Зарина Шафигуллина участвовала в телешоу с Губерниевым.
21-летняя Зарина Шафигуллина – одна из самых перспективных шахматисток России, серебряный призёр чемпионата ПФО и первенства России. А с недавнего времени уроженка Набережных Челнов известна ещё и как участница телепроекта «Вызов» на ТНТ.
12 звёзд шоу-бизнеса и 12 звёзд мира науки, искусства и спорта объединяются в пары (звезда + интеллектуал) и проходят испытания в Карелии. Кроме Шафигуллиной, в шоу участвуют фигуристка Евгения Медведева, комментатор Дмитрий Губерниев, певица Катя Адушкина и другие звёзды.
В интервью «БИЗНЕС Online» Шафигуллина рассказала, как закрутила на съёмках роман с блогером, сдружилась с Медведевой и праздновала её день рождения на вечеринке, а также продолжает карьеру в шахматах без тренера и международных турниров.
«Я не хотела целоваться на камеру, но все закричали «Горько!»
– Зарина, как вам пришло предложение об участии в «Вызове»?
– Мне написал мой знакомый Максим Чигаев (российский шахматист, победитель Олимпиады среди юношей до 16 лет, бронзовый призёр первенства мира – ред.) и рассказал о новом шоу на ТНТ. Сначала участвовать предложили ему, но он не смог.
– И какой была ваша реакция?
– Сначала я подумала, что это будет какая-то викторина со сложными вопросами. На деле же всё оказалось интереснее. Когда мне выслали презентацию и объяснили детали, я решила попробовать. Со мной связалась девушка, которая набирала команду «умников», попросила скинуть мои регалии, провела собеседование. После этого я уехала на шахматный турнир и даже не вспоминала о шоу. Но затем меня поздравили с включением в состав участников. Я была безумно рада, ведь это ТНТ! Когда смотрела этот канал в детстве, не могла даже представить, что окажусь там.
– Всё что происходит в шоу – написанный сценарий?
– Я тоже переживала об этом, думала, что всё куплено и нам будут давать указания. Но ничего такого не было, честно. Разве только на одном испытании мы устали и нас попросили быть более динамичными и эмоциональными, сказали: «Вы же всё-таки на телеке!» Но никто не давал указаний наорать, поскандалить, подраться или ещё что-то вроде того.
– Вы до этого никогда не участвовали в телешоу и вдруг стали частью такого большого проекта. Волновались?
– Да, особенно в первые две недели. Я дважды попадала в «логово» – это место, где участники проходят испытание на вылет (Зарина не прошла испытание, но не вылетела в связи с болезнью одного из участников – ред.), а ещё пережила истории с Евгением Ершовым и Машей Рындык (популярный блогер и химик-исследователь, оба – участники шоу – ред.). Маша – моя подружка, с которой я жила в комнате. Мне доводилось слышать о ней разные вещи. Я не верила разговорам, но поняла, что ошиблась, когда в шоу показали, как она оскорбляет меня за спиной…
– А с Ершовым у вас завязался роман?
– Да. Мы не хотели всё это на камеру показывать, если честно. Когда мы оба рисковали вылететь с шоу, он предложил мне поцеловаться на камеру, чтобы мы ушли с проекта красиво. Поначалу я не хотела выводить наши отношения на камеру. Но потом всё произошло вмиг, все ребята начали кричать: «Горько!»
– А как у вас вообще развивались отношения?
– Ну как развивались? Вообще дальше будет видно, как будет развиваться. Не могу рассказать всю историю, потому что в эфире ещё не вышли все выпуски.
– Интересно узнать, как вы вообще познакомились. Вы скромная, милая девушка. А он, судя по шоу, скандальный, конфликтный…
– Помню, как в самом начале шоу говорила на камеру, что он меня бесит и что он высокомерный. Сейчас забавно вспоминать об этом! Мне иногда кажется, что он стал заложником образа. Когда мы стали чаще общаться, он раскрылся с другой стороны. Он сразу стал проявлять знаки внимания ко мне, в первый же день предложил встретиться. Я отказывалась. Он спрашивал почему, а я отвечала, что просто не хочу. А потом у нас появилась общая тусовка на вилле, там мы начали общаться.
– Вы сейчас с ним общаетесь?
– Я бы не хотела отвечать на это. Посмотрите следующие выпуски и все вопросы отпадут.
«Все известные люди в жизни совершенно простые»
– На проекте вы сблизились с фигуристкой Евгенией Медведевой. Какая она в жизни?
– Женя вообще проводила много времени с нашей командой «умников». У нас есть чат из 13 человек, и когда я предложила добавить туда Женю, ни у кого не возникло вопросов, все её радостно встретили. До этого я много слышала о ней от своего знакомого в мире шахмат. Он был знаком с ней. Так что мне было интересно узнать, какая она в общении. Оказалось, что она безумно классная! Я её всем сердцем обожаю!
– Продолжаете ли вы общаться с Медведевой после проекта?
– Да, нам удалось сохранить дружеские отношения. Если я в Москве и у неё есть свободное время, мы списываемся и можем, например, пойти в кафешку. Как-то один раз я приезжала к ней на тренировку к шоу «Ледниковый период». А недавно она пригласила меня на свой день рождения.
– В соцсетях множество фотографий с того вечера. Бросается в глаза, что все были в чёрном. Это такое условие?
– Да, был дресс-код, нужно было одеться в стиле Black Tie. Мне повезло: я купила себе платье сильно заранее. Увидела его в казанском магазине, и оно показалось мне шикарным. Оно идеально подошло к празднику Жени.
– Кроме вас, Медведева пригласила многих звёзд. Удалось ли с кем-то познакомиться?
– Действительно, были и тик-токеры, и блогеры, и певцы. Меня очень впечатлил Ваня Дмитриенко. У него есть песня «Венера–Юпитер», которую я слушала ещё год назад. И он спел эту песню вживую на дне рождения. Я кайфовала от этого. Также на день рождения приходил Егор Крид. С ним пересечься уже не удалось, он был на празднике не так долго. Зато получилось перекинуться парой фраз с Региной Тодоренко. Я её знала с «Орла и Решки». Мне очень нравилась эта программа в детстве. Я её видела до этого на «Ледниковом периоде». Как и на шоу «Вызов», меня удивило, что все эти известные люди в жизни совершенно простые. Они точно так же развлекаются, веселятся, танцуют, поют. С ними можно легко общаться.
– Также на проекте вы пересеклись с комментатором Дмитрием Губерниевым. Смотрели в детстве биатлон?
– Конечно, я была наслышана о Дмитрии Губерниеве, о его колких фразах и так далее. Я удивилась какой он высокий! Он, кстати, очень много занимается спортом, следит за собой. Он очень классный. Такой весёлый, позитивный, очень простой. Он приходил к нам на костры, стихотворения читал. Я, если честно, думала, что он будет каким-то более жёстким, что от него будут очень колкие фразы в наш адрес. Но в итоге он оказался душкой!
– Когда выключается камера, Губерниев другой?
– Нет, в жизни он такой же. У него такой же четкий и громкий голос, он так же шутит. Но, понятное дело, на камеру он старается быть более ярким и эмоциональным.
– Губерниев говорил на шоу, что у тебя феноменальная память и ты можешь с закрытыми глазами играть в три доски. Это правда?
– Да, это так. Нам даже во сне могут сниться позиции.
«Почему бы не попробовать себя в телевидении?»
– Что для вас было самым сложным в съёмочном процессе?
– Выдержать ритм. Мы приезжали на место съёмок в девять часов утра, а возвращались в два ночи. Записываешь «синхроны», ждёшь соревнования, взаимодействуешь со съёмочной группой. В первые два дня это меня энергетически «убивало». Потом я уже привыкла, стала лучше работать на камеру, делиться эмоциями. Нужно было отстаивать себя, чтобы тебя не сочли тихоней и не выкинули с проекта за это.
– Сильно у вас прибавилось подписчиков в соцсетях?
– Не скажу, что в огромных количествах. На какие-то странички прибавилось 300 человек, на какие-то – 120. Недавно выложила у себя в телеграм-канале фотку с Женей и она собрала в четыре раза больше лайков и просмотров по сравнению с другими постами. Какой-то супермедийности это не даёт. Для меня более важен сам опыт участия в таком телепроекте. Он пригодится, если я ещё когда-нибудь получу возможность участвовать в шоу.
– Есть желание двигаться в этой сфере?
– Почему бы нет? Я понимаю, что с шахматами есть небольшие проблемы. Ты должен быть хорошо обеспечен финансово, чтобы развиваться и расти как спортсмен. Возможности для этого не всегда есть. Так что, конечно, я думаю, как двигаться дальше.
– Много ли шахматных турниров вы пропустили из-за шоу?
– Да, у меня весь август был забит турнирами. Но я решила, что такая возможность выпадает в раз в жизни... Если бы у меня запланированы соревнования уровня чемпионата Европы или мира, понятное дело, я бы отказалась от съёмок.
– А не рассматриваете ли вы варианты на будущее, связанные с шахматами?
– Были мысли стать тренером. Сейчас я учусь в Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма. С дипломом я смогу получить тренерскую ставку, может быть, открыть центр развития для детей.
«У нас есть семейное предприятие здоровой еды»
– Как вы вообще пришли в шахматы?
– В детском саду. У меня очень любопытный нос. Когда я увидела, что другие детки куда-то ходят, я поняла, что я что-то упускаю. Начала у них спрашивать, куда они ходят, а они мне не отвечали. Я такая: «Что за дела»? После я рассказала об этом маме, она узнала и записала меня на шахматы. В первом классе у меня был выбор между шахматами и танцами, куда я тоже ходила. Я сконцентрировалась на шахматах, а через год уже выполнила первый разряд, заняв третье место на чемпионате России. Так и поехало.
– Как родители отнеслись к вашим первым успехам?
– Папа целиком и полностью посвятил себя моей карьере. Он в прошлом футболист, знает, что такое большой спорт, и, может быть, через меня закрывал какой-то свой гештальт. Он больше всех радуется, когда я побеждаю, и больше всех огорчается, когда я проигрываю.
– Сильно вам выговаривает папа после поражений?
– Раньше это бывало часто. Потом, когда я стала чуть старше, мы смогли вести более конструктивный диалог. Если честно, он где-то даже был слишком строгий, но он говорит, что это была такая мера воспитания. В обычной жизни, вне шахмат, это золотой человек, который везде поддержит, зацелует и заобнимает. Я его очень сильно люблю.
– А что говорила мама после матчей?
Мама меня всегда поддерживает, но поначалу ей хотелось, чтобы я ушла из шахмат. Я её понимаю: всё это было тяжело «тянуть» в финансовом плане. Меня не сразу заметили в Татарстане и не сразу стали помогать. На первых порах я тренировалась и соревновалась только за счёт родителей.
– Чем занимаются ваши родители?
– У нас семейное предприятие – фабрика здоровой еды «Ямми Ямми». Мы делаем продукцию из сухофруктов.
– Очень прикольное название.
– Вообще это название произошло, потому что я всегда вечером звонила папе и просила принести вкусняшку. Производство не так долго существует, где-то три-четыре года, но сейчас мы набираем обороты, выходим на новые рынки.
– Откуда вообще такая идея с экопитанием? У вас в семье следят за этим?
– Нет, папа просто всегда занимался орехами и тому подобным. И потом в какой-то момент решил поэкспериментировать и начал из орешков и сухофруктов делать всякие батончики и смеси. Получилось очень вкусно. Наша продукция совсем без сахара, но она всё равно сладкая.
– А вы сами следите за своим питанием?
– Я, если честно, не очень топлю за правильное питание, но нашу продукцию обожаю. Я люблю сладенькое и, когда я понимаю, что у меня уже переизбыток сахара, то начинаю брать наши батончики, которые похожие по вкусу на сникерс, но натуральные на 100 процентов.
«В шахматах замкнутый круг! Ты зарабатываешь на турнирах и тратишь все деньги снова на турниры»
– Школа вам совсем не помогала в финансовом плане?
– В Набережных Челнах мне никто ничего не оплачивал. Директор школы Виктор Иванович Гончаров вообще говорил, что я спортсменка третьего эшелона. А через год я заняла первое место на чемпионате города среди мужчин. Третий эшелон, а занимает первое место среди мужчин. Неплохо, да?
– А как удалось получить какое-то финансирование?
– Я заняла третье место на чемпионате Татарстана, попала в сборную республики и по этой линии стала получать поддержку. Президент федерации шахмат Татарстана Геннадий Николаевич Захаров – золотой человек. Несмотря на свой возраст, он сильно старается, любит каждого спортсмена, помогает нам, ищет спонсоров. Но даже федерация не всегда может прийти на помощь – слишком большие затраты в нашем виде.
Взять, к примеру, тренерский вопрос. Со мной и другими девочками работает казанский тренер. У меня нет к нему вопросов, но в силу того, что нас много, а он один, он просто не в состоянии уделить достаточно внимания каждому. К тому же, он не может позволить себе выезжать со мной соревнования. А чтобы привлечь другого специалиста, нужно согласиться с их расценками. Тренеры берут от двух до пяти тысяч рублей в час в зависимости от их уровня, востребованности… Сначала за тебя с трудом платят родители, а потом эти расходы нужно брать тебе самому – и при этом как-то оплачивать квартиру, тратить на жизнь, помогать семье.
У меня был один очень прекрасный тренер Николай Ефанов, который вёл меня до 17 лет. Так получилось, что наши судьбы разошлись – и после 17 лет я поменяла очень много тренеров и до сих пор не нашла своего.
– Даже без постоянного тренера вам удалось добиться немалых успехов. Какой самый важный титул в вашей карьере?
– Я бы перечислила несколько. Я стала вице чемпионкой России среди юниоров до 21 года. Заняла второе место на чемпионате России в высшей лиге и благодаря этому отобралась в суперфинал. На этом турнире борются 12 лучших шахматисток со всей России, и я туда попала в 17 лет как раз под началом Ефанова. С новым тренером я познакомилась уже после старта суперфинала. Он мне как-то посоветовал очень сомнительную схему, и я выразила своё сомнение. Тренер мне ответил, что я должна ему доверять, что он не может работать с тем человеком, который ему не доверяет. И в итоге мы с ним распрощались! Большую часть турнира я была одна, а это очень трудно, и заняла там последнее 12-е место…
– С шахматистами сотрудничают спонсоры?
– Сотрудничают, но уже на международном уровне.
– Вы принимали участие в международных соревнованиях?
– У меня очень грустная история произошла. После того, как я заняла второе место на чемпионате России до 21 года, я должна была отправиться на чемпионат мира до 21 года. Также я могла бы отобраться на другие международные турниры. Но в итоге я никуда не поехала, потому что был коронавирус, и пропустила все два года, когда я могла участвовать в международных юниорских стартах.
– А как вообще зарабатывают в шахматном спорте спортсмены вашего уровня?
– За счёт призовых с турниров. Они бывают хорошими. А если брать в целом, гранты и стипендии в шахматах крошечные. Это ведь неолимпийский вид спорта. Получается замкнутый круг! Ты зарабатываешь на турнирах и тратишь все деньги снова на турниры. Я плачу тренеру, выигрываю турнир, получают условные 100 тысяч и снова трачу их на тренера, перелёты, проживание. При этом далеко не факт, что на следующем турнире я стану первой и не уйду в минус! Тебе надо постоянно занимать призовые места, чтобы продлевать себе карьеру и обеспечивать себя в жизни. Это постоянный стресс!