Воспитанник «Ак Барса» провёл 12 лет в Казани. И нашёл себя в хоккее Козырева

Марк Марин – о переходе в новый клуб, Хедмане и игре со Свечниковым. 

«Северсталь» после успешного сезона активно работает на трансферном рынке. Одним из главных подписаний клуба стал защитник Марк Марин, который перебрался из «Торпедо». Там габаритный игрок четыре года работал с самым перспективным тренером КХЛ Андреем Козыревым. Теперь же хоккеист и специалист будут представлять «Северсталь».

Марин на протяжении 12 лет выступал в системе «Ак Барса», ездил на сборы команды, но за основу так и не сыграл. Вместе с Марком мы вспомнили казанский период, а также поговорили о Козыреве и защитнике «Тампа-Бэй» Викторе Хедмане

Фото: hctorpedo.ru

«В «Северстали» я хочу снова получать удовольствие от хоккея» 

– Марк, в мае стало известно, что вас обменяли из «Торпедо» в «Северсталь». Удивились?

– Не сказал бы. Я знал, что ко мне есть интерес со стороны «Северстали». Когда клубы разговаривали, очень хотел, чтобы этот обмен случился. «Северсталь» – это играющая команда, притом молодая и амбициозная. Лично для меня переход в череповецкий клуб – большой вызов. Надеюсь, что впереди меня ждёт классный сезон. 

– В конце сезона вы получали не так много игрового времени в «Торпедо». Уже тогда начали понимать, что пора что-то менять?

– Честности ради, я и в начале сезона получал не так много игрового времени. После того, как прошёл дедлайн КХЛ, я понял, что по-любому останусь в «Торпедо». Я честно выполнял свою работу, выкладывался на тренировках, но, оглядываясь на своё игровое время, понимал, что вряд ли на следующий сезон буду играть в Нижнем Новгороде. 

– «Северсталь» возглавляет Андрей Козырев, с которым вы вместе работали в «Торпедо». Фактор главного тренера учитывался вами?

– Конечно. Андрей Леонидович сказал мне, что заинтересован в том, чтобы я играл в «Северстали». Я был очень рад услышать эти слова. У Козырева классный хоккей, а я знаком с его требованиями. Андрей Леонидович – максималист. Всегда приятно работать под руководством таких специалистов, учиться у них. «Северсталь» в прошлом сезоне показала, что у команды большие амбиции.

Андрей Козырев / фото: hctorpedo.ru

– Со многими ли знакомы из команды?

– Конечно. Я знаком с Кручём (Алексеем Кручининым – ред.), который, как и я, перебрался из «Торпедо» в «Северсталь». Знаю Глеба Иванова, Диму Моисеева, Колю Буренова.

– Они тоже наслаждаются хоккеем Козырева?

– Конечно. Им нравится этот хоккей, они любят побеждать и получать удовольствие от своей игры. Повторюсь, что сам знаю требования Андрея Леонидовича и мне нравится играть под его руководством. Первые сезоны в «Торпедо» с ним – это очень круто. Он всегда обращает внимание на нюансы и мелочи. По ходу сезона ты понимаешь, что все эти детали очень важны как в матчах, так и на тренировках. Выходит, что это не нюансы, а азы хоккея. 

– Какие вы ставите задачи на следующий сезон? 

– Расти как игрок, добавлять в каких-то мелочах, которых мне пока не хватает. Возможно, это банальные слова, однако они очень важные. Я снова хочу получать удовольствие от хоккея. В прошлом сезоне я играл очень мало, радости было не так много. Сейчас важно наверстать упущенное. 

Фото: hctorpedo.ru

«Не стал бы говорить, что провалил последний сезон» 

– Вы четыре года подряд играли в «Торпедо». Какие итоги из этого периода можете подвести?

– Я получил огромный опыт игры в КХЛ, были, как модно сейчас говорить, взлёты и падения. Я очень полюбил Нижний Новгород, завёл много друзей, вырос там как игрок. Благодарен всем людям, которые меня окружали. Если говорить в целом, то в «Торпедо» у меня был хороший и важный период карьеры. 

– Два года вы играли в «Торпедо» под руководством Дэвида Немировски. При нём у вас были лучшие годы в карьере?

– Можно и так сказать. Если говорить в общем, то у меня были неплохие три сезона в «Торпедо» и всё-таки не лучший четвёртый. В первые два тоже были как хорошие моменты, так и плохие. Андрей Леонидович мне доверял в «Торпедо», показывал эпизоды, как нужно сыграть в разных ситуациях. Если брать отдельно четвёртый сезон, то я бы не стал говорить, что я его провалил. Может, недостаточно хорошо себя показал, но я и играл мало. 

– Вы много рассказали о Козыреве. А Немировски – это какой тренер?

– Это хороший специалист. Он даёт играть команде и доверяет ребятам. В новом сезоне он будет работать в «Барысе», надеюсь, что у него всё там получится. Видел, что они подписали Дамира Жафярова, в Нижнем Новгороде у них был хороший тандем. Немировски дал мне шанс сыграть в КХЛ, я только благодарен ему за это. 

Фото: hctorpedo.ru

«Благодарен «Ак Барсу» за то, что они отпустили меня в «Торпедо» 

– В 2020 году вы были обменяны из «Барса» в «Торпедо». Как произошёл тот переход?

– Было начало сборов, меня хотели отправить играть за «Барс». Помню, тогда я узнал об интересе «Торпедо» и тогда еще генменеджера клуба Максима Романовича Гафурова. После начались переговоры: клубы между собой об всём договорились, и «Барс» согласился меня отпустить. Благодарен им за это. 

– У вас были шансы пробиться в основу «Ак Барса»?

– Я ездил с командой на четыре предсезонных сбора, но до игр дело не доходило. То есть я просто тренировался. Тогда я понимал, что пересидел в Казани. Но всё же я рад, что клуб согласился отпустить меня в «Торпедо».

– Вы ездили на предсезонные сборы к Билялетдинову. А к Квартальнову?

– Один раз ездил и к нему, там вышла интересная ситуация. «Ак Барс» полетел на сборы в Финляндию и не взял меня. Кто-то из ребят получил травму, вроде сломал палец. Команде не хватало защитника – меня экстренно вызвали в «Ак Барс». Я полетел в Финляндию, но в тот момент было окончание сборов, притом не первых, а вторых. Поэтому не могу сказать, что проходил предсезонку с Квартальновым. 

Фото: ak-bars.ru

– Вы общаетесь с игроками «Барса» и «Ирбиса», с которыми выступали в Казани?

– Да, притом со многими. Например, с Никитой Лямкиным или Артёмом Валеевым. Я играл за 1996 год рождения, у нас есть группа в мессенджере, мы постоянно в ней переписываемся, а также собираемся раз в год и играем вместе. Мы можем вспомнить интересные истории из прошлого. С казанских времён у меня остались хорошие и тёплые воспоминания. В этом городе я провёл детство и молодость, нашёл много новых знакомых. 

– В «Ак Барсе» по 1996 году играл Евгений Свечников, подключали к команде Артура Тянулина, который 1997 года…

– Да, с Артуром я тоже на связи. Со старшим Свечниковым мы пересекались, играли в одной команде, вместе росли. Младшего я тоже знаю. 

«Я зашёл на базу «Ак Барса» и удивился, какой шикарной на тот момент она была» 

– Как вы оказались в системе «Ак Барса»?

– Если я не ошибаюсь, то мне тогда было 12 лет. Мне позвонил тренер Бажухин Сергей Николаевич и сказал, чтобы я приехал в Казань. Для меня это был шок: куда уезжать в 12 лет, ведь у меня в Тольятти семья и друзья? Но на тот момент финансирование у тольяттинской школы было слабенькое, даже лёд мы делили с каким-то из возрастов напополам. 

Мы поговорили с семьёй и решили, что мне лучше будет продолжить карьеру в Казани. Я собрал вещи и поехал в Казань. Первым делом меня отвезли на базу: я зашёл и удивился, какой же на тот момент она была шикарной. Нас кормили три-четыре раза в день, возили в школу, выдавали форму – отличные условия. 

Марк Марин (слева) и Артём Галимов / фото: ak-bars.ru

– Хотелось вернуться домой?

– Конечно, такие мысли были. В 12-летнем возрасте толком ничего не осознаёшь, не всегда понимаешь, что всё делается к лучшему. Спасибо моим родителям, что так часто приезжали в Казань, в первое время даже на каждых выходных. Когда я познакомился с ребятами, нашёл друзей и узнал город, стало полегче. 

– Полностью ли вы себя считаете воспитанником «Ак Барса»?

– Да, я воспитанник «Ак Барса». Я выпустился из школы, со мной работали тренеры, было полное обеспечение со стороны клуба. 

– Какое было главное достижение за ваши казанские годы?

– Мы выиграли два финала России с «Ак Барсом» 1996 года. Было много воспоминаний с МХЛ и ВХЛ, но до медалей мы так и не доходили. 

– Вас подключали играть за старшие возраста?

– Было несколько раз, например, когда ребята старших возрастов уезжали играть за сборную. 

– Многие по детям хотят играть только в нападении, а в защиту их ставят вынужденно. Вы сразу определились, что будете игроком обороны?

– Я ещё с детства понимал, что буду защитником. Тренер посмотрел на моего папу, который был высокого роста. После он сказал, что мне нужно играть в защите. 

Фото: ak-bars.ru

– У вас габариты уже с детства?

– У меня не было такого, что я взял и вырос. Я выходил из отпуска, постепенно прибавлял по несколько сантиметров. Сейчас мы одного роста с отцом. 

«Двухметровый Хедман потрясающе владеет шайбой» 

– До сборов в КХЛ осталось две недели. Подготовка идёт вовсю?

– Да, я уже давно тренируюсь. Начинал с упражнений в тренажёрном зале, с первого июля подключил лёд. Тренируюсь в Казани, у нас здесь свой лагерь. С утра мы идём на лёд, после тренируемся на земле. Вечером мы ещё на один час выходим на лёд: работаем над техникой катания, бросками – одним словом, скиллами. Это очень полезные тренировки для нас. 

– А дома можно тренироваться?

– В домашних условиях тоже можно работать. Нам заведомо высылали тренировочный план, мы смотрим его и выполняем. Сейчас все профессионалы и знают, как правильно себя подвести к сезону. Сейчас важно быть готовым не только к сезону, но и к общекомандным сборам. 

– Ждёте ли вы начало предсезонной подготовки?

– С нетерпением! У меня будет новая команда, для меня это новая глава в карьере. Хочу как можно скорее познакомиться с партнёрами по команде и со работниками клуба. Думаю, что следующий сезон будет очень интересным для меня и для «Северстали». 

Фото: hctorpedo.ru

– Паузу без тренировок делали?

– Она была сразу по окончании сезона. Где-то две с половиной – три недели я отдыхал: за это время залечил травмы, которые поднакопились в сезоне, и просто расслабился. Но долго без дела сидеть нельзя – я начал готовиться к новому сезону. Сначала это были более лёгкие тренировки: мобильность, растяжки. Потихоньку я начал наращивать нагрузки и стал больше работать над теми компонентами, которых мне, может, где-то не хватает. 

– Работаете ли с персональным тренером в межсезонье?

– Конечно. Например, у нас в лагере есть свои тренеры: они видят всё со стороны, подсказывают, что и где мы неправильно делаем. Даже сейчас мы узнаём что-то новое, это здорово. 

– Вы габаритный защитник (193 см; 101 кг). В хоккее встречается стереотип, если игрок вашей позиции большой, то он, как говорится, домосед или дуболом. Согласны?

– Это не так. Кто-то сильнее, кто-то слабее, но на технику, не сказать, что это сильно влияет. Возьмём для примера защитника «Тампы» Виктора Хедмана. Он под два метра (рост Хедмана составляет 198 см – ред.), но потрясающе взаимодействует с шайбой. Поэтому это всё стереотипы. 

– У вас был кумир в детстве?

– Нет, таких нет. Сейчас нравится, как играет Хедман, смотрю хайлайты в его исполнении. 

– Какой ваш самый памятный момент в карьере?

– Назову первый гол в КХЛ. Я ведь долго ждал своего шанса сыграть в этой лиге. Мне удалось забросить шайбу в ворота «Северстали». Помню тот взрыв эмоций, который ощутил внутри. 

Виктор Хедман / фото: Keystone Press Agency, globallookpress.com

– Защитникам важно забивать?

– У меня нет целей выйти и забить. Но у Андрея Леонидовича играющий хоккей, при котором защитники должны подключаться к атаке. Если получилось забить – это здорово. Но не стоит забывать, что главная цель в хоккее – это победа. Если команда выигрывает без голов защитников, то пусть будет и так.  

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Марк МАРИН
Амплуа: защитник
Дата рождения: 15 июля 1996 года
Место рождения: Тольятти
Карьера игрока: юниорские и юношеские команды «Ак Барса» (Казань) – 2007—2013; «Ирбис» (Казань) – 2012—2017; «Барс» (Казань) – 2015—2020; «Торпедо» (Нижний Новгород) – 2020—2024; «Северсталь» (Череповец) – с 2024 года. 
Достижения игрока: победитель финала России (2011, 2013), «серебро» европейского юношеского фестиваля (2013); «серебро» Кубка вызова (2013); лучший защитник месяца ВХЛ (январь 2020).

Тимур Хуснутдинов