Скандал в Лиге наций: лидеров сборной Ирана и главного тренера не пустили в США

Им не дали визы из-за причастности к армейскому клубу.

Волейболисты сборной Ирана начали третью игровую неделю Лиги наций в Анахайме с поражения от сборной Франции (0:3). У них оставались шансы на выход в «Финал восьми», но теперь они приближаются к нулю, поскольку на этап в США не смогли поехать лучший бомбардир команды Амин Исмаилнежад, основной связующий Тахер Вади и либеро Арман Салехи. Им не выдали американские визы. Как и главному тренеру Бехрузу Атаю, но он ещё не получил отказ и находится в режиме ожидания. Иранцы уже подали протест в международную федерацию волейбола (ФИВБ), которая приняла меры.

Амин Исмаилнежад / фото (здесь и далее): volleyballworld.com

Визы не дали игрокам и тренерам с армейским прошлым

Дипломатические отношения между США и Ираном были разорваны ещё в 1980 году после захвата сотрудников американского посольства в Тегеране. С тех пор американцы постоянно выражали беспокойство иранской ядерной программой и нарушением этой страной прав человека. Иранцы же десятилетиями живут под санкциями и возмущаются агрессивной политикой американцев в Персидском заливе, которую бывший президент страны Хасан Рухани в 2015 году назвал террористической.

Несмотря на напряженные отношения между странами, они регулярно встречаются на спортивных аренах. И многие годы обходилось без эксцессов. Пока в этом году календарь Лиги наций не отправил сборную Ирана на этап в Калифорнию.

Иранцы подали документы в американское посольство в Анкаре. Три игрока – Исмаилнежад, Вади и Салехи – сразу получили отказ. В Иране связывают это с тем, что все волейболисты в разное время проходили службу, играя за армейский клуб «Пас Горган» – аналог российского ЦСКА. Вероятно, клуб находится в санкционном списке США, поэтому его игроки автоматически попадают в чёрный список. Кстати, 30 лет назад за этот клуб выступал и тренер иранцев Атай.

Потеря Исмаилнежада – пожалуй, самая существенная для команды среди игроков. Лучший бомбардир сборной Ирана набирает в среднем 14,8 очка за игру при 49% реализации атак. В это межсезонье 25-летнего мощного диагонального подписала итальянская «Верона» – на замену Максиму Сапожкову, перешедшему в «Модену».

Помимо этих трёх игроков, проблемы с визами возникли и у многих других представителей сборной Ирана. Буквально в понедельник одобрения на получение визы получили Мохаммад Вализадех и Шахруз Хомаюнфарманеш. Вализадех позарез нужен был Ирану. Если бы он не получил разрешение на въезд в США, команде пришлось бы играть четыре матча с двумя центрами. Естественно, иранцам пришлось подключать игроков резерва. Как назло травмировался доигровщик Мейсам Салехи, а Милад Эбадипур тренируется всего неделю. Изначально планировалось, что он пропустит Лигу наций, поэтому на него даже не оформляли документы.

Рейтинг Ирана заморозят

Главный тренер иранцев Атай, его помощник Махмуд Афшардуст, аналитик Хоссейн Хуриани по-прежнему находятся в Анкаре, ожидая, что им всё-таки выдадут визы. А вот врач, физиотерапевт и массажист получили отказ и уже вернулись на родину. Иранцы экстренно ищут специалистов-соотечественников в США.

Бехруз Атай

Иранцы набрали 14 игроков, которые после 11-часового перелёта оказались в Лос-Анджелесе, откуда час ехали на автобусе до Анахайма. Атай уже пропустил сегодняшний стартовый матч игровой недели с Францией (0:3). Он продолжает руководить командой дистанционно, а на месте игрой рулит его помощник Алиреза Толокян. Впереди у персов матчи с Болгарией, Аргентиной и Кубой. За две предыдущие игровые недели иранцы выиграли всего два из восьми матчей у аутсайдеров  – Китая (3:1) и Германии (3:0). Иранцы поборолись с Польшей (2:3) и Нидерландами (2:3), а вот Японии, Словении, Италии и США проиграли «всухую». Команда и до нынешних трудностей играла неважно, а теперь шансов на выход в «Финал восьми» почти нет.

«Атай отдаёт нам распоряжения, а мы их выполняем. Отсутствие главного тренера, безусловно, вредит команде. Тем не менее, сборная Ирана должна выходить на площадку и биться. У нас нет лидеров Амина и Вади, но это шанс для молодых игроков. Надеюсь, они им воспользуются и мы достигнем наших целей, а Атай и другие члены тренерского штаба скоро присоединятся к команде», – сказал Толокян.

«У нас на скамейке всего два тренера. Я никогда раньше не слышал, чтобы главному тренеру или игроку не давали визу на турнир. В такой ситуации нам очень непросто», – отметил экс-доигровщик «Урала» Амирхоссейн Эсфандиар.

Тахер Вади

Иранцы, разумеется, возмущены происходящим. Они предполагали, что могут возникнуть проблемы с визами, однако в американской федерации волейбола их заверили, что посодействуют в оформлении документов. Не помогли. В этой ситуации иранская сторона подала протест в международную федерацию волейбола, поскольку по регламенту каждый участник Лиги наций должен иметь возможность без проблем въехать в страну, где проводятся игры.

В ФИВБ рассмотрели протест и нашли компромисс. Учитывая явное ослабление команды по вине принимающей стороны, рейтинг Ирана на ближайшую неделю будет заморожен. Результаты будут влиять только на положение команды в турнирной таблице Лиги наций. Беспокойство иранцев за рейтинг понятно – он имеет важнейшее значение при доборе команд на олимпийский турнир в Париже. Сейчас Иран занимает 11-е место в мировом рейтинге. По ходу Лиги наций рейтинг команды упал на 25,74 пунктов. Самыми тяжеловесными стали поражения от Японии (– 9,45) и Словении (– 9,34).

Отметим, что всех проблем с Ираном легко можно было избежать, отправив команду играть на Филиппины. Но международная федерация волейбола не просчитала все риски. Видимо, поняв свою ошибку, организация пошла навстречу иранцам с их рейтингом.

В Нидерландах были стычки между иранскими болельщиками

Во время второй игровой недели со сборной Ирана тоже были проблемы. А точнее с его болельщиками, которые пришли на матчи в Роттердаме и решили использовать волейбол для демонстрации своих политических взглядов. Об этой истории подробно рассказала двукратный серебряный призёр Олимпиады в составе сборной России Елизавета Брахт-Тищенко, которая работала на этапе в Нидерландах техническим делегатом ФИВБ. По её словам, организаторы заранее были предупреждены посольством Ирана о возможных провокациях со стороны различных политических сил, протестующих против правительства.

«Первый матч с участием Ирана (против Германии) – и на трибунах появляются болельщики с политическими плакатами, требующие освободить жертв политических репрессий, дать права женщинам и так далее. У одних болельщиков современный флаг Ирана, у других – с изображением льва, который использовался до исламский революции в 1979 году и обозначает монархию. Во время матча США – Иран между иранскими болельщиками начинают происходить перепалки. Вмешивается служба безопасности и за пределами арены появляется полиция», – написала Тищенко на своей странице «ВКонтакте».

Протестующие купили билеты напротив телевизионных камер, зная, что матч будет транслироваться в Иране. Из Тегерана попросили немедленно убрать флаги и политические плакаты из трансляции. Как организаторы вышли из этой ситуации? Брахт-Тищенко разобрала кейс.

«При покупке билета на арену зритель автоматически соглашается с правилами и условиями. Так вот, там написано, что использовать арену в качестве платформы для митингов и демонстраций запрещено. На этом основании служба безопасности легко решила вопрос с транспарантами и футболками с лозунгами. Зрителей вежливо попросили всё убрать или снять. В противном случае их бы вывели из зала.

Оставалась проблема флагов, которые являлись раздражителями для обеих иранских групп, не разделяющих политические взгляды. С точки зрения закона не было никаких оснований забирать эти флаги или запрещать. Я попросила ТВ-директора избегать показы любых флагов и тем более каких-либо конфликтов между болельщиками. Стычки, перепалки всё же были. Служба безопасности вела себя очень корректно, но конфликт перешел за пределы арены после матчи, где всех участников уже поджидала полиция», – рассказала Елизавета.

Елизавета Брахт-Тищенко

На следующий день проходили два матча: Польша – Италия и Иран – Нидерланды. Билеты на них продавались отдельно. На первом матче трибуны окрасились в красно-белые цвета из-за огромного количества польских флагов. А вот на второй матч было запрещено проносить любые флаги.

«Ни флаги Ирана, ни флаги Нидерландов. Это было беспрецедентное решение. Зрители, купившие билеты на этот матч, были предупреждены об этом за 24 часа до игры через эсэмэс. Зал был битком набит, но без единого флага... Атмосфера была потрясающей. У людей забрали символ, через который они себя соотносили с каком-либо лагерем. И их всех объединила любовь к волейболу. Глядя на публику, было трудно сказать кто иранец-оппозиционер, кто поддерживает правительство, а кто местный житель. Все иранцы поддерживали свою сборную. Тем не менее, такие случаи нужно обязательно иметь ввиду и предвидеть. Конфликтов в мире много и всегда будут попытки использовать спортивное мероприятие для привлечения внимания к политическим проблемам», – написала Брахт-Тищенко в социальной сети.

Алмаз Хаиров