Вместо денег клуб получает от республики иск.
За девять туров в Первой лиге «Уфа» набрала 9 очков, выиграла всего два матча и занимает 13-е место в таблице. Смена главного тренера пока результата не приносит, состав сформировали по остаточному принципу. Речи о возвращении в РПЛ всерьёз никто не воспринимает.
Дело, конечно, не только в спортивных показателях команды, но и финансовых проблемах, которые тянутся уже более двух лет. Но сегодня они перешли на новый уровень: республика требует от клуба деньги, которые сама же обещала выплатить.
«Траншей мы не получаем, что всем известно»
Накануне Арбитражный суд Башкортостана одобрил иск «Регионального фонда» к «Уфе» с требованием взыскать долг в размере 105,6 млн рублей. Прежде чем погрузиться в тонкости дела, стоит сказать пару слов о самом «Региональном фонде» и особенностях финансирования футбола в республике. Фонд получает деньги от крупнейших компаний, базирующихся в республике, и затем направляет их на различные проекты – заводы, агропредприятия, автомобильные, строительные и авиакомпании. В прошлом он поддерживал три главных спортивных клуба республики– хоккейный «Салават Юлаев», волейбольный «Урал» и футбольную «Уфу». А ещё участвовал в реконструкции стадиона «Нефтяник», когда уфимский клуб готовился к дебюту в РПЛ в 2014-м.
Всё поменялось с пандемией коронавируса. У «Регионального фонда» появились другие, куда большее важные задачи. А долг поддержки большого спорта в регионе возложили на «Фонд социальных и целевых программ» (ФСЦП). Среди основных направлений детальности этого фонда, который тоже принадлежит правительству Башкортостана, – это финансирование деятельности в сфере образования, науки, искусства, здравоохранения, ремонта социально-значимых объектов, а также спорта. Средства в этот фонд поступают от крупных промышленных компаний, как, например, «Башнефть» и БСК.
С регулярностью выплат у ФСЦП были проблемы. И тогда клубам приходилось обращаться к «Региональному фонду», но уже за займами. «Салават» взял кредит на 890 млн и два года. За подобной помощью пришлось обратиться и «Уфе». Важная деталь: клуб взял кредит на 105,6 млн рублей с одобрения правительства РБ. Ожидалось, долг удастся покрыть в ближайшее время с приходом нового спонсора – его «Уфе» обещал лично глава Башкортостана Радий Хабиров. Под это обещание в попечительский совет «Уфы» вошёл действующий министр спорта РБ Руслан Хабибов. Однако обещания остались обещаниями: денег клуб не увидел.
«В том году, да и давно уже, у нас с финансовой поддержкой были проблемы. Поэтому совместно с руководством республики было принято решение взять кредит, чтобы покрыть долги. Мы взяли в сентябре деньги у «Регионального фонда» с условием, что отдадим их за год. Но так не получилось. Вот и всё. Траншей мы не получаем, что всем известно», – рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор клуба Шамиль Газизов.
Сколько всего задолжала «Уфа»?
Поначалу рассматривался вариант с залогом. Правительство Башкортостана, по нашей информации, рассматривало здание по улице Абрамовой в Уфе, которое находится в ведении «Башавтотранса». Его символически оценили в 110 млн рублей. После витиеватой бюрократической процедуры здание должно было отойти «Уфе», затем перейти на баланс «Регионального фонда» до тех пор, пока долг не будет выплачен. Однако здание так и не тронули, что повлияло на решение фонда обратиться в суд. Нельзя не отметить, что везде речь идёт о республиканских структурах, которые не смогли договориться между собой.
В общении с нами Газизов подчеркнул, что руководитель фонда Ильдар Магданов, подавая иск, действовал в рамках закона. «Он ничего не выдумывает. Проходит время, и он подаёт в суд. Идёт невозврат, мы готовы платить проценты, но сумму долга нам всё равно выплачивать. Любой руководитель на его месте поступил бы также. Когда мы недополучаем много-много денег, то понятно, что и нам проще перенести дело в суд», – говорит Газизов.
Как написал «Коммерсант», помимо 105,6 млн клуб должен и другие деньги. Общая сумма задолженностей, по информации издания, составляет 350 млн рублей. «Не хотел бы об этом говорить. Всем известно, что у нас пока неактивные времена. Мы не жалуемся, а двигаемся под вперёд. Мы ужимаемся по игрокам и ещё чему-то, но команда живёт, двигается, долгов по зарплате пока нет. Огромная школа на полторы тысячи детей, более 200 человек работает в клубе. Мы не дворовая команда», – подчеркнул генеральный директор.
«Республика Башкортостан с момента основания занимается созданием условий для деятельности футбольного клуба «Уфа», в том числе оказывает финансовую поддержку клубу. Стороны иска находятся в рабочем взаимодействии. Министерство спорта Республики Башкортостан оказывает необходимое содействие», – в бюрократичном тоне прокомментировали ситуацию в минспорта.
Нужна ли «Уфа» Башкортостану?
Интересно, как на ситуацию отреагировали в республиканских телеграм-каналах. 30-тысячный Mash Bash предположил, что 105,6 млн от «Регионального фонда» Газизов каким-то образом «присвоил» себе. Сообщения похожего тона появляются в других каналах. «Баш на баш» считает, что менеджер в переговорах с башкирскими чиновниками «просто ноль» и, конечно, именно из-за него клуб терпит одну беду за другой и теряет шансы на выживание.
Всё это лишний раз указывает, что «Уфа» не очень-то нужна руководству республики. Если в соседнем Татарстане «Рубин» после болезненного вылета сразу же получил гарантии от спонсоров, собрал состав в минимальные сроки, поставил перед собой максимальные задачи, то «Уфа» до последнего не знала, сыграет ли она в следующем сезоне. Состав клуб собрал по ходу сезона, как и выбрал главного тренера.
Иск, кстати, пришёл сразу после того, как «Уфа» подписала под нового наставника Дениса Попова ряд футболистов. Может быть, в высоких кабинетах республики рассчитывали, что футболисты направят деньги с продажи Гамида Агаларова на закрытие долга, а не на усиление команды?
В любом случае, теперь ясно, что серьёзно «Уфой» в высоких кабинетах Башкортостана никто заниматься не намерен. Скорее, наоборот: с вылетом команды в Первую лигу появился удобный повод если не избавиться от клуба, то сильно ослабить его. Нельзя и исключать версию, что таким образом башкортостанская элита посылает сигналы самому Газизову.
«Не только же мы берём кредиты, другой клуб тоже берёт (имеется ввиду «Салават Юлаев» – ред.). Почему только нас трогают? Я не знаю, почему подымается вся эта история, кто этим рулит и педалирует. В принципе, в этой ситуации мы живём уже огромное количество времени», – недоумевает сам Газизов.