Задал вопрос Путину и добился строительства парка: как школьник поднял дрон-рейсинг в Татарстане

История Булата Нургалиева и необычного вида спорта.

В последнее время беспилотники стали как никогда актуальной темой в России: их хотят производить, пилотировать и внедрять в самые разные отрасли. Кратно увеличило внимание к этой сфере спецоперация, однако мир дронов не ограничивается только боевыми действиями. Совсем недавно напомнил об этом 14-летний казанец Булат Нургалиев, который стал самым молодым оператором БПЛА в России, выиграл 12 медалей на форуме «Архипелаг» и получил добро от Владимира Путина на строительство в Татарстане полигона для полётов.

О том, чем живёт мир дрон-рейсинга в стране и республике, узнал «БИЗНЕС Online».

Фото: kremlin.ru и «БИЗНЕС Online» / коллаж: «БИЗНЕС Online»

На что потратят триллион от Путина?

Если раньше коптер пользовался репутацией детской игрушки и съемочного аппарата, то теперь это наше всё. Беспилотник можно использовать при прокладке труб, обработке полей, тушении пожаров, строительстве и, конечно же, в боевых операциях на полях СВО.

Два факта об актуальности беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в 2023 году.

  • Триллион – столько президент РФ пообещал инвестировать в отрасль при удачном раскладе. Сделано это было в апреле на совещании с руководителями компаний-участников рынка БПЛА.
  • Миллион – а столько, по его словам, должно быть подготовлено специалистов в отрасли к 2030 году. Об этом Путин сказал уже 1 сентября на встрече с выдающимися школьниками, среди которых был и казанский оператор дронов (о нём позднее).

Прямо сейчас, понятное дело, Россия не готова к триллионам и миллионам – нужно развивать отрасль, привлекать к ней больше внимания, завлекать больше людей. Как этого добиться? Ответ этому должен дать вице-премьер РФ Андрей Белоусов: за ним в правительстве закреплена вся история с БПЛА.

Как сообщал Белоусов, сейчас ведётся работа над отдельным нацпроектом и через него беспилотная сфера будет получать финансирование, которого ранее никогда не видела. Заработать нацпроект должен в первой половине 2024 года. По нашей информации, у Татарстана уже есть договорённость с Белоусовым об участии в нацпроекте, средства планируется направить на научную и образовательную сферы.

Андрей Белоусов (слева) / фото: kremlin.ru
Прежде чем погрузиться в тему, договоримся о терминах. Беспилотники – сравнительно новая тема для широкой публики, так что называют их по-разному. Разберём самые популярные термины. БПЛА (беспилотная летательная авиация) – это общее название всех летательных аппаратов без пилота на борту. Дрон/беспилотник – это тоже аппарат без пилота на борту, но он может быть наземным, подводным и т.д. Каждый БПЛА – это беспилотник, но не каждый беспилотник – это БПЛА. Коптер/квадрокоптер – это разновидность дрона / беспилотника, которая передвигается по воздуху с помощью четырех пропеллеров. Ключевое – пропеллеры. Если их нет, значит, это уже не коптер.

Пока от государства поступают сигналы, что сфера БПЛА будет крайне востребована в ближайшее время, различные организации ищут способы, как хорошо «вписаться» в тему. И одними из первых, кто смог это сделать, оказались спортсмены.

Дроны – официальный вид спорта в России со своей лигой и федерацией

17 и 18 июня «Ак Барс Арену» было не узнать. На поле расположились диковинные надувные конструкции, а на скамейках, где во время футбольных матчей сидят тренеры и игроки, на сей раз были молодые люди с джойстиками и в очках. Посюду летали дроны, выкручивая кульбиты на высоченной скорости. Что же это было? Это был второй этап четвёртого сезона Гран-при Всероссийских соревнований по дрон-рейсингу.

Фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Постойте, дрон-рейсинг? Гран-при? И уже четвёртый сезон? Да, по дронам проводят соревнования, причём очень давно. Их разновидности разберём чуть позже, пока отметим лишь, что мировой лидер в этом сегменте – США. Для понимания американского масштаба: главная дрон-лига в Штатах MultiGP насчитывает 14 тыс. спортсменов (речь идёт о профи-пилотах) и с момента своего старта в 2015 году провела уже 10 тыс. соревнований.

И да, у дронов в России есть своя собственная лига – называется она Drone Sports Global. Под этим брендом провели уже 130 международных и Всероссийских соревнований, призовой фонд доходит до сотни тыс. рублей. Гран-при – главное соревнование лиги. Там есть два дивизиона (взрослый и юниорский) и 18 команд. Среди партнёров – спортивное общество «Трудовые резервы» (Москва), «Рособоронэкспорт» и ведущие предприятия России в сфере радиоэлектроники «Вектор» (Санкт-Петербург) и «Электросигнал» (Новосибирск). Есть в России и другие лиги, есть и частные турниры. Например, 20 августа Иннополис провёл свои гонки в ходе международной конференции по искусственному интеллекту.

И, да, дроны – это официальный вид спорта. Просто сделали это совсем недавно – 24 июля. Тогда министерство спорта РФ включило дрон-рейсинг во Всероссийский реестр видов спорта, то есть теперь можно формировать сборные, выплачивать зарплату и присваивать разряды.

Фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Также у дронов появилось своё представительство в виде федерации дрон-рейсинга РФ. Основана она в 2022 году. Её президент Илья Галаев – глава ФСО «Трудовые резервы» (поддерживается «Ростехом»), а председатель президиума Одес Байсултанов – замминстра спорта РФ. «Федерация даст большой толчок новым спортсменам, вид спорта сможет охватить в разы больше людей. В ближайшее время будут открыты региональные отделения», – сказал «БИЗНЕС Online» вице-президент федерации гонок дронов России Вадим Дзема

Особую ставку в Москве делают на Татарстан. По нашей информации, руководство республики дало минспорту РТ поручение запустить республиканскую федерацию дрон-рейсинга. Работа пока на начальном этапе. Также, как стало известно нам, Всероссийская федерация намерена открыть в Казани филиал своей дрон-академии. Она уже работает в Москве на базе десяти общеобразовательных школ и двух вузов – РЭУ им. Плеханова и Российского государственного гуманитарного университета. Дрон-рейсинг будет и в программе «Игр будущего», которые в 2024 году примет Казань.

«У вас второй регион по развитию дронов в России после Москвы», – обозначил Дзема нашему изданию позицию республики в мире дрон-рейсинга. И такого статуса Татарстан добился благодаря 14-летнему школьнику и чемпионату по рабочим профессиям. Как так получилось?

Церемония открытия чемпионата WorldSkills-2019 / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Дроны в Татарстане — наследие WorldSkills

После Универсиады-2013, водного мундиаля-2015 и чемпионата мира по футболу-2018 Казань готовилась принять в 2019-м очередное мировое событие – мировой чемпионат профессионального мастерства WorldSkills, который часто называют Олимпиадой рабочих рук. У турнира была обязательная программа, а ещё была выставочная под названием Future Skills – там организаторы хотели показать профессии будущего. Соревнования проводились на площадках WorldSkills, но не попадали в общий зачёт.

Одной из таких выставочных дисциплин была компетенция «Оператор БПЛА». Как вспомнил в интервью «БИЗНЕС Online» руководитель проекта WorldSkills Kazan 2019, а ныне директор центра развития профессиональных компетенций Эмиль Губайдуллин, она охватывала широкий спектр специализаций: техник, программист, инженер, пилот. Это не был классический дрон-рейсинг, соревнования также шли по радиоэлектронике, инженерному моделированию, робототехнике.

Эмиль Губайдуллин / фото: rais.tatarstan.ru

Включили БПЛА в программу турнира по настоянию COEX, «Коптер Экспресс», «Геоскан» (их офис расположен в Татарстане) и другие ведущие компании по производству и обслуживанию БПЛА. Проблемы у них были одинаковые: во-первых, отсутствие специалистов; во-вторых, отсутствие учебных заведений, которые выпускали бы этих специалистов. «Мы услышали этот запрос, — рассказал Губайдуллин, – и в рамках развития компетенций FutureSkills начали работу с учебными заведениями».

После WorldSkills пилотированию БПЛА стали обучать в учебных заведениях. Важно отметить, что Росавиация разделяет беспилотники на два вида – до 30 кг и после. Для «тяжёлых» дронов нужна полноценная лицензия пилота, как будто речь идёт о классическом самолёте. А вот за «лёгкий» может браться любой, кто сможет им управить. Наиболее популярный представитель этой весовой категории – коптер, так что пилотированию на нём стали обучать в Лаишевском технико-экономическом техникуме, лицее КАИ и Казанском техникуме информационных технологий и связи (КТИТС). На их же базе стали появляться спортивные команды.

В КТИТС тренером работает Марсель Нургалиев. Раньше он был известен как один из наиболее видных представителей дрон-движения в Татарстане, а с недавнего времени про него всё чаще вспоминают как о папе Булата Нургалиева.

Булат Нургалиев / фото: «БИЗНЕС Online»

Самый молодой пилот дронов в России

С виду Булат ничем не отличается от своих 14-летних сверстников. Ходит в школу, делает уроки, гуляет с друзьями. Вот только в 2023 году он выиграл все главные турниры в России по дрон-рейсингу, задал вопрос Владимиру Путину и запустил процесс строительства целого дрон-парка.

Пришёл в спорт Нургалиев с подачи своего папы. «Идея с дронами зародилась у меня давно, – рассказал нам Марсель Нургалиев. — Авиацией и моделированием я интересовался с самого детства. Сразу решил, что если мой сын увлечется полетами, то я обязательно познакомлю его с этим миром». Хотя Булат учится в казанской гимназии № 6, он тренируется в КТИТС и представляет сборную техникума на Всероссийских соревнованиях. Обыгрывать ребят старше его – обычное дело для пилота.

Булат выигрывал на фестивалях «Дронбиатлон» и «РостехДрон» и прилетел первым на завершающем этапе Гран-при России. А этим летом он добавил в коллекцию шесть золотых медалей «Архипелага-2023». Это форум для БПЛА, который организовали вице-премьер Белоусов и глава агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков (не путать с пресс-секретарём президента). К деловой и образовательной программе «Архипелага» добавили соревновательную среди дрон-пилотов. Булат стал лучшим в переносе груза весом 500 граммов, 1 кг, 3 кг, разработке и сборке ретранслятора, сборке дрона, сбросе снаряда на наземную мишень. Ещё он выиграл две серебряные и четыре бронзовые награды.

Кубки «Архипелага» / фото: rais.tatarstan.ru

С 12 медальными комплектами казанец стал самым титулованным пилотом «Архипелага». Также на форуме его удостили званием самого молодого оператора БПЛА в России. Если рассматривать татарстанский дрон-рейсинг в целом, взрослых звёзд у республики нет – они просто не успели вырасти на базе ссузов. Зато есть ряд юниоров, главный из которых – Булат.

Что Булат попросил у Путина

За эти заслуги Булат заслужил приглашение на встречу Путина с выдающимися школьниками России 1 сентября. Когда настала очередь Нургалиева задать вопрос президенту РФ, он сказал: «После введения ограничений стало проблематично летать на дронах и особенно тренироваться. Могли бы ли вы построить несколько коптер-парков по всей России, чтобы люди, как я, могли спокойно летать легально?».

Президент ответил: «В Татарстане руководители очень гибкие, мобильные, творческие – правда. Я знаю, они очень хорошо поддерживают все новейшие начинания. Думаю, что и там это можно будет сделать и наверняка сделают».

Уже после встречи Булат оказался в числе первых, кому удалось сделать совместное фото с президентом. «Булат смог пожать руку президенту, сфотографироваться, задать вопрос. Он в восторге. Говорит, что у него сейчас через одно рукопожатие связь со всеми мировыми лидерами», –  поделился впечатлениями Марсель.

Ну, а главный результат мероприятия – Нургалиев получил президентское добро на свою идею коптер-парков. О таком мечтает не только Булат, но и пилоты по всей России. Некое подобие парка есть только в Чертаново: там оборудовано несколько крытых и уличных площадок для нужд беспилотной авиации, летают как коптеры, так и крупные БПЛА, базируется сборная России по дрон-рейсингу.

Фото: kremlin.ru

Раньше в подобном объекте не было острой необходимости: летать можно было везде. Но ныне полёты на коптерах в Казани и многих других городах России запрещены, полноценно тренироваться невозможно. Поэтому Булат и выступил с такой просьбой. Интересно, что перед обращением к Путину Нургалиев уже получил одобрение своей идеи от Рустама Минниханова, когда тот принимал победителей «Архипелага». У президента РТ попросили площадку любых размеров, чтобы татарстанские пилоты могли свободно летать. Минниханов дал поручение заняться этим вопросом.

«Мы очень надеемся, что в республике будет создан коптер-парк. Туда свободно смогут приходить ребята с дронами, чтобы реализовать себя, познакомиться с летным сообществом, втянуться в него. Мы с этим делом уже немного отстали, потому что в Москве такой коптер-парк уже имеется. Нам, конечно, очень бы хотелось увидеть такую площадку в нашей республике», –  поделился с «БИЗНЕС Online» от лица всех пилотов республики Нургалиев-старший.

В силу того, что это необычный объект, тяжело определить его точные параметры. По нашей информации, татарстанская делегация уже побывала в Чертаново, чтобы осмотреть и оценить их коптер-парк. В данный момент идёт разработка проекта. Татарстанский парк намерены оборудовать не только соревновательной зоной, но и мастерской, где можно будет разбирать, собирать и ремонтировать дроны с подходящей для этого техникой.

Встреча Минниханова с победителями «Архипелага» / фото: rais.tatarstan.ru

Где в Татарстане готовят пилотов БПЛА

По нашим данным, наиболее вероятное место для парка –  Лаишевский техникум. В его пользу говорят сразу два фактора. Первый из них –  он удалён от Казани и значимых для республики объектов, так что у правоохранительных органов возникнет меньше сомнений при выдаче разрешения летать там на дронах. Во-вторых, на сегодня это самое продвинутое заведение Татарстана в отрасли БПЛА.

Раньше Лаишевский техникум обучал специалистов для сельского хозяйства, а после WorldSkills он сменил свою направленность на авиационную. В 2020 году заведение стало единственным в Татарстане, кто обучает по специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». Обучение занимает четыре года, общее число студентов прямо сейчас –  79 человек, сообщил нашему изданию глава техникума Эльвир Якупов. В остальных ссузах пилотированию обучают только в формате кружков. Важный момент, что в Лаишеве и других местах весь процесс тесно связан с соревновательным процессом: на базе заведений формируются сборные, которые участвуют во Всероссийских соревнованиях.

Занятие в Лаишевском техникуме / фото: Елена Гуржаева, «БИЗНЕС Online»

«Признание дрон-рейсинга видом спорта еще больше сподвигло нас развиваться в этом новом течении. Мы уже приобрели скоростные беспилотники для гонок и маневрирования. Круто, что сегодня ты можешь заниматься дронами у себя дома, а спустя время это может стать твоей профессией», –  поделился Якупов.

Техникум участвовал в международной выставке «Армия-2023», где китайские компании вышли на студентов техникума с предложением помочь в сборке и эксплуатации беспилотников. «Многие работодатели просят наших ребят для работы на их испытательных полигонах. Сегодня в силу актуальности темы беспилотников оборонно-промышленный комплекс заинтересован в будущих операторах БПЛА и активно берет их на летнюю практику. Мы хотим быть полезными на зоне СВО. Это в первую очередь патриотическое воспитание. Мы выезжаем на полигоны и в течение двух недель учим их основам пилотирования БПЛА», — рассказал Якупов.

Сколько стоит соревновательный коптер и почему он плохо летает в помещениях

Пока в Татарстане строят дрон-парк, разберём, что из себя представляет дрон-рейсинг. Начать стоит с самого важного – самого аппарата, с которым нас познакомил на одной из своих тренировок Булат Нургалиев.

Из чего состоит дрон? Из двигателя, пропеллеров, регуляторов оборотов, антенн, передатчика, видеоприемника, полетного контроллера и аккумуляторной батареи.

Также юный гонщик рассказал о примерной цене комплектующих дрона:

  • мотор –  2-3 тыс. рублей;
  • цифровая видеосвязь –  15 тыс. рублей;
  • рама – 5 тыс. рублей;
  • полетный контроллер с регулятором оборотов – 10 тысяч.

«В районе 40–50 тысяч рублей можно собрать хороший дрон, а если профессиональный, то он обойдется в районе 100 тысяч рублей», – подытожил Булат.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Коптер управляется с пульта, который напоминает джойстик. Командовать дроном можно глядя со стороны или в VR-очках, которые позволяют видеть мир от первого лица, «глазами дрона».

Также Булат рассказал, что дрон может летать и в дождь и в снег, потому что он загерметизирован и не боится влаги. Что касается ветра, то небольшие порывы он выдерживает без проблем. Но если речь идет о маленьких дронах типа Mobula, то они не справятся даже с силой в несколько метров в секунду, так как весят всего 40 граммов. Вообще дроны могут развивать скорость до 150 км/час.

Ещё одна особенность дрона » маневрировать с ним можно не во всех помещениях. Если речь идёт о простом полёте, подойдёт любая площадка. Но профессиональные гонщики двигаются на высоких скоростях, и им важно, чтобы коптер максимально быстро «схватывал» сигналы от пульта. Иначе – авария и дорогостоящий ремонт. В манежах, выставочных комплексах и других крытых площадках пилоты наблюдают помехи, поэтому соревнования предпочитают проводить на открытых площадках, допустим, футбольных стадионах.

Марсель Нургалиев / фото: «БИЗНЕС Online»

Полёты на компьютере и ремонт с 3D принтером

Перед тем, как взяться за реальный дрон, пилоты включают виртуальный. В интернете можно найти множество симуляторов полётов на коптерах, ими активно пользуются спортсмены. «Для онлайн-полетов подойдут LiftOff, Uncrashed, DSL или более профессиональный симулятор VelociDrone»,  рассказал Марсель Нургалиев.

Для первых уверенных полетов вживую тренер рекомендует однодюймовый мини-дрон Mobula: «Они имеют защиту для пропеллера, поэтому на них можно спокойно летать по квартире. Они скоростные, могут преодолевать различные препятствия такой». Также Нургалиев посоветовал взять пульт попроще в самом начале, чтобы было не так жалко если бросишь. «А если решите серьезно заняться этим спортом, то лучше взять сразу хорошую аппаратуру. У наших ребят сейчас пульты от Radio Master», – сообщил он.

Пилотам постоянно приходится сталкиваться с починкой дронов. В своей работе они активно используют фены для термоусадки, паяльники для тонкой пайки, осциллографы, тестеры, мультиметры с помощью которых можно проводить четкие замеры и не только. Так, спорт воспитывает в ребятах не только любовь к полетам, но и к электронике. Запчасти приходится заказывать из-за рубежа. В некоторых случаях их легче напечатать на 3D принтере.

Какие бывают гонки дронов

Теперь о том, как проходят сами гонки. Все состязания на дронах подразделяются на дрон-рейсинг (гонка дронов с полосой препятствий), драг-рейсинг (гонки по прямой) и дрон-фристайл (участники соревнуются в выполнении трюков).

Существует два вида соревновательных дронов классический и FPV. Первый управляется с помощью специального пульта без дополнительного оборудования, при этом пилот смотрит на коптер со стороны. FPV (First Person View) предполагает управление полетом от первого лица.

Фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Также существует несколько режимов полета классического коптера – стандартный и интеллектуальный. Первый включает в себя полеты трех видов: плавный полет по GPS, полет на предельных скоростях и режим без GPS. Интеллектуальный создает заданный маршрут для дрона, например, преследование объекта или полет по орбите. 

Дрон-рейсинг предполагает прохождение дроном полосы препятствий на скорость. При это пилот сидит в FPV-очках и управляет дроном дистанционно, дрон транслирует изображение с камеры гонщику, а тот с пульта отдает команды. На длинных дистанциях в десятки кругов участвуют команды из 2–3 человек. Один из них управляет дроном, а другие ждут на питстопе, словно это «Формула-1», заменяют сломанные детали и обновляют аккумулятор.

«На самом деле полеты – только верхушка айсберга. Основная работа – это полёты в симуляторе, постоянный ремонт дронов после падений и столкновений, знание схемотехники полетных контроллеров», – объяснил Марсель Нургалиев.

Булат намерен стать гражданским пилотом

Серьёзным препятствием для пилотов стал запрет на полеты беспилотников. В Казани его ввели 25 ноября 2022 года на неопределенный срок.

Сейчас спортсмены могут тренироваться только с спортивных залах и собственных жилых помещениях. Получить же разрешение полетать на улице практически невозможно. «Раньше мы могли выезжать за город  и заниматься там, сейчас это невозможно. Сейчас мы стараемся, чтобы все было в рамках закона и с пониманием относимся к происходящим в стране событиям», — поделился Нургалиев-старший.

Несмотря на трудности, тренировки не прекращаются ни у Марселя, ни у Булата. Самый молодой оператор БПЛА в России горит мечтой стать в будущем гражданским пилотом. В отрасли надеются, что таких, как Булат Нургалиев, будет как можно больше. Соревнования – это лишь подспорье, чтобы к миру беспилотников подключалось как можно больше молодых и перспективных ребят, получали навыки и выявляли лучших среди себя. А конечная цель – подготовить кадры для авиации.

Елена Гуржаева, Артур Валеев