«Я сразу верил в нас». Карадениз – о 15-летии чемпионства и работе тренером

Легенда клуба теперь в «Рубине-2».

В этом году Гёкдениз Карадениз вернулся в «Рубин» попробовать себя в новом амплуа. Он взялся за «Рубин-2», где помогает молодым игрокам заново обрести веру в себя и попасть во внимание главной команды.

Что его удивило во Второй лиге и какой тренер Карадениз, мы обсудили с ним в интервью «БИЗНЕС Online». Само собой, не прошли мимо знаменательной даты – на этой неделе исполнилось 15 лет с первого чемпионства «Рубина».

Фото: «БИЗНЕС Online», rubin-kazan.ru ./ коллаж: БИЗНЕС Online

«Танец Бердыева? Честно говоря, он был некрасивым»

– Гёкдениз, на этой неделе исполнилось 15 лет с первого чемпионства «Рубина». Вам не кажется, что это было в прошлой жизни?

– Я всё помню так, будто это было вчера. Потому что не хочу от неё далеко уходить. И болельщикам тоже советую не забывать о тех успехах. Верю, что они ещё повторятся. 

– На старте того сезона команда побеждала в каждом матче. Не было ощущения, что всё получается слишком легко?

– Нет. Но примерно после восьмого тура уже все верили, что мы станем чемпионами. Потом мы разгромно проиграли «Спартаку» и это было как холодный душ. То поражение помогло нам сплотиться ради общей цели. Когда у игроков падает концентрация, появляется самоуверенность, иногда нужно немного остудить пыл. 

Я сразу верил в нас, говорил о чемпионстве ещё до перехода. У человека должен быть менталитет победителя. Даже если ты не выиграл, должен быть уверен, что сделал всё возможное для победы.

Фото: rubin-kazan.ru

– Вы просто верили в будущее чемпионство или могли логически объяснить его?

– Просто я поставил себе цель. Как я мог знать о силе «Рубина», играя в Турции? Ещё тогда, с 18-ти лет, я ставил перед собой только максимальные задачи. Когда я выступал в «Трабзонспоре», нас поддерживало сотни тысяч болельщиков, так что ни один футболист не мог сказать, что в этом году у нас нет цели победить. У меня это было в крови. 

– Бердыев тоже верил, что вы выиграете, или не акцентировал на этом внимание из-за суеверий?

– Не думаю, что он поверил сразу. Тогда у нас серьёзно обновился состав. Думаю, Бекиевич посчитал, что первый сезон уйдёт на перестройку и только через год мы сможем бороться за победу. Но получилась очень хорошая, крепкая команда.

– Как праздновали то чемпионство? Что происходило в раздевалке?

– Все радовались, танцевали. Нельзя передать это на словах. Безумие. Тогда мы обыграли «Барселону», только спустя годы в России оценили масштабы той команды. Даже мы сами не сразу поняли, что сделали.

Курбан Бердыев, фото БИЗНЕС Online

– Бердыев во время празднования чемпионства... танцевал. Это вас удивило?

– Честно говоря, он некрасиво танцевал (смеётся). Для меня это тоже было откровением. Тогда мы испытывали огромную радость, такое бывает не каждый день. 

– Спустя время можете назвать главные факторы успеха того «Рубина»?

– Во-первых, у нас была хорошая команда. Во-вторых, сильный главный тренер. Все очень хорошо понимали и дополняли друг друга. Тогда руководство республики очень поддерживало нас. Сейчас оно тоже не забывает о поддержке футбола. Есть три главных составляющих любой большой победы – вера, желание и умение добыть результат. 

– В нынешнем «Рубине» есть эти три составляющих?

– Думаю, есть. Футболисты стремятся играть смело, даже уступая по составу многим грандам. Команда однозначно стала сильнее. Пока идёт только начало чемпионата, игра меняется, но результаты последних матчей радуют.  

– Сейчас команда из региона может выиграть чемпионат России? Или этот турнир окончательно превратился в гонки Москвы и Питера?

– Это возможно. Сейчас на первом месте идёт «Краснодар», «Крылья Советов» тоже в лидерах. Московские команды уже много лет не добиваются результата, «Зенит» тоже не в лучшей форме в этом году. Две-три региональные команды могут побороться. Важно, чтобы объединились все: футболисты, руководство клуба и город.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

«Никогда за свою жизнь столько не ездил на автобусе»

– Вы уже полгода проработали в третьем российском дивизионе. Какие впечатления?

– Когда я приехал в Казань, здесь не было команды как таковой. Мы искали в первую очередь выпускников академии, которые не играли в своих прежних клубах или же получали мало практики или же вообще играют в любительской лиге и с дублерами «Рубина». В нашем понимании «Рубин-2» должен быть связующим элементом между академией и главной командой, так что мы смотрели на своих игроков, на ребят из Татарстана. Они должны не просто хорошо играть – они должны любить «Рубин» и обладать характером «Рубина».

Начало сезона было для нас очень трудным: из игроков нужно было сделать команду. Многим нашим ребятам по 17–18 лет, для них это первый опыт в профессиональном футболе. А играть нужно против 30–35-летних мужиков. Я понимал, что будет трудно, и был готов к этому. Нам предстоит много работы, но могу сказать, что, по крайней мере, к этому моменту мы стали командой.

– Что вас удивило во Второй лиге?

– Никогда за свою жизнь столько не ездил на автобусе и никогда не видел поля такого качества. Поле в Барнауле – худшее из всех, что я видел.

– Вы успели понять, какой вы тренер?

– Думаю, что да. Но в моём понимании тренер всегда должен развиваться. Мир постоянно идёт вперёд, и ты должен двигаться вперёд вместе с ним.

Фото: rubin-kazan.ru

– Футбол Карадениза – это какой футбол?

– Конечно, я хочу, чтобы наши ребята играли в атакующий футбол. Это не значит, что мы забываем об обороне. Как говорится, хорошая оборона начинается с атаки, а хорошая атака с обороны. Просто когда работаем в обороне, то сразу ищем пути, чтобы это выливалось в успешную атаку.

– У игроков всегда хватает класса, чтобы реализовывать ваши задумки?

– Не всё реализуется. Ничего с этим не поделать. В таких случаях меняешь свои задумки, подстраиваешься под ситуацию.

«Если бы наши игроки сразу делали всё, что им говорят, они не играли бы во Второй лиге»

– Вы уже смирились с тем, что игроки не всегда могут действовать так, как в своё время вы сами?

– На самом деле с этим трудно смириться, это важный момент в перестройке от игрока к тренеру. Я нормально отношусь к этому. Когда ты сталкиваешься с подобным, это заставляет тебя думать. Набрать хороших игроков – это лёгкий путь. Они могут справиться и без твоей помощи. А я же должен постоянно думать над тем, как улучшить своих игроков, как выжать из них максимум, и это развивает меня как тренера. Сейчас мы закладываем фундамент – если не сделать его сильным, тогда нельзя будет построить хороший дом.

Если бы наши игроки сразу делали всё, что им говорят, тогда бы они не играли во Второй лиге. Мы даём им много теории, до кого-то доходит сразу, кому-то нужно время. Это долгий процесс, таким он и должен быть. Чего мы требует от ребят прямо сейчас, так это самоотверженности. Они должны биться за «Рубин». Мы стараемся воспитать в них характер.

Прощальный матч Карадениза / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

– «Рубин-2» уже обрёл стабильность?

– Пока нет. Например это появилось месяц назад в игре с «Миассом» (1:2). Мы проиграли, хотя создавали много моментов. Победа вывела бы нас на первое место в таблице, но мы упустили свой шанс. Тогда нам не хватило немного уверенности в себе. Сейчас я вижу, что команда обрела более или менее эту уверенность. 

– Руководство требует от вас результат?

– Наша главная цель – готовить игроков для главной команды. Такую цель нам поставили в клубе. Но, естественно, мы хотим побеждать в каждом матче. Пока я буду здесь, не буду довольствоваться третьими-четвёртыми местами. Моя цель – победа.

Просто мы должны побеждать в соответствии с нашим курсом. Приведу пример. В выездном матче с «Химиком-Августом» на выезде я вынужден был заменить Дениса Макарова. Он играл хорошо, но я видел, что соперник дважды очень жёстко встретил его. С учётом погодных условий (шёл снег) был большой  риск получить серьёзное повреждение. Так что я его заменил на 45-й минуте. Это молодой игрок, а моя задача уберечь молодых игроков.

– Сейчас у вас есть игроки, которые могут заиграть за основной «Рубин»?

–У нас есть молодые, перспективные и талантливые игроки. Имена не буду называть.  Я вижу перспективу в каждом игроке нашего состава, у всех равные шансы.

Фото: rubin-kazan.ru

– Какая у вас коммуникация с главной командой?

– Мы разговариваем, но не так часто. У основного «Рубина» много матчей, тренировок, выездов, им хватает своей работы. Мы в процессе строительства, есть много вещей, которые ещё нужно доделать. Всего и сразу не бывает.

– Те футболисты, которые не получают практику в главной команде, должны спускаться в «Рубин-2»?

– Если игрок пришёл к нам с желанием проявить себя, то от этого будет польза. Если ему не хочется в «Рубин-2» и он воспринимает это как ссылку, то пользы не будет и нам, и игрокам. Лично я не просил в этом сезоне игроков из главной команды. Но если такое предложение поступит, мы сделаем всё возможное, чтобы футболисты проявили себя.

– А есть ли у вас контакт с академией?

– Мы на связи каждый день.

– Когда вы смотрите на детские возраста «Рубина», видите перспективных игроков?

– Да, есть много перспективных игроков. Мы возьмём некоторых на межсезонные сборы. Если они покажут себя, они попадут к нам.

– Почему клуб вырастил так мало игроков для основы «Рубина» за последние годы? Как вы себе это объясняете?

– Это вопрос не ко мне. Я здесь работаю всего пять-шесть месяцев. Но в последнее время я вижу много изменений в лучшую сторону. Заметно, что новое руководство во главе с президентом Маратом Сафиуллиным уделяет внимание академии. Будем надеяться, что эти изменения принесут свои плоды. 

– Если бы вы сейчас возобновили футбольную карьеру за  «Рубин-2», то стали бы лучшим игроком Второй лиги?

– Я уже не игрок. Закрыл для себя эту главу.

Фото: rubin-kazan.ru

«Когда игроки не выполняют мои требования, я очень жёсткий»

– Когда у вас вообще созрело желание стать главным тренером?

– Во время игровой карьеры. Под её конец я уже планировал стать тренером. До «Рубина-2» у меня было два-три футбольных проекта. Когда я получил предложение из Казани, долго не раздумывал.

– Многие эксперты, в частности Александр Мостовой, говорят, что игрового опыта уже достаточно для тренерства. Ничему учиться больше не надо. Это так?

– Как по мне, нужно многому учиться, многое пересмотреть. Когда ты играешь в футбол, ты отвечаешь только за себя. Когда ты тренируешь, ты отвечаешь за всех. Совершенно разные вещи. Об этом можно долго рассуждать, но лучше один раз испытать. Это как объяснять человеку без детей, каково быть отцом.

– Вы не говорите на русском. Возникают трудности перевода?

– Меня часто спрашивали об этом в «Рубине». Никаких трудностей не вижу. Посмотрите наши матчи. Если мои идеи игроки реализуют на поле, значит, у них нет никаких вопросов. Можете спросить у них.

– Вы переходите на русский язык во время тренировок?

– Иногда. Вопросы тактики, футбольные термины могу объяснить по-русски. 

– Из чего состоит ваш тренировочный цикл?

– Допустим, если мы сыграли на выезде в воскресенье. Иногда понедельник освобождаем, но всю оставшуюся неделю игроки тренируются. За день до матча проводим тренировку уже на Центральном стадионе.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

– На протяжении всей карьеры расписание составляли за вас. Теперь это делаете вы. Это тяжело?

– Есть такой момент. Если любишь своё дело, всё даётся легко.

– Вы очень спокойный человек. Можете накричать на игроков?

– Когда игроки не выполняют мои требования, я очень жёсткий. Постоянно требую от игроков, чтобы они играли быстрее. Но я не всегда держу команду в напряжении. Могу пошутить во время или после тренировки.

– Поначалу у футболистов дрожали коленки перед вами?

– Сначала я чувствовал такое. Потом они стали привыкать ко мне. Я объяснил игрокам, что я тоже был таким – обычным воспитанником футбольной школы, и если они постараются, то смогут добиться в футболе не меньших высот.

– Большую часть карьеры вы провели под руководством Курбана Бердыева. Есть ощущение, что иногда поступаете, как он?

– Мой подход отличается. Например, Бердыев никогда не шутил с игрокам. Он – очень хороший тренер, но я не хочу быть похожим на кого-то. Стремлюсь обрести свой стиль.

«Обсуждал приезд Эрдогана с его помощниками»

– Вы всей семьёй переехали в Казань. Уже привыкли к жизни здесь?

– Я провёл здесь 11 лет, сюрпризов нет. Хотя за это время город стал ещё лучше. Не сравнится с 2008 годом. На фоне других городов Казань заметно выделяется.

– Ваш сын занимается в академии?

– Да. У меня два сына и оба занимаются в академии. Конечно, я хотел бы, чтобы они стали футболистами, но не буду настаивать на этом. Они должны хотеть этого сами.

– Насколько у вас рассчитано сотрудничество с клубом?

– На год. Дальше будем разговаривать с руководством.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

– При каком сценарии вы сможете назвать этот сезон успешным?

– Зависит от итогового места в таблице. Если буду видеть хорошую игру и результат, тогда можно говорить о позитиве. Сейчас мы занимаем четвёртое место, думаю, можем войти и в тройку. Учитывая, как мы начинали, это будет приемлемый результат. Если подготовим хотя бы одного-двух игроков к основе, будет здорово. Мы – часть общей системы «Рубина», а не отдельная команда, которая живёт сама по себе.

– Какие у вас планы на ближайшие пять-десять лет? Может быть, вы хотели бы стать главным тренером уже в элитном дивизионе? 

– Футбол меняется каждый день. Можно мечтать сколько угодно. Может быть, через три месяца я возглавлю другую команду, может быть, нет. Тем и интересен футбол. Пока мне не скажут, что нужно уходить, я не уйду. Ставлю личную цель – стать хорошим тренером, выигрывать трофеи.

– Недавно вы говорили, что на открытии вашей мечети будет присутствовать президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Это пока остаётся на уровне идеи?

– Мы обсуждали этот вопрос давно с помощниками Эрдогана. Конкретные сроки пока не озвучивались. Мне передали, что если в графике президента будет намечена поездка в Казань, он приедет на открытие. Это долгоиграющая история.

Антон Самойлычев, Артур Валеев, Альберт Гильфанов