Планов возвращаться в челнинскую команду у завода нет.
Накануне «Зенит» объявил о партнерстве с КАМАЗом: компания будет на форме питерской команды, а также на рекламных поверхностях «Газпром-Арены». Всё это обойдётся самому КАМАЗу совершенно бесплатно – по крайней мере, в этом уверяет сам автозавод, добавляя, что партнёрство оформлено по линии его дилера.
Тем временем команда, которая базируется в одном городе с КАМАЗом, на помощь завода уже не рассчитывает.
Размещение на форме, реклама, тест-драйв на стадионе
Соглашение между сторонами рассчитано до конца сезона 2024/25. Цель сотрудничества – продвижение бренда и продуктов ПАО «КАМАЗ», подчёркивает в своём релизе «Зенит». В чем заключается партнерство?
1. Бренд KAMAZ попадёт на форму питерцев;
2. Также он будет на рекламных носителях «Газпром-Арены» в дни домашних матчей;
3. Ещё «Зенит» обещает на своём стадионе тест-драйв автомобилей КАМАЗ поколения К5 (выпускается с 2019 года).
Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, партнёрство оформил технический центр «Восток» – официальный дилер грузовиков в Санкт-Петербурге. Пускай питерский клуб всё подаёт именно как партнёрство с КАМАЗом, «Восток» также упоминается в релизе «Зенита».
UPD. «Зенит» скорректировал свой релиз, указав «Восток» в качестве своего партнёра.
Компания, чьим владельцем указан Роман Герцев, открылась в 2010 году: тогда она стала поставлять грузовики Mercedes-Benz. В 2011-м к ним присоединились грузовики КАМАЗ. Сегодня «Восток» – дилер грузовых автомобилей КАМАЗа, китайского Foton и Sinotruk, а также белорусского МАЗ-МАН.
По словам Афанасьева, КАМАЗ не платит денег в новом партнёрстве и лишь предоставляет своему дилеру права на бренд. Сумма соглашения неизвестна. Можно отметить, что ТЦ «Восток» и КАМАЗ попадают в компанию к другим партнёрам «Зенита», которых можно обнаружить на форме питерской команды – Winline, «Мегафон», WIldberries, «Аэрофлот» и G-Drive. Из всех перечисленных компаний пресса сообщала о партнёрстве с букмекерами: по информации «РБК», Winline платит питерскому клубу больше миллиарда рублей в год.
КАМАЗ уже сотрудничал с «Зенитом»
У «Зенита» и КАМАЗа богатая история взаимоотношений. Стартовало она, как напоминает питерский клуб, в 2016 году. Тогда прошло интересное мероприятие с участием полузащитника «Зенита» Акселя Витцеля и вратаря Юрия Лодыгина: они сели на КАМАЗы и проехались по территории вокруг стадиона. Причём опробовали они сразу три модели – магистральный тягач КАМАЗ-5490, седельный тягач КАМАЗ-65206 и бортовой тягач КАМАЗ-65207. Как и сейчас, тогда сотрудничество было оформлено через ТЦ «Восток».
Также КАМАЗ неоднократно появлялся на рекламных поверхностях стадиона «Зенита». Громче всего автогигант заявил о себе в марте 2022 года. Тогда «Зенит» встречался в 1/8 финала Кубка России в Санкт-Петербурге с челнинской командой КАМАЗ, которая, как мы поймём далее, уже не имеет отношения к заводу. Перед игрой на «Газпром-Арене» организовали фан-зону с участием грузовиков и пилотов «КАМАЗ-Мастер».
Добавим, что в футбольном мире КАМАЗ также сотрудничал с тульским «Арсеналом». Этому клубу автогигант подарил автобус Mercedes-Benz на 50 мест. Компанию и клуб объединяет «Ростех», который спонсирует «Арсенал».
КАМАЗ с 2013 года не видел денег от КАМАЗа
Ну и, конечно, КАМАЗ связан с одноимённой командой в Набережных Челнах. Предприятие содержало клуб с 2002 года. В этот период КАМАЗ вернулся в ФНЛ, став одним из его лидеров, обзавёлся несколькими полями с естественными и искусственными газонами и едва не вышел в премьер-лигу.
В 2005 году КАМАЗ был к этой цели ближе всего, заняв третье место в ФНЛ. У челнинцев был вполне боеспособный состав из игроков, которые бы явно сейчас лишними не были, например: сербы Иван Тодорович и Бранимир Петрович, босниец Зайко Зеба, а из российских игроков можно выделить Спартака Гогниева, Владислава Игнатьева, Александра Белозёрова.
История расставание завода и клуба началась в 2012 году. Тогда генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин заявил, что автозавод готов финансировать клуб, но не желает делать это в одиночку.
«К команде мирового уровня «КАМАЗ-Мастер» у нас нет вопросов. Но почему автопроизводитель содержит футбольную команду? Иностранные акционеры задаются этим вопросом. И мы говорим: «Расходы, связанные с содержанием трамвайного хозяйства, футбольной команды, это все – социальная политика. Все это мы делаем потому, что это наша гражданская позиция. Но, к сожалению, потребительское отношение к ОАО «КАМАЗ» имеет место быть. Он должен платить за все, даже если это не входит в круг его интересов и обязанностей», – говорил в 2011 году Когогин в интервью «Полезной газете».
В 2012 году Когогин пояснял изданию «Вести КАМАЗа»: «Когда я слышу: «Ах, у нас в городе проблемы с футболом», мне хочется сказать: «Только на моей памяти КАМАЗ вложил в футбол около двух миллиардов рублей. Это цена одного высококлассного производства. Например, наши инвестиции в «КАММИНЗ КАМА» составляют сегодня три миллиарда. У нас есть социальные обязательства перед городом, и КАМАЗ готов нести этот груз – мы продолжаем финансировать социальную программу, развивать детский спорт, и таких «статей» у нас ещё достаточно. Но главные наши обязательства – обеспечивать работой население, платить достойную зарплату».
На тот момент мэром Челнов был Василь Шайхразиев. Градоначальник выступил с предложением создать фонд, который бы привлекал деньги спонсоров для команды. В итоге всё вылилось в то, что КАМАЗ окончательно отошёл от спонсорства команды. Она полностью перешла на бюджет Набережных Челнов и республики. Сейчас главный партнёр футболистов – «Ак Барс Банк». Один из наших собеседников с большим опытом работы в клубе подчеркнул, что с 2013 года ни разу не было перспективы, что завод вернётся к финансированию клуба. Хотя источник допустил, что городские власти могли неоднократно обращаться к КАМАЗу с такой просьбой.
Предприятие решило сконцентрироваться на спортивном клубе КАМАЗ, на базе которого занимаются юные спортсмены. Футбольная активность автогиганта в Челнах по сей день ограничивается только этим клубом.
После ухода завода КАМАЗ опустился во второй дивизион
После того, как предприятие покинуло КАМАЗ медленно, но верно покатился вниз. Начиная с 2012 года клуб успел побывать во Втором дивизионе и снова вернуться в ФНЛ (сейчас турнир называется Первая лига). Президентом клуба в 2016 году стал мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. Во второй по уровню лиге команда выступает уже пятый год. Да, звёзд с неба не хватает, но и на вылет не стоит. Например, прошлый чемпионат команда завершила на 12-м месте, обойдя «СКА-Хабаровск», обладающего большими возможностями.
Перед стартом нового сезона Магдеев заверил, что руководство клуба работает над увеличением бюджета. «Когда говорят о финансовых ресурсах, я всем напоминаю, что сегодня происходит с нашей страной. Тем не менее, все наши обязательства, касающиеся выплаты заработной платы и всех материальных стимулов, мы выполняем. Работаем над тем, чтобы бюджет был больше, не забывая, что нужно решать задачи, которые касаются поддержки наших воинов, находящихся в зоне СВО», – подчеркнул градоначальник.
Магдеев напомнил, что по итогам прошлого сезона бюджет клуба составил 250 млн рублей. А по информации «БИЗНЕС Online», в этом сезоне он будет составлять около 200 млн рублей. Это скромный бюджет даже по меркам Первой лиги. В КАМАЗе не выступает ни одного звёздного по меркам лиги игрока, в составе много молодых и неопытных футболистов.
Не планирует ли КАМАЗ вернуться к поддержке «КАМАЗа»? Такой вопрос год назад задал Когогину «РБ Спорт». Гендиректор в ответе был лаконичен: «Нет».