«Не думала менять гражданство, а дальше время покажет». Надежда российского тенниса с татаро-башкирскими корнями

Интервью с Камиллой Рахимовой.

Российская теннисистка Камилла Рахимова к 23 годам успела добиться немалых успехов: она выигрывала юниорский чемпионат Европы, вошла в топ-100 мирового рейтинга (сейчас занимает там 94-е место) и отобралась на два турнира Большого шлема – «Ролан Гаррос» и US Open. А уже в этом месяце она попробует отобраться на третий – Australian Open, который стартует 16 января.

В интервью «БИЗНЕС Online» Рахимова рассказала о татарских корнях, больших тратах в теннисе, желании выступать за Россию и отказе от американской стипендии.

Камилла Рахимова / фото: Rob Prange, Keystone Press Agency, globallookpress.com

«В туре ощущаю, что тёплые отношения с игроками из Украины не удалось сохранить»

– Камилла, теннис – один из немногих видов спорта, который почти не затронула изоляция. Даже сейчас вы продолжаете выступать на международных турнирах. На вас сказалась СВО?

– Да, мы стали выступать без флагов, нас лишили командных турниров. Хочется верить, что спорт вне политики. Я просто спортсменка, которая занимается теннисом, и я рада, что у нас есть такая возможность продолжать выступать на соревнованиях.

– Сталкивались на турнирах с каким-то презрением, что вы из России?

– Чтобы прямым текстом – нет. Но в туре ощущаю, что тёплые отношения с игроками из Украины не удалось сохранить.

– Не думали выступать под другим флагом? 

– Не думала менять гражданство, а дальше время покажет…

– Какие у вас планы на предстоящий сезон? 

– Начну с Australian Open. Уже в январе у меня будет первый матч. Дальше мы ещё планы не строили, но есть турниры в Европе, Катаре, Дубае, Мексике. Уже по ходу сезона будем решать куда ехать. Смотришь, в каком ты состоянии, куда проще купить билеты, какое будет покрытие и корт.

– Тяжело вам даются перелеты?

– За годы перелётов и поездок я уже привыкла к ним. В самолёте я сплю. К концу года, да, уже очень устаёшь от самолетов. Но я кайфую от этого ритма и стиля жизни. Я уже без этого не смогу.

Фото: личный архив Рахимовой

– Какие площадки и турниры вам больше всего нравятся? 

– Я больше всего люблю играть в Нью-Йорке на US Open и на российских турнирах, особенно в Питере. В феврале у нас там был турнир и мне было очень приятно находиться и играть дома. К сожалению, его убрали из календаря в следующем сезоне. но сделали хотя бы выставочный аналог. И на нём было очень здорово!

– Какой самый крутой титул вам удавалось завоевать?

– Самый крупный турнир, который я выигрывала, – чемпионат Европы до 16 лет. Мечтаю выиграть Олимпиаду. Знаю, что большинство выберут Большой шлем, но для меня важнее будет победа на Олимпиаде.  

– Вы достаточно юная, вам 21 год, а вы соревнуется против игроков гораздо старше вас…

– Во время матча я не думаю про эту разницу в возрасте. Возраст – не решающий критерий в нашей игре. Конечно, есть те, кто более хитрее или с большим опытом, но ты моложе – и ты знаешь, что у тебя всё впереди и есть время, чтобы тут подтянуть и в следующий раз играть поумнее. 

– Как вы можете сейчас оценить вашу карьеру, вы идёте вверх или ощущаете спад?

– У меня были разные периоды за карьеру, но, скорее, я набираю всегда чуть-чуть. Бывает, что я могу откатиться назад, но в целом пока что иду вверх. Всегда думаешь, что хотелось бы лучше, но пока что маленькими шажочками к цели.

Фото: IMAGO, Mathias Schulz, globallookpress.com

«Если тебя берут на полную стипендию в Штатах, то деньги в карман забрать не сможешь»

– Теннис – очень затратный вид спорта. Как на первых этапах вы справлялись с этим?

– Всё, что было на российском уровне, тянула моя мама. Мы экономили на всём, чтобы у меня была возможность куда-то ездить. С 16-ти лет, может, даже чуть позже, мне предложила контракт федерация тенниса России. На эти деньги я могла оплатить поездки на турниры, перелёты. Мама продолжала помогать мне.

– На данный момент у вас есть спонсоры? 

– Был контракт с федерацией тенниса России, он действовал до конца года. Сейчас у меня уже ничего нет. Но я уже могу себе позволить самой оплачивать поездки и тренера. Был момент, когда мне помогал знакомый. Сам он играл в теннис на детском уровне, а так он профессиональный автогонщик. Узнал, что в его городе есть теннисистка, вызывался помочь. Очень благодарна ему за это.

– В основном весь тренировочный процесс у вас проходит в Екатеринбурге? 

– У меня тренировочная база в Екатеринбурге. Каждый раз возвращаюсь сюда после турниров.

– Сколько человек у вас в команде?

– В основном мы ездим вдвоем с тренером Юлией Алексеевной Пильчиковой. Но дома у меня есть ещё два тренера по ОФП. Также у меня есть агент, она шведка. Мы с ней на связи, иногда видимся на турнирах за границей.

Фото: личный архив Рахимовой

– Как часто у вас менялись тренеры за вашу карьеру?

– Моим первым тренером была моя мама, что неудивительно. Вторым стала Юлия Пильчикова, и мы с ней вместе уже работаем лет где-то девять. Я стабильная в этом плане. Знаю, что другие игроки очень часто меняют тренеров, но я не из таких.

– А ваши родители с вами ездят на соревнования? 

– Иногда могу позвать маму поехать со мной в Питер, Москву или Дубаи. Она в Екатеринбурге работает тренером и не может надолго уезжать.

– Вы через маму попали в теннис?

– Да. Отец у меня тоже спортсмен. Он очень много чем занимался: плавание, триатлон и, по-моему, стрельба. У меня ещё есть старший брат, он мастер спорта по плаванию. Так что у меня всё было предопределено.

– До тенниса вы жили обычной жизнью подростка? Или вы сразу же готовились к профессиональной карьере?

– Я ходила в школу до 7–8 класса, тренировалась. До 18 лет играешь юниорские турниры, деньги там не зарабатываются, зато там лучше всего видно насколько ты перспективный. У меня неплохо получалось, я тогда в рейтинге в мире по юниорам занимала 22-е место и решила, что буду продолжать во взрослом теннисе. Я приняла такое решение, потому что начали поступать предложения. Мне предлагали поступление в университет в Штатах с хорошей стипендией, но мне не хотелось. 

– Почему приняли такое решение? Ведь могли обосноваться в США...

– В тот период мне было интересно себя попробовать в профессиональном спорте, во взрослом, и при этом самой зарабатывать. А там такие условия, что если тебя берут на полную стипендию, то ты деньги с турниров себе в карман забрать не сможешь. И я решила дать себе шанс проявить себя, посмотреть на что способна. Вообще я считаю, что у меня всё получилось и не о чём не жалею.

Фото: Rob Prange, Keystone Press Agency, globallookpress.com

«Элджей «зашёл» не так, как Мот и на HammAli & Navai»

– Есть ли у вас из тенниса близкие подруги? 

– Натела Дзаламидзе, она сейчас играет за Грузию. Дружила с Софьей Лансере, она травмирована и на паузе сейчас. 

– Сложно строить дружеские отношения с кем-то когда ты постоянно в разъездах?

– Это нелегко из-за того что у меня мало свободного времени. Когда я в туре, общаюсь с соотечественниками. У меня с многими близкие и теплые отношения. А дома все мои друзья либо вне тенниса, либо раньше играли, а сейчас чем-то другим занимаются. Но дружба есть дружба! Либо она есть, либо её нет. Мы можем видеться раз в три месяца или раз в полгода, но всё-равно быть на связи всё время.

– Перед Новым годом в теннисном календаре была пауза. Чем будете заниматься во время неё?

– У меня сезон закончился и с ноября перерыв. Без турниров будет практически два месяца. Готовилась к следующему сезону, а в конце декабря уже поехала в Австралию.

Фото: личный архив Рахимовой

– Часто у теннисистов бывают такие паузы большие?

– В целом нет. У нас грубо говоря сезон идёт с января по ноябрь, также летом есть двухнедельный перерыв, когда можешь отдохнуть съездить куда-то. А так всё плотно. Мы сами себе график выбираем, поэтому что-то мы можем пропускать. Но все будут играть, а ты будешь сидеть…. Не вариант.

– А чем обычно занимаетесь в перерывах ?

– Живу как все нормальные люди: отдыхаю, люблю куда-нибудь сходить покушать, встречаюсь с друзьями, уезжаю куда-то, чтобы разгрузиться, хожу на мероприятия, если есть, то на концерты могу сходить. Ходила на Мота и на HammAli & Navai, мне очень понравилось. На Элджее была, но меньше  «зашло”» А ещё на Jony! Это вообще – сказка. 

– У вас хватает времени уделять время на себя?

– График, конечно же, очень плотный, но на такие вещи время всегда находиться. Живу в гармонии и согласии самой собой. Это главное!

Фото: Rob Prange, Keystone Press Agency, globallookpress.com

«Во мне есть татарские корни, но есть и другие»

– За кем из теннисистов следите, есть кумир?

– Кумира у меня нет, но мне всегда нравились Серена Уильямс и Симона Халеп. В своё время я за ними следила. Серена сейчас уже закончила карьеру, поэтому сейчас слежу только за Халеп. А из мужчин – Федерер и Джокович. 

– Вы бываете в разных странах, есть ли та куда бы вы хотели переехать? 

– Бесспорно, я была во многих странах, но я думаю, ещё больше я не посетила. Есть фавориты, но для себя, я ещё пока что не решила в какой бы хотела жить. Поэтому я нахожусь в поиске той самой. 

Фото: личный архив Рахимовой

– Что вы делаете обычно, когда приезжаете в другую страну после тренировки? 

– На турнирах у нас особо нет свободного времени. После тренировок мы сразу едем в отель, потому что заканчиваем около 6– 7 часов вечера, а там уже только ужин и кровать. Но если всё-таки удаётся выделить время, я хожу на прогулки, смотрю города. Но и шоппинг обязательно!

– У вас очень яркие фото в социальных сетях. Это вы на мероприятиях связанных с теннисом ? 

– Да. Всякие ужины, вечеринки для игроков, открытие турниров. Наряды на такие мероприятия обычно выбираю сама, то, что близко по вкусу. 

– Вы по националистки татарка? 

– Да, во мне есть татарские корни, но есть и другие. Папа у меня из Уфы, а мама из Узбекистана. Есть некоторые вещи связанные с Татарстаном, например, мне часто покупает национальные сладости мама. В Казани я была много раз, очень люблю этот город.

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Камилла РАХИМОВА
Дата рождения: 28 августа 2001
Место рождения: Екатеринбург
Карьера: победительница чемпионата Европы до 16 лет, шести турниров серии ITF (второй по значимости теннисный тур), двух турниров WTA в парном разряде, второй раунд «Ролан Гаррос» (2020), третий раунд US Open (2021).
Высшая позиция в рейтинге: 90 (22 августа 2022 года).

Диана Урядова