«Собака вцепилась в лицо и откусила полщеки». Жук – о детской травме, любви к Warcraft и проблемной подаче

Интервью с блокирующим «Динамо».

29-летний блокирующий Дмитрий Жук после хороших сезонов в «Енисее» на два года пропал с радаров, однако этой осенью вновь заявил о себе. Он встал в стартовый состав московского «Динамо», воспользовавшись травмой Вадима Лихошерстова и выиграв конкуренцию у Максима Белогорцева.

Он помог москвичам завоевать Кубок 100-летия, а в ближайшую субботу наверняка выйдет против казанского «Зенита» в матче за Суперкубок России, который будет разыгран во встрече третьего тура чемпионата страны.

В интервью «БО Спорт» Жук рассказал, как перебрался из Украины в Россию, почему ни разу не сожалел о переходе в столичный клуб и как с ростом 213 см уместился в «Оке».

Дмитрий Жук / фото (здесь и далее): Александр Лукин, lokovolley.com

«Знал, что в России меня ждёт лучшее будущее»

– Дмитрий, вы начали профессионально заниматься волейболом только в 17 лет. Почему так поздно?

– Я вырос в украинской деревне и в волейбол играл только на школьном уровне. Потом резко вымахал, на меня обратили внимание. Сначала попал в команду Тернополя, а через год – в «Юракадемию» из Харькова.

– В техническом оснащении наверняка были большие пробелы?

– Конечно! Многие волейболисты с малых лет с мячом, отучились в спортивных школах и интернатах. А я, по сути, был самоучкой. У меня тренеры появились в 17 лет – это очень поздно. Мне нужно было работать в два раза больше, чем другим игрокам, чтобы догнать их в уровне технической подготовки. Сначала я брал только упорством и физическими данными – силой, выносливостью. Потом начала появляться техника.

– Кто из звёзд волейбола был для вас примером для подражания?

– На начальном этапе Дмитрий Мусэрский. Всегда удивляла его мобильность, скорость перемещений при его-то ростовых данных. Плюс он был разносторонним центром: высоко снимал в атаке, был хорош и на блоке, и на подаче. Позднее с интересом начал следить за кубинцем Робертланди Симоном. Он резкий, быстрый, взрывной, играет на опережение. Вообще, за всеми топовыми центрами следил. Если что-то нравилось в их действиях, пытался копировать, повторить, интегрировать в свою игру.

– Как вы оказались в России?

– Благодаря тренеру Владимиру Гудиме, который работал в системе новосибирского «Локомотива». Ребята из «Юракадемии», которых он раньше тренировал, замолвили за меня словечко. Мол, есть молодой парень с хорошими данными. Владимир Иванович получил одобрение от руководителей клуба и сказал: «Пускай приезжает, посмотрим на него». В 19 лет я приехал в Новосибирск, который только выиграл Лигу чемпионов. Я смотрел на этих игроков по телевизору и интернету, а тут получил возможность с ними тренироваться. Такой шок был, не передать! Я провёл сборы с командой, но легионер им был не нужен. Я был слишком молод и неопытен.

– Так вы оказались в Красноярске?

– Да. При помощи клуба и программы «Соотечественники», которая тогда действовала, я за два с половиной года получил российское гражданство. Во время этого периода я мог играть за «Енисей» в молодёжной лиге и даже становился там лучшим блокирующим. Потом меня отправили в аренду в «Прикамье» в высшую лигу А. Там хорошо начал, но потом получил травму колена, из-за которой пропустил почти год. В суперлиге я стабильно заиграл только в сезоне 2019/20, когда в Красноярск пришёл Александр Климкин. Он дал мне возможность раскрыться, за что ему благодарен.

– Мучили ли вас сомнения при смене гражданства?

– Никаких сомнений не было, потому что я ехал за мечтой и знал, что в России меня ждёт лучшее будущее. Сборная России в 2012 году выиграла Олимпиаду. Это было событие для меня. Такой подвиг! Когда у меня появилась возможность поехать в Россию, конечно, я не мог её упустить. Никакого негатива по отношению к себе тогда не ощутил. Наоборот, все знакомые и друзья были рады, что я выбрался из глубинки. Вряд ли я достиг бы такого уровня как сейчас, останься на Украине. Понимаю, что сейчас последует вопрос о России и Украине, но я точно не буду говорить о политике. Могу лишь сказать, что мне комфортно в России, я люблю страну.

«Когда команде тяжело, Панков собирает её в кулак»

– Приглашение в «Динамо» стало для вас неожиданным?

– Да, я был удивлен, что «Динамо» вышло на меня с предложением. Благодарен руководству клуба за эту возможность. Шанс попасть в топ-клуб выпадает раз в жизни, поэтому, долго не раздумывая, согласился. Я счастлив быть частью чемпионской команды, которая в каждом турнире бьётся за первое место. Рядом со мной топовые волейболисты. Ты тянешься к их уровню, максимально стараешься навязывать конкуренцию в тренировочном процессе и благодаря этому становишься сильнее.

Да, не всем игрокам хватает места на площадке, но при этом все вносят вклад в результат и всегда готовы выйти на замену. У нас коллектив единомышленников – все живут тем, чтобы выиграть всё что можно. Понятно, что игровой практики стало меньше, чем в «Енисее», но я точно не стоял на месте, прибавил во всех технических элементах. Старался помочь команде всем, чем могу.

– В начале этого сезона вы закрепились в основном составе. Благодаря чему?

– Все эти два года со мной работал главный тренер Константин Брянский и его помощники. Мне указывали на ошибки, проявляли терпение, если что-то не получалось. Сам я усердно трудился, терпел нагрузки и хотел стать лучше. Раз тренер мне доверяет, значит, я действительно добился прогресса и заслужил место в составе. Мне выпал шанс, и я им воспользовался.

– Финал Кубка 100-летия – главный матч в вашей карьере?

– Пока да. Это первый финал, в котором я отыграл от и до. Кроме того, мы выиграли у Казани с 0:2 по партиям. Думаю, этот матч запомнится надолго. Все ребята рады выиграть этот престижный и уникальный трофей.

– Что вы считаете своими сильными и слабыми сторонами?

– Сильная сторона, безусловно, блок. Высокий рост и длинные руки очень помогают. При этом я достаточно подвижен на блоке. Атака в последнее время тоже стала получше. Слабая сторона всем известна – подача.

– В «Динамо» вы стали подавать силовую подачу. И, кажется, в этом сезоне она стала стабильнее.

– Возможно, это связано с игровым тонусом. Но в целом над подачей ещё работать и работать. Возле сетки я чувствую себя раскрепощенно, легко. А когда оказываюсь один на один с собой на подаче, иногда теряюсь. Остаюсь после тренировок, работаю с тренерами над подачей. Однозначно надо её усиливать.

– Такое ощущение, что в «Динамо» абсолютно у всех карт-бланш на подаче.

– Бывает, что наши лучшие подающие действительно вваливают подачу. Но иногда соперник сам много ошибается и никак не может забить и сняться, поскольку у нас хороший блок. В такой момент важно подержать подачу, сильно не рисковать. В моём случае требуется стабильно держать плотную подачу. Когда я её усовершенствую, может и у меня появится карт-бланш.

– Кто духовный лидер «Динамо»?

– Безусловно, Паша Панков. Наша зажигалка. Если у команды что-то не получается, если ей тяжело или она проигрывает, именно он собирает всех в единый кулак и тянет за собой. Он отличный человек, игрок и капитан. С ним комфортно взаимодействовать.

– В чём особенность тренера Брянского?

– Он хороший мотиватор. Подбирает ключи к каждому игроку, чтобы достать из него лучшее. Мне кажется, если ты работаешь с самоотдачей и умеешь слушать тренера, впитывать его опыт, то обязательно получится что-то толковое.

– В этом сезоне хоккеистам уфимского «Салавата Юлаева» запретили пользоваться телефонами на арене – чтобы полностью были сконцентрированы на работе. Как в вашей команде?

– Понятно, что если телефон зазвонит во время собрания или тактического разбора, это штраф. Потому что это неприемлемо и неуважительно по отношению к партнёрам и тренеру. Но полностью запрещать телефоны странно. Мне кажется, в Уфе слишком жёсткое решение приняли. Возможно, у них какой-то эксцесс был серьёзный из-за телефона.

– Сильно ли изменилась ваша жизнь после переезда в столицу?

– Да. Некоторое время на адаптацию всё равно понадобилось, был тяжёлый период по бытовым вопросам. Жена сначала говорила: «Не хочу здесь жить». Сейчас уже не хочет уезжать. К хорошему быстро привыкаешь. Нам комфортно в Москве – всё есть, всё рядом. Самое главное, чтобы были средства для жизни.

– Помните, на что потратили первые заработанные деньги в волейболе?

– Возможно, просто отложил. Я не такой человек, который постоянно совершает дорогие покупки или гонится за новинками в технике. Я знаю цену деньгам, они зарабатываются тяжёлым трудом, поэтому я несколько раз подумаю, прежде чем потратить.

«Как-то раз катался на «Оке»

– Говорят, что большие люди – добрые. Это про вас?

– Я добрый, но если кто-то пользуется моей добротой в дурных целях, отреагирую с двойной злостью. Такая натура. Я по знаку зодиака – Скорпион. Они спокойные, но если зацепить – ужалят.

– Верите в знаки зодиака?

– Да, потому что характеры людей очень часто совпадают с теми, что приписывают тем или иным знакам зодиака. На самом деле многие думают, что я злой. Наверное, из-за шрама на лице, который устрашает.

– Откуда он?

– На меня в детстве собака напала. Откусила половину щеки. Врачи кожу стягивали, чтобы сохранить более-менее нормальный вид. Но во время улыбки кожа всё равно стягивается и лицо несколько искажается.

– Как это случилось?

– Мне было лет пять. Гостил у бабушки с дедушкой. Дед кинул еду собаке, но не добросил, а она была на цепи, не могла дотянуться. Я наклонился, чтобы подать еду собаке – она и вцепилась прямо в лицо, откусила щеку. Она всю жизнь была на привязи, видимо, обозлилась. А тут, наверное, посчитала, что еду отбирают. Конечно, все были в ужасе. Для меня это была травма – не только физическая, но и психологическая.

– Собак с тех пор боитесь?

– Некоторое время, конечно, боялся. Сейчас – нет. У нас, кстати, есть собачка. Йоркширский терьер – эта точно не обидит! (Смеётся)

– У вас на левой руке татуировка-рукав. Можно разглядеть саблезубого тигра, сову…

– Это персонажи из Warcraft. Я с детства фанател от этой компьютерной игры. И всегда хотел тату с отсылками к этому миру. Прошлым летом мне нарисовали примерно сорок процентов от общей картины, а минувшим летом доделали до конца.

– Диагональный сборной Германии Георг Грозер – фанат тату и наносит на тело даже логотипы любимых клубов. У вас нет таких мыслей?

– И «Енисей», и «Динамо» в моём сердце (смеётся). А тату-логотипы – не мой стиль.

– Как часто сейчас играете в Warcraft?

– У нас маленький ребёнок, дочке – полтора года. Поэтому всё доступное время играю и нянчусь с ней. Но вечером, когда она засыпает, иногда нахожу час для себя. Игра помогает отвлечься от всего, перезагрузиться. Для меня это способ отдыха.

– Вы когда-нибудь катались на автомобиле «Фольксваген Жук»?

– Нет, но ездил на «Матизе», а в Красноярске как-то раз даже катался на «Оке». Знакомый решил подвезти.

– Как поместились?

– Он максимально отодвинул переднее кресло. Я ехал, словно на заднем сидении. Те, кто видел, конечно, посмеялись.

– Как часто вам говорят: «Ах ты, жук!»

– Нечасто. Но пару раз такое точно бывало, когда люди считали, что я схитрил.

ДОСЬЕ «БО Спорт»
Дмитрий ЖУК
Амплуа: блокирующий
Дата рождения: 12 ноября 1993 года
Рост: 213 см
Карьера: «Подолье» (Тернополь) – 2011/12; «Юракадемия» (Харьков) – 2012/13; «Енисей-2» (Красноярск) – 2013–2016; «Прикамье» (Пермь) – 2016/17; «Енисей» – 2017–2021; «Динамо» (Москва) – с сезона 2021/22.
Достижения: чемпион России (2022), обладатель Суперкубка России (2021, 2022), обладатель Кубка 100-летия (2023).

Алмаз Хаиров