«Тампа-Бэй» спихнула Сергачёва в команду без названия и логотипа. Что случилось?

Российский защитник уехал в «Юту».

Пока североамериканцы вовсю обсуждали сюжеты вокруг второго раунда драфта, в НХЛ провернули крупную сделку. «Тампа-Бэй»обменяла  Михаила Сергачёва в «Юту» на двух хоккеистов и пару драфт-пиков. Нижнекамский воспитанник был частью самого успешного периода в истории «молний», а теперь должен стать лицом новой команды, начинающей историю с нуля. Что принесёт этот обмен бывшему и новому клубам Сергачёва?

Михаил Сергачёв / фото: Douglas R. Clifford, globallookpress.com

Чемпионское трио распалось

Об обмене Сергачёва первым сообщил инсайдер TSN Пьер Лебрюн. Чуть позже информация подтвердилась официально. Взамен «молнии» получили нападающего Коннора Гики, защитника Джей Джей Мозера, а также два выбора на драфте НХЛ – пик под 199-м номером этого года (который в тот же день превратился в норвежца Ноа Стина) и выбор во втором раунде в 2025 году.

Эта сделка оказалась для многих полной неожиданностью. По информации автора The Athletic Эрика Духачека, о ней ничего не было известно до последнего момента. Сергачёв был важной составляющей чемпионского костяка «Тампа-Бэй». При нём команда дважды выигрывала Кубок Стэнли и трижды  выходила в финал. Казалось, что всю карьеру он проведёт бок о бок с другими двукратными чемпионами Никитой Кучеровым и Андреем Василевским. Но жестокая реальность внесла свои коррективы.

Игрок в соцсетях опубликовал обращение к уже бывшей команде: «Я благодарен «Тампе» за всё, что у нас было вместе, за все взлёты и падения, и за потери 0–4 в первом раунде, и за два Кубка Стэнли! Спасибо организации за то, что предоставили мне всё необходимое для того, чтобы я показал себя наилучшим образом! Я с гордостью называл себя игроком «Лайтнинг» и отдал этой команде абсолютно всё. Тампа всегда будет домом для меня и моей семьи!» 

Почему «Тампа-Бэй» обменяла Сергачёва?

К обмену нижнекамского воспитанника привела совокупность сразу нескольких факторов. И главный из них кроется в большом контракте. С сезона 2023/24 у Михаила действует соглашение на восемь лет с зарплатой 8,5 млн долларов в год. Общая сумма – 68 млн. До того как его обменяли, под потолком было свободно 8 млн, а сейчас эта сумма увеличилась более чем в два раза. Возможно, при иных раскладах «молнии» не стали бы делать резких движений, но сейчас руководство намерено решить вопрос с продлением игроков, перешедших в разряд живых легенд клуба.

Известно, что переговоры «Тампа-Бэй» со Стивеном Стэмкосом зашли в тупик. Клуб предлагает хоккеисту 3 млн долларов, а игрок настаивает на 4–5 млн. Недавно агент Дон Мин сообщил, что канадец выйдет на рынок свободных агентов 1 июля. Это не помешает ему продолжить общение с «Тампой», но на фоне ажиотажа, связанного с интересом других клубов, ценник поднимется ещё выше.

Схожая ситуация с ведущим защитником Виктором Хедманом, для которого следующий сезон станет последним по действующему контракту на 7,875 млн доларов. О продлении его контракта должны сообщить в течении недели. Рассчитывать, что запросы 33-летнего шведа упадут не приходится. А значит, если бы Сергачёв и обе звезды остались в команде, «Тампа-Бэй» находилась бы на грани превышения платёжной ведомости. Такой расклад закрывает пути для усиления на рынке даже с учётом подъёма потолка зарплат до 88 млн долларов (на 4,5 млн).

Возможно, команде не стоило тратить усилия на переговоры с возрастными хоккеистами, а сделать выбор в пользу 26-летнего Сергачёва, который приближается к праймовому возрасту. Тем более, что Стэмкос долгие годы страдал от различных травм. Проблема в том, что и сам Сергачёв в последнее время часто получает повреждения. Из-за них минувший сезон вышел скомканным. В конце декабря игрок травмировал левую ногу, пытаясь заблокировать бросок соперника.


Восстановление затянулось на полтора месяца и в следующий раз россиянин вышел на лёд в официальном матче только 8 февраля. Но едва вернувшись, он снова оказался в лазарете. Неудачный силовой приём привёл к травме голеностопа. Игрок пропустил остаток регулярного чемпионата и первые матчи плей-офф. И хотя возвращение получилось ярким (голевой пас в первом же матче), игрок толком не успел себя проявить, ведь вскоре команда вылетела от будущего чемпиона – «Флориды». 

Но и до появления проблем со здоровьем Сергачёв выступал ниже ожиданий. Прежде всего, сильно просела его результативность. За 34 матча с начала сезона он набрал 19 очков (0,56 в среднем за игру). Этот показатель значительно хуже цифр, показанных в прошлом сезоне (0,81). Ещё больше вопросов к защитнику возникало из-за оборонительных действий.

Игрок ушёл в большой минус по показателю полезности (–16). На старте сезона он был в числе худших в НХЛ. Ни разу за всю карьеру у нижнекамца не было таких серьёзных проблем. Каждый из предыдущих сезонов он заканчивал с положительным балансом. Если не брать дебютный чемпионат в «Монреале», когда Сергачёв вышел на лёд лишь четырежды, цифры не падали ниже +6.

Теперь же «Тампа-Бэй» получила защитника Мозера, который способен занять место Сергачёва во второй паре защиты. Швейцарец был вторым в «Аризоне» (предшественнице «Юты») по игровому времени за матч. Безусловно, это не равноценная замена Михаилу, но более дешёвая. Мозер ещё не подписал контракт с новым клубом, однако по прогнозам Dobber Hockey он может рассчитывать примерно на 2,5 млн долларов. Эта сумма в три с лишним раза уступает годовому заработку Сергачёва.

Джей Джей Мозер / фото: Estelle Vagne, globallookpress.com

Обменяв Михаила на дебютанта Гики и два выбора на драфте, «Тампа-Бэй» усилит пул проспектов. В чемпионские годы команда активно отдавала их ради результата здесь и сейчас. Из-за этого на драфте прошлого года команда лишилась права выбора в первом раунде, а в этом году драфт для неё и вовсе начался только с четвёртого раунда. Обмен Таннера Жанно в «Лос-Анджелес» на два пика, случившийся через несколько часов после сделки с Сергачёвым, тоже говорит о стремлении команды получить «подушку безопасности» на будущее.

Для чего «Юта» подписала Сергачёва?

Новая команда НХЛ после переезда из Аризоны остро нуждается в появлении хоккеиста, способного стать лицом франшизы. И дело не только в том, что приход на новый рынок подразумевает появление новых лиц. С тех пор, как Шейн Доун, сыгравший за клуб более 1500 матчей, завершил карьеру в 2017 году, ни одному хоккеисту не удалось заменить его как лидера «койотов», который бы регулярно приводил зрителей на арену.

К слову, последние годы своего существования «Аризона» проводила на 5-тысячной студенческой арене, но даже она порой заполнялась не до конца. Команда нуждается в очищении репутации. Хоккеист, добившийся в лиге определённых успехов и активно работающий в медиасфере, может ей в этом помочь. Бизнесмен Райан Смит, который приобрёл клуб за 1,3 млрд долларов, всячески подчёркивает, что «Юта» начинает историю с чистого листа, унаследовав от «Аризоны» только состав.

Хотя ещё до старта первого сезона «Юта» будто пытается косплеить «Аризону» в имиджевом плане. Команда так и не смогла выбрать название из сотен предложенных вариантов. Теперь она проведёт чемпионат 2024/25 со стандартным названием ХК «Юта» и без логотипа. Если интерес к команде быстро спадёт, улучшать ситуацию придётся за счёт спортивных показателей. Здесь у Сергачёва работы также будет немало. Прошлый сезон «Аризона» закончила в восьмёрке худших по пропущенным шайбам.

Известный канадский блогер, автор Sportsnet Стив Дэнгл видит в этом обмене перспективу: «Почему «Тампа-Бэй» не получила за Сергачёва большего? Все основные события вокруг «Аризоны» в последние годы были связаны со скандалами, сильных игроков не хватает. У «Юты» есть деньги, и она потратила их на одного из лучших защитников лиги. «Лайтнинг» выиграли множество матчей плей-офф с ним в составе. Обычно, если «койоты» подписывали таких дорогих игроков, то лишь для того, чтобы дотянуть до «пола» зарплат за счёт чужих травмированных», – отметил он. 

Как и в «Тампе», у Сергачёва не будет соотечественников в оборонительной линии с переходом в новый клуб. Однако ситуация может измениться с приходом Дмитрия Симашева. Права на защитника «Локомотива», задрафтованного в прошлом году под шестым номером, принадлежат «Юте». Михаил – один из тех, кого Симашев называет ориентиром в профессии. 

Дмитрий Симашев / фото: hclokomotiv.ru

Дмитрий хочет перенять у Сергачёва навыки игры в атаке, хотя и признаёт, что нижнекамцу не хватает надёжности в обороне. Вполне возможно, игроки пересекутся уже в 2025-м, если Симашев не захочет продлевать контракт с ярославцами. Правда, для этого ему предстоит пройти большой путь, ведь Сергачёв наверняка рассматривается как первый вариант для ведущей пары защиты.

Альберт Гильфанов