Дэвид Смит доказывает, что в жизни и спорте нет ничего невозможного.
Самым ценным игроком финала Лиги чемпионов-2023 признан 38-летний американский блокирующий «Заксы» Дэвид Смит. Он один из ключевых игроков польского клуба, с которым в третий раз подряд завоевал самый престижный клубный трофей Европы.
Он всегда очень полезен, но обычно оставался незаметным героем. В этот раз его вклад в успех команды оценили заслуженной индивидуальной наградой. Визуально Смит не отличается от большинства игроков своего амплуа – он ростом за два метра и мощно сложен. Но на самом деле он особенный.
Рекордсмен по очкам после свистка
Дэвид родился с инвалидностью – у него на 90% потерян слух и с трёх лет он пользуется слуховыми аппаратами. В том числе на волейбольной площадке. Но он признаётся, что из-за пота приборы иногда выходят из строя ещё до конца первой партии. Плюс масса посторонних звуков вроде музыки и рёва трибун лишают его возможности нормальной коммуникации с партнёрами. Есть ещё одна деталь.
«На площадке я совсем не слышу судейских свистков, поскольку у меня проблема с высокими звуками. Мне легче распознавать низкие звуки. Уверен, что мне принадлежит рекорд по набранным очкам после свистка судьи. Часто бывают ситуации, что я продолжаю играть, не зная, что раздался свисток. Мои товарищи по команде очень понимающие, все знают, что я делаю это не специально», – рассказывал американец в интервью Sportowe Fakty.
Смита выручают чтение по губам, жесты, игровая интуиция и работа. Очень большая работа со связующими. «К чести Дэвида, у нас не было больших проблем в работе, – рассказывал экс-тренер сборной США Алан Найп. – Он никогда не требовал к себе снисходительного отношения и ни в коем случае не был обузой для команды. Он всегда был обычным парнем, который смог максимально преодолеть потерю слуха».
Тем не менее, есть некоторые моменты, на которые глухота Дэвида всё-таки влияет. Например, если связующий перед розыгрышем заказывает одну из комбинаций с блокирующим, то должен ее сыграть – возможности отмены уже нет. Нынешний тренер сборной США Джон Спироу называет это «правилом Смита».
Именно Спироу и раскрыл волейболиста Смита. Он заметил его на школьном уровне, впечатлившись атлетизмом молодого игрока и его трудолюбием. «Дэвид профессионально относился к волейболу уже тогда, когда еще не был профессиональным игроком», – говорит Спироу, который уговорил школьника вместо Калифорнийского университета в Санта-Барбаре поехать в кампус, расположенный в Ирвайне, где тренировал.
Смит начал заниматься волейболом лишь в девятом классе, что довольно поздно для волейбола, но под руководством Спироу он добился очень серьёзного прогресса. «Я рад, что Джон позвал меня в Ирвайн. Я многим обязан ему за то, что он превратил меня в того волейболиста, которого вы знаете», – признаётся Дэвид.
В 2007 году они вместе добыли для Ирвайна первую в историю победу в чемпионате NCAA, а Смит попал в символическую сборную турнира. Из той команды в национальную сборную США также пробились Брайан Торнтон и Джейсон Яблонски, но Смит пошёл дальше всех, сыграв на трёх Олимпийских играх. Есть два десятка известных случаев, когда в Олимпиадах принимали участие спортсмены с нарушением слуха. Смит стал первым волейболистом.
«У Дэвида высокий игровой IQ, он отличный товарищ по команде и человек, которого легко тренировать. А самое лучшее в нём – его решимость», – говорит Найп, который взял Смита на Олимпиаду в Лондон, где американцы в четвертьфинале проиграли сборной Италии.
«Я помню, что в детстве родители на время летних и зимних Олимпиад обязательно покупали подписку на кабельное телевидение. Это был особый турнир, и я любил его смотреть, но в 14 лет я и представить себе не мог, что когда-нибудь там окажусь, – вспоминает Дэвид, отмечая, что не добился бы успехов без своей семьи. – Я всегда знал, что другой. Но мои родители делали всё, чтобы я жил нормальной жизнью – учился и занимался спортом со всеми остальными детьми».
Когда Рика Смита спрашивают, мог ли он представить такую карьеру сына, тот лишь хихикает: «Я знал, что он будет хорош в волейболе, но не знал, что настолько».
«Говорю тихо, потому что боюсь быть громким»
Добившись первых успехов в составе сборной США, Смит в 2010 году отправился покорять Европу. Он стал серебряным призёром чемпионата Испании с «Уникахой», четыре раза выиграл чемпионат Франции с «Туром», а с 2016 года играет в Польше, где защищал цвета «Радома», «Заверце» и «Ресовии». С 2019 года он играет за «Заксу».
Вместе с Лукашем Качмареком и Александром Сливкой он помог команде трижды подряд выиграть Лигу чемпионов. В воскресном финале с «Ястшембски» (3:2) он забил 7 из 9 мячей (78%), сделал 2 эйса и 4 блока, заработав показатель полезности +9. Именно он оформил победу «Заксы» на тай-брейке.
В 2016 году Смит привёз с Олимпиады в Рио «бронзу», которую американцы вырвали у сборной России. Дэвид был на турнире сменщиком Дэвида Ли и Максвелла Холта, довольно редко появляясь на площадке, но эту медаль он, безусловно, заслужил своей работой. Для людей с нарушениями слуха он стал одним из примеров того, что это препятствие и в спорте, и в жизни вполне преодолимо на пути к мечте.
«Он очень любит волейбол. Он не играет, чтобы быть знаменитым или зарабатывать деньги. Он играет, потому что любит то, что делает», – сказала супруга игрока Келли в интервью NBС. Как и родители Дэвида, она не считает его глухоту недостатком, а лишь частью того, кем он является.
«Не думаю, что он был бы тем же самым человеком, если бы у него не было этого испытания в жизни, – убеждена Келли. – Это делает его более чувствительным. Если бы мне сказали, что можно всё изменить и завтра у него будет прекрасный слух, не знаю, согласилась бы я на это, потому что это сделало бы его совершенно другим человеком».
Сейчас пара растит сына и дочь. Благодаря мощным слуховым аппаратам, Дэвид в 2012 году услышал первые крики ребёнка после рождения. Современные технологии помогают Дэвиду в повседневной жизни слышать звуки, которые он никогда раньше не слышал. «Bluetooth – крутая вещь. Мой телефон напрямую подключен к слуховому аппарату, что позволяет мне слышать звук», – сказал Смит. Тем не менее, ему по-прежнему нужна помощь жены.
«Большинство людей, которых я встречаю, никогда не общались с глухим человеком. Когда я познакомился с женой, мы учились тому, как лучше всего общаться. Удобно, что мы оба знаем язык жестов, и я могу читать её по губам через весь шумный спортзал. Келли звонит за меня, помогает регулировать громкость речи, поскольку я часто говорю тихо, потому что боюсь быть слишком громким. Большинство шумных мест ужасны для меня. Диалог как бы смывается морем белого шума. Наверное, трудно объяснить это кому-то, кто никогда не сталкивался с этой проблемой», – сказал Дэвид.
Его пример может быть вдохновляющим для всех тех, кто не до конца верит в себя. Несмотря на несовершенство, можно достичь того, о чем мечтаешь.