Под следствие могут попасть и новые лица.
В Ленинском районном суде Уфы воспитаннику «Салавата Юлаева» Михаилу Воробьёву накануне был вынесен приговор за покупку военного билета – штраф в 2 млн рублей. Кажется, форвард СКА легко отделался, ведь при худшем сценарии за взятку ему грозило до 12 лет лишения свободы. Но, несмотря на лёгкое для Воробьёва наказание, он ещё может попасть в армию. А вот его бывший одноклубник вратарь Анвар Сулейманов уже нет – он получил другое наказание за совершенно идентичное деяние.
Вопрос с армией для Воробьёва ещё не закрыт
Скандал вокруг Воробьёва, а также двух воспитанников «Салавата» Анвара Сулейманова и Владислава Лукина прогремел в начале июля. Тогда на хоккеистов официально завели уголовные дела. Конечно, наибольшее внимание привлекала именно фигура Михаила. Всё-таки, Сулейманов и Лукин на уровне КХЛ не выступают и в сборных России не мелькали. А Воробьёв играет за один из самых богатейших клубов – СКА, в который его обменяли год назад. Тут важно отметить, что управляет СКА Роман Ротенберг – один из самых влиятельных и видных хоккейных функционеров России. Но это ничуть не уберегло Воробьёва от ответственности.
Самого форварда уже с начала августа начали донимать вопросами по теме. «А я думал, вопросы о хоккее будут. Это никак не относится к игре. Да нечего комментировать. Я здесь, я играю, я с командой», – говорил Михаил по ходу предсезонного турнира в Сочи. В любом случае, летние сборы, подготовка и даже начало сезона для хоккеиста были слегка смазаны из-за судебной нервотрёпки. Воробьёву пришлось трижды возвращаться почти в родной город (он родом из Салавата, а не Уфы) по не совсем хоккейным делам. И уже на первом судебном заседании он признался в покупке военного билета.
«Надо проверять источники. Это вышло в телеграм-канале «Мутко против», это неофициальный источник. Ещё даже не было суда, давайте дождёмся официальной информации. Это фэйки. Сейчас идёт информационная война по всем фронтам, пропаганда, вы видите, что происходит. Не ведёмся на фэйки», – заявлял Ротенберг, пытавшийся как-то сгладить ситуацию, но на деле сделавший только хуже.
Вместе с Воробьёвым, его адвокатами, прокурором и судьёй в зале суда каждый раз находилась масса местных журналистов, некоторые из которых не имели никакого отношения к спорту. Столь громким оказалось дело. Забавно, что второе лето подряд Уфа становится местом самых громких судебных разбирательств в российском спорте. В 2021 году гремело дело генерального директора «Уфы» Шамиля Газизова против «Спартака» и Леонида Федуна. А теперь вот это.
Сразу после признания Воробьёва возникли разные версии развития его дальнейшей судьбы. В наихудшем варианте хоккеисту при его статье грозило 12 лет лишения свободы со штрафом до 60-кратной суммы взятки. Сам Михаил позже рассказал, что заплатил решавшему вопрос бизнесмену и экс-сотруднику ГИБДД Фариту Самигуллину 200 тыс. рублей. К слову, сам документ он так и не получил. Но столь жёсткое наказание было невозможно, ведь у Воробьёва была масса смягчающих обстоятельств.
Помимо признания вины оказалось, что Михаил сам явился в органы с повинной за несколько месяцев до возбуждения уголовного дела. На втором заседании адвокаты перечислили множество регалий хоккеиста – предоставили различные благодарственные письма, рассказали о защите чести страны в международных соревнованиях и помощи детским домам, добавив, что тот и сам недавно стал отцом. Рекомендательное письмо в суд направил и Ротенберг от имени СКА, рассказавший, что Михаил просил удерживать часть средств со своей зарплаты на благотворительность. Сам Воробьёв сказал, что не осознавал общественную опасность содеянного и не понимал всю его незаконность. Насколько это было искренним, решать предстояло судье.
В итоге на финальных прениях прокурор, взяв во внимание все факты, запросил даже не условный срок, а штраф в 3 млн рублей. Защита для вида попросила и вовсе подсудимого не наказывать. «Я поддерживаю своих адвокатов и сожалею о содеянном», – дважды повторил во время своего последнего слова Воробьёв. Хоккеист выглядел крайне измотанным, а на его левой скуле красовалась небольшая ссадина – накануне он ещё был в Петербурге и играл против «Барыса». А потом был вынужден лететь в Уфу ближайшим рейсом.
Судья пошёл на компромисс и оштрафовал Михаила «всего» на 2 млн рублей, а также снял с него подписку о невыезде. Всего – потому что годовая зарплата хоккеиста по текущему контракту составляет 45 млн рублей. Но есть одна загвоздка. Теперь военный билет 25-летнего Воробьёва, даже если он его и не получал на руки, должен быть аннулирован. А это значит, что ему отслужить в армии. Он попадает как под текущий осенний, так и под последующие два призыва. Как он будет справляться с этой задачей, учитывая, что теперь выкрутиться и отмазаться будет гораздо сложнее, пока загадка. Воробьёв заявлял судье, что готов отслужить.
Сулейманов получил условный срок и служить точно не будет
В этом контексте интересно дело Сулейманова, которое было закрыто днём ранее. Спортивный путь вратаря поразителен. Он, словно тень. Анвар постоянно ездил с командами, тренировался, попадал в заявки, но нигде толком не играл. За последние четыре года он один раз попал в заявку «Салавата», а за «Торос» и «Толпар» суммарно сыграл в пяти матчах. Сейчас он выступает за казанский «Феникс» в ВХЛ-Б.
Но судебный путь Сулейманова практически идентичен Воробьёву. Анвар военный билет тоже не получил. Он также признал свою вину, явился с повинной и сотрудничал со следствием. Для него гособвинитель тоже запросил штраф в 3 млн рублей. Но Сулейманова судья приговорил только к пяти годам лишения свободы условно. Сулейманов также обязан не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно-исправительной инспекции, которая ведёт контроль за поведением условно осужденного, и ежемесячно являться на регистрацию. По закону условно осужденные не подлежат призыву в армию. А через пять лет Анвару как раз исполнится 27 лет. То есть, фактически, несмотря на выявление взятки, своей цели он добился. Вот и адвокат хоккеиста заявила, что обжаловать приговор они не будут.
Другой вопрос, что вердикт Воробьёву и Сулейманову выносили разные судьи. Михаилу – Артур Гималетдинов. А Анвару – Регина Фахрутдинова. Рассмотрение дела ещё одного фигуранта – Владислава Лукина – состоится 22 сентября, но судья пока не назначен. Но есть вероятность, что на Лукине цепочка не прервётся. Во время допроса главного свидетеля по делу трёх хоккеистов Самигуллина судья просил журналистов удалиться из зала. Аргументировано это было тайной следствия. Так, например, ещё в июле Самигуллина связали с экс-вратарём «Салавата» Иваном Федотовым, который уже два месяца проходит службу на Новой Земле. Под подозрения попадал и нынешняя звезда «Миннесоты» и тоже бывший игрок «Салавата» Кирилл Капризов.