Назвали причину непопадания в плей-офф.
Генеральный менеджер «Нефтехимика» Игорь Ларионов и главный тренер Олег Леонтьев на пресс-конференции по итогам сезона раскрыли, чего не хватило, чтобы зацепиться за восьмую строчку в турнирной таблице Восточной конференции.
Появилось больше ясности о состоянии здоровья Наиля Якупова, а также подтвердилась информация, что его двоюродным братом Раулем Якуповым интересуется «Ак Барс».
«Будет ли что-то сверх минимума по бюджету?»
Уже не впервые плановые мероприятия не обходятся для «Нефтехимика» без казусов. Летняя пресс-конференция нижнекамцев перед стартом чемпионата транслировалась в интернете, однако её запись не сохранилась. На матче минувшего сезона персонал забыл включить трансляцию, из-за чего на ней не был показан главный тренер «Металлурга» Андрей Разин. «Почему меня на экране нет? У меня шапка-невидимка?» – произнёс специалист. На этот раз возникли проблемы с Zoom. Клуб использовал бесплатную версию клиента для конференций, а когда временной лимит истёк, спикеры посчитали мероприятие оконченным. Из-за этого не получилось задать все интересующие вопросы.
А у «Нефтехимика» впервые за три сезона не получилось попасть в розыгрыш Кубка Гагарина. Подобного во время работы Леонтьева ещё не было. Нижнекамцы имели реальные шансы занять восьмое место и запрыгнуть в последний вагон уходящего в плей-офф поезда, как это бывало в последние годы. Однако все карты спутала пятиматчевая серия поражений в феврале. Для прямого конкурента нижнекамцев – «Амура» – этот месяц сложился куда удачнее. Хабаровчане одержали семь побед подряд и создали себе задел для попадания в заветную восьмёрку. Но проблемы у нижнекамцев начались гораздо раньше, в сентябре. Из восьми стартовых матчей были проиграны... семь. Нечто подобное уже случалось год назад, когда «Нефтехимик» потерпел десять поражений с начала регулярного чемпионата. На слабый старт сетовали как главный тренер, так и генеральный менеджер.
«Очевидно, что неудачный старт сезона, который мы повторили как годом ранее, не позволил нам закрепиться в восьмёрке. Хотя мы на это имели все шансы и все возможности по нашей игре», – заявил Ларионов. «Прошедший сезон оказался не таким, как мы запланировали. Хоть и сыграли неплохо, но первые восемь матчей, где пропускали по четыре с половиной гола, недобрали очков, не позволили нам пройти в плей-офф. Потерянных очков, как раз, нам и не хватило», – добавил Леонтьев.
Нередко неудачи «Нефтехимика» объясняют недостатком финансирования. Сейчас на команду выделяют ровно такую сумму, какая необходима для участия в КХЛ. В следующем сезоне пол зарплат поднимется с 405 млн рублей до 450 миллионов, Соответственно, в казну клуба добавится 45 миллионов. При более серьёзном бюджете порог задач был бы выше, чем просто борьба за место в кубковой восьмёрке. Чтобы улучшить положение, клуб ищет новые способы заработать.
«Мы стимулированы зарабатывать самостоятельно, чтобы полагаться не только на нашего собственника и акционера, а искать возможности заработать дополнительно и привлечь партнёров. Итог трёх лет показывает, что мы растём в привлечении средств сторонних рекламодателей», – заявил генеральный менеджер.
«Уже почувствовали, что теряем игроков»
В отсутствие больших ресурсов в Нижнекамске принято гордиться своей школой. Когда-то она воспитала обладателя Кубка Стэнли Михаила Сергачёва, стабильно поставляла кадры в основной состав. Однако на сегодня сложилась неприятная ситуация. Как правило, местные хоккеисты не могут закрепиться в основе.
Главным показателем работы клубной системы руководство считает привлечение в основу Филиппа Долганова. «Находка в клубной вертикали – вратарь Долганов, который в результате нашей совместной работы показал прекрасный результат. В четырёх матчах он отстоял ворота на ноль. Он семь раз получил кулон лучшего игрока победного матча – больше всех в команде», – заявил Ларионов. Голкипер поднялся из ВХЛ до роли стабильного первого номера клуба КХЛ, но не относится к воспитанником. То же касается и других прогрессирующих хоккеистах Нижнекамска – Андрея Белозёрова и Илью Пастухова.
Формально, игроки из местной школы у «Нефтехимика» есть. По ходу сезона в основу привлекали Ислама Гайнуллина, Никиту Хожурева, Данила Шестобитова, Якупова-младшего и Павла Анохина. Но эти хоккеисты получали минимальное игровое время, а в последний месяц чемпионата и вовсе были отправлены в фарм-клуб. С основой остался только Гайнуллин, который занимал позицию лимитчика и числился восьмым защитником. Справедливости ради, искать новые кадры действительно стало сложнее, ведь с недавних пор в Нижнекамске функционирует филиал школы «Ак Барса» – «ТАНЕКО Арена».
Ларионов признаёт, что появление конкурента влияет на приток юных хоккеистов: «Я всегда поддерживаю конкуренцию. Это касается всех отраслей, не только хоккея. Так и наша ДЮСШ, и академия «Ак Барса» получат стимул для развития. Другое дело, что наш город – не миллионник, где можно пополнять школу с избытком. Уже почувствовали, что по трём возрастам – 2016-го, 2017-го и 2018-го годов рождения мы теряем часть игроков. Главные причины – более удобное время и более раскрученный бренд «Ак Барса».
В клубе понимают, что риск потерять позиции на домашнем рынке велик и принимают меры. Сейчас игроков школы стали допускать не только на малую площадку, но и в «Нефтехим Арену», где играет основная команда. Для младших возрастов занятия временно проводятся бесплатно. Закупка коньков, шлемов, перчаток и клюшек для игроков от 7 до 9 лет проходит за счёт клуба.
Старший Якупов всё ещё травмирован, а младший может уйти в «Ак Барс»
Есть вопросы по будущему Наиля Якупова и его двоюродного брата Рауля. Первый номер драфта-2012 свой последний матч хоккеист провёл ещё 3 декабря. Как и в случае с Эмилем Гариповым, «Нефтехимик» остался без важного игрока из-за травмы.
Ларионов рассказал, что Наиль идёт на поправку: «Наиль успешно проходит восстановительные процедуры, со вчерашнего дня он присоединился к команде. К сожалению, пока он участвует только в тренировочном процессе, в товарищеских играх его не будет», – заявил генеральный менеджер.
Что же касается Рауля Якупова, игрок выглядел очевидным лидером в МХЛ и сейчас имеет достойную для 19-летнего игрока статистику в ВХЛ. На его счету шесть голов в 10 матчах за «Ижсталь» в текущем сезоне. По нашей информации, ещё в предыдущее межсезонье игроком интересовался «Ак Барс», но стороны не договорились по цене перехода. Интерес к игроку в Казани сохраняется, его характеризуют как работящего хоккеиста с большим потенциалом.
«Если «Ак Барс» вернётся за Раулем, то какое предложение устроит «Нефтехимик»? Если вернётся, то мы детально этот вопрос изучим и будем будем договариваться о каких-то условиях. Да, к нам обращался «Ак Барс» до дедлайна в декабре прошлого года. Но мы не могли пойти на это, потому что команда боролась за плей-офф, а «Реактор» – за плей-ин. Рауль – это важная часть нашей команды, он нам нужен был в составе «Нефтехимика». Мы это отложили до следующего сезона. Пока разговоров не было», – утверждает Ларионов. Опыт предыдущих лет, когда мимо «Ак Барса» прошли Марат Хайруллин, Павел Порядин и другие заметные игроки, ранее выступавшие в «Нефтехимике», намекает на то, что в переговорах и дальше могут возникать трудности.
«Мы не нашли взаимопонимания по контракту с Лесли»
Обсуждалась и тема переходов. Генеральный менеджер вспомнил, что в декабре шли активные переговоры с канадцем Заком Лесли. Более того, стороны даже подписали предварительный контракт, но сделка сорвалась: «Мы не нашли взаимопонимание по подписанию контракта. Особенно это касалось важнейших матчей в декабре, когда мы бились за сохранение возможности попасть в плей-офф».
Информацию о возможном возвращении в Нижнекамск Ильи Федотова из СКА Ларионов не подтвердил. В межсезонье команда хотела бы усилиться нападающим и защитником из-за рубежа. В прошлом сезоне «Нефтехимик» переманил Дмитрия Жукенова из «Автомобилиста», сделав ему квалифицированное предложение. Сейчас от подобной практики решено отказаться. О ней могут вспомнить, только если переговоры по новичкам совсем зайдут в тупик.
В любом случае, команду не ждёт глобальное обновление. В прошлые сезоны новичков нередко подписывали в августе, а сейчас контракты на будущий сезон есть примерно у 60% состава. Как минимум до 2026-го остаются лидеры – Булат Шафигуллин и Александр Дергачёв. На продвинутой стадии переговоры с голкипером Артёмом Загидуллиным. У нижнекамцев будет достаточно времени, чтобы подготовиться к сезону и отработать нужные взаимодействия. Оправдать очередной плохой старт сезона будет уже нельзя.
В ближайших планах у «Нефтехимика» – серия товарищеских матчей. Вчера команда в гостях обыграла ХК «Челны» (7:4), 20 марта запланирован матч в Елабуге, а 22-го «Нефтехимик» сыграет с собственным фарм-клубом – «Ижсталью». А ещё с 15-го по 22 марта команда посетит шесть городов Татарстана. Игроки приедут с мастер-классами и проведут автограф-сессии в Мамадыше, Мензелинске, Менделеевске, Чистополе, Заинске и Агрызе.
Поскольку «Ак Барс» тоже вылетел в первом раунде плей-офф, в теории главное татарстанское дерби в более спокойном формате может вернуться уже весной. На следующей неделе казанцы выходят из отпуска. По словам Ларионова, «Нефтехимик» не против сыграть с географическими соседями, но пока вопрос проведения товарищеского матча команды не обсуждали.