Видимо, сокращений не будет, но денег вряд ли станет намного больше.
Состав учредителей «Уфы» пополнился правительством Республики Башкортостан. На фоне новостей о возможных сокращениях клуб теряет частный статус. Уровень вовлечённости правительства в дела «Уфы» станет куда выше. Но это было неизбежно. Зато теперь клуб будет чуть меньше беспокоиться о долгах и сможет вновь немного помечтать о приходе спонсора.
«Ничего хорошего не происходит»
«Уфа» последние пару лет удивляет совсем не спортивными результатами и классными продажами футболистов. Сначала уход в московский «Спартак» и скорое возвращение Шамиля Газизова. Затем суд функционера с московским клубом и его владельцем Леонидом Федуном. А параллельно бесконечные разговоры о финансовых проблемах и поисках нового спонсора. И, как следствие, отсутствие возможностей для развития и напрашивающийся вылет из РПЛ. И теперь ситуация, кажется, дошла до крайней точки.
Ранее стало известно, что все сотрудники «Уфы» (около 250 человек) под роспись были уведомлены, что вскоре их могут сократить. Возможные увольнения назначены на 19 декабря. Всё в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В самом клубе утаивать данный факт не стали. «Это правовая процедура. На сегодняшний день долгов нет. Но мы все ресурсы истратили, ещё кое-что есть у нас, чтобы двигаться. Чтобы не создавать долгов, мы всех предупредили, как это и должно быть принято. Если ситуация выправится, то дальше будем двигаться. Но источника финансирования нет на ближайшее время, это надо понимать», – говорил Газизов.
Это уже на намёки, а явный посыл, что вскоре клуб может закрыться. И, конечно, не доиграет чемпионат. Под ударом и клубная школа, в которой занимается около тысячи детей. Иначе как прямой и последний призыв о помощи данный ход с сокращениями расценивать сложно. Конечно, нельзя не похвалить Газизова, что даже в такой ситуации задержек по зарплате в клубе нет. Но очевидно, что дальше двигаться «Уфа» уже не может, а из той самой финансовой подушки вынимают последние перья.
«Если честно, вся команда в шоке от этих новостей. Если бы мне сказали три года назад, когда я переходил в клуб, что всё так получится, что в Первой лиге команда не сможет финансироваться, то я бы вообще в это не поверил. Команда играла в еврокубках, были аншлаги на стадионах, обыгрывались большие команды. Ситуация, что республика не может содержать клуб Первой лиги, очень странная для меня. Команда встречалась с главой республики, нас заверяли, что всё будет хорошо. Но результат вы видите: ничего хорошего не происходит, в команде апатия. Воспринимать это тяжело. Такой большой клуб на глазах сыплется», – прямо сказал полузащитник «Уфы» Артём Голубев.
«Это историческое решение»
Последующая реакция долго ждать себя не заставила. Вскоре в министерстве спорта республики заявили, что «Уфе» будет оказана финансовая поддержка до конца года. А на следующий день правительство Башкортостана стало соучредителем клуба. Соответствующее распоряжение, опубликованное на сайте правовой информации, уже подписал глава РБ Радий Хабиров. Исходя из него, функции и полномочия «Уфы» от имени республики будет осуществлять министерство спорта в лице его главы Руслана Хабибова, который уже почти год входит и в попечительский совет клуба.
Что это значит? Отчасти это можно считать поворотным моментом в истории «Уфы». Ведь клуб перестаёт быть частным. Ранее его единственным учредителем значился брат генерального директора – Рамиль Газизов. К этому всё шло. Клуб всегда финансировался как на бюджетной основе, так и на внебюджетной, но через общественные фонды, принадлежащие правительству.
На фоне успехов прошлого десятилетия, дебюта в еврокубках и значимых продаж футболистов у руководства «Уфы» были амбиции перейти на полное частное финансирование. Ходили слухи о приходе Red Bull или даже Manchester City Group. Но после пандемии и уж тем более политических событий этого года представить такой исход невозможно. Никто из иностранных инвесторов точно не придёт. Да и российским это не нужно. Могут зайти лишь представители крупной промышленности, которые делают это по указке государства в качестве социальной нагрузки. И в текущих реалиях «Уфа» без помощи правительства просто не выживет. При этом очевидно, что, помогая клубу материально, правительство захочет большего влияния на клуб и контроля финансовых потоков.
Об этом, в общем, говорит и сам Хабибов: «Это историческое решение. До сегодняшнего дня в фактическое управление клуба государственные органы не входили. Несмотря на то, что всё время существования клуба финансирование осуществлялось благодаря Республике Башкортостан. Вся инфраструктура передана клубу республикой. Данное решение позволит рассмотреть вопрос о финансировании и других вопросов на повестке», – сказал министр спорта после распоряжения Хабирова. «Учредители «Уфы» и генеральный директор принимают решения самостоятельно и не всегда согласуют их с министерством спорта. Несмотря на это, мы неоднократно отмечали о своей заинтересованности в развитии футбола, в том числе профессионального».
«Мы резких заявлений по поводу расформирования клуба не делали. Просто предупредили, что можем сократить людей. Сейчас в состав учредителей вошла Республика Башкортостан. Мы работали над этим долго, это дело не одного дня. Решение было принято больше года назад, и вот сегодня вышел официальный документ», – прокомментировал ситуацию Газизов.
Смена учредителя поможет решить вопрос с судом
Но почему правительство стало соучредителем «Уфы» именно сейчас? Нельзя забывать о суде с «Региональным фондом», первое слушание по которому должно состояться через месяц. Клуб год назад взял у фонда в долг 105,6 млн рублей, обязуясь вернуть через год. Сделала это «Уфа» с подачи минспорта, рассчитывая на скорый приход спонсора. Этого так и не произошло, а вернуть деньги сейчас клуб не в состоянии. Ведь, помимо этого долга, есть и другие, а их общая сумма достигает около 350 млн. «Региональному фонду» ничего не оставалось, кроме как пытаться вернуть деньги через суд.
«Не только же мы берём кредиты, другой клуб тоже берёт. Почему только нас трогают? Я не знаю, почему поднимается вся эта история, кто этим рулит и педалирует», – говорил Газизов, имея в виду «Салават Юлаев». Хоккейный клуб действительно брал у того же фонда кредит, но на гораздо большую сумму – 890 млн рублей на два года. И «Салават» остаётся должен до сих пор, но на него в суд не подают. По информации нашего издания, «Салават», в случае чего, всегда сможет обратиться в правительство для продления сроков погашения, и ему пойдут на встречу. Так как хоккейный клуб полностью государственный, а его учредителем выступает министерство спорта. Также есть версия, что на «Уфу» месяц назад специально подали в суд, чтобы ускорить смену учредителей.
Напомним, что «Региональный фонд» тоже принадлежит государству. Он получает деньги от крупнейших компаний, базирующихся в республике, и затем направляет их на различные проекты – заводы, агропредприятия, автомобильные, строительные и авиакомпании. Ранее он финансировал и профессиональные спортивные клубы. Однако с начала пандемии у него появились другие задачи, а поддержку большого спорта в регионе возложили на «Фонд социальных и целевых программ». С регулярностью выплат у ФСЦП были проблемы, и тогда клубам приходилось обращаться к «Региональному фонду», но уже за займами.
Как Путин помогал «Уфе» со спонсором
Несмотря на заявления Хабибова, с инвестором для «Уфы» понятнее не становится. По информации «БИЗНЕС Online», в поиске спонсора поучаствовал даже Владимир Путин. Это произошло в начале августа 2021 года. Австрийская компания Lasselsberger построила в Абзелиловском районе цементный завод «Цемикс». Президент РФ прибыл в Башкортостан на открытие завода. Там, помимо прочего, Хабиров и переговорил с Путиным о поддержке футбола в республике. В итоге обязанности должны были возложить на «Газпром нефтехим Салават» – одну из крупнейших российских компаний по нефтепереработке и нефтехимии. Объём финансирования – 1 млрд рублей в год. Примерно с таким бюджетом «Уфа» всё время и выступала в РПЛ, но в последние сезоны он стремительно уменьшался.
Тогда Хабиров, которого всё лето, так или иначе, донимали вопросами о будущем «Уфы», выдохнул. А спустя пару недель на пресс-конференции заявил, что все необходимые вопросы финансирования он уже решил, и нужно лишь чуть подождать. «Есть некоторые процессы и вещи, которые связаны с финансированием крупных спортивных профессиональных команд. Они требуют очень вдумчивой работы и не распространения об этом в СМИ. Потому что иногда чихнёшь, а на следующий день СМИ напишут об этом, что я сказал какую-то другую фразу. Мы для себя внутренне приняли решение, что, конечно, мы футбол будем поддерживать. … Этот вопрос, учитывая довольно сложные обстоятельства развития экономики в целом в стране и в республике имели необходимость более внутренней и тщательной проработки с руководителями», – говорил глава РБ.
Примечательно, что Путин фигурировал не только в контексте «Уфы». В тот же месяц он поручил найти спонсора и для «Нижнего Новгорода». И уже через два месяца им стал нижегородский «Газпром трансгаз», а до тех пор клуб частично финансировался из бюджета области. А вот «Уфа» своего «Газпрома» так и не дождалась.
Поэтому, несмотря на заявления правительства о желании поддерживать профессиональный футбол, совершенно неясно, в каких это будет происходить объёмах. Если даже «Салавату» год назад сократили бюджет, и возможности его увеличить пока нет. Тем более, в текущей политической ситуации, когда Хабиров на фоне мобилизации распоряжается сокращать праздничные программы, запрещает приглашать дорогостоящих артистов и покупать новые материальные объекты к Новому году.
Сейчас «Уфе» первостепенно важно просто сохранить профессиональный статус и, самое главное, школу. О серьёзных амбициях и возвращении в РПЛ вряд ли идёт речь. Ведь пока результаты команды не утешают. После 14 туров первенства Первой лиги «Уфа» набрала 16 очков и находится на 13-м месте из 18. Состав был непонятен перед началом сезона. Многие игроки пришли уже по ходу чемпионата, как и главный тренер Денис Попов. Сейчас «Уфе» нужно хотя бы обрести стабильность в лиге.