Старт мундиаля – уже сегодня.
В Катаре стартует чемпионат мира по футболу-2022. По многим параметрам это будет уникальный мундиаль: впервые этот турнир проходит зимой, а не летом. Впервые арабская страна стала его хозяйкой. И впервые на государственном уровне на ЧМ запрещена продажа пива на стадионах. При этом это по-прежнему самый большой футбольный турнир, интерес к которому вряд ли снизится из-за другого времени года.
Футбольный тренер Ринат Билялетдинов в разговоре с «БИЗНЕС Online» поделился ожиданиями от турнира, рассказал о том, кого считает фаворитом и почему Катару не превзойти чемпионат мира в России, который прошёл в 2018 году.
«Я бы поставил на немцев»
– Ринат Саярович, за какой сборной вы будете следить особенно пристально?
– За сборной Германии. Мне импонирует прагматичный подход немцев. Сложно назвать их техничными, как тех же бразильцев, но они очень грамотно распоряжаются мячом. Не задалось в 2018 году (тогда немцы не вышли из группы – ред.), но такие провалы случались со всеми топ-сборными. Интересно понаблюдать за Аргентиной и Португалией, так как это будет последний чемпионат мира в карьере Месси и Роналду. Думаю, после первого тура каждый болельщик определится со своими пристрастиями.
– Кто из вышеперечисленных сборных будет фаворитом? Не просто покажет красивую игру, но и поборется за победу?
– Я бы поставил на немцев, но в их составе нет ярких личностей. Для достижения больших задач в команде должно быть как минимум два креативных игрока. Далеко могут пройти бразильцы, но им нужно сделать упор на игроков из европейских чемпионатов. Месси вряд ли сможет вытащить Аргентину, хотя у них неплохой подбор футболистов, хорошая средняя линия. Преимуществом Португалии будет вязкая оборона, а вот в атаке Роналду необходима помощь. Французы стабильны, но проблема в том, что в этой сборной нет харизматичных лидеров. Удивило, что они не взяли Погба. То же самое касается и англичан. Не верю в то, что они смогут далеко пройти.
– Вы упомянули проблемы сборной Англии. В чём её главный недостаток?
– Это сильная команда, на прошлом чемпионате мира она дошла до полуфинала. Однако её футболисты не играют значимой роли в клубах своего же чемпионата. Такие же проблемы у англичан были и во времена, когда в «Арсенале» зажигал Анри, а в «Челси» – Дрогба. Кейн – несомненный лидер, но он зависимый игрок в силу своей позиции. Такое часто случается с его соотечественниками. Например, Оуэн и Руни тоже были огромными талантами, но на международном уровне так ничего и не добились.
– Какие ещё команды провалят мундиаль?
– Я отталкиваюсь от возможностей игроков. Подходы тренеров могут меняться в зависимости от исполнителей. Даже если рулевой прошёл с футболистами отборочный цикл, основную часть сезона они проводят в клубах. Базовую подготовку закладывают другие люди. В сборной очень сложно выработать сыгранность, чтобы все были на одной волне. Не зная всех тонкостей поведения человека на поле и в раздевалке, очень сложно давать прогнозы. Многое зависит от удачи, но никогда не знаешь заранее, кому она улыбнётся. Мяч вроде летит в пустые ворота, а потом попадает в кочку и все твои старания насмарку. Как это предугадать?
– Будут ли российские болельщики смотреть чемпионат мира? Наша сборная не отобралась, но ведь она и раньше не часто туда попадала...
– Смотреть будут, потому что футбол – мировой вид спорта. Конечно, запал уже не тот. Даже если бы Россия проиграла в стыках, настроение было бы совершенно другим. Отток зрителей будет, некоторые принципиально не захотят смотреть чемпионат мира. Каждый человек решает сам. Я постараюсь следить за главными играми, но просиживать сутками у телевизора не буду. Конечно, хотелось бы видеть на турнире наших футболистов, но за выступлением лучших игроков планеты следить тоже интересно. Футбол – это прежде всего игра, именно так её и нужно воспринимать, даже если политика залезла сюда всеми конечностями.
– На что способна сборная Сербии? Уверен, многие российские болельщики будут за ней следить...
– Здорово, что вы это подметили. Именно за Сербию я буду болеть на этом мундиале, причём болеть буду эмоционально. С тех пор, как я стал тренером, стараюсь оставлять эмоции в стороне, но в этом случае удержаться сложно. Как и в детстве, буду рвать и метать, поддерживая эту сборную.
ЧМ зимой – серьёзная головная боль для клубов
– Мы привыкли, что чемпионат мира проходит летом, в атмосфере тепла. В этот раз он состоится в конце осени–начале зимы. Как воспринимать этот турнир, когда на улицах сугробы?
– Сугробы только у нас, для других стран время вполне приемлемое. Я бывал на Ближнем Востоке в декабре. Иногда могут моросить небольшие дожди, которые не мешают игре. Для футболистов такая погода комфортна, градус не прибивает. Недавно с Евгением Ловчевым вспоминали матч открытия чемпионата мира в Мексике-1970. 12 часов дня, тени нет, солнце палит. В Катаре – логистика удобная, без переездов. Это большой плюс. Правда, многие матчи пройдут при искусственном освещении, из-за короткого светового дня.
– Как перенос турнира скажется на кондициях футболистов? Раньше они приезжали после 50–60 матчей, а сейчас будут на пике формы...
– Безусловно, лучше участвовать в таких турнирах в середине сезона, чем в концовке. К этому готовились четыре года, знали, что будут переносы на осень. Даже если футболист держит в голове старый график чемпионатов мира и еврокубков, он всё равно думает о том, в каком состоянии подойдёт к декабрю. Думаю, что спортсмены морально готовы. Поскольку на них не давит груз тяжёлого сезона, большинство игроков приедет в оптимальной форме. В то же время в феврале начнётся весенняя стадия еврокубков, за полтора месяца восстановить форму будет очень сложно. Вот это серьёзная головная боль для клубов.
– На чемпионате мира в ЮАР блистали африканские сборные, на турнире в Бразилии – южноамериканцы, в России – европейцы. Ждать ли нам прорыва от арабских сборных?
– С Ближнего Востока приедет немного команд, поэтому конкурентам не составит труда их потеснить. Конечно, Марокко и Тунис могут побороться, также как и хозяева. Но как бы не закручивали интригу, этим сборным будет очень тяжело пройти турнир стабильно, не имея опыта и соответствующего подбора игроков. Можно допустить, что Катар удивит всех, как Корея на ЧМ-2002.
– Могут ли судьи помочь хозяевам? Скандалы с корейской сборной не утихают даже 20 лет спустя...
– Скандалы могут быть, но их часто раздувают из мелочей. Может быть, пару раз эпизоды будут трактовать в пользу хозяев, но не более того.
– Вы ощущаете негативную атмосферу вокруг Катара? Любая мелкая оплошность организаторов сразу превращается в большой скандал...
– Такие мысли есть. Что поделать, людям дали такое задание – искать негатив. Они приезжают на футбольный праздник, а вместо того, чтобы радоваться, ищут скандалы. Наверняка появятся новости о полиции нравов, которая арестовала девушку за оголённое плечо или что-то подобное. Многие вещи будут пытаться высосать из пальца. Иногда журналист – подневольный человек. Порой может что-то выдумать, а потом свалить на другого.
– Ждёте ли вы, что чемпионат мира в Катаре будет хуже, чем в России?
– Лучше, чем в России, сделать будет очень сложно. Никто не ожидал от нас такого взлёта. Многие хотели отобрать у нас мундиаль, очень много критиковали. То же самое было и перед зимней Олимпиадой в Сочи. А когда мы всё-таки отстояли своё право на проведение соревнований, шокированы были все. Повторить этот успех можно, но без пива будет невозможно (смеётся). С какого бы континента не приехал болельщик, фактор алкоголя сыграет свою роль. Я не был в Бразилии в 2014 году, но думаю, что у нас атмосфера была лучше. Возможно, сработал эффект новизны. Германии и Франции часто дают большие турниры, а в России подобное мероприятие прошло впервые. Следующий чемпионат мира пройдёт с участием 48 команд и это будет уже совсем не то. 32 участника – критическая отметка. Моим любимым турниром и по содержанию, и по освещению, был ЧМ-1982, в котором участвовали 24 команды. Катар имеет свою специфику, будет много необычного. Надеюсь, чемпионат получится интересным.