У эксперта нет больших вопросов к арбитрам.
Серия между «Ак Барсом» и «Адмиралом» – одна из самых интересных во втором раунде розыгрыша Кубка Гагарина. Но не только из-за того, что накануне дальневосточная команда обыграла более статусного соперника и сократила отставание в счете (1–2). Вся серия сопровождается судейскими скандалами, а главный тренер «Адмирала» Леонид Тамбиев даже назвал игроков «Ак Барса» артистами, намекая на симуляции с их стороны.
«БИЗНЕС Online» поговорил на эту тему с Леонидом Вайсфельдом – бывшим хоккейным арбитром и генеральным менеджером, а сейчас – одним из самых авторитетных экспертов в КХЛ.
«Думаете, что в судейском комитете дураки работают?»
– Леонид Владленович, серия между «Ак Барсом» и «Адмиралом» сопровождается разговорами о судействе. На ваш взгляд, с чем это связано?
– Я последний матч не видел, смотрел только обзор, а что касается первых двух, честно говоря, я удивлен. Понятно, какие-то ошибки есть, но скажу банальную вещь: «Пусть команды на себя посмотрят в первую очередь. Они вообще что ли никогда не ошибаются?» Природа тех ошибок, которые допускают судьи, мне понятна. Бывает, что обзор судьям могут перекрыть или еще что-то такое. Это обычное дело. Но я не могу сказать, что в этой серии какие-то системные сбои в работе судей.
– Ошибаются в обе стороны, а все говорят о судействе в сторону «Ак Барса». Почему так?
– Это обычное дело, ведь все болеют за слабых. «Адмирал» на бумаге, вроде бы, как слабый. Это что касается эмоционального объяснения. Но если взглянуть трезвым взглядом на эту ситуацию, игроки «Ак Барса» более мастеровитые. Соответственно, они больше создают, чем разрушают. «Адмирал», напротив, больше играет в разрушение. В этом плане гипотетически нарушений больше должно быть у дальневосточной команды, потому что «Ак Барса» банально чаще играет с шайбой. Я хорошо отношусь к обеим командам, но таковы реалии. В третьей игре, мне кажется, «Адмирал» уже перестроился и за счет этого стал меньше удаляться.
– Болельщики часто пишут, что в Казани «работают» с судьями. Насколько это реально?
– Такие разговоры всегда были и будут. От этого никуда не деться. А если абстрагироваться от этой серии и в целом поговорить о судействе, надо отметить, что сейчас каждый шаг арбитров рассматриваются под микроскопом. Мы с главным арбитром КХЛ Алексеем Анисимовым в программе «Судейская» каждый момент разбираем по десять раз и при этом не всегда приходим к общему мнению. Вы думаете, что в судейском комитете дураки работают? Любая ошибка будет видна.
– Много споров было вокруг удара Адамчука в голову Гутика. Защитника «Ак Барса» не удалили, но в следующем эпизоде удалили Гареева из «Адмирала» и казанцы забросили победную шайбу в большинстве.
– Начнем с того, что Гареев в своём моменте правила нарушал, там были две минуты, может быть, не такие явные, но были. А что касается удара Адамчука – я понимаю, почему судьи могли пропустить этот момент. Там с определенного ракурса вообще не видно этого момента. С другой камеры всё было видно и понятно. Судьи, которые пропустили этот момент, я уверен, расстроены больше всех. С другой стороны, это я так считаю, может быть, они вообще уверены, что там ничего не было.
Это, кстати, единственный момент в первом матче, который мне бросился в глаза.
– При этом разговоров о судействе много в каждом матче.
– Я некоторых вещей вообще не понимаю. Когда еще сам работал, всё время удивлялся. Бывает, что совершишь грубую ошибку и ждешь массовой реакции, а её нет. А бывает, что сделал всё правильно на сто процентов, но резонанс на всю страну.
Это, кстати, про момент в седьмом матче серии ЦСКА и «Северстали», когда нападающий Морозов получил травму и лежал на льду, а ЦСКА забил. Чего там обсуждать вообще? В правилах не написано, что судья должен или обязан был остановить игру. Он может её остановить в некоторых случаях и там эти случаи перечисляются. В итоге этот момент всеми обсуждался. Мы когда с Анисимовым сидели в «Судейской», он мне говорит: «Вот какой резонансный момент!». А я всё удивлялся, что резонансного? Они разве что-то неправильно сделали? Анисимов говорит, нет, всё правильно.
Я себя-то до конца не считаю экспертом в вопросе судейства, хотя сам сколько проработал и даже диссертацию защитил на эту тему. Общие моменты, конечно, я знаю и понимаю, но сейчас столько незначительных изменений. И когда говорят, что судейство – плохое, я так не считаю.
– Судьям ведь выставляют оценки после каждого матча?
– Не что чтобы оценки, там по косточкам разбирают каждый момент, присылают видео. Я бы еще сказал, что игр в плей-офф с каждым раундом всё меньше, соответственно, и судей надо меньше. Кто-то будет отсеиваться, а все хотят работать дальше и получить хороший контракт на следующий сезон.
И возвращаясь к теме о том, что клубы могут работать с судьями. Ну, поработают они, а судья потом на всю жизнь без работы останется. Как надо «поработать», чтобы человек поставил на кон свою карьеру? Я не представляю.
«Симуляции – это игра, своего рода блеф»
– Постоянные высказывания Тамбиева в адрес судей как-то может их спровоцировать? Например, в каких-то спорных ситуациях они будут давать удаления «Адмиралу».
– На мой взгляд, судьи должны абстрагироваться от всех этих вещей. Но все люди, поэтому, допустим, если будет какой-то пограничный момент, то они могут задуматься. Я по себе знаю, что часто бывают моменты, когда можно дать две минуты, а можно обойтись без удаления. И любое своё решение можно объяснить.
– Получается, повлиять это может?
– Всё может быть, особенно если это пограничный момент. Тем более, это может случится на подсознательном уровне, а не специально.
– Тамбиев еще несколько раз назвал игроков «Ак Барса» артистами. Вы видели симуляцию с их стороны?
– Это его точка зрения. Ну, артисты так артисты – хорошо. Вообще, тема с симуляциями – она очень интересная, я постоянно спорю с Анисимовым. Судейский комитет почему-то прямо войну объявили симуляциям. Хотя, я считаю, что это игра, своего рода блеф, как в карты, например. Игроки могут блефовать, но судья на то и нужен, чтобы определять, обманул игрок или нет.
Потому что человек, который катается на коньках, знает, что если заложить глубокий вираж, достаточно клюшкой на несколько сантиметров под коньки попасть, чтобы упасть красиво. И никакой симуляции там не будет, хотя со стороны это будет выглядеть «красиво». Повторюсь, симуляции – часть игры, как любое другое нарушение правил. К этому нужно относиться так, а не как к вселенскому злу, которое надо искоренять.
– С одной стороны, пресс-конференции Тамбиева получаются яркими, с другой – он даёт своим игрокам повод жаловаться на судейские решения, а не искать причины поражений в себе.
– Такая опасность есть. Я всегда говорил, что если тренер начинает ссылаться на судейство, игроки сразу думают: «Мы – не виноваты, вон там плохое судейство, даже тренер об этом говорит».
– Билялетдинов, кстати, из-за этого и сам никогда не апеллирует к судьям, и игрокам запрещает это делать.
– Билялетдинов сколько лет уже работает? У него вообще можно интервью не брать – я всегда знаю, что он скажет. Его лучше вообще не спрашивать. С другой стороны, я его понимаю – после матча у него огромный стресс и сразу такие вопросы... Это очень тяжело.
«Тамбиев научил «Адмирал» терпеть»
– Поговорим о самом хоккее. Сможет ли «Адмирал» терпеть всю серию против «Ак Барса» в надежде на один точный бросок в овертайме?
– Знаете, «Адмирал» весь сезон так играет, разве это что-то новое? Они Уфу, например, прошли за счет такого хоккея. Это не критика, а просто данность.
– В первых двух матчах у них терпеть не получалось.
– Получалось, просто они пропустили. Может быть, нервничали, поэтому ещё много удалялись. А играли они именно в такой же манере.
– Откуда у них столько сил?
– Это всё в голове, больше ментальная подготовка. Тамбиев же сказал, что тема перелетов у них закрыта, её обсуждать нельзя. «Адмирал» очень четко и скрупулёзно выполняет установку главного тренера, она не такая сложная. Тамбиев научил их играть терпеливо.
«Ак Барс» – фаворит этой серии. Это понятно. Другой вопрос, что даже если у них будут моменты, то может выручить Серебряков. В принципе, именно так и получилось в третьем матче.
– Можно ли назвать игру Серебрякова аномальной?
– Он играет очень хорошо, но ему помогают в обороне, у них высокая организации игры в защите. Если бы он играл в команде, где атакующий хоккей, не уверен, что у него были бы такие результаты.
У нас в своё время с Петром Воробьевым в Тольятти вратари почти после каждого сезона получали «золотой шлем». Кто бы там у нас в воротах не играл. Во многом это было за счет выстроенной игры в обороне.
– Если Серебряков после этого сезона пойдет в клуб уровнем повыше, он не будет играть так же здорово?
– Сложно сказать, этого никто не знает. Смотря, в какую команду попадет. Если попадет в команду, которая только бежит в атаку, там из любого вратаря сделают решето. Я при этом не умоляю заслуг Серебрякова, но во многом его успешная игра связана с надежной обороной «Адмирала».
– Как дальше будет развиваться эта серия?
– Четвертый матч будет очень важен для обеих команд. Если серия уйдет в шесть матчей и затянется, то кто бы её не выиграл, он будет как сдутый воздушный шарик в финале конференции. С другой стороны, я тоже самое думал об «Адмирале» после серии с Уфой, а они бегают свежие и бьются на равных.