Нападающий выходил один на один с вратарём, однако, до удара дело не дошло – Соколов свистком остановил игру, сорвав перспективную атаку.
«Мне показалось, что в этом моменте кто-то в штрафной площади получил травму, поэтому и остановили игру, если я не ошибаюсь. Футбол футболом, но fair play все соблюдают. Все соперники после игры дружелюбно общаются. Думаю, что судья в этом эпизоде разобрался верно», – прокомментировал эпизод после матча главный тренер «Уфы» Сергей Томаров.
Сам Иванов от комментария в адрес арбитра отказался: «Арбитр извинился, когда мяч мне в лицо попал. Но я не видел. Говорят, вроде выход один на один должен был состояться. Я не видел. Просто в лицо получил мячом. А так не вижу смысла комментировать».
Однако можно ли было останавливать встречу? Пока достоверно неизвестен характер травмы Сандрачука, но это точно колено. На футболиста не было оказано физического воздействия со стороны соперника, так по правилам ли прозвучал свисток Соколова?
«Игрок получил травму, у него вылетело колено, и судья остановил встречу. По-человечески это правильное решение. Тяжело говорить, что Фамейе убегал именно один на один, был ещё один защитник, форвард стартовал со своей половины поля. Здесь я поддержу судью. Здоровье футболиста – в первую очередь. Эпизод мог стать ключевым? Их в футболе ещё будет много, а на кону человеческая жизнь. Вдруг там серьёзная травма», – объяснил «БИЗНЕС Online» бывший арбитр Игорь Федотов.
Специалист отметил, что и ранее похожие эпизоды происходили в премьер-лиге, но арбитры давали доиграть. Это приводило к стычкам и дракам. Поэтому в данной ситуации стоило прервать матч. «По правилам игра должна была быть продолжена, но не думаю, что кто-то предъявит за это судье. Даже если «Рубин» обратится в ЭСК, им откажут в рассмотрении дела. Это не по-людски – продолжать матч при такой ситуации», – добавил он.
В итоге Сандрачуку была оказана экстренная помощь, защитника положили на носилки и увезли с газона – самостоятельно передвигаться он не мог.
Остановил драку
Уже на исходе матча, когда обе команды бились, но никак не могли забить, а нервы были на пределе, случился конфликт между Виталием Лисаковичем и Владиславом Камиловым. Последний крайне грубо отобрал мяч у форварда, а белорус не заставил себя долго ждать и пошёл выяснять отношения, боднув плечом соперника. В итоге Лисаковича успокаивал Константин Плиев, а Камилова – Иванов и Илья Самошников.
Судья оперативно наградил обоих «горчичниками», немного пообщался с каждым из них и конфликт был улажен. Хотя и после возобновления игры эта парочка ещё перекинулась парой «ласковых» фраз, но их арбитр уже не услышал.
Также своевременно Соколов «потушил» и Плиева, который после конфликта активно разговаривал с арбитром на повышенных тонах. Так судья остудил пыл футболистов и не дал эмоциям взять верх. «Лисакович чуть-чуть завёлся в моменте. Но после матча с ним не говорили. Что могу сказать по судейству? Всё нормально», – объяснил уже после игры Плиев.
«Рубин» – особенная команда для Соколова
Стоит отметить, что профессиональную карьеру в РПЛ главный арбитр начинал именно игрой «Рубина». Он дебютировал в главном турнире страны в 2017 году, когда казанцы отправились на выезд к «Амкару» (1:2). Тогда Соколов ошибся, удалив с поля Алекса Сонга – полузащитник бежал по флангу за мячом с Бранко Йовичичем, серб ткнулся ногой в ногу игроку «Рубина» и упал.
Рефери достал «горчичник», который стал для Сонга вторым, и он покинул поле. «Игрок не пытается играть в мяч, идет в нападающего, мяч находится не на игровом расстоянии. Его действия – прервать атаку, а не сыграть в мяч, поэтому и получил желтую карточку. Кроме того, он не только бьет по ногам, но и толкает соперника руками», – объяснялся тогда арбитр.
Тем не менее, в следующем сезоне и в последующих он в РПЛ не судил – лишь был заявлен на сезон 2017/18. Та игра так и осталась для Соколова единственной в премьер-лиге. Соколов активно пользуется жёлтыми карточками, но редко удаляет игроков с поля. За всю карьеру у него всего 11 подобных эпизодов. Для 73-х матчей – низкий показатель.