«Эта игра меня порвала». «Мир танков» «зашёл» Леонову, Баксикову и звезде Na’Vi

Победитель заработал 175 тыс. долларов.

Самые крупнокалиберные бои на «Играх будущего» подошли к концу. В дисциплине «Мир танков» чемпионом стала российская команда Beyond, уверенно победив в финале Enemy (7:1). Для команды это первая победа на турнирах в своей истории. 

Как играют в «Мир танков», кто за этим наблюдает, как игра поменялась после начала СВО и на что победители потратят 175 тыс. долларов – в репортаже «БИЗНЕС Online». 

Фото: Андрей Титов, «БИЗНЕС Online»

Игра для детей, женщин и даже пенсионеров

«Ваш сын играет в танки или занимается непонятными уроками?» – говорил ведущий, когда киберспортсмены выходили на сцену. На вид многим из них не исполнилось и 18-ти, однако, если покопаться в интернете, можно узнать, что за один вечер они могут заработать миллионы рублей. Фанаты, скандируя их имена, выстроились в ряд и протягивали руки, чтобы отбить «пять». И как после этого не считать киберспорт феноменом нашего времени?

В IT-парке собралась разношёрстная аудитория. На трибунах сидели как дети дошкольного возраста, так и пожилые люди, чей возраст близится к 80-ти. Там же – большое количество мужчин в футболках или худи с надписями «Иду в наступление», «Хочешь поднять стату?» или просто World of Tanks. Были на трибунах и женщины, у которых военные игры традиционно не пользуются популярностью. Как несложно догадаться, они пришли за компанию с мужьями или детьми. Всего зал вмещал 400 зрителей. Билеты раскупили ещё до наступления плей-офф, однако аншлаг не собрался. Возможно, это произошло, потому что отводились места для игроков других команд, чтобы те могли живьём наблюдать за боями их недавних соперников. Кто-то не пришёл, кто-то остался смотреть матчи по телевизору. 

Фото: Андрей Титов, «БИЗНЕС Online»

Всё внимание было приковано к сцене. На большой экран шла трансляция, по бокам были расставлены по два ряда с семью компьютерами. Сзади стояли тренеры, которые иногда могли что-то подсказывать игрокам. Большую часть времени они откидывали микрофоны вверх, чтобы случайно что-то не наговорить на эмоциях. По ходу боя игроки постоянно общались между собой, однако их слова чётко слышат разве что первые ряды. В начале боя все киберспортсмены говорили спокойно и ровно, а, вступив в первую перестрелку, кричали «Найс!», «Ай, умница», «Влево, срочно влево!» или «Туда его!» Разумеется, без нецензурной брани тоже не обошлось. 

Каждый бой длится две-три минуты, а затем столько же команды готовятся к новому сражению. Чтобы зрители не сидели без дела в это время, их пытаются развлечь разными активностями. Иногда ведущий задавал шутливые вопросы, один из которых был: «Кто займёт второе место на предстоящих выборах в России?» Неожиданно семилетний мальчик с первых рядов что есть мочи крикнул: «Лукашенко!»

Фото: Андрей Титов, «БИЗНЕС Online»

Среди зрителей можно было заметить реальных танкистов. Курсанты казанского училища 23 февраля посетили четвертьфинал. Причём на турнир их лично позвал вице-премьер России Дмитрий Чернышенко, который в тот день пришёл посмотреть, как готовят будущих офицеров. Среди приглашённых гостей был Расим Баксиков – командир знаменитого танка «Алёша». Он сидел в первом ряду и всё происходящее снимал на телефон. Как оказалось, Баксиков сам играет в «Мир танков» и имеет танки девятых и десятых уровней. То есть часов 200 в игре он точно провёл. 

Понравилась игра и министру спорта РТ Владимиру Леонову.  «Недавно был на «Битве танков». Эта игра меня порвала. Там творится что-то нереальное», – сказал он накануне в одном из стримов  «Игр будущего».  

Что нужно знать об игре?

«Мир танков» – самая российская игра из всех, что представлены на «Играх будущего». В 2021 году она была самой популярной игровой франшизой в стране. После начала СВО игра серьёзно изменилась: нашла новых разработчиков (прежние покинули Россию и Беларусь), получила русифицированное название (ранее называлась World of Tanks), лишились карт «Минск» и «Харьков». 

Фото: Андрей Титов, «БИЗНЕС Online»

Зато никак не пострадал игровой процесс. От того и правила турнира вполне понятны для человека, который никогда за танками не следил. Не составит труда разгадать, кто за кого играет, кто в кого стреляет и кто побеждает. Другая ситуация с Dota2: чтобы хоть на базовом уровне понимать, что там происходит, необходимо играть самому, притом делать это регулярно. 

Несложно разобраться и в формате турнира. Всего на Игры съехалось восемь команд, в составе каждой из которых – восемь игроков. За компьютеры садятся всемером, а один остаётся на замену. Представительство по странам скудненькое: семь команд – из России и лишь Solnce – из Беларуси. На групповом этапе победитель определяется в матче до пяти побед, в финале – до семи. 

Фото: Андрей Титов, «БИЗНЕС Online»

Как проходят бои? Одна команда играет в защите и обороняет базу, другая пытается её захватить. Условий для победы в бою два: перебиты все танки противника или захвачена (для атакующей команды) / защищена (для команды защиты) база. Так выстраивается диджитал (виртуальная) часть, с физикал (реальной) – чуть сложнее. Если в шутерах (CS2, Warface и Standoff) игру на компьютере заменяет лазертаг, то в танках не всё так просто. Ездить на настоящих боевых машинах, понятное дело, никто не будет. Каких-то аналогов по типу лазертага или пейнтбола для танков тоже нет. Поэтому физический этап, который назван суперфиналом, пройдёт в более привычном режиме. Финалисты должны будут выбрать что-то одно из футбола, баскетбола или лазертага.

Анатолий TheAnatolich Бараков / фото: Андрей Титов, «БИЗНЕС Online»

MVP турнира заплакал после победы

В матче за третье место как таковой борьбы не получилось. Команда Whocares хорошо начинала каждый бой, но не лучшим образом выглядела в концовках. Иногда игроки ошибались с позициями, иногда просто не знали, где стояли танки Solnce, которые неожиданно выезжали из кустов и расстреливали соперников. Были моменты, где Whocares прямиком шли на соперника, однако эффект неожиданности не срабатывал, из-за чего они принимали на себя большое количество выстрелов. Как итог, 5:2 по боям в пользу Solnce и третье место – за белорусами. 

В финале турнира сошлись два главных фаворита – Beyond и Enemy. Именно в этих командах собраны сильнейшие российские игроки. В Beyond, к тому же, собраны более медийные ребята. Например, капитан Анатолий TheAnatolich Бараков – один из известнейших киберспортсменов России. Он играл в «золотом» составе Na’Vi (с 2011-го по 2016 год), когда команда считалась одной из сильнейших в мире. За тот период Бараков выиграл 26 международных турниров.

Дмитрий Diffynder Кулаков (в центре) / фото: Андрей Титов, «БИЗНЕС Online»


Звезда номер два – Дмитрий Diffynder Кулаков, которого сейчас называют сильнейшим российским игроком в танки. Именно он едва не похоронил, а затем вывез решающий бой для своей команды. Когда у каждой из команд осталось по два танка, Кулаков случайно попал в танк партнёра. Благо тот своё сражение выиграл, а Дмитрий дальним выстрелом забрал второго соперника. «Я дал выстрел в союзника. Все были в шоке. Я случайно в него дал, не знаю, как в него попал. Зато затем я убил «шотного» (танк, у которого мало здоровья – ред.) Все были в шоке. Не знаю, как так вышло, но получилось весело», – отметил игрок.

По ходу финала Кулаков сделал ещё парочку ключевых выстрелов, которые повлияли на исход боёв. Во многом за это его признали лучшим игроком турнира. Получив статуэтку, Дмитрий заплакал. «Я был счастлив. Просто нет слов, появились слёзы», – рассказал он. Таким образом, 175 тыс. долларов (более 16 млн рублей) отошли Beyond. Деньги игроки поделят между собой, хотя кому-то не вновь выигрывать подобные турниры. Кулаков отметил, что свою долю он потратит на жильё, а потом «видно будет».


Тимур Хуснутдинов