Запомнился любовью к охоте, нестабильностью и лишним весом.
«Салават Юлаев» в нынешнее межсезонье продолжает формировать состав и ищет легионера. Хотя в нынешних реалиях с трудом верится, что потенциальный иностранец сможет задержаться в Уфе надолго. А вот 10 лет назад клуб подписал нападающего Теему Хартикайнена. Массивный финн задержался в команде на девять лет и переписал большинство значимых клубных рекордов в КХЛ.
«БИЗНЕС Online» вспоминает карьеру Харти в столице Башкортостана, оценивает его место в истории клуба, а также рассказывает, как складывается его судьба сейчас.
Как Хартикайнен начинал в Уфе
В 2013 году в «Салавате Юлаеве» ещё хорошо помнили чемпионство 2011-го. Тем не менее, очертания той команды после ухода главного тренера Вячеслава Быкова быстро были утеряны. В Уфе долго не могли найти подходящего главного тренера, да и финансовые вложения в состав стали меньше, из-за чего команда уже не обладала четырьмя практически равными звеньями. Это можно связать и с тем, что Муртаза Рахимов покинул пост президента Башкортостана – несколько лет затем он ещё поучаствовал в жизни клуба как глава генерального спонсора, но вскоре ушёл в тень. В тот год в «Салавате» ещё оставался генеральным менеджером Олег Гросс, который собирал две чемпионские уфимские команды. Он и привёл в клуб Хартикайнена.
Теему нашли в НХЛ в системе «Эдмонтона», который задрафтовал его ещё в 2008 (тогда ему было 18 лет) в шестом раунде. За счёт внушительных габаритов финна сразу определили в силовые форварды, а выше 3–4 сдерживающих звеньев он так и не поднялся. За три года Харти не закрепился в основе команды НХЛ, постоянно отъезжая в АХЛ. В свой последний сезон за океаном в 23 матчах НХЛ он набрал лишь 3 (1+2) очка. После подписания контракта с «Салаватом» в американской прессе уже отмечали, что форвард вряд ли вернётся в лучшую лигу мира. Не ошиблись, хотя и без этого карьера игрока сложилась славно. «Он большой. Он финн. У него приличные руки. Он не медленный. Он силён физически. Он хорошо атакует пятачок. Он может дополнять мастерство игроков. Он финн. Чтобы разобраться, почему у него не получается в команде [при таких данных], требует судебно-медицинской экспертизы», – писали тогда Сoppernblue.
Но и в «Салавате» Хартикайнен не сразу стал ведущим игроком. Там он тоже начал с третьего звена, а в 47 матчах регулярного чемпионата набрал 30 (14+16) очков, добавив к ним 8 (2+6) очков в 18-ти играх плей-офф. Также он показал хорошее взаимодействие с партнёрами – суммарно его тройка с ещё большим по сравнению с ним тяжеловесом Дмитрием Макаровым и Никитой Филатовым набрала 90 очков.
В следующем сезоне Харти набрал в регулярном чемпионате уже 40 очков, но после ещё долго особо не поднимался выше этой планки. Казалось, что это и будет его потолком. Несмотря на это, финн постепенно начал восприниматься как один из важнейших игроков «Салавата» и в целом не терялся на уровне всей КХЛ. Так в 2018 лига провела анонимный опрос среди игроков на тему, против кого им играть сложнее всего. Теему стал вторым, набрав 5% голосов, опередив Вадима Шипачёва, Линуса Умарка и Дмитрия Яшкина. Опередил финна только его бывший партнёр Кирилл Капризов. Интересно, что Капризова его знаменитому «кораблику» учил как раз Хартикайнен, остававшийся с ним после тренировок и практиковавший броски на самокате. Фундаментальным навыком самого Теему была способность укрывать шайбу своей пятой точкой так, что никто не мог к нему подобраться. Так он часто уходил за ворота соперника и мог разыгрывать оттуда шайбу.
«Что делать с Хартикайненом? Единственный способ – это похитить его коньки перед выходом на лед, потому что в принципе нет такого игрока в КХЛ, который сможет его остановить. Он здорово защищает шайбу, очень силовой форвард – его можно только сдерживать. Мы уже третий год играем против него и, думаю, достаточно неплохо справляемся. Когда он выходит перед тобой или на тебя, его просто невозможно сдвинуть в сторону», – отдавал должное финну бывший главный тренер «Авангарда» Боб Хартли, успевший много насмотреться на него в сериях 2019-го и 2020 года. Сначала выиграли омичи, а затем уфимцы взяли реванш.
Харти – лучший легионер в истории «Салавата»?
Всего в Уфе Теему отыграл девять сезонов и продлевал контракт три раза – каждый в новом статусе. За всю историю в «Салавате» играло достаточно легионеров, каждый из которых может претендовать на статус лучшего. Был и гениальный, притягивающий взгляды постоянными нестандартными решениями Умарк. Был и Патрик Торесен, всё же становившийся чемпионом. Был креативный защитник Филип Ларсен, поражавший своим катанием. Был и ловивший кураж Юха Метсола. Хартикайнена же можно назвать лучшим как раз за его долголетие и преданность клубу.
«А что ему бегать было из Уфы? От добра добра не ищут. Особых проблем с переговорами с не было. В Уфе было много разных ребят. Просто Хартикайнен дольше всех играл. Безусловно, он один из лучших легионеров [в истории клуба]», – вспоминает для «БИЗНЕС Online» бывший генеральный менеджер «Салавата» Леонид Вайсфельд.
В Уфе Теему побил массу рекордов. Он провёл за команду больше всех матчей в КХЛ (561), забил больше всех голов (186) и набрал больше всех очков (419). Не достаёт финну, конечно, титула или хотя бы финала. Но это проблема многих ярких игроков «Салавата» после 2011-го. В любом случае, дискуссия, можно ли считать Харти легендой клуба благодаря его рекордам имеет право на существование. В конце концов, он кавалер ордена «За заслуги перед Башкортостаном». «Легенда – это надо что-то выиграть. Есть игроки, без которых это одна команда, а с ними – другая. Вот я его к такой категории отнести не могу. Но он сильный игрок и как человек очень приятный в общении, порядочный. В человеческом плане никаких вопросов не было никогда», – считает Вайсфельд.
Вероятно, главной проблемой Хартикайнена было отсутствие стабильности, связанная с его не всегда хорошей формой и лишним весом. Да, лишние килограммы придавали ему мощи, но отнимали выносливость. «Думаю, я похудел на 7 кг. Изменил свои привычки в еде. Перестал пить колу», – говорил он ещё в «Эдмонтоне». «Тяжело ли было поддерживать форму во время карантина? Не выходил на лёд месяца четыре. Конечно, был лишний вес, он очень легко набирается. Мне не нужно даже открывать бутылку пива – если просто посмотрю на неё, то поправлюсь на килограмм», – говорил он уже в «Салавате».
«Проблемы с лишним весом постоянно были. Он не всегда был в хорошей форме. Когда был в форме, то да, безусловно, к нему не было вопросов. Но он не всегда следил за собой. Всегда тяжело, когда не знаешь, чего ждать от хоккеиста. Ты знаешь, что он очень талантливый, может один решить. Но он может и на месяц пропасть. В смысле он вроде в команде, но его нет. Я с агентом его много разговаривал на тему, что он не играл на свои деньги в один период. Но тут опять возвращаемся к стабильности. Почему Голдобин нестабильный – непонятно. А с Хартикайненом все причины на поверхности. И это больше всего раздражало. Ты видел, что у человека высокий потенциал, за счёт которого он мог играть значительно лучше. Но он приезжал после лета, охота, рыбалки, и его ещё в чувство приходилось приводить. Другой вопрос, что, когда он сам хотел, то очень быстро форму набирал. Но, с моей точки зрения, он не совсем профессионально к себе относился», – отмечает Вайсфельд.
Другие негативные качества Теему выделить было сложно. А ещё он подкупал своей непосредственностью и всегда оставался нетипичной, очень скромной звездой, которая даже почти не даёт интервью. Едва ли не всё, что мы знаем о увлечениях финна – это его любовь к рыбалке и охоте. Так он часто выкладывал и выкладывает в соцсетях фотографии с новым уловом или дичью. Во время игры за «Салават» он даже тролил соперников – публиковал убитую лису, когда выбил «Металлург», а затем убитого лося после победы в серии с «Автомобилистом».
Как уходил Хартикайнен
На пик формы Теему вышел в 2020 году. В шести матчах серии плей-офф с «Авангардом» он забил пять голов, а тот «Салават» с ещё и пиковым Умарком всерьёз претендовал на чемпионство. Но случилась пандемия коронавируса, из-за которой КХЛ решила приостановить, а затем и вовсе не доигрывать сезон. Впрочем, и сам Хартикайнен с другими легионерами просил лигу об этом. Несмотря на хорошее кубковое выступление, в межсезонье в «Салавате» заменили главного тренера Николая Цулыгина на финна Томи Ламсу. Тогда же клуб покинул и Умарк. «Я буду действительно скучать по одному из моих лучших друзей и величайшему хоккеисту, с которым я когда-либо играл», – говорил Хартикайнен о партнёре.
Сам же Теему получил ключи от команды и за новый регулярный чемпионат набрал 64 (28+36) очка, проиграв в голосовании за MVP лишь Шипачёву. Но тот «Салават» был слишком зависим от игры финской тройки, в которую также входили Маркус Гранлунд и Саккари Маннинен. В итоге во втором раунде «Ак Барс» визуально очень спокойно прикрыл Хартикайнена, который из-за слишком большого количества времени, проведённого, на льду выглядел измотанным, а «Салават» отлетел 0–4.
А после проявилась та самая нестабильность Теему. Следом за лучшим регулярным чемпионатом он провёл худший, набрав в 41 матче лишь 24 (13+11) очкка и выглядел тенью себя прошлого. «Да, сейчас моя игра идет не так, как прежде. Бессонными ночами я пытаюсь понять, что не получается. Думаю, что это больше ментальная проблема», – сокрушался сам форвард, который находил причину спада в заболевании коронавирусом и рождении ребёнка. Отдушиной для него тогда явно стала Олимпиад, на которую он поехал благодаря отсутствию на турнире игроков НХЛ. В Пекине форвард преобразился, набрал 7 (2+5) очков за шесть матчей и забрал историческое для Финляндии «золото». А весной он ещё и выиграл чемпионат мира.
После Олимпиады уфимские болельщики задавались вопросом – в какой форме подойдут к плей-офф КХЛ ключевые игроки команды. Ведь с Теему на Игры поехали и Гранлунд с Манниненым. Но после 24 февраля вопросы отпали сами собой. Хартикайнен не выдержал общественного давления в своей стране, сыграл лишь в одном матче серии с «Сибирью» и в марте уехал из России, разорвав контракт с клубом. Как и все другие легионеры «Салавата», обескровившие команду на решающем этапе. «Я не хотел бы много и долго обсуждать причины, но я хотел бы поблагодарить каждого в Уфе. Тех, кто поддерживал меня на протяжении всех этих лет. Хочу сказать спасибо клубу, всем, кто стоит за нами. Игрокам, всем, кто помогал делать нам нашу работу. «Салават Юлаев» – это отличная организация. И то, что клуб позволяет нам уйти - достойный поступок. Надеюсь, ситуация в мире станет лучше, и мы снова с вами увидимся», – прощался с болельщиками финн.
О последнем дне Хартикайнена в Уфе для «БИЗНЕС Online» вспомнил бывший глава пресс-службы «Салавата» Руслан Ахмедьянов:
«В день отъезда я сопровождал его, у Харти была запланирована встреча, прощальное заявление для болельщиков. Теему старался держаться, но было заметно, что ему очень нелегко. Сразу было видно, что он и его семья находятся под невероятным давлением. Он ничего не говорил, просто повторял, что очень переживает: за семью, за свой внезапный отъезд, за команду. Мне кажется, что меньше всего на свете он хотел бросать клуб и город, которые ему стали родными. За столько лет в Уфе он «обрусел/обашкирился», овладел русским языком, полностью ассимилировался. У Харти – отличный дружелюбный интерфейс. Работать с ним было очень комфортно, да и вообще он отличный парень. Боже упаси, никакой звездной болезни, заносчивости или нетерпения никогда не было.
У нас сложились доверительные отношения. Пока ехали в машине говорили на какие угодно темы, только не хоккейные. Вспоминали разные истории. Как например снимали документальный фильм, что-то вроде «Диалогов о рыбалке». Мы провели весь день на реке Белой, пытаясь снять, как великолепный на самом деле рыбак Хартикайнен выловит что-то значительное.
У нас состоялся примерно такой диалог:
– Ты помнишь как мы снимали передачу о рыбалке, где всё пошло наперекосяк?
– Мы не поймали ни одной рыбы! Ноль!
– О, Харти, это был знак!
– (смеется) Я не верю в знаки…».
Где Хартикайнен играет сейчас
После России Теему мог вернуться финскую «Калпу», в которой он ещё и миноритарный владелец. Но в 32 года возник вариант поинтереснее – швейцарская «Женева-Серветт». Там и чемпионат сильнее, и денег платят больше, и можно воссоединиться с Умарком. Это уже третий клуб, в котором финн и швед играют вместе, они одновременно начинали ещё в «Эдмонтоне». И, если в России Харти так и не поднял Кубок Гагарина, то в Швейцарии он сразу стал чемпионом, ещё и впервые в истории клуба. В 48 матчах регулярного чемпионата он набрал 43 (28+15) очка, а в 18 матчах плей-офф –12 (8+4) очков. После Теему выкладывал в соцсетях фотографии с Умарком, а также присоединившимся к нему в Швейцарии соотечественниками Валлттери Филиппулой и Сами Ватаненом, на которых хоккеисты радостно раскуривают победные сигары.
Выделился Харти и за сборную. Финляндия на этот раз даже не стала медалистом ЧМ, но в матче Евротура в декабре Теему исполнил изумительный буллит – сначала одной рукой провёл шайбу за спиной, а после с оттяжкой отправил её в ворота. Само видео буллита завирусилось в сети настолько, что о финне даже вспомнили в Америке, спустя 10 лет после его ухода. «Излишне говорить, что многие поклонники «Эдмонтона» потрясены, услышав об имени из прошлого. И они, безусловно, удивлены, увидев, что имя Хартикайнена связано с таким безумным приемом в серии буллитов – приемом, о котором очень немногие фанаты знали, что он есть у него арсенале», – написали в TheHockeyWriters.
Но нельзя не отметить, что жизнь после «Салавата» для Теему стала куда спокойнее. Ведь и давления стало меньше. Теперь он ещё чаще стал выкладывать фото с охоты или рыбалки, а также заговорил об экологии. «Я заметил, как нагрелась вода в водоемах, где я проводил много времени. Речные пороги в Финляндии закрывают для рыбалки уже в середине лета, когда температура воды поднимается выше 20 градусов. Это невероятно! Я также заметил, как вода стала уходить в озёра с полей и болот. Чистые озера начинают темнеть. У меня в голове постоянно крутится мысль о том, каково здесь моим детям, внукам и так далее», – говорил хоккеист.
Также спустя год после отъезда Харти, избегавший до этого подобных тем, всё же заговорил о политике. «В России много людей, которые не принимают то, что происходит в данный момент. Нельзя клеймить всех россиян за решения одного человека. По крайней мере, мне, как человеку, проведшему годы в этой стране, трудно обвинять каждого русского. Например, мои бывшие товарищи по игре не имеют никакого отношения к [конфликту]. Это не их решение. У меня там всё ещё есть друзья, с которыми я поддерживаю связь. Скажем так, если бы я находился в условиях их ограничений, то не стал бы высказывать свое мнение. Конечно, это личное решение каждого, но страх, безусловно, играет определенную роль», – спорно высказался Теему.
В начале прошлого сезона генеральный директор «Салавата» Ринат Баширов даже допустил, что финские легионеры могут вернуться в клуб при первом удобном случае. Но сейчас в это уже совсем не верится.