«Зенит-Казань» готов ещё чуть-чуть подождать решения.
Олимпийский чемпион Александр Бутько уже полгода находится в ожидании вердикта по делу об использовании запрещенного вещества, которое обнаружено в его допинг-пробе 2014 года.
Несколько дней спустя после публикации «БО Спорт» это подтвердили агент игрока Дмитрий Резванов и генеральный секретарь Всероссийской федерации волейбола Александр Ярёменко. Оба сообщили, что речь не идёт о жёстком допинге, что оставляет 36-летнему волейболисту шансы на продолжение карьеры.
Похоже, произошла врачебная ошибка
Точное название запрещенного вещества по-прежнему не называется. По словам Яременко, «препарат достаточно простой» и, скорее всего, попал в организм из загрязненных биологически активных добавок.
«Нашли некий аналог мельдония, который содержится в лекарственном препарате, прописанном для поддержания сердечной мышцы после нагрузок на фоне ОРЗ. Информация не скрывалась. Она была внесена во все карточки – и внутренние, и те, которые подавались в РУСАДА. Он вошёл в список запрещенных с января 2014 года, а нашли его в апреле», – сказал Резванов в интервью агентству «Р-Спорт».
И агент, и представитель федерации отмечают, что Бутько принимал таблетки по назначению клубного врача. Профессиональные игроки сами несут ответственность за все препараты, которые принимают, но на деле редко изучают их химический состав, обычно полагаясь на компетентность докторов. Вероятно, в данном случае врач новосибирского «Локомотива» допустил ошибку, использовав препарат, который недавно был внесён в список запрещенных.
Что дальше? «Много вариантов наказаний может быть, мы пытаемся выйти на соглашение с международной федерацией волейбола (ФИВБ) и уменьшить срок до минимума. Спортсмен признаёт, что факт допинга был, но не по его вине. В тот момент наказание за этот препарат вроде было до трёх месяцев, в течение которых не было соревнований», – заявил Ярёменко в интервью ТАСС.
У олимпийского чемпиона Бутько нашли допинг. Его защищает тот же адвокат, что и Мусэрского
Нынешние проблемы волейболистов могут быть эхом работы Родченкова
Один из руководителей федерации уточнил, что положительными оказались допинг-пробы Бутько и Павла Мороза, которые были взяты в апреле 2014 года в Екатеринбурге во время «Финала шести» чемпионата России. Тогда их «Локомотив» впервые в истории завоевал медали, дойдя до финала с казанским «Зенитом» (0:3). Пока непонятно идёт речь о перепроверке проб или об анализе базы данных Московской антидопинговой лаборатории – Laboratory Information Management System (LIMS).
В LIMS фиксировались действия, совершенные с результатами проверки российских спортсменов на допинг за период с 2012 по 2015 год. В соответствии с распространённой в те годы практикой, Московская антидопинговая лаборатория во главе с Григорием Родченковым скрывала часть положительных проб российских спортсменов. Возможно, в их число попали Бутько и Мороз.
По крайней мере, именно так было с Дмитрием Мусэрским. В 2013 году его положительную допинг-пробу скрыли, а в 2021-м волейболист получил 9-месячную дисквалификацию по старому делу. Как ранее сообщал «БО Спорт», сейчас юридической защитой Бутько занимается тот же швейцарский адвокат, который ранее защищал Мусэрского.
«Ждём решения по нашему делу. Последние документы, которые просила ФИВБ, были переданы в середине августа, но ответа до сих пор нет. Есть идея заключить мировое соглашение. Спортсмены признали вину и не было никакого злого умысла, тем более препараты не влияют на спортивную составляющую. Надеемся, что срок дисквалификации не превысит 9 месяцев», – заявил Резванов.
Агент одновременно представляет интересы и Бутько, и Мороза. У диагонального в 2018 году уже была 18-месячная дисквалификация за кокаин и это обстоятельство может стать отягчающим при вынесении нового наказания. Хотя есть и другое мнение.
«Текущее нарушение не будет считаться повторным, потому что проба взята раньше. То есть не будут действовать правила повторной дисквалификации. Дело будет рассматриваться как одно нарушение, но с возможностью самой строгой санкции», – сказала в интервью «Матч ТВ» спортивный юрист Анна Анцелиович.
В Казани хотят Бутько, но не могут ждать вечно
Мороз в прошлом сезоне выступал в ОАЭ, а Бутько играл за кемеровский «Кузбасс». Ещё в мае мы сообщали об интересе к опытному связующему со стороны казанского «Зенита», который видел Бутько сменщиком для американца Майки Кристенсона. И видит до сих пор.
«Да, мы по-прежнему заинтересованы в Бутько. Находимся в режиме ожидания уже с мая. Тогда должны были вынести вердикт, но его до сих пор нет, – сказал в интервью «БО Спорт» главный тренер казанской команды Алексей Вербов. – Конечно, вечно ждать решения мы не можем – в октябре стартует чемпионат России. Вероятно, в ближайшие недели мы примем окончательное решение по второму связующему».
В июле на просмотр в «Зенит» приезжал Сергей Антипкин, пропустивший прошлый сезон из-за травмы колена. Однако 36-летний игрок оказался не готов к серьёзным нагрузкам. Предварительный этап Кубка России казанская команда провела с двумя молодыми связующими – 21-летними Олегом Терентьевым и Денисом Толоком. После победы над «Белогорьем» (3:0) Вербов отдельно выделил Толока, который сыграл «спокойно и уверенно для игрока, который с командой всего неделю». Возможно, напарником Кристенсона станет кто-то из этих молодых парней. Но не исключён вариант, что их используют в каком-нибудь обмене на более опытного игрока.
Бутько же оказался в подвешенном состоянии. Если он получит девять месяцев дисквалификации, то с учётом прошедшего времени отстранения от волейбола (оно засчитывается), он сможет вернуться на площадку уже в декабре. Тогда может пригодиться и «Зениту», и любому другому клубу. Если же дисквалификация окажется более длительной, то для Александра вообще может встать вопрос о досрочном завершении карьеры.
Так или иначе, на необъяснимо долгий процесс принятия решения со стороны ФИВБ сетуют все – и агент, и представители федерации, и Вербов.
«Мы предприняли всё возможное, сейчас ждем решения комиссии по антидопингу ФИВБ. Решение должно было быть давно, но пока молчат. Послали напоминание им на прошлой неделе с просьбой быстрее принять решение», – сказал Ярёменко.