Для клубов – улучшенные условия.
Кубок России – второй по статусу турнир страны, однако в последнее время клубы стали уделять ему куда меньше внимания. Ещё бы, кто-то в это время выступал в еврокубках, кто-то старался провести время с пользой в тренировках. Поэтому топ-клубы нередко отправляли на Кубок резервные составы. Основные футболисты могли получить травмы на полях низкого уровня команд низших лиг, а задачи в чемпионате (и призовые) куда важнее.
Однако сейчас, в условиях тотальной изоляции, у команд образовались окна от матчей еврокубков и матчей сборных, которые нужно чем-то заполнить. Изначально руководители клубов пытались протолкнуть в РФС идею с Кубком Лиги – третьим турниром, но она провалилась. Остался только один вариант – пойти на реформы. Спойлер: система стала куда более запутанной, но более интересной.
Что такое Double Elimination?
В Москве состоялось заседание бюро исполкома РФС, на котором, помимо прочего, обсуждались вопросы проведения розыгрыша Кубка России. Поняв, что нужно что-то делать для увеличения количества игр и увеличения зрелищности турнира, руководство союза решило прибегнуть к опыту киберспортсменов – турниры по Dota2 и CS:GO с форматом двойного выбывания проводятся с самых первых The International и Major соответственно.
Основная система этих турниров – Double Elimination. Она заключается в том, что изначально команды делятся на два пути: Путь РПЛ и Путь регионов (Первая и Вторая лиги, а также регионы). Так формат позволит в рамках одного турнира вместить сразу 103 клуба, которые проведут суммарно 160 матчей.
Турнир будет разделён на два этапа, групповой и плей-офф. Разберём, для начала, Путь РПЛ. В лиге выступает 16 команд, они будут поделены на четыре группы по четыре клуба в каждой. Им предстоит сыграть в два круга, занявший последнее место – вылетает, занявший третье место – отправляется в путь регионов. Старт группового этапа запланирован на 31 августа, шестой тур – на 19 ноября.
Команды, занявшие первые и вторые места проходят в плей-офф, причём, вылетевшие команды плей-офф Пути РПЛ не вылетают окончательно, а попадают в плей-офф Пути регионов (вылетел в полуфинале пути РПЛ – попал во второй этап полуфинала Пути регионов и так далее). Соответственно, победитель плей-офф Пути РПЛ выходит в финал Кубка России.
Теперь рассмотрим Путь регионов. Первый этап состоит из шести раундов. До третьего играют только любительские команды и клубы Второй лиги. В четвёртом раунде (он пройдёт 5 октября) к ним добавятся команды Первой лиги и в итоге после шестого этапа останутся только четыре команды. Матчи играются по кубковой системе – шансов на ошибку в Пути регионов нет.
Четыре команды проходят в плей-офф, где с ними играют клубы, занявшие третьи места Пути РПЛ. Победители выходят на команды Пути РПЛ, вылетевшие из плей-офф на определённой стадии (вылетел в четвертьфинале плей-офф Пути РПЛ – попал на победителя пары любителей/Второй лиги/Первой лиги – третьего места группы Пути РПЛ). Победитель всех этапов выходит в финал Кубка России.
Чтобы было понятнее, разберёмся на примере двух команд: РПЛ и Первой лиги. «Рубину», чтобы победить в Кубке, нужно сыграть девять матчей: в четвёртом, пятом и шестом раундах первого этапа, победить команду, занявшую третье место в Пути РПЛ, сыграть с командой, вылетевшей на стадии 1/4 финала Пути РПЛ, сыграть в полуфинале с победителем второго этапа 1/4 финала, победить команду, которая вылетела в полуфинале Пути РПЛ, сыграть в финале с победителем второго этапа 1/2 финала, выиграть у финалиста Пути РПЛ.
Теперь третья команда премьер-лиги. Допустим, это «Факел». Он должен будет провести 12 матчей. Шесть в групповом этапе, два этапа четвертьфинала, два этапа полуфинала и два этапа финала.
Команда, занявшая первое-второе место в Пути РПЛ сыграет девять матчей: условному «Зениту» нужно провести шесть матчей в группе, четвертьфинал, полуфинал и финал.
Покинуть турнир на ранней стадии смогут только четыре команды Пути РПЛ, занявшие последние места, а также все участники Пути регионов, они не могут проигрывать. Получается, что двойной вылет действует только для участников верхней сетки.
В финале Кубка России встречаются победители Пути РПЛ и Пути регионов. Поэтому даже «Факел» всё равно может встретиться с «Зенитом», если, например, проиграет ему в группе и в плей-офф.
Блогеров приравняли к любителям
Помимо изменения формата, на совещании официально объявили о допуске к участию блогерских команд «Амкал» и 2Drots. Их определили в группу любителей, они начнут своё участие в розыгрыше с 1/256 финала. Стоит отметить, что вместе с ними в числе участников оказалась и казанская команда «Нэфис» и теперь в турнире представлено сразу четыре клуба из Татарстана.
Для того, чтобы присоединиться к соревнованию, создатели медийных команд встречались с президентом РПЛ Александром Алаевым, который и выступил инициатором приглашения. «Я не вижу в этом никаких проблем. Я не говорю, что стоит размышлять только о медиалиге. Через год в Кубке России могут сыграть команды из банковской лиги, условно», – объяснял он.
«Они сидят в кабинетах и не верят. Они смеются. Они говорят: «Вы хотите выиграть? Да-да-да». А мы реально хотим выиграть! Мы верим, что можем пройти далеко, до РПЛ», – прокомментировал приглашение основатель 2Drots Евгений Бабенко.
В последние годы турнир испытывает серьёзные проблемы с просмотрами, и речь идёт не только о зрителях на трибунах. Собирать стадионы команде Второго дивизиона сложно, даже если приезжает клуб из РПЛ. В то же время трибуны медиалиги, в которой выступают блогерские команды, всегда полны, а онлайн-трансляции одновременно в пике смотрят 100 – 120 тыс. человек. Хайлайты и обзоры подобных матчей набирают в сотни больше просмотров на ютубе, чем обзоры матчей РПЛ.
Видимо, с помощью главных медийных команд России организаторы Кубка страны пытаются увеличить и свою аудиторию. За блогерскими командами в основном наблюдают молодые зрители, поэтому получить хотя бы часть их для РФС будет огромной победой. С финансовой точки зрения и с точки зрения будущих планов союза, идея неплохая, однако уже на стадии согласования она столкнулась с критикой.
Например, недовольство высказал почётный президент РФС Вячеслав Колосков. «Идиотизмом нельзя назвать, но плохая идея. Нельзя смешивать все в одну кучу в угоду каким-то непонятным идеям и стремлению некоторых людей прославить себя. Медийные команды должны заниматься своей темой. Кубок России – одно из старейших соревнований. Слава Богу, что к нему сейчас возвращается интерес. Два полуфинала и финал – просто украшение. Каким боком медийные команды в Кубке России? Я не понимаю. Нельзя мешать профессиональный футбол и футбол по интересам», – говорил он.
Похожей риторики придерживался бывший полузащитник сборной России Александр Мостовой: «Скорее всего, смешивать медийно-любительский футбол с профессиональным — неправильно. Не вижу выгоды в привлечении медийных команд к участию в Кубке России».
Тем не менее, в составах команд выступают бывшие футболисты Первой и Второй лиг, а один только футболист «Амкала» Никита Кашаев оценивается на портале Transfermakt также, как и вся команда «Ессентуки». Это команда Второй лиги, которая также принимает участие в Кубке России. Поэтому говорить о том, что блогеров буквально уничтожит любой соперник, как минимум преждевременно.
Участники турнира могут получить почти два миллиарда рублей
Во время заседания был затронут финансовый вопрос, который касается телеправ. Уже исторически сложилось, что практически весь футбол в России показывает «Матч ТВ», однако сейчас у него появился серьёзный конкурент в лице «Яндекса». Решение ещё не принято, но находится на обсуждении.
Со своими предложениями по организации трансляций выступили две стороны, каждая кооперируется с букмекерами. «Яндекс» сотрудничает с BetBoom, «Газпром-Медиа» – с FonBet. При этом более «жирный» контракт предлагают именно первые. Как сообщает РБК, РФС может получить 2,145 млрд доходов от такого контракта, причём большая часть (1,7 млрд рублей) отправится клубам.
В этой схеме BetBoom платит 1,2 млрд рублей как беттинговый контракт, «Яндекс» отдаст 900 млн рублей как вещатель, ещё 300 млн рублей капнет бонусами за высокую среднюю посещаемость. Расходы в этой схеме невелики – 254 млн рублей: раскошелиться придётся на обеспечение контракта вещателя и обеспечение беттинг-контракта.
«Газпром» и FonBet платят меньше – 2,08 млрд рублей, причём расходы на себя полностью берёт букмекер, никаких бонусов за посещаемость здесь нет. Расходы в таком случае составят 80 млн рублей, а клубы получат по 1,67 млрд рублей. Несмотря на то, что первое предложение кажется выгоднее, таковым оно станет только при соблюдении условий, второй вариант надёжнее.
Тем не менее, как сообщает источник, клубы проголосовали за «Яндекс», теперь с этим решением они обратятся в исполком РФС. Уже там его решат окончательно. Новость о том, что «Матч ТВ» может лишиться одного из российских турниров, взбудоражила общественность. Например, блогер и бывший комментатор Василий Уткин с позитивом посмотрел на эту ситуацию.
«Жду наброса к вечеру от вокально-инструментального трио Кан-Кон-Тащ (экс-генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки, генеральный директор «Матч+» Василий Конов и генеральный продюсер «Матч ТВ» Александр Тащин – ред.) о том, как же это неправильно. А мне весело. Не люблю монополии, очень радуюсь, когда у монополий происходят подобные вещи», – написал он в своём телеграм-канале.
В любом случае, какой бы вещатель ни был выбран исполкомом РФС, российские клубы от этого только выиграют. Из-за отсутствия международных матчей приходится как-то пересобирать футбол заново, и, если подобные меры будут иметь результат, то решения о реформах могут как-то сдвинуться с мёртвой точки и перейти в премьер-лигу.