В российском волейболе беда с атрибутикой: пять клубов ничего не продают, только у шести есть интернет-магазины

Узнали, сколько стоит болеть за команду суперлиги: билеты, абонементы, шарфы и майки.

Казалось бы, атрибутика – неотъемлемый атрибут любого профессионального спортивного клуба. Однако «БО Спорт» в результате исследования пришёл к грустному выводу: в российском волейболе некоторые клубы наплевательски относятся к этому направлению маркетинга, лишая своих болельщиков чувства сопричастности к команде. Также мы узнали, сколько стоит поход на волейбол в разных городах страны.

Коллаж: Владимир Чирков, «БО Спорт» / фото: belogorievolley.ruzenit-kazan.comvc-dynamo.ru, lokovolley.com, kuzbass-volley.ru

Билеты: дороже всего в Москве, а в Сургуте – бесплатно

● Отцы-основатели «Газпром-Югры» ещё в начале 2000-х годов решили, что команда – народное достояние и вход на её матчи должен быть свободным. Прошли десятилетия, бюджет клуба стал гораздо скромнее, но Рафаэль Хабибуллин так и не решился ввести хотя бы символическую плату за билеты, хотя доход можно было тратить на улучшение сервиса на арене. Давно известно, что люди не слишком ценят то, что бесплатно. В Сургуте трибуны не ломятся от болельщиков, хотя в городе больше нет команд из элитных дивизионов.

● Белорусский «Шахтёр», который в этом сезоне зашёл в российскую суперлигу, тоже не продаёт билеты. Но здесь особый случай. Команда из Солигорска проводит домашние матчи в Минске и вынуждена не то, чтобы получать какой-то доход от болельщиков, а тратиться, организовывая для них бесплатные автобусы до столицы и обратно. «Белогорье» тоже играет не в своём городе и тоже возит болельщиков. Но для всех остальных продаёт билеты в Туле, причём не так уж и дёшево. Белгородский клуб забирает доход себе, хоть немного отбивая аренду арены. 

Если бы в российском волейболе нормально вели подсчёт зрителей и выкладывали эти данные в открытый доступ, как это делают КХЛ, РПЛ, Единая лига ВТБ и многие другие, можно было отслеживать ещё и динамику посещаемости клубов, а также влияние цен на посещаемость от сезона к сезону. Но у нас такого нет.

Фото: belogorievolley.ru

● Самые демократичные цены в Оренбурге и Самаре – в этих городах за 300 рублей можно посмотреть игры с лучшими командами страны с лучших секторов.

● В Красноярске и Нижнем Новгороде верхняя планка обычно тоже 300 рублей, но цена увеличивается на 100 и 50 рублей соответственно при приезде топ-клубов. Для АСК это два «Зенита», «Динамо» и «Локомотив», для «Енисея» – пять лучших команд прошлого сезона.

● Всего за 100 рублей на волейбол можно попасть в Сосновом Бору, Оренбурге, Новом Уренгое и Нижневартовске. У «Самотлора» вообще одна ценовая категория, поскольку на арене всего две трибуны, расположенные за лицевыми сторонами площадки.

● Самые дорогие билеты – в российской столице. Видимо, с учётом другого уровня зарплат, нежели в регионах. На игру «Динамо» можно вживую посмотреть минимум за 600 рублей. На центральные сектора билеты стоят 2500 рублей. На финал Кубка России цены возросли ещё выше – от 1800 до 4000 рублей.

● У «Зенита» СПб минимальная цена билетов на 7-тысячной «Сибур Арене» – 400 рублей, а вот в Академии Платонова, вмещающей всего полторы тысячи зрителей, – 500 рублей. «Нова» тоже играет на двух аренах. В Новокуйбышевске команда принимает аутсайдеров и середняков. Вход на трибуны «Октана» всего 150 рублей. С грандами «Нова» играет на «МТЛ Арене» в Самаре, где две категории билетов – 250 и 300 рублей.

Графика: Владимир Чирков, «БО Спорт»

● Пять арен в зависимости от предполагаемого зрительского интереса делят гостевые команды на две-три категории.

● У многих клубов есть льготы и скидки для пенсионеров, школьников, студентов. Ветеранам Великой Отечественной войны и Героям России везде бесплатно. У «Енисея» и «Новы» билеты для пенсионеров стоят 50 рублей, а в Казани пенсионеры могут бесплатно посмотреть волейбол с лицевых и боковых секторов.

● Казанский «Зенит» всячески поощряет покупку билетов онлайн – скидка сразу 20%.

Абонементы: gold в Казани за 15500 рублей и бесплатные проходки в Москве

● Абонементы на нынешний сезон продавали всего четыре клуба: «Зенит-Казань», «Кузбасс», «Енисей» и АСК.

● В Казани абонемент на все матчи сезона с учётом плей-офф – от 1700 до 15500 рублей в зависимости от сектора. Самая дорогая категория gold – центральная трибуна возле площадки.

● Выгода на абонемент в Нижнем Новгороде и Красноярске составляет около 25%, в Казани – от 25% до 35%. В Кемерове стоимость абонемента это сумма билетов на 15 матчей регулярного чемпионата, но в подарок идут матчи плей-офф и кубковые встречи.

Фото: zenit-kazan.com

● Московское «Динамо» перед стартом сезона на встрече с активными болельщиками раздаёт карты болельщика, которые дают гарантированное право бесплатного посещения матчей регулярного чемпионата. Получается, бесплатный абонемент.

● Некоторые клубы («Локомотив», «Зенит» СПб) периодически продают пакетные билеты – на серии из двух-трёх домашних матчей.

Атрибутика: у «Кузбасса» – шикарный интернет-магазин, у АСК – самые дешёвые майки

● Всего у пяти клубов сейчас есть интернет-магазины, где болельщики могут купить товары с доставкой. У казанского «Зенита», «Белогорья», «Динамо-ЛО» и «Кузбасса» это специальные сайты, а «Нова» реализует атрибутику и сувениры через «ВКонтакте».

На этой же платформе раньше можно было купить атрибутику «Локомотива», но сейчас нет такой возможности. Однако нас заверили, что клуб ждёт новые поставки, поскольку все запасы раскупили в фан-шопе на арене. ТВ-картинка и фотографии из Новосибирска подтверждают, что атрибутику там действительно разбирают. В 2020-м «Локо» прекрасно продемонстрировал, что такое ситуативный маркетинг, оперативно изготовив футболки с изображением Пламена Константинова и его фразой «Я не ваша подружка».

Фото: lokovolley.com

● «Газпром-Югра», «Енисей», «Нефтяник», «Урал», «Факел» и «Шахтёр» сейчас вообще не продают атрибутику – ни в интернете, ни в аренах. Иначе как позором это не назовёшь. Речь идёт даже не о получении какой-то прибыли, а об утолении базовых потребностей болельщиков. Покупка атрибутики – это проявление любви к игроку/команде, желание быть сопричастным, желание быть частью команды.

Вероятно, «Факел» в этом списке лишь временно. Летом клуб поменял логотип и всё ещё ждёт новую коллекцию. Старые товары реализовали, поэтому сейчас на матчах команды нет торговой точки с атрибутикой.

В Сургуте и Уфе просто не считают нужным изготовление и продажу атрибутики, хотя это важная имиджевая составляющая. В Оренбурге планируют исправить ситуацию и даже запустить интернет-магазин. «Енисей» ссылается на то, что клуб – автономная некоммерческая организация и не может получать доход, поэтому в Красноярске атрибутику можно только выиграть в конкурсах. Пожалуй, этот вопрос можно было бы решить договоренностью с каким-нибудь индивидуальным предпринимателем.

К слову, вопрос атрибутики отдало в частные руки московское «Динамо». Этим занимается один из фанатов клуба, которому позволяют торговать на матчах. Но в случае с таким топ-клубом отсутствие официального фан-шопа это скорее минус.

Графика: Владимир Чирков, «БО Спорт»

● Важная часть атрибутики – игровая форма. Самая дорогая она у казанского «Зенита». Оригинальная майка (в такой же на площадку выходят Максим Михайлов и Дмитрий Волков) стоит 6000 рублей, а нанесение номера и фамилии ещё 700 рублей. Огромный минус – отсутствие реплики, упрощенного варианта, который ничем не отличается по дизайну, но дешевле за счёт материала.

Реплика нередко бывает в два раза дешевле. А вот у «Зенита» СПб оригинальная форма без рукавов от Za Sport стоит 4000 рублей, а вариант от «СпортАрт» – 3500 рублей. В Москве реплика стоит столько же, сколько у других клубов оригинальная форма.

● Удивительно низкая цена на форму в Нижнем Новгороде. Причём и для волейболистов, и для болельщиков она одинаковая – по 2000 рублей. По такой цене майки производит местная компания «Главспорт».

Фото: nn-volley.ru

Похожая история у «Белогорья». В прошлом году клуб продавал и оригинальные майки, и реплики за 2000 рублей. Большим спросом пользовался оригинал, поэтому в нынешнем сезоне решили не делать копию. Белгородская компания PlayWay производит майки по доступной цене – 3500 рублей. В «Белогорье» утверждают, что делают атрибутику с минимальной наценкой для массовости. При этом клуб принципиально не раздаёт атрибутику бесплатно, сохраняя её ценность.

● Пожалуй, самый лучший интернет-магазин среди клубов суперлиги у «Кузбасса». В нем самый широкий ассортимент. Одних бейсболок пять вариантов, а ещё четыре разновидности носков. Там есть игрушки, подушки, детские книжки и даже фигурки волейболистов. Фигурки Александра Маркина и легенды клуба Михаила Щербакова стоят по 5000 рублей.

Фото: kuzbass-volley.ru

● Самые доступные цены в магазине у «Динамо-ЛО». По тем позициям, что мы выбрали для сравнения, у клуба почти нет товаров, превышающих 1000 рублей.

● У казанского «Зенита» в магазине есть продукты коллаборации с татарстанским брендом Alga и мастерской именных кожаных аксессуаров Gali. Например, рюкзак из кожи стоит 8000 тыс. рублей. Это самый дорогой товар, наряду с костюмом от Ensen (10000 рублей).

● У «Динамо-ЛО» отмечаем богатый выбор шарфов: классический «Динамо-ЛО», с надписью «Атомные парни», с надписью «Вместе победим!», а также с талисманом клуба – енотом. Причём всё это в разных вариациях – атласные и трикотажные.

● Самый необычный товар в магазинчике «Новы» – чайный набор (чашка с блюдцем).

● У «Белогорья» в магазине один вариант классической бейсболки, но при этом сразу три вариации снепбэков. Их отличает прямой козырёк. Обычные хлопковые футболки от «Белогорья» отличаются минимализмом. На них только одно слово: «Белогорье», «эйс» или «хайбол».

Редакция благодарит всех, кто оказал содействие в подготовке материала.

Алмаз Хаиров