Сыграет против «Ак Барса» в первом раунде плей-офф?
Поработал с великими Майком Кинэном и Зинэтулой Билялетдиновым, ощутил все «прелести» игры в приличном возрасте, а в первом раунде Кубка Гагарина 2023 может встретится с «Ак Барсом». Всё это о двукратном чемпионе страны и экс-защитнике казанской команды Рафаэле Батыршине. В последние пару лет игрок немного выпал с радаров хоккейного мира, однако в этом сезоне бьётся с «Амуром» за место в плей-офф. На этой неделе команда дважды сыграет с «Ак Барсом» и от этих матчей напрямую зависит, останется ли «Амур» на восьмом месте или уступит его «Трактору» и «Нефтехимику» (одно и два очка отставания соответственно).
В интервью нашему изданию Батыршин вспомнил об успехе «Ак Барса» 2018 года, рассказал, как общался с Билялетдиновым по поводу ремонта дома, и порассуждал о шансах «Амура» пробиться в розыгрыш Кубка Гагарина.
«Для меня борьба за плей-офф – дополнительный азарт»
– Рафаэль, до конца регулярного чемпионата осталось меньше 10 матчей. Вы с «Амуром» то находитесь в зоне плей-офф, то близки к тому, чтобы выпасть из неё. Каково это?
– Есть напряжённость, есть чувство борьбы. Ребята следят за результатами соперников и за нашими перемещениями в турнирной таблице. Но у нас сейчас одна цель на уме – попасть в плей-офф. Последние матчей 10 все играем так, будто сегодня решается, кто станет последним участником от Востока.
– Давление чувствуется?
– Лично я никакого давления не ощущаю. Наоборот, для меня это дополнительный азарт.
– Находились ли вы в своей карьере в подобных ситуациях?
– Да, это уже не в первый раз. Когда играл за «Атлант», всё решалось в последней игре. Нам нужно было побеждать, это же необходимо было сделать минскому «Динамо». Тогда мы начали матч чуть раньше и победили новокузнецкий «Металлург» со счётом 5:0. После мы со всем стадионом на медиакубе следили за матчем «Динамо» против «Салавата». Последние минуты матча, Уфа осталась втроём против пятерых игроков соперника. Помню, что хоккеисты «Салавата» ловили на себя шайбы – мы все болели, чтобы ребята выстояли. Они и выиграли тот матч, а мы с командой оплатили ужин хоккеистам Уфы.
– Как часто смотрите в таблицу?
– Лично я делаю это редко, но кто-то из одноклубников регулярно туда заглядывает. Разговариваем с ними вне льда – так и узнаю. Но сейчас, хочешь – не хочешь, ты уделяешь этому внимание. Точнее, от нашего расположения в таблице зависит наше продолжение сезона.
– Пока о плей-офф говорить рано, но на Востоке никто не хочет попадать на «Амур» и «Адмирал». Каково ощущать себя в таком статусе?
– Помню, как я играл в «Ак Барсе» и у нас был первый раунд Кубка Гагарина против «Амура». Очень непросто летать туда-сюда, как и в целом играть в Хабаровске. Помню, там были бешеные болельщики – сейчас они всё так же поддерживают команду. Нам с «Ак Барсом» было нелегко. Поэтому команды Востока не хотят лететь на Дальний Восток.
«Понимаем, что у нас нет мастерства, как у топовых команд»
– Перед сезоном вашу команду не расценивали как потенциального участника плей-офф. Вам же удаётся сделать обратное. В чём же феномен «Амура» в этом сезоне?
– Думаю, что это качественная селекция состава как перед сезоном, так и в ходе него. Взяли перспективных ребят, приехали опытные игроки, например, Яков Рылов. Это нас только сплотило, и мы набрались сил. Так что могу похвалить наш менеджмент.
– Вы чаще в составе выходите как седьмой защитник. Что от вас в первую очередь ждёт главный тренер команды Вадим Епанчинцев?
– В первую очередь он хочет видеть от меня надёжную игру в обороне. Также важно задавать настрой команде перед игрой и во время неё. Чтобы не создавалась паника на скамейке, чтобы все ребята работали. Атмосфера – важный компонент в нашей команде.
– Что в целом от команды он хочет видеть?
– У нас нет каких-то ограничений в плане игры. Да, мы стараемся действовать попроще: в своей зоне пытаемся вывести шайбу, в атаке где-то пытаемся брать игру на себя. При этом мы сами понимаем, что у нас нет того мастерства, как у топовых команд.
– Вы один из самых опытных игроков «Амура». Чувствуете себя вожаком?
– Хочется это ощущать не в себе, а от партнёров. Если команда считает меня таким человеком, то это здорово. Притом у нас есть другие опытные игроки: тот же самый Яков Рылов. Надеюсь, что команда воспринимает нас как лидеров.
– Чувство лидерства приходит с возрастом?
– Думаю, что да. По ходу карьеры ты следишь за опытными ребятами, следишь за их игрой и поведением, что-то перенимаешь для себя. Сейчас пытаюсь передать свой опыт более молодому поколению. Надеюсь, что это как-то чувствуется.
«Раньше молодому, чтобы пробиться в состав, нужно было «съедать» старших»
– Вы играете в лучших лигах страны более 15 лет. Как изменилась КХЛ (суперлига) с того момента, как вы пришли в неё?
– Как и весь хоккей в целом, лига стала более молодой. На льду ощущается, что стало больше скорости и атлетизма. Всё ускоряется, мало времени для творчества. Конечно, в большинстве можно пофинтить, но в игре пять на пять – нет. Хотя, думаю, что хоккей из командного чуть переходит в индивидуальный.
– Лига ускоряется, но вы не молодеете. Как совладать со скоростями?
– Приходится больше следить за собой, больше тренироваться. Естественно, это занятия как на льду, так и в зале. За счёт молодости можно было чем-то пренебречь, но в 36 этого делать нельзя.
В целом сейчас становится всё меньше опытных игроков. Когда я начинал, то было много ребят за 35. Это был самый настоящий костяк команды. Чтобы молодому пробиться в состав, нужно было быть намного сильнее опытных партнёров и просто «съедать» их. А сейчас с нашим лимитом проще выходить молодым игрокам. Но и им непросто: среди молодежи сейчас большая конкуренция.
– Ощущается ли возраст сейчас?
– Скорость уже не та, нет того молодого задора – это естественно. Но всё равно ты пытаешься выдавать тот уровень, который у тебя должен быть. Смотришь за молодыми, тянешься за ними. Пытаюсь двигаться в правильном направлении и не опускать планку.
– А в чём-то добавили в последние пару лет?
– Наверное, нет. Сейчас просто хочется держать тот уровень, который ты имеешь, и не скатываться ниже. В моём возрасте тяжело в чем-то добавить и привнести в игру что-то новое.
– В прошлом сезоне вы не играли в КХЛ, а выступали в «Рязани» – команде ВХЛ. Есть ли тому причины?
– Конечно, всё те же тенденции лиги пойти на омоложение. Если ты возрастной игрок не уровня Шипачёва, то на тебя и смотрят в последнюю очередь. Но это моё мнение. Думаю, что лучше спросить это у генменеджеров наших клубов. Но я рад, что вернулся в КХЛ. Спасибо за это «Амуру», который предоставил мне эту возможность. Думаю, что я ею воспользовался. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с клубом.
– Перед тем, как вы перешли в «Рязань», были ли у вас предложения от клубов КХЛ?
– Разговоры были, но, как видите, до конкретных предложений дело так и не дошло.
– Долго ли решались на то, чтобы опустить свою планку и перейти в клуб ВХЛ?
– Та ситуация оказалась довольно простой. Я находился в статусе свободного агента, мне позвонил тогда ещё главный тренер команды Денис Баев. Он мне предложил помочь клубу, а вместе с этим помочь и самому себе: тренировки с командой, игры на льду – мне это только в плюс. Неделю я думал и согласился. В тот же день, когда я подписал контракт, главного тренера уволили – а он ведь лично звал меня в команду. Однако руководство дало понять, что, несмотря на это, заинтересовано во мне. Я попал в команду, помог ей выбраться из тяжёлой ситуации и просто поделился своим опытом. У нас была договоренность, что я буду в клубе недолго: виной тому пауза в КХЛ, во время которой я мог бы подписать контракт с одним из клубов лиги. И вот моё время в «Рязани» подошло к концу, контракт ни с одним клубом КХЛ я тогда не подписал. Так и настала пауза в карьере: в ВХЛ я себя не видел. Тогда посчитал, что лучше быть с семьёй, уделять больше времени родным и близким.
– Чем занимались во время паузы?
– Делал то, что не мог всю свою профессиональную карьеру: находился вместе с семьёй, занимался воспитанием детей, пытался найти себя, то есть перестроиться на новую роль в жизни. Тогда были мысли, что вряд ли подпишу контракт с клубом КХЛ. Но всё же в «Амур» я перешёл.
– Как состоялся ваш переход в «Амур»?
– Думаю, что в клубе посчитали, что в состав нужно пригласить опытного игрока. Мне позвонили, спросили в какой я форме и дали условия по контракту. У меня было что-то вроде просмотрового периода и после него мне дали понять, что подпишут со мной контракт.
– Рассматривали другие варианты?
– Других вариантов не было.
«Один из рекордных перелётов – 11 часов»
– Чем Хабаровск отличается от других городов России?
– Наличием большого количества автомобилей с правым рулём. На них тяжеловато ездить в европейской и центральной части страны, но здесь вполне обыденно. Также в Хабаровске большой поток автомобилей из Японии и Кореи – стран, которые от города не так далеко.
Если в целом, то Хабаровск – вполне обычный город России без каких-то больших отличий. Всё компактно, притом здесь всё есть, что, конечно же, радует.
– Тяжело ли вам даётся смена часовых поясов?
– Естественно, это всё накладывается, но мы стараемся это нивелировать. Есть опыт прошлогодних перелётов из одной части страны в другую. Помогают в этом плане доктора, которые ищут что-то новое, как с этим бороться. Сами пытаемся что-то предпринять.
– А что, например?
– Живём по среднероссийскому времени, то есть по Новосибирску или Красноярску.
– В Казани тоже по среднероссийскому времени?
– Нет, здесь уже так не получится. Мы приехали на неделю в европейскую часть страны, живём по московскому времени.
– Стали ли ощущать, что больше времени проводите в самолёте?
– Да, конечно. Мы летели с Хабаровска до Ярославля 11 часов с дозаправкой в одном из городов. Изначально непривычно было, сейчас уже всё в порядке.
– Чем занимаетесь во время перелётов?
– Первые пару часов – просмотр сериалов. Затем могу немного поспать и сажусь за книги. Предпочитаю психологию.
– Назовёте самый длительный перелёт в этом сезоне?
– Помню, из Минска в Хабаровск долго летели. Да всё тот же перелёт из Хабаровска в Ярославль занял 11 часов – один из рекордных. Таких «путешествий» из одного города в другой очень много. По прилёте в Хабаровск иногда бывает каша в голове: ты просыпаешься, а город уже засыпает. Полдня у тебя в ночи.
«Никаких сомнений, что Кубок станет нашим, у меня не было»
– Вы прилетали в Казань на матч с «Ак Барсом», в этом сезоне проведёте против него две встречи в Хабаровске. Какое место в вашей карьере занимает казанский клуб?
– Первое. Если не считать «Крылья Советов», то в Казани я провёл наибольшее количество сезонов в карьере. В «Ак Барсе» были мои топовые сезоны, здесь я выиграл Кубок Гагарина. Безусловно, очень значимое место для меня.
– С кем из действующих игроков «Ак Барса» остались дружеские связи?
– Тут едва ли не полсостава: Лямкин, Юдин, Лукоянов, Глухов, Билялов, Галиев… В последний мой сезон только начинал играть Воронков. Вася Токранов вернулся в клуб, с Динаром Хафизуллиным играли вместе только не в «Ак Барсе», а в «Витязе». Рад за этих ребят. Данис Зарипов сейчас не попадает в заявки на игру, но хотелось бы с ним сразиться. Рад, что Зинэтула Хайдярович вернулся – это глыба нашего хоккея. Всегда в Казани приятно выступать: прекрасный город, хорошая арена и дружелюбная публика.
– В «Ак Барсе» вы застали молодого Воронкова. Сейчас он вырос в нападающего, которого за желание залезть под кожу называют самым неприятным игроком лиги. Как действовать против таких хоккеистов?
– Также действовать, как и он. У меня такой же стиль: играть жёстко, не давать спуску. Но Дима молодец, старается. У него есть свои козыри, которые он использует. Благодаря им и нужно прогрессировать.
– Ваше самое знаковое событие в казанском этапе карьеры – Кубок Гагарина 2018 года. Что ту команду делало особенным?
– В первую очередь это коллектив. Он у нас был очень дружным: опытные помогали молодым, легионеры здорово смотрелись. Естественно, большая роль на капитане Сане Свитове, который держал всё в своих руках. Конечно же, сильный тренерский штаб. Когда мы подошли к плей-офф, то никаких сомнений, что Кубок станет нашим, у меня не было. В матчах навылет мы выглядели очень сильно и почти не делали осечек.
– Если смотреть на исходы, то у вас победы в серии с «Амуром» (4–1), «Металлургом» (4–1), «Трактором» (4–0) и ЦСКА (4–1). Более одного матча вы сопернику не отдавали. За счёт чего удавалось так доминировать?
– У нас был единый организм, мы понимали друг друга с закрытыми глазами. Если кто-то выпадал из-за травмы, то его тут же без потери заменяли. Мы понимали систему игры Билялетдинова, все работали по ней.
– Как отпраздновали ту победу?
– Тут всё, как подобает: хорошо, весело и громко. Когда празднуешь, то понимаешь, это может быть в последний раз. Эти празднования – результат твоей упорной работы на протяжении большей части жизни. Кто-то ведь по 20–25 лет играет на самом высоком уровне, но ничего не может добиться. Поэтому нужно пользоваться шансом и отмечать с размахом.
– Можете вспомнить ваши эмоции после победы в пятом матче финала против ЦСКА?
– Ты ощущаешь себя на вершине российского хоккейного Олимпа. Всё внимание только к твоей команде. Все звонят, поздравляют, мы делимся своей радостью. Это был большой эмоциональный подъём.
– Видите ли, чем ваше чемпионство с «Металлургом» отличается от чемпионства с «Ак Барсом»?
– В плане хоккея – ничем: было тяжело, хотя при этом также интересно. Мы проделывали большой путь. Но первое чемпионство всегда будет первым, это неописуемые эмоции. Второе чемпионство – более осознанное, ты уже понимаешь, что и как, даже знаешь вестрофея.
– Через год после той большой победы с «Ак Барсом» вы вылетели в первом раунде от «Авангарда» (0–4). В чём была причина той неудачи?
– Здесь сразу наложилось несколько проблем. Мы остались без Эмиля Гарипова, нашего основного вратаря. В межсезонье мы потеряли Охтамаа, с которым по каким-то причинам не договорились по соглашению. Но тут больше руководство должно делать выводы, почему так произошло. Команда старалась, работала.
– Хотели ли остаться в «Ак Барсе» и дальше?
– Хотел. Руководство вело переговоры со мной, но я знал, что Зинэтула Хайдярович уйдёт. На его место позвали Дмитрия Вячеславовича Квартальнова. Тогда я понял, что мне будет тяжело играть под его руководством. У меня был опыт работы с ним, но он закончился не так, как хотелось бы.
«С Билялетдиновым перекидывались фразами насчёт ремонта в домах»
– В те годы вы работали под руководством Билялетдинова. Какой это тренер?
– Он очень требователен к своей системе. Ты должен выполнять его установки. Не делаешь их – ты не играешь и покидаешь этот клуб. В жизни Зинэтула Хайдярович – открытый человек, с ним можно поговорить на любые темы.
– О чём, например, разговаривали?
– У нас параллельно шли ремонты. Мы перебрасывались фразами по этому поводу. Ремонты, кстати, благополучно закончились. А так было множество тем, по которым велось общение.
– Эксперты отмечают, что хоккей Билялетдинова в первую очередь строится от обороны. Вы как защитник согласны с этим?
– Да, согласен. Тут можно посмотреть на его статистику и достижения. Этот хоккей даёт результаты. Да, может кому-то этот хоккей не нравится. В этом случае просто болейте за другую команду.
– Какое место Билялетдинов занимает в вашей карьере?
– Без вопросов, первое. Следом бы поставил Майка Кинэна. Интересный тренер со своим видением хоккея. Стиль игры Кинэна кардинально отличается от Билялетдиновского. Не просто так он взял Кубок Стэнли и Кубок Гагарина. Много мелочей от него подчерпнул. Любое поражение для Кинэна – это серьёзный удар. После них всегда проводились собрания с разбором наших недочётов.
– Говорят, что хоккей Билялетдинова устарел. Это так?
– Так каждый год говорят. Но, как мы видим, «Ак Барс» занимает первое место на Востоке. Хотя месяца три назад о Казани говорили, как о провале.
«Леброн – машина, на которую работает не один человек»
– Безусловно, сейчас всё ваше внимание уделено последним матчам в регулярном чемпионате, а там, возможно, плей-офф. Но ваш контакт истекает после этого сезона. Думаете ли о том, как будете действовать дальше?
– Желание играть дальше у меня есть. Посмотрим, буду ли я нужен «Амуру» и в каком направлении будет развиваться клуб.
– До скольки лет собираетесь играть?
– Это будет зависеть от двух вещей: моего здоровья и заинтересованности клубов в моём подписании. Отмечу, что здоровье ещё есть.
– Ставите ли цель перегнать Зарипова?
– Думаю, что его перегнать будет тяжеловато.
– Как предпочитаете проводить свободное время?
– Стараюсь всё больше времени проводить с семьёй. Смотрю, как растут дети, занимаюсь их воспитанием.
– В ваших соцсетях большое количество публикаций, которые сопровождаются песнями Гуфа и Децла. Вы поклонник старой школы рэпа?
– Да, мне нравятся эти ребята – на их музыке я вырос. Тем не менее, новую школу я тоже слушаю, притом здесь большое количество имён: Soda Luv, PHARAOH…
– Судя по вашим фотографиям, вы большой поклонник выехать за город. Стараетесь отвлечься от городской суеты?
– Три года назад мы с семьёй переехали в свой загородный дом. Сначала мы просто там жили во время пандемии, а сейчас остались там жить постоянно. Это хорошо как для нас с женой, так и для детей.
– У вас есть фото с бойцом UFC Ринатом Фахретдиновым. Можете назвать себя поклонником смешанных единоборств?
– С Ринатом мы знакомы. Познакомились мы с ним через Альберта Яруллина и Эмиля Гарипова. Ринат жил в Москве, мы с ним встречались несколько раз, сам приходил к нему в зал. Он хороший парень, общаемся с ним в соцсетях. Сейчас он готовится к бою в США. Пожелаю ему победы.
– Всё в тех же соцсетях у вас фотографии, как вы играете в теннис, в баскетбол. Какой для вас вид спорта номер два?
– Наверное, баскетбол. Но отмечу ещё борьбу.
– Кто для вас лучший баскетболист на данный момент?
– Сложно так сразу выбрать, но пусть будет Леброн Джеймс. Он вот побил рекорд по количеству очков в НБА.
– Ему 38 лет, на два года старше вас. За счёт чего ему удается держаться на столь высоком уровне?
– Думаю, что Леброн – машина, на которую работает не один человек. Он постоянно окружён вниманием диетологов, фитнес-тренеров. Все эти люди помогают ему оставаться на высоком уровне.
ДОСЬЕ «БО Спорт»
Рафаэль БАТЫРШИН
Дата рождения: 26 августа 1986 года
Место рождения: Москва
Карьера: «Крылья Советов» – 2003–2008; «Рязань» – 2007/08; «Витязь» – 2009–2011; «Атлант» – 2011/12; «Сибирь» – 2011–2013; «Атлант» – 2013/14; «Металлург» – 2014–2016; «Ак Барс» – 2016–2019; «Автомобилист» – 2019 - 2020; «Сочи» – 2020/21; «Рязань» – 2021/22; «Амур» – 2022 - н.в
Достижения: обладатель Кубка Гагарина (2016, 2018)