Глава ФХР выступил с лекцией и снова рассказал о катках.
В Казани прошёл международный строительный чемпионат, который собрал несколько десятков тысяч человек из 23 стран мира. Также на чемпионате выступило более 100 спикеров, которые делились своим опытом в трудовой и научной деятельности.
Однако в выступлениях чемпионат не ограничился одними «технарями». Были приглашены и выдающиеся личности смежных профессий – одной из таких можно считать Владислава Третьяка – величайшего голкипера за всю историю хоккея.
Третьяк – легендарная личность для российского спорта. Суперсерии с Канадой, три олимпийских «золота» и многочисленные победы на чемпионатах мира – всё это прошёл, познал прочувствовал голкипер ЦСКА и сборной СССР. По ходу карьеры к Третьяку было колоссальное внимание на родине, не меньшее – в Канаде и США. Голкипера хотели видеть в НХЛ, но за океаном вратарь играл только в форме сборной Советского Союза.
С недавних пор Третьяк находится под двойными санкциями Запада. Но, несмотря на это, легенда отечественного хоккея регулярно проводит выезды, даёт наставнические советы и просто делится историями из жизни. В Казань Третьяк прилетел из Ульяновска, а после визита в столицу Татарстана поспешил на ещё один самолёт. Такова жизнь звезды советского спорта.
Ниже представлены 11 главных тезисов из выступления Третьяка.
«Казань по количеству спортивных объектов – первая в Европе»
1. Казань – первая в Европе. Мне кажется, каждый человек на планете что-то построил. Я не профессиональный строитель, но сам сделал курятник у себя на даче. Горжусь, что курочки там жили, правда, недолго.
Поэтому хочу сегодня поприветствовать всех строителей: без них невозможно жить на земле. Всё, что нас окружает, – всё построено вами. Недавно я был в Омске, и их новый хоккейный стадион – это просто сказка. Мы в своё время не мечтали на таких играть: он один из лучших в мире. Да и возьмите Казань: город по количеству спортивных сооружений на душу населения идёт на первом месте в Европе. И какого качества это всё построено. Поэтому от имени всей хоккейной семьи хотел бы поблагодарить всех строителей. Вы делаете очень много.
2. Провал в 2000-м – никогда такого не было и, надеюсь, не будет. Чтобы стать лучшим, нужно подобрать кадры. А именно тот коллектив, который сердцем проникнется этой целью. Помню 2000-й год: чемпионат мира в Санкт-Петербурге, мы построили прекрасный дворец, собрали лучших наших хоккеистов из НХЛ: приехали Буре, Жамнов – все играли за океаном. В первой игре мы победили французов, Владимир Владимирович Путин нас поздравил. А потом ребята, похоже, не поняли, зачем они приехали в Санкт-Петербург. Тренер не мог достучаться до игроков – не было команды. Также и вы: можете собрать лучших строителей, самых выдающихся деятелей своего направления, но если вы не будете работать, как мои пять пальцев (показывает на свою руку), то ничего не будет.
На том турнире мы проиграли слабым американцам – первый «звоночек», а затем Латвии. У них по поводу той победы был национальная праздник. В конце мы уступили Белоруссии. Мы заняли 11 место у себя дома. Такого позора хоккей не видел никогда и, надеюсь, никогда не увидит. А всё потому, что не смогли создать команду, не смогли нацелить команду, не изучали соперника, а всё по той причине, что шапкозакидательство приводит к поражению. То же самое в бизнесе: вы должны изучать, кто против вас, знать всё самое лучшее. Вы должны идти на шаг впереди конкурентов.
3. Неуважение к сопернику было и в сборной СССР. В 1980-м мы всех энхаэловских хоккеистов обыгрывали, тогда у нас была потрясающая команда: называлась «Красная машина», мы почти без поражений шли. Возглавлял её Виктор Тихонов. В 1980-м Игры проходили в США и за три дня до старта сборная хозяев подошла к нам и сказала, что хотела бы провести товарищеский матч. Мы их обыграли со счётом 12:3 при их же болельщиках. Когда мы смотрели на продвижение по турнирной сетке, мы болели за американцев, чтобы они шведов и чехов обыграли. А они потихоньку добрались до нас. А Тихонов так был уверен в той победе – он вратаря Владимира Мышкина поставил на тот матч, – а мы проиграли тогда – 3:4. Оценку сопернику вы должны давать только после того, как вы его обыграете. А мы любим ещё до Олимпийских игр говорить, что эти не конкуренты… Все журналисты писали, что будет лёгкой прогулкой. Да, американцам тогда помог Бог, но если бы мы сыграли с ними ещё 10 матчей, то, я вам гарантирую, то все 10 выиграли бы.
«Мы таких денег не получали, которые сегодня получают хоккеисты»
4. Мы играли не за деньги. Каждый человек должен знать, за что он работает. Вы думаете, мы только за честь страны играли? Конечно, за честь страны. Мы таких денег не получали, какие сегодня получают хоккеисты, и это я не говорю об НХЛ. Мы считались патриотами страны, деньги были не главным в карьере. За страну играли. Но всё равно у нас семьи были, каждый хотел стать мастером спорта, доиграть до первой сборной, попасть на чемпионат мира, Олимпийские игры. Это всё ступени, за которые нужно бороться.
5. О звёздной болезни у Третьяка. С кем сложнее бороться: с соперником или с собой? Бороться всегда сложно, когда достигнешь чего-то. Звёздная болезнь – она существует. Мне 17 лет, все обложки журналов в Советском Союзе, я получал письма – конечно, при таких обстоятельствах взлетишь. Но я дома редко бывал, а на сборах не забалуешь. Мне засветиться сложно было, но, конечно, приятно, что меня узнавали.
С самим собой, конечно, тяжело. Сегодня ты выигрываешь – завтра проиграешь. Ты должен себя настраивать, мотивация должна быть. У тебя же имя есть: ты должен уважать соперника, ты должен уважать себя, ты должен готовиться к каждому матчу.
6. О зависти. Ошибки я прощаю. Так сказал Бог. Правда, не всегда хочется их прощать, особенно тем людям, которые не очень хорошо к тебе относятся и завидуют тебе. Зависть – это самое плохое, что есть. Если ты завидуешь другому человеку, вот, у соседа корова умерла – это такая радость, а на самом деле, ты себя сжигаешь. Ты всё время думаешь об этой корове и об этом человеке, который хорошо живёт. Не надо завидовать друг другу.
«Некоторые бегут из России и не хотят за свою страну…»
7. Молодёжь в зоне СВО – герои. У нас много героев, передо мною здесь выступал великий путешественник Фёдор Конюхов. Я вообще преклоняюсь перед ним: это же надо одному столько проплыть. У нас хорошая молодёжь, но с ней нужно работать. Нужно с ней разговаривать, нужно, чтобы они историю знали. Я иногда спрашиваю: «Кто такой Ленин?» «Не знаю», – такой ответ. Чему тогда учат в школах? Смотришь телевизор, там модели всякие, они ничего не знают. Как же так, что в школах преподают? Это просто стыдоба.
Мы многое упустили, но мы многое можем и догнать. Мы должны быть вместе, и сегодня как никогда. Историю ССРР – в ней было много хорошего и плохого, – но это наша страна и не нужно её хаить. Нужно извлекать ошибки и, поработав над ними, идти дальше.
Ребята, которые сегодня на переднем фронте, они молодцы, они герои. А говорят, что молодёжи нет. Они показывают пример мужества, отваги. Я встречался с этими ребятами, они потом опять идут туда (на территорию СВО – авт.). А некоторые бегут и не хотят за свою страну… А потом приедут и как они будут смотреть в глаза тем людям, которые туда пошли? Не подумали?
8. Молодых надо воспитывать на победах. Мы всё время стесняемся. Слава Богу, фильмы появились патриотические: «Легенда №17», «Движение вверх», «Лёд». Мы стали молодёжи показывать патриотические фильмы и великие победы. Мы должны воспитывать свою молодёжь на победах – эти выигрыши же тяжело давались. У нас много кумиров с разных сфер деятельности, просто нужно о них больше говорить, больше о них рассказывать. А не как сейчас: включаешь телевизор, а там звёзды эстрады – я ни одну фамилию не знаю. Откуда столько звёзд? Такие звёзды, о которых никто ничего не знает. Знает только молодёжь два три-человека. Чтобы звездой быть, извини, нужно заслужить. И не один выиграть чемпионат мира, а выиграть три-четыре.
«В Канаде на предложение хоккеиста выйти замуж никто не отказывает»
9. Встреча с Пеле. Это был один из фестивалей в Квебеке. Меня отправили туда как посла, от Бразилии приехал Пеле. Однажды стоим мы вместе с ним в комнатке, я думаю: «Ого, Пеле». После мы выходим на улицу, а там человек тысяч 10 стоят. Его объявляют – так уж немного поаплодировали ему. Затем объявляют моё имя – все как там [начали аплодировать]. А Пеле, такой, думает: «А кто это?» Он сразу не понял, что это хоккей, что это Канада, а не Бразилия.
В той же поездке ко мне подошёл один из организаторов мероприятия. Говорит: «Завтра – День святого Валентина. Вас на завтра в 9:00 приглашают 300 женщин, они хотят с вами пообщаться». Я говорю: «Ого, 300 женщин, я с удовольствием». Сидим мы с ними, их интересуют, а кто я такой: есть ли у меня жена, дети, семья – знакомства мои интересовали. Рассказывал, что влюбился в жену с первого взгляда, через пять лет сделал предложение – она отказала. Встаёт одна и говорит: «У нас в стране хоккеистам никто не отказывает». У них же, если мальчик рождается в Канаде, то какая у него первая профессия? Правильно, хоккеист. А если девочка – жена хоккеиста.
10. О поцелуях Брежнева. Брежнев очень любил хоккей. Тогда по телевизору шли только три программы – это сейчас смотри, что хочешь – по одной из программ показывали хоккей. В 1981 году мы выиграли Кубок Канады. Заодно купили в стране кепку, шайбы – хотели их отдать министру спорта, а он их передаст генсеку Брежневу. Следом у нас шёл Приз «Известий», играем против финнов, и в первом перерыве к нам в раздевалку вбегает министр спорта и говорит, что капитану и мне нужно идти к Брежневу и Черненко вручать подарки. В итоге перерыв продлили до 35 минут: финны так и не догадались, почему так произошло.
Мы побежали к Брежневу. Я захожу, подошёл к нему, а он меня взасос поцеловал. Я до сих пор немой, хотя уже сколько лет прошло. Он любил целоваться взасос. После я говорю: «Спасибо, что хоккею уделяете внимание». В процессе разговора он заметил, мол, почему у вас на спине какие-то мелко написанные непонятные фамилии сзади. Не разберу. Министр подходит, отвечает за меня, что приехали команды из Европы, поэтому на английском языке. За ночь всем перешили фамилии, чтобы все их увидели.
11. Пражская весна. Помню, как мы готовились к Олимпийским играм 1976 года. У нас три недели до старта соревнований, вся подготовка проходила в Германии. После мы играли в Праге, а там на матче всё чешское правительство сидело. Но после 1968 года (В 1968 году СССР ввёл войска в Чехословакию – авт.) чехи с нами не здоровались, не ели с нами. Американцы и канадцы общались, чехи – нет. Это было очень неприятно, что хоккеисты вмешивались в политику.
И вот играем с чехами. В третьем периоде Александр Гусев попал клюшкой чеху прямо в голову. Их игрок падает – а чехи любили симулировать – а на банкете я его видел живым, здоровым. А тут его на носилках унесли, нас тут же забросали чем только можно: и программками, и стаканчиками, и газетами. Вся площадка было в этой дряни.