В шоке даже Губерниева.
Жертвой проектных ошибок стал комплекс в Мирном (30 минут от Казани) – самый грандиозный спортобъект в Татарстане последней пятилетки, главная лыжная база в республике и единственная биатлонная. Особый статус, однако, не помог объекту выстоять под элементарным дождём. Система ливневой канализации вместо того, чтобы принять воду и дать ей стечь по склонам, «выплюнула» её прямиком на грунт.
База, на которую уже потратили больше миллиарда, теперь нуждается в дополнительном финансировании, а в ходе восстановительных работ придётся ломать асфальт и закрывать большую часть трассы для спортсменов.
Вода смыла склоны, обвалила асфальт, обрушила фонари
Когда в Татарстане задумали построить лыжно-биатлонную трассу мирового уровня, планы были грандиозными: чемпионов – вырастить, всероссийские и международные турниры – привлечь, а посёлок Мирный – сделать местом притяжения всех лыжников и биатлонистов республики. Все эти вещи ещё можно реализовать, но сперва надо исправить череду грубых строительных ошибок.
26-го июля, во вторник на прошлой неделе, на Казань обрушился летний ливень. Потоки воды стекли с лесного массива на асфальт, забили песком и щебнем все ливневые каналы и образовали параллельные ручьи. Вода буквально смыла грунт у основания некоторых участков лыжной трассы. Вместе с тем на склонах появились ямы, обрушились куски дорожного покрытия, обнажились линии коммуникаций. Местами даже повалились фонари.
По нашим данным, в пятницу, 27-го июля, собралось совещание с участием представителей ГИСУ РТ, которое выступало заказчиком при строительстве, проектной организации «Мостафпроектстрой», генподрядчика «Электрон», министерства спорта РТ и спорткомитета Казани. От лица правительства РТ выступила вице-премьер Лейла Фазлеева. Её провели по трассе и ознакомили со всеми повреждёнными участками. По итогу решили: оценить ущерб, запросить дополнительное финансирование, пересмотреть проект базы, провести работы.
Первый этап уже пройден. По данным наших источников, для восстановления базы в Мирном планируется запросить порядка 200 млн рублей из республиканского бюджета. Деньги пойдут среди прочего на установку опор у оснований склонов, чтобы грунт впредь не сползал на трассу, а также замену ливневых каналов.
Сейчас база продолжает принимать спортсменов, правда, с некоторыми оговорками. Между собой лыжники и тренеры разделили комплекс на «верх» и «низ». «Верх» – это трасса на возвышенности рядом со стартовой площадкой, где более ровный рельеф. Она осталась почти нетронута стихией и не представляет опасности для лыжников. «Низ» – это та часть трассы, которую затопило. Крутые склоны здесь «украшены» ямами, обломками асфальта, щебнем, песком, камнями. В этих местах база будто пережила бомбежку.
О проблемах с дождями знали ещё два года назад, но ничего не сделали
Учитывая, что на объект во время строительства было потрачено 1,25 млрд рублей, ситуация вызвала широкий резонанс. «Господа-начальники, которые так по-хамски в Татарстане относятся к биатлонному комплексу, они не к биатлону так относятся!!! А к людям!!! Детям и взрослым, юным спортсменам, к родителям этих детей!!! (…) И это развитие спорта в Татарстане??? Нет, друзья, это просто позорище», – написал в своём телеграм-канале комментатор Дмитрий Губерниев ещё до дождя 26-го числа, а чуть позднее раскритиковал главу Союза биатлонистов России Виктора Майгурова за молчание по теме базы в Мирном.
Такую же резкую реакцию случившееся получило во властных кругах Татарстана. «Затряслись» все причастные к проблемной стройке структуры. «Сейчас идёт интересная игра: каждый пытается переложить ответственность с себя на другого и найти виноватого», – рассказал нам один из участвовавших в проблемной стройке людей. Пока все участники стройки сходятся во мнении, что ответ на классический вопрос «Кто виноват» – те, кто составлял проект, давал техзадание. В этом качестве выступил «Мостафпроектстрой», зарегистрированный на Наиля Мустафина. Это знакомый проектировщик для Казани, участвовавший во многих стройках в городе. В спортивных кругах нам подсказали, что «Мостаф» среди прочих объектов готовил лыжную базу «Локомотив». Этот опыт не помог компании в Мирном.
Как сообщил нам генподрядчик «Эталон», ещё в 2020 году, когда строительство в Мирном только началось, было понятно, что некоторые участки трассы вымывает после весенних паводков и сильных ливней. Тогда проблема была решена, а в то же время нет. С одной стороны, на базе заменили грунт, восстановили повреждённые участки. С другой, саму систему, из-за которой трасса не выдерживает дождей, оставили прежней. Порванный рукав скрепили заплатками.
Ситуация, что неудивительно, повторилась через год. Весной снова были размыты откосы, обочины и водоотводные кюветы. «Эталон» восстановил всё в рамках гарантийных обязательств, вместе с тем предупредив ГИСУ РТ, что постоянно вести борьбу с природой не хватит ни сил, ни средств. Генподрядчик уже тогда поднял вопрос о необходимости внести изменения в проект трассы, чтобы учесть все сложности и риски расположения трассы в сложном рельефе.
Что же не так в проекте на базе в Мирном? Как подсказывают наши источники, в части ливнёвок и канализации он был составлен так, будто на базе обычная автомобильная дорога, а не лыжная трасса со сложным рельефом. Классический вариант просто взяли и перенесли в Мирный. Поскольку работы стартовали два года назад, а дождь на прошлой неделе был не первым в истории базы, минстрой РТ и ГИСУ РТ не могли не знать об этих проблемах. Заняться их решением, видимо, помешало нежелание признавать свои ошибки. Теперь же, когда большая часть трассы в Мирном пришла в непригодность, других вариантов не остаётся: все ошибки на виду.
«БИЗНЕС Online» направил запрос в ГИСУ РТ относительно причин произошедшего, однако, в ведомстве предпочли оставить вопросы без комментариев.
Спешка, отсутствие контроля, нежелание вдаваться в детали – о других причинах проблем в Мирном
Дождевая проблема – не единственная, с которой столкнулась база в Мирном на этапе строительства. Ещё весной, когда комплекс был подготовлен к передаче на баланс муниципальной школы по лыжным гонкам и спортивному ориентированию, планировалось запросить 48 млн рублей на ряд работ, например: отремонтировать комнату хранения оружия, наладить освещение в некоторых местах, поработать над системой оснежения, наладить ливневую канализацию на стартовой площадке. Последнее, пожалуй, достойно отдельного внимания. То место, где расположены вакс-кабины, стадион, стрельбище, после каждого даже мелкого дождя тонет в огромных лужах. И эти лужи – первое, что видят посетители базы, ведь площадка расположена у самого входа. Причина проблем всё та же – прорехи в проектных решениях. И если проблемы на крутых участках трассы ещё можно хоть как-то понять, то над этим моментом остаётся только гадать. Что мешало сделать всё правильно на абсолютно ровном участке?
Также весной строители проводили дополнительные работы над асфальтом. На проблемы с дорожным покрытием указал осенью во время первого и к этому моменту последнего визита на базу Рустам Минниханов. Местами трасса выглядела откровенно плохо: были трещины, пробоины, ямы – на что и указал президент РТ. Показательно, что один из чиновников прокомментировал замечания словами «Лучше асфальта мы не сделаем»… Как бы то ни было, сделать лучше пришлось. Как только оттаял снег, рабочие провели косметический ремонт всего дорожного покрытия трассы. В целом вопрос асфальта в Мирном – больной и сложный, дать по нему однозначный вердикт сложно. Кто-то указывает, что покрытие закладывалось в грязь и слякоть, кто-то говорит, что был использован не тот химический состав, кто-то, напротив, уверен, что всё было сделано правильно – просто из-за своей специфики у лыжного асфальта не может быть такого презентабельного вида, как у дорожного. В любом случае, это один из многих вопросов, который возник при строительстве.
Итак, почему же стройка превратилась в такой кошмар? К таким версиям мы пришли после общения с нашими спикерами.
Поменявшийся бюджет. Сперва на строительство базы в Мирном выделили 300 млн рублей. Их дали из республиканского бюджета. Затем, отдельным распоряжением кабмина РФ, комплекс получил дополнительные 950 млн рублей. Но проблема в том, что все проекты и технические решения были заложены под меньший размах. Где-то проект адаптировали, где-то – нет. Также стоит отметить, что 1,25 млрд рублей при всей солидности своей суммы – не самый высокий бюджет для лыжной базы. На аналогичные комплексы в Сибири тратят десятки миллиардов, что, впрочем, не оправдывает ошибки проектировщиков.
Спешка со строительством. Работы в Мирном, как мы уже указали, стартовали в 2020 году, но затем то шли, то останавливались. Строители ждали конкретики по финансам. А когда стало понятно, что на базу можно потратить свыше миллиарда, работы пошли уже в авральном режиме. Целью было сдать комплекс до зимних игр Специальной Олимпиады. Турнир для спортсменов с интеллектуальными особенностями должен был пройти в январе 2022 года, и как раз под него база, которая должна была принять соревнования по бегу на снегоступах, получила 900 млн из федерального бюджета. Ещё один момент: на базе надо было провести не только игры Спецолимпиады, но и тестовые соревнования перед ней. Так что сперва строителей подгоняли к октябрю. Не получилось в октябре – поставили ноябрь. Не ноябрь, так декабрь. Во всей суматохе потерялось понимание, что такого комплекса в Татарстане никогда не делали, а раскинулся он на 54 га. Обидно, что зимние игры в итоге у Казани отняли…
Незнание специфики. «Строили бы хоккейную коробку или бассейн, никаких проблем бы не было», – подметил один из наших собеседников, указав на то, что в этот раз типового проекта, обкатанного сотни и сотни раз, не нашлось. Проектировщикам и строителям нужно было встать со своих кресел, пойти к лыжникам и биатлонистам как из республиканских, так и из всероссийских федераций, съездить на аналогичные базы в Тюмени, Ханты-Мансийске и других местах, проанализировать опыт. Строители действительно совершили пару выездов на крупные базы, провели совещания с федерациями, но, надо же, этого оказалось недостаточно… Иначе бы комплекс в Мирном сейчас не был бы усыпан ямами. Либо переоценили свои возможности, либо положились на авось.
Контроль, а точнее его отсутствие. В Мирном не жалуются на плохой стадион, стёртые лыжи, кривое стрельбище или раздевалки – в Мирном жалуются на асфальт, ливневые каналы, освещение и другие строительные моменты, с которыми лыжники и биатлонисты знакомиться не обязаны, хотя и приходиться. Есть ощущение, что министерство строительства РТ, минспорта, ГИСУ РТ и другие ответственные организации халатно отнеслись к контролю за работами. Чего говорить, если проблемы с канализацией не устранили за три года. Особенно обидно за это должно быть министру строительства РТ Марату Айзатуллину, который живёт в Мирном.
Нежелание слушать критику. Единственным человеком, который с самого первого дня говорил о недочётах в строительстве базы, был глава федерации биатлона РТ Ильдар Нугманов. У него есть своя база на Чебаксе, и он знает о чем говорит. Нугманов с самого первого дня столкнулся, мягко говоря, с неприятием со стороны чиновников: не всем нравилось, что он давал критичные комментарии федеральной и татарстанской прессе, подключал к теме Губерниева, выкладывал видео. Возможно, в каких-то моментах Нугманову действительно не стоило придавать проблемы огласке и решать их в узком кругу. Но время показало, что он оказался прав, а те, кто уверяли, что в Мирном всё хорошо и замечательно, – нет. Если бы все отнеслись к стройке с такой въедливостью, как Нугманов, в Татарстане была бы лучшая база в России. Так что главе федерации биатлона РТ можно высказать только одну «претензию»: надо было давать ещё больше интервью и ещё больше «надоедать» ведомствам и подрядчикам.
Чтобы восстановить трассу, придётся ломать асфальт
Ошибки допускают чиновники и строители, а страдают, понятное дело, спортсмены. Как сообщили нам в спорткомитете Казани, сейчас на базе занимаются сборные Татарстана по лыжным гонкам и биатлону, муниципальная школа по лыжным гонкам и спортивному ориентированию, республиканская школа по зимним видам спорта «Барс».
Своего шанса тренироваться на базе мирового уровня они ждали ещё с декабря, когда та была достроена. Однако процесс затянулся по бюрократическим причинам: комплекс надо было оформить на баланс города. Процесс этот никогда не бывает быстрым и при всём желании ускорить его спортсменов удалось запустить чуть погодя, в мае. Им доступны все сооружения базы, кроме стрельбища и камер для оружия – использование огнестрела и пневматики ещё согласовывается с правоохранительными органами.
Из трассы на 7 км в Мирном спортсменам пока доступен участок протяженностью 2,5 км. К сожалению, в ближайшее время им придётся ограничиться этими рамками. Проблема в том, что восстановительные работы коснутся не только ливнёвок, но и самого дорожного покрытия: в пострадавших участках его придётся убирать и затем стелить новый. По уму, делать это надо пока на улице держится плюсовая температура, то есть в августе–сентябре. Но ужаться в эти сроки будет возможно только если деньги на дополнительные работы будут выделены максимально быстро, а гарантировать этого сейчас никто не может.
Изначально планировалось, что база сможет принимать этапы Кубка России по лыжным гонкам. Соответствующие договорённости были с главой федерации лыжных гонок РФ Еленой Вяльбе. Теперь же о соревнованиях такого уровня не может быть никакой речи, пока не устранены недочёты. Сейчас руководство базы осторожно надеется, что всё удастся привести в порядок до первого снега – и впервые провести в Мирном Казанский лыжный марафон.