Мухамадуллин приехал из США, а Баширов процитировал стихи Салавата Юлаева.
Сегодня в «Уфа-Арене» состоялась церемония прощания с Родионом Амировым. Хоккеисту и воспитаннику «Салавата Юлаева» был всего 21 год. Он скончался от онкологического заболевания, с которым боролся полтора года.
Раскупленные цветы и «Аве Мария»
Прощание с Амировым в Уфе выпало на утро понедельника. Сложно назвать, сколько именно человек пришло попрощаться с рано ушедшим от нас талантливым хоккеистом, подумать о чём-то своём и прослезиться. Многие, в последний раз увидев Родиона, уходили на работу или по другим делам. Одни сменялись другими. По приблизительным оценкам, арену посетило 4 - 5 тысяч человек.
Уже за полчаса до начала церемонии прощания у входа скопилась большая очередь.
Многие после выхода с остановки шли не сразу к арене, а сначала к цветочным магазинам. К слову, в ближайших магазинах гвоздики через пару часов быстро закончились. Оставались лишь розы. Во время церемонии сотрудник часто уносил со стола у гроба Родиона охапки цветов, оставляя место для новых. А у борта вблизи выстроился ряд из огромных похоронных венков.
Найти нужный вход в арену было нетрудно. Поверх нужного вывесили баннер с чёрно-белой фотографией Амирова и годами его жизни. Во время подхода к арене сложно было не заметить возводящиеся киоски и сцену, приуроченные к скорому фестивалю уфимских ресторанов. Несмотря ни на что, жизнь продолжается.
Лёд арены был растоплен и всё стало одним большим залом с трибунами. На сиденьях фанатской трибуны собрали номер 27, а выше сделали подпись: «Навсегда в наших сердцах». А напротив висело огромное фото Амирова, облокотившегося на стул, в рубашке и жилетке. Судя по всему, это было его выпускное фото. Трудно поверить, но школу он закончил всего четыре года назад. Посетители подходили к гробу с Родионом. На нём лежал зелёный флаг с логотипом «Салавата Юлаева». В это время на медиакубе показывали лучшие моменты в карьере Амирова – профессиональный дебют, лучшие голы, выступление за молодёжную сборную России и выбор на драфте НХЛ-2020.
На арене все говорили только вполголоса и шёпотом. В это время можно было услышать различные классическая произведения. Особенно запомнилась «Третья песня Эллен», более известная как «Аве Мария», Франца Шуберта. Здесь уместно вспомнить и о религиозности Родиона, которая помогала ему во время болезни. «Я верующий человек. Уверовал в Бога, когда был в Германии. Вера помогала не упасть, оставаться позитивным», – говорил Амиров уже больше года назад.
Слёзы, легенды «Салавата» и Хабиров
Стоит ли говорить, как много пришедших не могли сдержать слёз при прощании с Родионом? И речь, конечно, не только о женщинах и девушках. История Амирова – чрезвычайно талантливого хоккеиста, который стал символом нового «Салавата» и должен был стать звездой российского хоккея, если бы не катастрофическая несправедливость – способна растрогать любого.
Проститься с Родионом приехали многие команды системы «Салавата», в том числе юноши и игроки «Толпара». На профессиональном уровне Амиров больше всего матчей отыграл именно в МХЛ – 80. За это время он набрал 61 (30+31) очко.
После из Нефтекамска приехал «Торос». Родион быстро созрел для взрослого хоккея, поэтому в ВХЛ поиграл совсем немного – 17 матчей и 9 (3+6) очков.
Простились с Амировым и многие легенды «Салавата», которые ковали историю клуба, как это мог бы делать и Родион. Например, Венер Сафин.
Или уфимец Андрей Зубарев. С весны 2022 года защитник находится без клуба, но официально карьеру не завершал. Хотя после возложения цветов Родиону Зубарев привычно отправился в раздевалку команды, где располагались и ждали своего часа игроки «Салавата».
Не могла не прийти и легенда уфимского хоккея – Андрей Василевский-старший. Он пришёл вместе с женой. Его сын – звезда НХЛ Андрей Василевский – приехать из США не смог. Но присутствовал другой сын – защитник Алексей Василевский, который в это межсезонье вернулся в «Салават».
Но смог приехать Шакир Мухамадуллин. Они начинали с Амировым буквально вместе и в основе «Салавата» дебютировали в один день – почти 4 года назад. С нового сезона Шакир продолжит карьеру в НХЛ и будет исполнять мечту за двоих.
Это Владислав Картаев, прошедший через «Толпар» и суммарно отдавший «Салавату» шесть лет. В уфимском команде он играл как раз, когда в ней начинал Амиров. В это межсезонье Картаев покинул «Салават», но не мог не вернуться в «Уфа-Арену» по такому поводу.
Приехала и «Агидель». Одна из лучших хоккеисток команды Илона Маркова несколько минут общалась с агентом Амирова Дэном Мильштейном. Сам же Мильштейн, приехавший из США, ещё во время церемонии постоянно ходил по арене, общался и утешал гостей. Также он много говорил со своим клиентом – нынешней звездой «Салавата» Александром Хмелевским. «Когда в октябре 2022 года ему дали шесть месяцев, и они прошли, в апреле 2023‑го Родион сказал со смехом: «Ну что, эти канадские доктора ничего не знают. Вот я, здесь, живой – а они меня уже похоронили», – рассказывал Мильштейн.
Скоропостижная гибель Амирова – огромное и трагичное событие для всего мирового хоккея. Но, конечно, приехать, в силу обстоятельств, смогли не все, кто его когда-либо знал и поддерживал. Но их соседних регионов сделать это было куда проще. Так проститься с Родионом приехали игроки «Стальных лис» – молодёжки «Металлурга».
Не остались в стороне и футболисты «Уфы». Последние 10 лет футбольный клуб пытался конкурировать в республике за внимание о финансировании, но сейчас это не имеет никакого значения.
Политики тоже пришли. Это Константин Толкачёв – депутат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. Он возложил цветы и выразил соболезнования матери Родиона.
Пришёл и министр спорта Башкортостана Руслан Хабибов.
И, конечно, Радий Хабиров, последние полтора года выражавший поддержку хоккеисту. «Сегодня спортивный мир попрощался с Родионом. 21 год парню. Полтора года он бился до последнего с онкологией. Очень жаль. Формировался великий спортсмен и хоккеист современности. К сожалению, парня потеряли», – сказал глава Башкортостана.
«Самое важное и ценное – стать хорошим человеком»
Напоследок, под лёгкие аплодисменты публики, на арену вышли и хоккеисты «Салавата». Одногодок Амирова Данил Алалыкин еле сдерживал слёзы. Впрочем, это касалось не только его. «Родя запомнился мне весёлым, улыбчивым, позитивным, человеком, который, несмотря ни на что, всегда готов был прийти на помощь, выручить. Человек, который просто любил жить и ценил каждый момент своей прожитой жизни. Человек с большой буквы! Для меня он останется братом», – писал Алалыкин.
С поникшим лицом наблюдал за происходящим Григорий Панин. Капитану «Салавата» предстояла ещё и речь, которую он произносил с трудом, всхлипывая, с едва ли не потерянным голосом. «Очень тяжело здесь находиться и находить слова, какие-то комментарии. Все спрашивают, каким он был. Есть фотографии, где Родион улыбается. Я верю, что он сверху смотрит на нас. Надеюсь, что хоть мы и скорбим, на его лице улыбка. Верю, что он находится в лучшем месте. Несмотря на скорбь, думаю ему было бы приятно, что мы его помним», – сказал Панин.
Выступил с траурной речью и вице-президент КХЛ по развитию молодёжного хоккея Александр Гуськов. В Уфе он ещё и встретился со своим сыном – Матвеем Гуськовым, который в межсезонье перешёл в «Салават» и от которого в Уфе ждут многого. «От лица лиги хочу выразить соболезнования семье и близким. Мы скорбим всем хоккейным миром. Родион был отличным парнем и талантливым хоккеистом, также он был сильным человеком, который до конца боролся со страшной болезнью. Родион и его игра навсегда останутся в нашей памяти. Покойся с миром», – сказал Гуськов.
Постоянно ходил по арене и со всеми общался Ринат Баширов. Под конец церемонии генеральный директор «Салавата» сменил спортивный костюм на деловой тёмный и тоже произнёс трогательную речь, вспомнил строчки из стихов национального героя Башкирии Салавата Юлаева, в честь которого и назван хоккейный клуб. «Он был лучшим парнем на земле. Это большая трагедия для семьи, для клуба, для республики, для всей России. Это кровь и плоть нашего народа, наша гордость, наши надежды. Этот парень боролся до конца, как боролся на хоккейной площадке. Трудно найти слова, которые бы характеризовали наше горе, горе родителей. Наверное, оно только начнёт подступать. Хотел прочитать строки из стихотворения Салавата Юлаева, которые он написал в конце жизни, в ссылке. Там были такие строки: «Я не умер, башкиры». Сегодня мы все башкиры. Родион всегда с нами мы его будем помнить. Светлая тебе память. Хорошей тебе игры в небесной хоккейной лиге», – сказал Баширов.
Ещё более трогательными были слова отца Родиона – Руслана Амирова. И в его голосе чувствовалась дрожь. Порой, от эмоций, он становился тихим и еле различимым. Но – главное – отец рассказал, кем хотел быть его сын. Не только хорошим хоккеистом. «Я научился у него мужеству, стойкости, воле, силе, характеру. В свою сторону я ни разу не слышал слова жалости, всегда слова благодарности и поддержки в адрес родителей. Все были уверены, что он может побороть болезнь. Я благодарю Господа за этот 21 год, что он с был с нами. За каждый счастливый день. На днях смотрели его детские записи, перебирали бумаги. Детским почерком он в 10 лет написал такие строки – простые, но очень важные: «Стать лучшим хоккеистом мира, выиграть Олимпийские игры, Кубок Гагарина, Кубок Стэнли». И самое важное и ценное – стать хорошим человеком. Если вы пришли сюда, значит память о сыне живёт. Спасибо всем, что помогаете разделить горе», – сказал старший Амиров.
После все присутствующие образовали траурную колонну, которая сопроводила Амирова с арены до катафалка. Как только гроб с телом Родиона оказался на улице – пошёл лёгкий дождь. Большая редкость этим летом. Небо тоже плачет.
Родиона отвезли на его родину – в Ишимбайский район – где похоронили.