«Есть ли у нас шанс стать чемпионом? Да, конечно!» Новая звезда УНИКСа – о ЦСКА, Обрадовиче и Абрамовиче

Мог перейти в клуб НБА, но не помнит, в какой.

УНИКС завершает год на мажорной ноте: команда занимает второе место в регулярном чемпионате Единой лиги ВТБ с 16 победами в 18 матчах. Прямо сейчас команда находится в небольшом отпуске на Рождество и почти сразу после Нового года соберётся вновь в Казани. Одним из немногих легионеров, кто будет встречать праздники в Казани, стал Ненад Димитриевич.

Для уроженца Северной Македонии и одного из самых перспективных разыгрывающих Европы столица РТ – особенный город: здесь прямо во время сезона у него родился сын. Как Ненад понадеялся в интервью «БИЗНЕС Online», Казань запомнится ему ещё и чемпионским титулом. Также мы обсудили с ним, в чём феномен югославского баскетбола, как в столице РТ к его семье вернулось рождественское настроение и почему он никогда не стремился в НБА.

Ненад Димитриевич / Фото (здесь и далее): unics.ru

«Я был рождён баскетболистом»

– Ненад, вы родились в Македонии, часто бывали в Сербии, много лет прожили в Испании. Сколько языков вы знаете?

– Пять. Македонский – мой родной язык. Также я знаю сербский, потому что мой папа родом из Сербии, там живут его родственники. Я часто бывал в Белграде в детстве. Каталонский и испанский я выучил в Бадалоне, где играл и учился. Ну и, само собой, я знаю английский.

– Как вы вообще попали в баскетбол?

– Благодаря отцу. Он был самым молодым тренером, кто тренировал команду высшего дивизиона в Македонии, возглавлял юниорские сборные. Потом он занялся своей школой – и сейчас она лучшая для молодых игроков в нашей стране. Я тренировался там каждый день, мне создавали все условия. Даже купили машину для автоматической подачи мячей после бросков. Отец сделал всё возможное для моего успеха. Моя мама тоже играла. Можно сказать, что я был рождён баскетболистом.

– Тяжело с отцом-тренером?

– Нет, мы всегда контролировали этот момент. На площадке мы были тренером и игроком, дома – отцом и сыном. Мы можем обсудить баскетбол и сейчас. Иногда он звонит мне и высказывает своё мнение о моей игре, иногда он знает, что мне лучше не звонить.

– Это после каких матчей?

– После неудачных.

– У вас такие были в этом году? Сезон-то в целом успешный.

– Да, у всех случаются неудачные матчи. Конечно, самое важное – это победа команды. Но иногда команда может выиграть, а лично ты сыграть плохо. Могу вспомнить матчи против «Локомотива» и ЦСКА. В них я не был слишком доволен собой.

– А что вы вообще ждали от себя перед переходом в УНИКС?

– Я хотел получить больше игрового времени, получить лидерскую роль. Прошлый сезон в «Валенсии» был тяжёлым для меня. Я много играл в начале сезона, но затем получил травму – первую серьёзную в карьере. А как восстановился от травмы, заболел коронавирусом. Спасибо Богу, что таких проблем нет у меня сейчас.

– Когда вы играли в «Валенсии», вам было 23 года. Российские игроки в этом возрасте считаются молодыми и перспективными. Они сидят на скамейке, ждут своего шанса. А вы хотели быть лидером?

– Конечно. Меня можно считать молодым, но не в баскетболе. К тому моменту я уже шесть лет играл на профессиональном уровне, теперь идёт седьмой. Я себя не считаю молодым игроком. Ещё до перехода в «Валенсию» я два года в «Ховентуте» был одним из основных игроков.

– Как вы, кстати, попали в академию «Ховентута»? Могли же пойти в другие испанские школы – «Реал», «Барселону»...

– «Ховентут» – одна из лучших академий в Испании. Чем она отличается от «Барселоны» и «Реала»? Тем, что после выпуска тебе дают шанс в основной команде. Я знал много ребят из «Реала» и «Барселоны», с кем пересекался на детских соревнованиях, которые не смогли проявить себя в большом баскетболе. Им исполнялось 18 лет, они не получали место в главной команде, так как там играли Юлль, Рубио, Наварро и другие звёзды, уходили во вторую лигу — и никогда оттуда не возвращались. А у «Ховентута» – другой подход. У них сейчас восемь своих воспитанников в составе.

– Вы выросли в Испании, но начинали карьеру в родной Македонии. Почему страны бывшей Югославии выпускают так много баскетболистов высокого уровня?

– Нам закладывают основы баскетбола в очень раннем возрасте. Например, я знал, как разыгрывать пик-н-ролл уже в восемь лет. А потом я поехал в Испанию в 14 лет и там ребята не знали эту комбинацию. Также в наших школах делают большой акцент на индивидуальное развитие игроков. Учат правильно читать игру, правильно бросать, правильно делать передачи и так далее. Большое внимание к деталям.

«ЦСКА набирает по 100 очков за матч. Что тут ещё сказать?»

– Почему летом вы выбрали Россию, перейдя в УНИКС? Обстановка в мире ведь не самая лучшая...

– Это было лучшим баскетбольным решением для меня. Я хотел остаться на том же уровне, где был, а УНИКС в моём понимании достоин сравнения с «Валенсией». Я хочу играть в Евролиге и могу добиться этого здесь. Я много наблюдал за УНИКСом в прошлом сезоне, они точно заслуживали играть в плей-офф. Мне понравилось, что целый ряд игроков сделали большой скачок в Казани в прошлом сезоне. Лоренцо Браун, Марио Хезонья и другие игроки перешли летом в главные клубы Европы.

Также я ждал шанса поработать с Велимиром Перасовичем – одним из лучших тренеров в Европе. Я играл против «Басконии», когда он был там тренером. Все его команды играют в агрессивный баскетбол.

Велимир Перасович

– Отсутствие еврокубков вас не беспокоило?

– Нет. Посмотрите на наш календарь. Мы же почти как в еврокубках, играем на каждый третий-четвёртый день. Нет такого, что мы проводим матч и затем отдыхаем целую неделю.

– Какой тренер Перасович в работе? Строгий?

– Да, но все тренеры из стран бывшей Югославии такие.

– Тренировки у него тяжёлые?

– На тренировках мы играем с такой же интенсивностью, что во время матчей. Но я бы не сказал, что у нас какие-то огромные нагрузки. Мы тренируется ровно так, как должны. И это приносит результат: у нас 16 побед в 18-ти матчах.

– Вы ярко заявили о себе в УНИКСе во время розыгрыша Суперкубка Единой лиги ВТБ, набрав 30 очков в матче против «Партизана». У вас особое отношение к этому сопернику?

– Я никогда не скрывал, что болел в детстве за «Партизан». Помню, как ходил на их матчи в Евролиге в 2009 и 2010 годах. К тому же, Желько Обрадович – это икона для всех балканских стран, в том числе Македонии.


– Для вас обычное дело набирать по 30 очков? В УНИКСе вы больше, как кажется, ориентированы на передачу...

– На самом деле я всю жизнь был скорером. Но надо адаптироваться под нужды команды. Если от тебя требуется создавать ситуации для остальных, ты должен делать это. Так что я пытаюсь больше играть на партнёров.

– И у вас это получается: почти каждый матч вы завершаете с дабл-дабл – 10 очков, 10 передач.

– Что могу сказать: у меня отличные одноклубники, на которых можно играть! На самом деле я стараюсь не концентрироваться на чём-то одном – только забивать или только отдавать передачи. Хочу быть разносторонним игроком, который может и то, и другое.

– На вашу игру повлияло отсутствие Дэрила Мэйкона, который пропустил старт сезона из-за травмы, и его возвращение? Вы выступаете почти на одной позиции...

– Да, повлияло. Конечно, ты никогда не желаешь одноклубнику травму, но когда Дэрил был вне состава, я нёс большую нагрузку в атаке. Сейчас я должен менять свою игру. Адаптироваться под такие ситуации – важная задача для любого игрока. Умение меняться – важная черта для Евролиги.

– Вы уже отметили, что на старте сезона УНИКС одержал 16 побед в 18 матчах. Два поражения были от ЦСКА. Чего не хватило?

– Зато мы дважды обыграли «Зенит» – действующего чемпиона лиги, который в прошлом сезоне тоже заслуживал топ-8 Евролиги. Да, были два поражения от ЦСКА. В первом матче у нас действительно не было шанса зацепиться за победу, а во втором мы сыграли гораздо лучше. Нам не хватило совсем немного. Мы заслуживали победу в том матче.

ЦСКА – это отличная команда. У них два игрока экстра-уровня – Швед и Милутинов. Это те исполнители, кто делает разницу, те, кто могут добыть команде победу, когда игра не задалась. И они окружены отличными исполнителями – Уэйр, Давидовац и другие. Такая смесь делает ЦСКА опасным соперником.

– То же самое нельзя сказать про УНИКС? Два игрока с опытом Евролиги – Джален Рейнольдс и Дэрил Мэйкон – окружены сильными игроками...

– Мы не так зависим от отдельных игроков и можем показывать более командный баскетбол.

– И всё-таки насколько грозный этот ЦСКА? Неужели он не слабее тех команд, что были у армейцев в прошлых сезонах?

– Они набирают по 100 очков каждый матч… Что тут ещё сказать? Да, их состав, может быть, не такой сильный, как в прошлом, но они всё равно выигрывают в каждом матче. Что касается наших шансов, как я уже сказал, мы могли зацепиться за победу во втором матче. Это длинный сезон – и мы ещё точно встретимся с ними.

– В этом сезоне у УНИКСа есть шанс стать чемпионом Единой лиги ВТБ?

– Да, конечно.

– Кто ваши главные конкуренты в этом?

– Здесь всё понятно: «Зенит» и ЦСКА.

– Тяжело вам и команде сохранять мотивацию в этом сезоне? В один день вы играете с «Зенитом», в другой – с «Минском», «Автодором» и другими, кто уступает УНИКСу в классе.

– Да, бывают такие матчи, когда ты просыпаешься с двойной энергией, понимая высокий уровень соперника. Но ты должен находить в себе силы и в других играх. Иначе какой в этом смысл? Я слишком уважаю игру, чтобы давать какие-то оценки нашим соперникам. Матчей на самом деле не так много, чтобы позволять себе отдыхать. Нужно показывать себя в каждой игре.

Ненад с супругой и сыном

«НБА? Всю жизнь мечтал играть в Евролиге»

– Казань для вас точно станет особенным городом: недавно у вас родился здесь сын. Как у него дела?

– Всё отлично. Первые два-три дня я вообще не мог спать, волновался. Надеюсь, что Казань станет для меня вдвойне особенной, когда мы выиграем здесь титул.

– Успели ли что-нибудь посмотреть в Казани?

– Пока жена была беременной, мы много ходили по городу. Мне было интересно посмотреть Казань: до перехода в УНИКС я играл здесь дважды, но видел только отели и арену. Не ожидал, что здесь так много хороших ресторанов, кофеен и других мест, куда можно сходить. Сейчас мы уже гуляем поменьше: заняты ребёнком.

– Холода вас не пугают?

– Нет, в Македонии почти такая же погода в это время года. В последние годы я встречал Рождество в Испании, ходил под солнцем в футболке. Сейчас же есть ёлка, снег. К нам приехала мама и сестра. Наконец-то есть рождественское настроение.

– Тяжело вашим родным добираться до России?

– Сейчас открылся прямой рейс между Белградом и Казанью, так что нет. А до Белграда из Скопье всего три часа на машине. Мне самому сюда добираться было тяжеловато перед началом сезона. Пришлось спать в стамбульском аэропорту.

– Чем вы занимаете себя кроме баскетбола?

Я люблю футбол, смотрел чемпионат мира. Поначалу поддерживал Сербию, потом мне приглянулся Марроко – за андердогами всегда интересно наблюдать. Как раз ждал финала Франция – Аргентина. В клубном футболе люблю английскую премьер-лигу, болею за «Челси».

– Что вы ждёте от «Челси» после продажи клуба Абрамовичем?

– Ничего хорошего. Новые владельцы из Америки поменяли моего любимого тренера – Тухеля. Мне очень нравился «Челси» под его руководством. Я был очень расстроен, когда его уволили. Не жду ничего хорошего от клуба.

– Вы сами играли в футбол?

– Да, каждый день, когда был маленьким. Мы собирались с друзьями, играли и в футбол, и в баскетбол. В детстве хватало энергии на всё. Это сейчас хочется спать уже после одной тренировки…

– Что вы смотрите из сериалов?

– Сейчас смотрю «Красавцы» – мы с супругой залпом посмотрели два сезона. Люблю комедии. Ещё мы смотрим «Дом дракона» – это спин-офф «Игры престолов».

– Что читаете?

– Честно, ничего. Наверно, единственная книга, которую я прочитал полностью, – это Библия. Перечитывал её три раза. 

– Какие цели вы ставите перед собой? Чего хотите добиться в ближайшем будущем?

– Попасть в Евролигу. Это всегда было моей целью. Когда я подписывал контракт с «Валенсией», она как раз играла в Евролиге, но не получилось. Многие игроки говорят, что их мечта – НБА. А у меня – Евролига. Я в детстве смотрел матчи, помню противостояния «Панатинаикоса» и «Маккаби». НБА мне смотреть неинтересно. Могу включить пару игр в плей-офф, посмотреть какие-то короткие видео в инстаграме. Евролига – совсем другой уровень, и это понимают все, кто хотя бы немного понимают игру.

– А попасть в НБА вы не хотите?

– Меня выбрали на драфте, предлагали подписать двусторонний контракт. Я отказал, так как договорился с «Валенсией».

– В какой клуб вы могли перейти?

– Не помню. Было два-три клуба.

– Вот это да! Вы могли играть в НБА и не помните клуб?

– Честно, не запомнил их. Я не хотел ехать в НБА и сидеть там на скамейке или играть в G-лиге. Нужно сначала проявить себя в Евролиге, а уже потом думать о НБА.

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Ненад ДИМИТРИЕВИЧ
Амплуа: разыгрывающий защитник
Дата рождения: 23 февраля 1998 года
Место рождения: Скопье (Македония)
Карьера: «Ховентут» (Испания) – 2016–2021; «Валенсия» (Испания) – 2021/22, УНИКС (Россия) – 2022 - н.в.
Регулярно вызывается в сборную Северной Македонии с юношеским возрастом, провёл три сезона в Кубке Европы (в том числе в 2020 году, когда «Ховентут» дважды обыгрывал УНИКС, а Димитриевич набрал 17 и 23 очка), находится на четвёртом месте в Единой лиге ВТБ по среднему показателю передач (6,7).

Артур Валеев