Он мог стать акробатом и написал научную работу про левшей в биатлоне.
Биатлонист Ильназ Мухамедзянов стал настоящим открытием нынешнего сезона. На международных стартах он проявлял себя эпизодично. Лучшим результатом на Кубке IBU у спортсмена было третье место в спринтерской гонке. А после перехода в группу тренера Юрия Каминского спортсмен по-настоящему раскрылся. В этом сезоне после двух бронзовых медалей на Кубке России Ильназ проявил себя на чемпионате России: занял второе место в индивидуальной гонке, а в гонке с общего старта стал победителем.
В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о своей победе, выступлении в цирке, планах стать акробатом, биатлоне в регионах и татарском языке.
«Мой принципиальный соперник? Его зовут Ильназ Мухамедзянов»
– Ильназ, как у вас проходит текущий сезон? Чувствуете ли прогресс ходом и в стрельбе?
– Да, конечно, с каждым годом я чувствую, что прибавляю физически и в психологической уверенности. На огневом рубеже стреляю более уверенно и на лыжне выходит работать стабильнее. С Юрием Михайловичем появляются тактические мысли по прохождению трассы: как лучше пройти, в каком месте надо экономить силы и где прибавить.
– Удалось ли прибавить процентовку в стрельбе, учитывая, что показатели за прошлый сезон были 73 процента точных попаданий на лежке и 70 процентов стоя?
– Да-да, прибавить получилось. В том году стрельба была очень нестабильная, я мог стрельнуть ноль, пять, четыре, три. В этом году все равно мои стрелковые показатели прогрессируют и если не вмешиваются разные внешние факторы, то готов стрелять достаточно уверенно.
– Какую гонку можно считать самой запоминающейся в этом сезоне?
– Я выделю две самые запоминающиеся гонки: одна в негативном контексте, вторая в более позитивном. Первая – это индивидуальная гонка в Уфе, когда я шёл три рубежа с нулем, а на последнем рубеже сделал два промаха. Это меня немного расстроило, потому что можно было работать чище. В эмоциональном плане самая запоминающаяся - это гонка с общего старта дома, когда получилось финишировать с флагом на глазах у всех моих родственников, друзей, при поддержке домашних трибун. Это было очень круто!
– Вы победили на чемпионате России по биатлону. Какого это было?
– Больше всего меня поразило, сколько пришло народа на стадион. Я давно не видел столько болельщиков в Ижевске. Меня удивили размах проведения соревнований и та самоотдача, которую проявили организаторы.
– Выросла ли узнаваемость в родном городе после победы?
– После победы я особо не успел дома побывать, сразу же улетел в Москву на обследование. Через три дня я уже улетел в Тюмень для подготовки к соревнованиям на Кубок Содружества.
– Есть ли у вас принципиальный конкурент в сборной?
– Этого соперника зовут Ильназ Мухамедзянов и до победы над ним я не успокоюсь. Для меня самым лучшим результатом будет, когда смогу полностью реализоваться на трассе и на огневом рубеже. Если к себе не будет никаких вопросов, я скажу, что гонка удалась. На Кубке России, на чемпионате мира или Олимпийских играх - это второстепенный вопрос для меня.
– Существует ли разница между Кубком Содружества и Кубком России?
– Нет, разницы не чувствуется, это те же соревнования и соперники. Просто меняется обертка. Призовые же разнятся: на Кубке Содружества они выше.
– «Золото» в Ижевске уже получено. Какие цели стоят на оставшиеся гонки чемпионата России?
– На чемпионате России нужно показать максимальный результат, чтобы я остался доволен собой. Чтобы провести остаток сезона ровно, без спадов - я всё для этого делаю.
«В биатлоне Удмуртии не всё так плохо, как говорят»
– Достаточно ли вас обеспечивает удмуртская федерация биатлона?
– Все потребности, которые у меня возникают в плане спорта и организации тех или иных мероприятий Удмуртия всем обеспечивает.
– Какую зарплату получает региональный спортсмен? Ваш коллега Евгений Емерхонов, которые в итоге перешёл в Татарстан, уже ранее высказывался о маленькой сумме.
– По деньгам не расскажу, это коммерческая тайна. Ну а Женя – это Женя, за него ничего не могу сказать.
– В чем же причина упадка биатлона в Удмуртии?
– Я бы не сказал об упадке уровня. Глядя на то, как проводятся детские соревнования, сколько занимается детей, то это вызывает уважение. У нас очень большая база как раз для детского спорта. В плане взрослого спорта просадка есть, но тут каждый сам за себя выбирает, что ему нужно.
– Как вы отреагировали на новость, что впервые с 1969 года в классическом виде не проведут легендарные соревнования «Ижевская винтовка»?
– Как-то я расстроился от этой новости, все-таки это был узнаваемый бренд. В моем представлении не было грандиозных ожиданий от февральских соревнований. Я очень рад, что ошибся в этом. Бренд сохранили и провели турнир на высоком уровне, в нашем случае первенство просто перенеслось.
– Виктор Плицев перешел в сборную Северной Македонии, Александр Поварницын – в Тюменскую область, а Евгений Емерхонов– в Татарстан. Почему не удалось удержать региональную команду?
– У каждого были свои причины для перехода, с каждым нужно индивидуально общаться по этой проблеме. Нужно с ними поговорить, я не владею всей информацией.
– Были ли разговоры с руководством на эту тему?
– Да, безусловно. Мы обсуждали эту тему и всё, что они говорят: «Если ты куда-то собрался, то предупреди, чтобы не было как снег на голову». У нас в этом плане всё обсуждаемо, с федерацией у меня нет никаких проблем.
– Было ли желание перейти выступать в другой регион?
– В какой-то момент подобные мысли приходят в голову. Рассуждаешь и фантазируешь: «А вот если бы, да кабы», но потом мозги возвращаются на место. Взвешиваешь все «за» и «против», плюсы и минусы и понимаешь, что в Удмуртии не все так плохо как говорят.
– В какие моменты приходили эти мимолетные мысли?
– Когда сидишь и общаешься с ребятами из других регионов на тему условий. Потом уже сам начинаешь фантазировать. Во время длительных тренировок после 3–4 часов на лыжах ты успеваешь всю свою жизнь ни раз прожить и подумать: «А что если?». Это просто разговоры, фантазии и ничего такого в это не вкладывал.
– Предлагали ли вам представители других регионов перейти к ним?
– Конкретно мне в этом году никаких предложений не поступало. А за карьеру было пару предложений. Одно из них было, когда я бегал по юниорам, а второе в прошлом году. Называть поименно регионы будет некорректно, это просто было в прошлом и всё.
– Предложения поступали от крупных биатлонных регионов?
– Ну, конечно да.
– Какие усилия необходимо приложить для развития биатлона в регионах?
– Самое главное для развития биатлона – это акцент на детский спорт, чтобы он развивался. Как бы банально это не звучало, мы все взрослеем, стареем, после нас должен кто-то прийти. Если спортсмен не показывает уровень на юношах, то он может спрогрессировать во взрослом уровне. Сейчас важно сохранить детский спорт, ребятам нужно развиваться, тренироваться, чтобы произошла достаточная сильная смена поколений.
«Долго занимался акробатикой. Даже выступал в цирке»
– Как вы пришли в биатлон?
– История у меня достаточно стандартная. Это был 2006 год, тогда закончилась Олимпиада в Турине. С нее вернулся земляк Иван Черезов, это было достаточно большим событием. Одноклассник сказал: «Пошли заниматься биатлоном, у нас будет тренер, который воспитал Черезова». Я согласился, потому что мне было интересно. В итоге через месяц одноклассник завязал, а я продолжил заниматься.
– Каких успехов удалось достичь в юношеском возрасте?
– Самый главный успех - это второе место во внутрибазных соревнованиях в нашей спортшколе. Была новогодняя гонка, где разыгрывались призы, и я стал вторым. Эти соревнования послужили мне важным толчком, благодаря которому я остался в биатлоне.
– Как прошел юниорский этап взросления?
– В этом возрасте я съездил на юниорский чемпионат мира, где мы с командой в эстафете заняли первое место. Ну а так на международном уровне на соревнованиях болтался на уровне топ-6 и топ-10.
– Как удалось попасть в группу к тренеру Каминскому?
– Начнем с того, что весь прошлый год я соревновался на Кубке IBU и тренеры тогда уже представляли, что я из себя представляю и что могу показать. Все началось с предновогодних сборов в Болгарии, там меня подключили к его группе, где мы совместно провели сборы. В феврале 2022 года Каминский позвал меня на встречу и предложил тренироваться в его группе в этом сезоне.
– В чем его особенности и отличия от других наставников?
– Самое главное отличие от остальных тренеров – он не дает волю эмоциям. Юрий Михайлович постоянно спокоен и сдержан, все необходимое раскладывает по полочкам, рассказывает что и как необходимо сделать, а также на что обратить внимание. Также есть место диалогу, когда можно обсудить конкретную тренировку или определенные движения по технике. В этом плане он очень опытный специалист.
– Какие у вас есть увлечения вне биатлона?
– Если я нахожусь на сборах, то очень много читаю разную художественную литературу и нон-фикшн. Дома уже нет желания читать, я иду на кухню и начинаю что-нибудь готовить.
– Что лучше всего удается готовить?
– У меня жена увлекается кондитерским делом, поэтому приходится готовить основные, питательные и мясные блюда.
– В интервью вы часто говорили про кофе от жены. Что же это такое?
– Кофе – это тоже одно из увлечений, когда можно изучать разные сорта того или иного зерна, чувствовать разные дескрипторы, которые есть в зерне. Такие занятия тоже помогает расширить мировоззрение и кругозор. А жена работает в кофейне, считающейся одной из лучших не только в городе, но и в стране. Они занимаются спешелти кофе. Изначально мы только следили за этой компанией, а потом жена туда устроилась работать. И вот я часто прошу интересные позиции и лоты, чтобы их попробовать и потом рассказать друзьям в команде про напитки.
– А какие еще спортивные увлечения были раньше?
– Детство – это очень шальное время, нравится одно или другое. Изначально я очень долго занимался акробатикой и удалось выступить в цирке, а потом занимался баскетболом, футболом, карате, всего понемногу. А биатлон зашёл в моё сердце.
– Как удалось выступить в цирке?
– В акробатику я попал в школьные времена. Когда был в начальных классах туда ходили мои одноклассники. И мы занимались, параллельно выступая в местных концертах. Благодаря призовому месту на фестивале мы с партнершей получили возможность выступить в первом международном фестивале циркового искусства, который проходил в Ижевске. Не помню были ли призовые места, но получил интересный опыт.
– Что конкретно входит в акробатическое выступление?
– Оглядываясь назад я понимаю, что у меня была не особо тяжелая задача. Все завязано на моей партнерше, она была очень гибкой и способной. От меня требовалось вовремя ее поддерживать, где-то выполнять силовые трюки. Я был как опора, в прямом смысле этого слова.
– Следите ли за другими видами спорта?
– Да, сейчас стал увлекаться Формулой-1 благодаря Netflix, когда там вышла «Формула-1. Драйв выживания». Посмотрел очередной сезон и стало очень интересно как будут развиваться события.
– А за футболом или хоккеем следите?
– За футболом не особо слежу, а хоккей уже интереснее, но пристального внимания нет. Пару раз удавалось сходить на хоккейный матч. Это, конечно, очень захватывающе и интересно. Хотелось бы почаще бывать на таких матчах!
– Религиозный ли вы человек?
– Я мусульманин, но в меру, без фанатизма.
– По ФИО можно понять, что по национальности вы татарин и с детства живете в Удмуртии. Это так?
– Да, всё так. Родители у меня из Татарстана. Они родились и жили в Агрызском районе, который граничит с Удмуртией. В поисках возможностей родители переехали в Ижевск. Я там родился и живу.
– Часто ли пересекаетесь с семьей Нигматуллиных? (Ульяна Нигматуллина – двукратный призер Олимпийских игр по биатлону, Ильшат Нигматуллин - биатлонный тренер – ред.)
– Дома мы постоянно пересекаемся и общаемся. Не секрет, что Ильшат Нигматуллин весь прошлый год курировал мою подготовку, поэтому мы с ним на короткой ноге.
– Эдуард Латыпов тоже по национальности татарин. С ним опубликовали видео, где он поет на родном языке. А вы знаете татарский?
– Эдик блефует: когда с ним начинаешь говорить по-татарски, он знает буквально пару слов. В этом плане он не собеседник. Сам я хорошо знаю татарский и общаюсь на нем с семьей. Зачастую, мне так проще выразить свои мысли. Родители рассказали историю, что в детском саду я даже не умел говорить на русском, но при этом смог выучить два языка.
– Вы закончили магистратуру и на одной научно-практической конференции у вас был доклад на тему «Особенность подготовки биатлонистов с левосторонней изготовкой». Сложнее ли в биатлоне стрелять левше?
– Не сложнее, просто есть своя специфика, то есть это подход на рубеж, изготовка, уход с рубежа. Такого нет, что тебе сложнее или проще. В своей работе я затрагивал тему подготовки. Если обучать левшу или правшу с нуля, то никакие проблемы не возникают. В случае переучивания на другую руку, то уже появляются особенности, как это было со мной с правой на левую.
– Если ребенок приходит в спортивную школу, то там все винтовки праворукие?
– Зачастую да.
– Среди биатлонных фанатов есть любимчик – ваш кот Пряник. Переживает ли он за вас?
– У меня нет возможности спросить переживает ли он или нет. Но когда я приезжаю домой, то кот сначала ласкается, а когда понимает, что я никуда не уеду - он начинает драться.
«Мне нравится соревноваться. В Европе или в Тюмени – не так важно»
– Какая главная цель в спортивной карьере?
– Цели самые высокие - начиная от чемпионатов мира, заканчивая Олимпийскими играми. А если судить глобально, то важно выкладываться в каждой гонке и показывать максимальный результат. В первую очередь - это на огневом рубеже, потом уже все реализовывать на дистанции.
– Тяжело ли остаться без международных стартов?
– Я уже до этого говорил, что международные старты, что российские - суть одна и та же. Нам нужно выйти на дистанцию, стрельнуть и пробежать. Я просто получаю удовольствие от самого процесса. А вот эта вся обертка, которая есть между международными стартами и российскими, она какой-то особой роли не играет. Мне просто нравится выступать и соревноваться, а где это будет - в Европе или в Тюмени, то все это неважно.
– Не пропадает ли желание соревноваться, учитывая, что нас могут не скоро допустить до международных соревнований?
– Мне приятно получать положительные эмоции от того, что занимаюсь какой-то физической активностью и поэтому каких-то проблем я не испытываю.
– До какого возраста планируете продолжать спортивную карьеру?
– Задумывался над этим вопросом, но буду выступать пока не надоест или будет тошнить от лыж. Пока мне нравится запах пороха, чувство адреналина перед стартом – я буду продолжать заниматься.
– Отстаёт ли российский биатлон от мирового во время изоляции?
– Я думаю, в перспективе одного года ничего критичного не произойдет. Если отстранение будет продолжаться значительное время, то регресс будет, но незначительным. Несмотря на то, что у нас нет международных соревнований мы все равно готовимся, усердно тренируемся. Каждый выкладывается по максимуму и все равно мы держим в голове, что вот-вот в ближайшей перспективе мы выйдем и будем соревноваться с сильнейшими спортсменами мира.
– Кого вы назовёте кумиром в биатлоне?
– У меня нет кумиров. Просто интересно наблюдать за теми спортсменами, которые показывают высокие результаты. Чтобы встретиться, кому-то пожать руку – у меня такого нет. А из биатлонистов симпатичен мне Йоханнес Бё. Это очень колоритный спортсмен, который показывает высокие результаты, за ним очень интересно наблюдать.
– В чем секрет его успехов?
– Я предполагаю какой титанический объем работы он проделал, чтобы показывать такие высокие результаты. Не надо исключать и психологический фактор, то есть тренируясь на таком высоком уровне все равно нужно уметь абстрагироваться от успеха, от того, что ты сильнее всех. Это очень интересно.
– Как вы относитесь к терапевтическим исключениям?
– До этого я особо не задумывался над этим вопросом. Каждый тренируется в меру своих возможностей. Если ему по здоровью нужно использовать терапевтические исключения, то почему бы и нет.
– Врач сборной Норвегии заявил, что до 70 процентов лыжников команды на чемпионате мира принимают лекарства от астмы. Также немецкие ученые рассказали, что лекарства, которые применяют норвежцы, могут дать спортсменам преимущество в километр. Каково ваше мнение на этот счет?
– С исследованиями не знаком, это очень интересно, что рассказали. Я вообще склонен к тому, что если человек сильный, то он в любом случае будет таким. Чтобы он ни делал, всё равно этот человек покажет достойный результат. Потому, что если у человека нет сил толкнуться, то хоть что ни делай – ничего не поможет.
«К сожалению, российские производители экипировки не вышли на уровень иностранных»
– Ваше отношение к Дмитрию Губерниеву?
– К нему самое позитивное отношение, потому что человек очень качественно выполняет свою работу, он развивает наш вид спорта и добавляет ему узнаваемости. Благодаря своим ресурсам он поднимает вопросы, которые волнуют не только спортсменов, но и болельщиков. В плане профессиональных качеств это очень мощный человек. Я думаю как минимум половина успеха биатлона достигнуто благодаря Дмитрию Губерниеву.
– Читаете ли комментарии в соцсетях или необходимо абстрагироваться от этого?
– Совсем абстрагироваться не получается, но всё что попадает на глаза – это позитив и поддержка в мой адрес, очень приятно становится от этого.
– Согласны ли с тем, что уровень популярности биатлона в этом сезоне упал?
– Судя по соревнованиям, которые проходят у нас в стране, я так не скажу. Потому что болельщиков на стадионах собирается очень много. Тут в Тюмени стадион находится не очень близко к городу, без малого 50 километров, но людей приходит очень много. Сказать, что популярность биатлона упала я не могу.
– Как тогда нужно сделать перезагрузку биатлона для привлечения денег и новых зрителей?
– Биатлон находится на этом пути и, по моему мнению, ничего менять не нужно. Всё, что сейчас происходит со стороны спортсменов, то всё идет в нужном направлении в плане развития биатлона.
– После изоляции стало проблематичнее доставать иностранную экипировку?
– Какого-то голода не испытываем, потому что у нас экипировщик, который поставляет нам вещи. Пока особых проблем не испытываем.
– А что из иностранных вещей сейчас у вас используется?
– Мы используем иностранные лыжи, ботинки, палки. Это всем известно. К сожалению, российские производители еще не вышли на тот уровень для конкуренции с иностранными брендами. Патроны мы тоже используем иностранные, но российские производители выйдут из этой ситуации и предоставят нам что-нибудь интересное.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Ильназ МУХАМЕДЗЯНОВ
Дата рождения: 30 марта 1997 года
Место рождения: Ижевск (Россия)
Главные достижения в мире: «золото» в эстафете чемпионата мира среди молодёжи (до 21 года) 2019 года в Брезно-Осрблье, «бронза» в спринте на этапе Кубка IBU Брезно-Осрблье (2022).
Главные достижения в России: победа на этапе Кубка России в рамках соревнований «Ижевская винтовка» (2019), «бронза» в эстафете на чемпионате России (2019), «серебро» в индивидуальной гонке на чемпионате России (2023), «золото» в масс-старте на чемпионате России (2023).