«Хотел бы, чтобы Билялетдинов остался и на следующий год». Николишин – об «Ак Барсе» и дружбе с Радуловым

Считает, что российский тренерский цех обмельчал.

Андрей Николишин после завершения карьеры игрока успевает едва ли не всё: поработал главным тренером «Трактора» и «Амура», занял должность консультанта в «Куньлуне», обратил на себя внимание со стороны НХЛ и стал скаутом. В прошлом году Николишин присоединился к ютуб-проекту «Скользкий лёд», с которым ездит по России для съёмок новых выпусков. Недавно Николишин заглянул в Казань на «зелёное дерби». 

В интервью «БИЗНЕС Online» эксперт порадовался за возвращение Зинэтулы Билялетдинова в «Ак Барс», объяснил, почему «Авангард» поторопился с отставкой Дмитрия Рябыкина, рассказал о феномене «Сибири» и «Адмирала» и своей работе в ютубе. 

Фото: «Скользкий лёд», коллаж: Владимир Чирков, БИЗНЕС Onlnine

«Специалисты уровня Билялетдинова не могут так взять и уйти» 

– Андрей Васильевич, в начале декабря «Ак Барс» расстался со Знарком. Что у него не получилось?

– Чтобы дать чёткий анализ ситуации, нужно быть внутри коллектива и владеть всей информацией. Она поступает к нам через СМИ и через просмотр игр. Это не даёт нам полной картины. Да, у Знарка не получилось – это факт. Не были выполнены обещания, которые закладывались перед сезоном. 

– Но у Билялетдинова тот же состав, почти тот же тренерский штаб, но результаты противоположные...

– Неправда – это общие фразы. Билялетдинов здесь был с самого начала, он не руководил, а смотрел на всё сверху. У него была более ясная и чёткая картина, так как не было зависимости от результата. Когда Зинэтула Хайдярович спустился на тренерский мостик, багаж от Олега Валерьевича остался. Это никуда не девается. При этом происходят мелкие изменения, которые бывают удачными.

– Перед сезоном «Ак Барс» собрал звёздный состав…

– Это вы так считаете.

– То есть он не звёздный?

– Шипа – да, Радул – да, Войнов – да. А что поменяли во вратарской линии? В линии обороны, кроме прихода Войнова? Уехал Журавлёв – его вернули по ходу сезона. Не считаю, что этот состав звёздный. Вчера мы со «Скользким льдом» были на базе «Ак Барса», видели фотографии чемпионских команд, состава 2004/05. Вот там звёздные исполнители. 

– Вы в локаутный сезон приезжали играть в Россию, у вас были матчи против того «Ак Барса». С какими мыслями выходили?

– Для меня игра есть игра. А кто выходит против меня – нюансы. 

– Тот «Ак Барс» можно сравнивать с нынешним?

– Нет. Тот состав был действительно звёздным. Приехал эшелон игроков из НХЛ. Они выиграли большие трофеи в НХЛ и на международной арене. При этом в Казани традиционно один из сильнейших клубов в КХЛ. Посмотрите, какая здесь инфраструктура, какие амбиции, три победы в Кубке Гагарина. Здесь по определению не может быть плохой команды. Просто нужны точечные усиления. 

– Удивились, когда Билялетдинов после трёх лет отдыха возглавил «Ак Барс»? 

С Зинэтулой Хайдяровичем мы общались и встречались. Он не раз высказывал, что уже всё, устал в какой-то мере. Не знаю, что вы в Казани сделали, чтобы его вернуть. Поэтому было огромное удивление, когда он вернулся. У меня в душе всегда было, что специалисты его уровня не могут так просто взять и уйти. Он слишком значимая фигура для хоккея. Мне как человеку хоккейному не хотелось, чтобы он растворился, не отдав всего и всё. Так что я искренне порадовался, когда он вернулся. Всё-таки у нас сильный пробел в тренерском цехе.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

– В чём же проблема?

– У нас в стране слабая тренерская подготовка. В эпоху моего становления, то есть в 80-х – 90-х, и сейчас подготовка тренеров сильно разнится. Наш тренерский цех обмельчал. Мало больших личностей, нет харизматичных людей, нет интересных новаторов. 

– Проблема в образовательных учреждениях?

– Конечно. Всему нужно учиться, в том числе тренерскому искусству. Поэтому я ратовал, чтобы Билялетдинов вернулся: ему есть, что рассказать и что передать. 

– Что Билялетдинов изменил в игре команды?

– «Ак Барс» начал больше контролировать шайбу. Отсюда больше ответственности за действия на льду. И гол Радулова «Салавату» показывает, как изменилась игра защитников. В том эпизоде Юдин перехватил шайбу в своей зоне и команда убежала в нападение. Как он прочитал этот момент и выдвинулся вперёд. 


– Лично вы хотели бы, чтобы Билялетдинов остался на следующий сезон?

Мне хотелось бы

«Радулов – это двигатель и локомотив»

– Рады снова видеть Александра Радулова в КХЛ?

–  Конечно. Я всегда рад видеть Сашку. Мы давно знаем друг друга, давно общаемся. Каждая встреча для меня с ним в радость. Если мы просто говорим о людях, то Радулов – самая настоящая личность. С ним всегда приятно пообщаться, что-то обсудить, узнать и посмеяться.  

– Эмоциональность Радулова – в пользу для него и для команды?

– Конечно, в пользу. У него же позитивная энергия и такой же импульс. Радулов – это двигатель и локомотив.

– Не так давно у Билялетдинова на пресс-конференции спрашивали о тренерских начинаниях Радулова. Хоккеист постоянно подсказывает партнёрам, общается с ними. Видите ли вы тренерские зачатки у Радулова?

– Подсказывать как игрок и подсказывать как тренер – это противоположные вещи. Игрок может показать на своём примере, тренер – нет. Последнему нужно достучаться словами, правильно подобрать их. Также тренеру необходимо спросить с игрока ответственность за эти слова. Как раз в Казани с приходом Билялетдинова я это увидел.

– Видите ли вы отличия Радулова эпохи «Салавата» и ЦСКА от Радулова, который играет сейчас в «Ак Барсе»?

– Глобально Саша не изменился. Он только повзрослел, а также набрался опыта и мудрости. Существенных изменений не вижу.

– Его семь лет в НХЛ после отъезда из ЦСКА – удачный отрезок?

– Он здорово там играл. Жалко, конечно, что не удалось добиться Кубка Стэнли. В его этапе были взлёты и падения, но в целом период выдался хорошим. 

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

«Организация «зелёного дерби» заслуживает уважения»  

– Вы приехали в Казань для съёмок «зелёного дерби». Чем так зацепила эта тема?

– Оно не столько меня цепляет, сколько болельщиков да и в целом всех тех людей, которые любят хоккей и интересуются им. Всё-таки любое дерби подразумевает под собой особенную игру, особый накал и борьбу. Подогревается интерес со стороны фанатов, клубов и СМИ. 

– Какое дерби в России самое главное?

– Считаю, что нельзя выделить одно главное. Для тех команд, которые играют в дерби, оно и будет самым главным. Для болельщиков ситуация аналогичная. 

– Высока вероятность, что в первом раунде сыграют «Ак Барс» и «Салават Юлаев». Хотели бы «зелёное дерби» в первом раунде?

– Это гадание на кофейной гуще. Всё может измениться – впереди не менее 15 игр. Пока что говорить что-то рано.

– Как вам последнее «зелёное дерби»?

– И по счёту, и по атмосфере, и по накалу – всё очень круто. Правда, я не так много следил за игрой: был занят съёмками. Круто, что побывал в подтрибунке, на трибуне, увидел всё, что не попадает в трансляцию. Организация заслуживает уважения.

– Часто ли бываете на «зелёных дерби»?

– Не могу сказать, что часто. Чаще всего по работе, да и то, когда получается. Всё-таки у нас расписан график на много дней вперёд. 

– Чьё выступление – «Ак Барса» или «Салавата» – вам больше нравится на данный момент?

– У нас в России есть пословица «Цыплят по осени считают». В КХЛ это делают по весне, когда завершается плей-офф. Нужно отыграть сезон, а потом подводить итоги. Понятно, что регулярку с 68 играми ни одна команда не пройдёт ровно. У Казани были спады в начале сезона, Уфа смотрелась более ровно, но буксовала в середине. Всё по местам расставит плей-офф. 

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

«С отставкой Рябыкина в «Авангарде» недотерпели»

– Кого на данный момент можете причислить к фаворитам за борьбу в Кубке Гагарина?

– Восток более ровный в плане команд и игры. Есть определённая база из лидеров, которые считаются фаворитами. Шестые и седьмые места немного выпадают – это видно по таблице. На Западе более существенный разрыв. Впереди планеты всей – ЦСКА и СКА, вторую группу образуют московское «Динамо», «Торпедо» и «Локомотив». «Северсталь», «Витязь», минское «Динамо» и «Спартак» борются за попадание в плей-офф. Аутсайдеров – «Куньлунь» и «Сочи» – отбросим.   

– В чём феномен «Адмирала», команды с небольшим бюджетом, которая в 10 очках от первого места на Востоке?

– Здесь нет ничего удивительного. Леонид Тамбиев не впервой зарекомендовал себя на хоккейном рынке. Он системный и требовательный тренер. Со своей системой и со своим подходом к делу он зашёл в «Адмирал», с которым показывает неплохие результаты. Конечно, у команды звёзд с неба не хватает, но свои очки она собирает. То есть это тренерская команда. 

– Можно ли к понятию «тренерская команда» отнести «Сибирь», которая на первом месте на Востоке?

– Да, конечно. Считаю, что в клубе видна рука тренерского штаба. Она и лепит команду. Отметил бы в клубе ещё менеджеров, отвечающих за селекцию. В КХЛ важен показатель цена/качество тех игроков, которые в команде есть. С этим у «Сибири» нет никаких проблем.

– В этом сезоне были большие ожидания от «Трактора», который в прошлом розыгрыше Кубке Гагарина дошёл до финала конференции, но в этом балансирует на грани плей-офф.

– Ожидания ведь выстраиваются не на фоне прошлогодних результатов клуба. Нужно смотреть на летнюю селекцию, на работу клуба. Посмотрите, сколько игроков летом ушло и сколько пришло им на замену. У вас ушли пять ведущих игроков, а на их место никто не пришёл. Что же тогда стоит ожидать от клуба? При этом Анвар Гатиятулин может быть семи пядей во лбу, но, когда у тебя нет игроков-лидеров, которые были, то что тут говорить. Рано или поздно он всё равно выстроит игру команды, но на это нужно время. Поэтому ждать сиюминутных результатов не стоит. А если вдолгую, то Анвар – кропотливый тренер. Он может выстроить команду и привести её к нужным результатам. 

– Довольны ли вы преображением «Авангарда» после смены главного тренера по ходу сезона?

– Мне кажется, что в отношении с Рябыкиным руководством омичей недотерпело. У них же было 12 матчей подряд на выезде – это 1,5 месяца. Постоянно ездить по городам сложно, состав к тому же почти не изменился. Вратарская проблема как была, так и осталась. Да и в целом, вместо того, чтобы помочь молодому тренеру, который пришёл после Боба Хартли, в клубе пошли на увольнение. Рябыкину нужно было время, чтобы перестроиться от хоккея Хартли. Считаю, что результат бы пришёл. 

В «Авангарде» на место Рябыкина поставили Михаила Кравеца. Конечно, я рад за Мишку: его команда сейчас и очки набирает, и играет хорошо. Но дело не в тренере, а как руководство ко всему этому подошло. С Рябыкиным «Авангард» был бы на той же позиции, что сейчас с Кравецом. 

– Кравецу удалось выстроить у «Авангарда» лучшее большинство в лиге. В чём причина?

– Сильные исполнители. Большинство – такая вещь, которая сильно зависит от мастерства и таланта игроков. В «Авангарде» очень сильный подбор игроков, однако нет в клубе ярко выраженного атакующего защитника – всё большинство выстраивается за счёт нападения. В прошлом сезоне у них были Покка и Каски – игра строилась через них.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

– Но у «Ак Барса» тоже сильные исполнители, но забивают не так часто.

– Да, но они его перестроили. В начале сезона была критика в сторону команды за игру в большинстве, потом они исправились. Могу сказать, что исполнители высокого уровня в Казани есть, но нужно просто работать над этим. Думаю, что всё наладится. 

«Если продукт интересен журналисту, то будет интересно и его аудитории»

В этой части интервью к нашему разговору присоединился комментатор и один из ведущих «Скользкого льда» Денис Казанский. Они на пару с Николишиным рассказали о проекте, вспомнили, с чего всё начиналось и поведали о планах на будущее. 

– Андрей, вы работаете в проекте «Скользкий лёд», занимаете должность скаута «Вашингтона» и должность президента федерации хоккея Москвы. Как всё успеваете?  

– Так и приходится. Лучше быть востребованным, чем нет. Например, спросите у любого безработного, что бы он хотел. Востребованность – важная вещь в современном мире. 

Моя должность в федерации хоккея Москвы – это боль, которая сидит занозой давным давно. Хочется развития хоккея в нашей стране, всегда об этом говорю. С этой должностью у меня появляется возможность не говорить, а делать. На примере московского хоккея пытаемся что-то менять, добавлять зрелищности, конструктивности и прозрачности.

Скаутская работа – это моё любимое дело. Я смотрю за игрой хоккеистов, оцениваю их действия и даже принимаю решения относительно них. Здесь важен момент, что хоккей для меня – всё. Я вырос в этом виде спорта и стал профессиональным игроком. Поэтому хоккей – это моя жизнь. 

– Денис, как у вас появилась идея присоединиться к «Скользкому льду»?

Денис Казанский: – Тут всё дело и в моём интересе, и в Winline. Компания сначала зашла в футбол, с ней мы сделали «Коммент.Шоу», затем баскетбол – проект «Взял мяч». После этого появилась надежда, что Winline шагнёт в хоккей. Они подписали контракт с шестью клубами КХЛ, в числе которых был и «Ак Барс». Чтобы обозначить себя в хоккее и медийной сфере, у Winline и продакшн-компании Juice появилась идея сделать «Скользкий лёд». Я же амбассадор Winline, мне предложили параллельно заняться хоккеем. И я с радостью присоединился к креативной команде «Скользкого льда». Вместе мы стали искать наиболее оптимальные пути, как рассказывать о хоккее максимально интересно, популярно, модно.

Сразу же нужно было выбрать соведущих. Первая мысль, которая тогда пришла в голову, позвать Андрея Васильевича. Мы прекрасно знакомы, работали вместе на Олимпиаде в Сочи и с той поры дружны. Андрей Васильевич согласился, и мы вместе с нашей командой начали творить.

Фото: Оксана Король, БИЗНЕС Online

– Андрей, как состоялся ваш переход из хоккея в журналистскую и медийную сферы?

– Во-первых, я не журналист. Всему нужно учиться. Меня приглашали на телевидение как специалиста, там я работал в паре с комментатором. До знакомства с Денисом первым человеком, который привёл меня в эту сферу стал Сергей Крабу. Вошёл в новую для себя деятельность достаточно спокойно. Понятно, что какие-то мелкие помарки были, особенно после прихода в «Скользкий лёд». Раньше я комментировал, что происходило на льду, сейчас акцент сдвинулся на интервью. В этом плане много помогали ребята из «Роспрессы», нашей хоккейной команды. Говорили, что хорошо, что плохо. 

Д.К: – Важно упомянуть, что мы и года не просуществовали, но за такой короткий срок добились много – прорывы в телеграме, ютубе, хотя и сейчас мы с нашей командой в поисках путей развития. У нас много новых форматов, и мы ищем те, которые будут наиболее актуальны для нашей аудитории. Мы начинали, как большое шоу. Это первый выпуск с Андреем Разиным и Даниилом Марковым. Казалось, что это послужит нашим фундаментом. Естественно, что большое шоу снимать трудозатрано, оно остается нашим премиальным форматом. Однажды мы поехали в Красноярск снимать прощальный матч с Сёминым. Это сильно зашло как нам, так и подписчикам. Тогда поняли, что выезды – это наша фишка. За этот месяц у нас их будет шесть – по командам-партнерам Winline, это нам очень любопытно. А как в целом работает медиа про спорт: если это интересно журналисту, то будет интересно его аудитории

Сейчас мы думаем о новых проектах. Запустили «2 по 5», планируем стримы во время плей-офф кубка Гагарина и НХЛ, запустили свою премию «Скользкий лёд Awards». Это награждение лучших игроков и лучших тренеров по итогам месяца. Называется приз – золотой Василич. По итогам сезона обязательно проведем матч всех звезд КХЛ и НХЛ и раздадим нашу премию лучшим по итогам года.

– Какой формат вам нравится больше всего?

Д.К: – Как раз награждение лучших игроков и тренеров золотым Василичем. А так всё по кайфу. Мы же с Андреем Васильевичем всю страну объездили: он как игрок, я как комментатор. Но, когда ездишь в этом формате, то всё узнаешь по-новому. Сколько раз я был в Казани на хоккее, почти всегда одно и то же: пришёл в пресс-центр, взял заявку на матч, поднялся в комментаторскую, прокомментировал, ушёл. Вчера мы пробежали всю «Татнефть Арену»: сходили в студию «Ак Барс Шоу», крутили DJ-диски, говорили с болельщиками, сделали бросок на миллион. Это совсем не тот ракурс.

– Мы встречаемся с ребятами, многих из них знаем, но знаем поверхностно. Когда мы к ним едем, то узнаём их подноготную – это прям воодушевляет. Нравятся выезды в глубинки, в большие города. Каждый раз узнаём что-то новое об этих местах. Культурологию никто не отменял. 

– Какие задачи у «Скользкого льда» в 2023 году?

– Наша задача – объять как можно больше людей. Хотим, чтобы о нас заговорили, смотрели нас и вовлекались в хоккей. Главная наша задача – популяризация. 

Д.К: – С хорошей точки зрения – эгоизм. Мы хотим, чтобы наш проект был драйвером интереса к хоккею. Поговорили с Сашей Радуловым, узнали о нём много нового. Дело не в биографической информации, а каким человек может быть. Увидят всё это люди, и для нас это очень важно. 


ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Андрей НИКОЛИШИН
Дата рождения
: 25 марта 1973 года
Место рождения: Воркута
Карьера игрока: «Динамо» (Москва) – 1990 – 1994, 1998; «Хартфорд» (НХЛ) – 1994–1996; «Вашингтон» (НХЛ) – 1996–2002; «Чикаго» (НХЛ) – 2002/03; «Колорадо» (НХЛ) – 2003/04; ЦСКА (Москва) – 2004/05; «Лада» (Тольятти) – 2005/06; «Авангард» (Омск) – 2005/06; СКА (Санкт-Петербург) – 2006/07; «Трактор» (Челябинск) – 2007–2011; «Сокол» (Киев) – 2011/12.
Достижения: чемпион мира среди молодёжи (1992), чемпион мира (1993), бронзовый призёр Олимпийских игр (2002).
Карьера тренера: «Трактор» (Челябинск) – 2014/2015; «Амур» (Хабаровск) – 2015/16; «Динамо» (Москва) – 2018 (тренер); «Куньлунь» – 2020 /21 (консультант)

Тимур Хуснутдинов