Интервью с Мирлиндом Даку.
Мирлинд Даку стал одним из самых интересных приобретений «Рубина» в межсезонье: косовский нападающий с албанским паспортом выступал в чемпионате Словении. С момента приезда албанца в Казань не прошёл и месяц, однако за этот короткий отрезок нападающий громко заявил о себе. В контрольных матчах Даку удивил всех нестандартными действиями: сыграл в подыгрыше пяткой и дважды попытался пробить через себя. Оно и неслучайно: один из кумиров Мирлинда – шведская звезда футбола Златан Ибрагимович. А в игре с «Локомотивом» Даку отметился голом и результативной передачей.
В интервью «БИЗНЕС Online» новичок «Рубина» рассказал о непростом детстве, готовности выйти в качестве голкипера и выборе Казани как мусульманской столицы России, где ему точно не предложат свинину.
«Из всех предложений, которые у меня были, рубиновское оказалось лучшим»
– Мирлинд, когда на вас впервые вышел «Рубин» с предложением?
– Я не могу назвать точной даты, но это произошло примерно месяц назад. Мой агент сообщил, что у нас появилась возможность перейти в «Рубин». К тому моменту я уже думал о том, что пора делать новый шаг в карьере. Поэтому это предложение меня заинтересовало. Я уверен, что смогу прогрессировать в Казани.
– У вас были другие предложения?
– Были, однако я остановился на Казани. Знаю, что российский чемпионат – один из сильнейших в Европе, если мы опустим ведущую пятёрку (Бундеслигу, АПЛ, Лигу 1, Серию А и Ла Лигу – ред.). РПЛ – это прекрасная лига, которая может послужить трамплином для перехода в более сильные чемпионаты.
– Когда вы узнали об интересе «Рубина», что вы знали о команде и клубе в целом?
– Если быть честным, то не так много. Знал, что «Рубин» раньше часто выступал в еврокубках и показывал хорошие результаты. Я сразу начал изучать клуб. Тогда узнал много хороших вещей о «Рубине».
– Вы долго думали перед переходом?
– Нет, я согласился почти сразу. Я был готов к новому вызову, поэтому много времени на размышление не понадобилось. Я посоветовался со своей семьёй и агентом, мы обсудили возможность того, что я перееду в клуб более высокого уровня. Тогда мы все вместе пришли к одному выводу: из всех предложений, которые у меня были, рубиновское оказалось лучшим.
– Советовались ли вы перед переходом с бывшими игроками клуба или другими игроками РПЛ?
– Конечно, такое тоже было. Мой агент занимался многими переходами игроков из Албании в российский чемпионат. После переезда в новую лигу у них получилась отличная карьера. С ними я и разговаривал, все они хорошо отзывались о российском чемпионате.
– Эти игроки – ваши друзья?
– Да, так тоже можно сказать. Например, Бернард Бериша из «Ахмата». Мы постоянно с ним общаемся, выступали за одну национальную сборную. Он тоже дал мне дельный совет о российском чемпионате и о футболе в России в целом.
– Когда вы впервые поговорили с Рашидом Рахимовым?
– Это случилось ещё до момента моего перехода в «Рубин», примерно полтора-два месяца назад. Обычная беседа, всё прошло нормально. Он рассказал об РПЛ, назвал задачи команды на следующий сезон.
«Готов выйти за «Рубин» хоть вратарём»
– Вы играете на позиции центрального нападающего. Как вам удобнее играть: в паре с кем-то или одному?
– Для меня главное – это играть, а как и с кем, не имеет большого значения. Все эти вопросы решает тренер, а я готов принять любые его требования. Главное – помочь клубу показать необходимый результат. Я даже готов выйти вратарём, если это будет нужно.
– В прошлом сезоне вы забили 22 гола. В вашей карьере это был лучший сезон?
– Нет, не могу так сказать, потому что до этого тоже проводил хорошие сезоны. Однажды в чемпионате Косово я забил 31 гол, тогда я побил рекорд лиги по количеству голов за один сезон. Но отмечу, что прошлый сезон тоже сложился для меня хорошо. Да, были сложные моменты, но мне удалось продемонстрировать хорошую статистику.
– В футболе есть забивные нападающие, а есть и те, кто больше действует в подыгрыше. Какой из этих типов ближе вам?
– Скорее, я могу совмещать эти две роли. Для меня важно быть в связке со всеми. Так легче и тебе, и команде. Это я пытался показать в своих предыдущих матчах.
– Сколько голов вам надо забить в этом сезоне, чтобы вы остались довольны?
– Столько, сколько я могу. Самое главное – быть в хорошей форме. Что касается голов, то об этом пока говорить рано. Спросите у меня об этом месяцев через шесть, тогда я и смогу ответить на ваш вопрос.
Ибрагимович любит слишком много говорить до наступления чего-то, определять для себя большие задачи. А я предпочитаю сначала сделать, а потом об этом говорить. Но я всегда буду выкладываться на 100 процентов. Личная статистика – это очень важно, но самое главное – это командные достижения. Нужно с уважением относиться ко всем людям «Рубина», начиная от президента и заканчивая рядовым сотрудником.
«Мои близкие будут поддерживать меня, где бы я ни был и куда бы не перешёл»
– Вы решили сами не выбирать игровой номер, а предоставили это право болельщикам «Рубина». Почему?
– Мой любимый номер, под которым я играл всю карьеру, оказался занят. Остальные номера для меня не столь принципиальны. Тогда наша медиаслужба предложила мне идею, чтобы фанаты выбрали мой игровой номер. Они сказали, что это интересный кейс. Я на это ответил согласием.
– Почему среди вариантов – 35, 44 и 98?
– 98 – это две последние цифры моей даты рождения. 35 я выбрал, потому что он был свободен. 44 – просто красивое число.
– Вы в Казани находитесь почти две недели. Успели прогуляться по городу?
– Я выходил в город, но это заняло не так много времени. Другой момент – моя презентация в качестве новичка «Рубина». Ребята из медиаслужбы провели меня по главным локациям города. Всё, что я увидел, мне очень понравилось, город очень красивый.
– Вы живёте на базе?
– Пока да. В первую очередь, мне нужно решить организационные вопросы, найти машину. Но я с лёгкостью мог бы остаться жить и на базе, здесь есть всё от А до Я.
– Вы дебютировали за «Рубин» в контрольной встрече на следующий день после подписания контракта. Физически тяжело было сразу попасть в игру?
– Да, это был тяжёлый день для меня. Все эти перелёты оказались непростыми. Для спортсмена нормально чувствовать небольшой стресс, когда он меняет команду, и тем более уезжает в другой чемпионат. Всегда хочется своими глазами увидеть всё новое, что будет в новом городе и клубе. Поэтому первые дни для любого футболиста могут стать тяжёлыми не только со стороны «физики», но и со стороны психологии. Я в этом плане не стал исключением: почувствовал как физическое, так и психологическое утомление (интервью было записано до первого матча «Рубина» в чемпионате с «Локомотивом» – ред.).
– Вы всю карьеру провели на Балканах, а сейчас впервые выехали на новые территории. Наверно, причина и в этом...
– В том числе да, но ещё раз повторюсь: очень непросто мне дались перелёты. Сначала я слетал в Хорватию, где я начал предсезонную подготовку с «Осиеком». Затем мне нужно было решить вопрос с паспортом – приходилось много перемещаться, ездить куда-то. Потом я вернулся в расположение «Осиека», следом съездил домой, оформил визу и вылетел в Россию.
– Что сказали ваши друзья и семья, когда узнали, что вы переедете в «Рубин»?
– У них давно сложилось единое мнение: они меня будут поддерживать, где бы я ни был и куда бы не перешёл. Семья и друзья знают, что я всегда сконцентрирован на футболе и, если я еду куда-то, то всё это исключительно в спортивных интересах.
– Они поддержат вас, если вы решите уехать в экзотический чемпионат, скажем, Австралии?
– Конечно. Однако это может быть непросто для самого игрока: всё-таки ты очень далеко от дома. Если семья и друзья будут видеть, что я жив и здоров, что у меня всё получается в футболе, то они только будут рады. И нет разницы, где я в это время буду пребывать.
«Тотти и Ибрагимович – кумиры моего детства»
– Где вы начинали играть в футбол?
– Как и все дети, я начинал играть на улице. Делали мы это вместе с друзьями. После этого я пошёл в секцию и начал заниматься в команде. Затем пошли школы, молодёжные академии и шаг за шагом я двигался навстречу профессиональной карьере. Местами было непросто, приходилось проделывать тяжёлый путь.
– Была ли у вас возможность стать не футболистом, а кем-то другим?
– В 18 лет я был готов закончить с футболом. В некоторых моих командах у меня были скромные финансовые условия. А в тот момент в нашей семье было непросто с деньгами, на футбол тоже уходили определённые суммы. Однако просить деньги у отца я стеснялся. Это были непростые времена, но, слава Богу, что они закончились благополучно. Мы все вместе справились с этой ситуацией.
– Кто в вашем детстве был вашим кумиром?
– Когда я только начинал играть, то это был Франческо Тотти. Я смотрел матчи с его участием, он привил мне любовь к футболу. Когда я стал старше, то футболистов, за чьей игрой я пристально наблюдал, было больше. Например, Златан Ибрагимович.
– В матче против «Крыльев» вы дважды попробовали ударить через себя, как раз в его стиле.
– Конечно, такое было, он один из моих любимых игроков. У Ибрагимовича потрясающий характер. Также я пытаюсь делать те вещи, которые он исполняет на поле. Я восхищаюсь его манерой игры.
«Люблю в повседневной жизни носить баскетбольную одежду»
– Вы очень высокий (рост игрока – 192 см – ред.). В детстве вы не играли в защите или вратарём?
– Я играл везде. Были случаи, когда у нас не было голкипера и приходилось выполнять роль вратаря именно мне. Если кого-то не хватало на той или иной позиции, то туда ставили меня. Иногда это было связано с непростым финансовым положением в семье: когда в какой-то команде не хватало игрока на определённую позицию, то звали меня, и я его подменял. Также в молодёжных командах я почти всегда был капитаном. Всегда понимал, что я должен помогать партнёрам и по возможности подменял их, когда они не могли прийти на игру. Это была моя ниша.
– С вашим ростом вы, наверное, могли бы играть в баскетбол, который так популярен на Балканах. В детстве вы видели себя баскетболистом?
– Нет, думал только о футболе. Я играю в баскетбол и волейбол, но это моё хобби. Ещё у нас популярен гандбол, но плохо в него играю, так как не знаю правил.
– Но баскетбол вы любите?
– Да, конечно.
– Вы прилетели в Казань в джерси «Нью-Йорк Никс». Болеете за них?
– Нет, дело немного не в этом. Просто мне нравится баскетбольная одежда, она здорово смотрится в повседневной жизни.
– Вы смотрите матчи НБА?
– Да, бывает, но не так часто. Игры проходят поздно ночью, я не могу вставать ради них в 03:00 или 04:00 утра. Но утром я могу посмотреть хайлайты.
– Судя по вашим соцсетям вы болельщик «Манчестер Юнайтед». Часто смотреть его матчи?
– Если у меня есть время, то я смотрю каждый их матч. Но я в целом смотрю много игр в исполнении других команд, однако, встречи с участием «Манчестер Юнайтед» у меня вызывают особые чувства.
– У вас есть любимые игроки из клуба?
– Из тех, кто завершил карьеру, – Уэйн Руни. Он мог делать всё. Также мне очень нравятся игроки, которые выкладываются по полной во благо команды. Руни – один из таких.
– «Манчестер Сити» – ваш нелюбимый клуб?
– Нет, это совсем не так. Каждый клуб из АПЛ, будь то главные соперники «Юнайтед» – «Ливерпуль» и «Манчестер Сити», – я уважаю. Люблю английский футбол и в моём списке нет команд-антагонистов, матчи которых я не смотрю.
«В Казани у меня не будет проблем с халяльной едой»
– Вы родились в Гжилани. Чем примечательно это место?
– Это не такой большой город, как Казань. Но это моя родина. Я бы не променял его на любое другое, даже, если это будет Париж. Большая часть моих приятных воспоминаний из жизни как-то связано с Гжилани. Например, там я начинал мою футбольную карьеру.
– Как часто бываете в Гжилани?
– Всегда, когда у меня есть свободное для этого время. Например, у нас было межсезонье, я сразу же отправился в Гжилани. Большую часть времени я провожу там.
– Ваша семья тоже живёт в Гжилани?
– Да, это так.
– В предыдущих интервью вы признавались, что не едите определённую пищу из-за религиозных соображений…
– Да. Знаю, что Казань – один из самых мультикультурных городов России. Здесь много мусульман, я тоже мусульманин. Это важно для меня, потому что в городах, где я играл ранее, мне часто предлагали блюда со свининой. Конечно, проблем с этим не было: я просто просил заменить свинину на курицу. Но здесь такого не будет.
– То есть отношение к традициям разных религий в Казани тоже сыграло свою роль при переходе?
– Конечно. Тут у меня не будет проблем с едой.
– Вы держите пост Рамадан?
– Да. Для спортсменов это совсем непросто. Ничего не могу пообещать насчёт следующего поста: если получится его держать, то я так и сделаю. Всё будет зависеть от моих сил.
– Вы знаете английский, албанский и словенский языки. Но что насчёт русского?
– Постепенно я начну учить русский и постараюсь заговорить. Хочу это сделать для того, чтобы проявить уважение к стране и к людям, которые здесь есть. Если я буду говорить по-русски, то мне будет легче играть.
– Ваш родной язык схож с русским?
– Нет, это совершенно два разных языка. Они входят в разные языковые группы. Многие думают, что албанский похож на сербский, но это не так.
– У вас есть татуировки: по одной на трицепсах и одна выше колена. Можете рассказать о них?
– Одна из них – это историческое название Албании. Другая посвящена моей кузине, с которой случилась трагедия. Мы проводили много времени вместе, поэтому одна из татуировок посвящена ей. Ещё одна татуировка – это имя моей девушки.
– Но не вашей жены?
– Нет… Пока нет (улыбается).
– Болельщики казанской команды задавались вопросом: куда правильно ставить ударение в вашей фамилии.
– Правильный вариант будет с ударением на первый слог – Да́ку.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Мирлинд ДАКУ
Амплуа: нападающий
Дата рождения: 1 января 1998 года
Место рождения: Гжилан
Карьера: «Хайвалия» (Косово) – 2017; «Лапи» (Косово) – 2017/18; «Осиек II» (Хорватия) – 2018–2021; «Кукеси» (Албания) – 2019/20; «Балкани» (Косово) – 2020/21; «Осиек» – 2021–2023; «Мура» (Словения) – 2022/2023; «Рубин» – 2023 – н.в.