Российский волейболист стал игроком польского клуба. Как это возможно?!

Вячеслав Тарасов нам рассказал.

Недавно польский клуб «Легия» из города Томашув-Мазовецкий представил в качестве новичка российского доигровщика Вячеслава Тарасова, который предыдущие три сезона провёл в арабских лигах. Это удивительно, ведь считается, что в Польше не любят Россию и всё что с ней связано, особенно после начала российско-украинского военного конфликта и наплыва в страну украинских беженцев.

Однако 36-летний Тарасов в интервью «БО Спорт» утверждает, что максимально комфортно чувствует себя в Польше и не сталкивается с агрессией по отношению к себе. Возможно, потому что женат на польcкой волейболистке Доминике Собольске-Тарасовой и свободно говорит по-польски.

Вячеслав Тарасов / фото: volleyballworld.com

«Досадно, что россияне не сыграли в Париже»

– Вячеслав, выступление российского спортсмена в Польше в нынешние времена кажется крайне необычным. Вы так не думаете?

– Возможно, если бы в Польшу приехал какой-то новый игрок из России. Это действительно было бы удивительно, но я летом живу в Польше уже на протяжении четырёх лет. И играл в стране два сезона – 2017/18 и 2020/21. Для меня Польша максимально комфортное место. Меня здесь, можно сказать, признают как волейболиста.

– Болельщики клуба не протестовали против вашего подписания?

– Когда только начался разговор по поводу моего возвращения в Польшу, я общался с разными клубами. И не в одном не говорили, что моя национальность может стать проблемой. Я не видел какой-то критики от фанатов, когда мой переход официально объявили. Менеджеры клуба подписывают игрока, который может помочь в достижении необходимого результата. Какая разница, какой у него паспорт?

Мы видим, что в Америке играют десятки российских хоккеистов – и там их обожают. Хотя между странами тоже натянутые отношения. И наоборот – в той же Казани выступает американский связующий Майка Кристенсон и не испытывает никаких проблем. Он доволен жизнью в России, а «Зенит» – результатами, которых команда достигает с помощью Майки. Мы видим, что российские волейболистки всё чаще едут в Италию. В данном случае спорт выступает определенной объединяющей силой, как бы банально это ни звучало.

– В повседневной жизни у вас тоже никаких проблем из-за того, что вы русский?

– Никаких. Здесь нужно сделать отступление и сказать, что я уже хорошо говорю по-польски. Но не думаю, что будут какие-то неприятности, если заговорю по-русски. Когда кто-то спрашивает, я открыто говорю, что из России. Я этого не стесняюсь. И ни разу не столкнулся с каким-то негативом или агрессией в свою сторону. Мы не выбираем страну, в которой рождаемся. Тот факт, что ты русский, поляк или американец не делает тебя хорошим или плохим человеком. Наши взгляды и действия характеризуют нас.

– Вам пришлось подписывать какие-то документы, что вы против политики России?

– Нет, ничего подобного от меня не требовали. Но если вы спрашиваете мою позицию, то я против того, что сейчас происходит и против любых войн. Потому что в них всегда много жертв и страдают ни в чём неповинные люди.

– Есть те, кто перестал с вами общаться из-за вашей позиции или вашего переезда в Польшу?

– Может быть, мне повезло, но все мои знакомые придерживаются примерно таких же взглядов, как и я.

– Вы живёте в Польше с российским паспортом?

– Да. У меня есть разрешение на работу. Я могу спокойно перемещаться по Польше, ничем не ограничен.

– В раздевалке команды политика обсуждается?

– Табу нет, но у нас молодая команда и политика не входит в основную сферу интересов ребят. Если происходит что-то экстраординарное, мы можем в раздевалке перекинуться пару слов. Конечно, хотелось бы, чтобы политика вообще не затрагивала спорт, но мы видим, что в реальности всё наоборот. К сожалению, россиян не допустили на Олимпийские игры в Париж. Волейболисты точно боролись бы за медаль, турнир стал бы ещё сильнее – здесь я согласен с Женей Гребенниковым. У нас сейчас очень хорошее и сильное поколение игроков. Досадно, что многие парни на своём пике не смогли сыграть на Олимпиаде.

Фото: volleyballworld.com

– В отсутствии России, болели за Польшу?

– Смотрел как нейтральный болельщик, а вот в финале поддерживал Польшу. Мне импонируют её игра – смесь техничного и силового волейбола. Кроме того, французы обыграли Россию в Токио. Не хотелось, чтобы выиграли два раза подряд, но они показали заоблачный уровень волейбола.

«В арабских лигах прямолинейный волейбол»

– Вы в последние годы поиграли в Катаре, Саудовской Аравии и ОАЭ. Где больше  понравилось?

– Из всех этих стран я могу выделить Катар. Мне повезло попасть в «Аль-Райан» – сильную команду с хорошей организацией. У нас были топовые легионеры, клуб старался делать всё, чтобы игрокам было комфортно. Мы старались отвечать хорошей игрой и результатами. Во второй сезон выиграли все турниры кроме Кубка эмира. В спортивном плане поставлю Катар на первое место. Впрочем, как и в плане жизни. Дубай тоже хороший город, но он очень большой – можно потратить час-полтора, чтобы добраться из одной части города в другую. В плане климата и цен везде плюс-минус одинаково.

– Вторая польская лига по уровню волейбола сильнее, чем арабские лиги?

– Думаю, первая тройка катарских клубов будет посильнее. Если сравнивать с Саудовской Аравией и Эмиратами, то уровень топовых команд, наверное, будет одинаковым с лидерами второй польской лиги. В арабских лигах всё построено на легионерах и тактике «прыгни выше – ударь сильнее», особенно если попадаешь к местному тренеру. Варианта отыграться от блока практически нет, волейбол очень прямолинейный. Сама организация игры не подразумевает подстраховки. Ты либо выигрываешь мяч, либо проигрываешь. Вариант продлить розыгрыш, отыграться от рук, сыграть более умно там не слишком уважают. Там физически затратный волейбол, и, в моем понимании, слишком простой. Мне захотелось поиграть в другой.

– Вариант возвращения в Россию не рассматривали?

– Было несколько вариантов – клубы второй восьмерки суперлиги и высшей лиги А. Финансовый аспект не очень сильно отличался, при этом в России длительные перелёты и меньше времени на восстановление. Я не увидел для себя большого смысла возвращаться.

– Искали польскую команду, потому что ваша жена вернулась из Италии и подписала контракт с клубом «Будовляни Лодзь»?

– Да, у Доминики вообще были мысли о завершении карьеры. Она сказала, что готова играть, если мы будем вместе. Мы несколько лет жили порознь, хочется чаще быть вместе. Сейчас всё удачно совпало. Томашув-Мазовецкий в 60 км от Лодзи. Мы живём вместе. Я уезжаю утром и вечером возвращаюсь.

Вячеслав с женой Доминикой / фото предоставлено собеседником

«С женой говорим на смеси русского и польского»

– Доминике – 33 года. Кажется, еще можно поиграть.

– Она много лет играла за пределами Польши, накопилась определенная усталость. Ей хочется больше времени проводить с семьёй, с родителями, пожить нормальной жизнью. Возможно, если выиграет «золото», почувствует аппетит и захочет поиграть ещё.

– Как ваши родственники приняли ваше решение жениться на иностранке?

– Абсолютно нормально. Мне кажется, национальность вообще должна быть последним вопросом. Если люди счастливы, не имеет значения, на каком языке они разговаривают.

– На каком разговариваете вы?

– Это смесь польского и русского языков. Жена целенаправленно учила русский, чтобы лучше меня понимать и быть ближе. Она быстро схватывает языки, поэтому это не стало проблемой. Тем более языки похожи. Если мы не можем найти какое-то слово на польском или на русском, то говорим по-английски.

– Ваша жена была в России?

– Да, приезжала ещё когда я играл в Ярославле. Потом ещё пять-шесть раз. Мы познакомились в сезоне 2017/18, когда одновременно выступали за клубы из города Бельско-Бяла. А поженились в 2021 году после пандемии. Вместе сидели на самоизоляции в четырёх стенах. Поняли, что если мы выдержали пандемию и ни разу не поругались, значит, точно друг другу подходим.

– В декабре прошлого года была новость, что ваша жена получила польское спортивное гражданство...

– Спортивную карьеру она начала в Бельгии, куда переехали её родители. Потом выступала за сборную Бельгии. Когда приехала в польскую лигу, сначала спокойно играть по польскому гражданскому паспорту. Но затем поменяли регламент турнира, и она из-за бельгийского спортивного гражданства стала считаться легионером. Пришлось менять спортивное гражданство.

– Клуб вашей жены в новом сезоне будет играть в Лиге чемпионов и бороться за медали в национальном чемпионате. А у вашей команды какая задача?

– Изначально нужно попасть в четвёрку. А там уже можно будет подумать о выходе в элитный дивизион. Состав очень молодой, средний возраст – 23 года. Я в команде самый возрастной, на пять лет старше любого из одноклубников. Уверен, что рядом с молодыми и амбициозными парнями и мне захочется доказывать, что я всё ещё молод. Думаю, конкуренция с ними будет меня подстёгивать. Есть ребята с опытом игры в юношеских и молодёжных сборных Польши, у них уже хороший технический арсенал. Теперь нужен опыт, выработка спортивного характера. Думаю, может быть очень интересная команда. В соперниках достаточно известные клубы – «Бельско-Бяла», «Радом», «Быдгощ» и «Торунь», которую спонсирует Вильфредо Леон.

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Вячеслав ТАРАСОВ
Амплуа: доигровщик
Дата рождения: 2 февраля 1988 года
Место рождения: Санкт-Петербург
Карьера: «Невский Синдикат» (Санкт-Петербург) – 2004–2007; «Локомотив-Изумруд» (Екатеринбург) – 2007–2011; «Кузбасс» (Кемерово) – 2011–2013; «Динамо-ЛО» (Сосновый Бор) – 2013/14; «Югра-Самотлор» (Нижневартовск) – 2014/15; «Ярославич» (Ярославль) – 2014/15, 2018/19; «Дагестан» (Махачкала) – 2015/16; «Локомотив» (Новосибирск) – 2016/17; «Бельско-Бяла» (Польша) – 2017/18, 2020/21; «Арого де Сет» (Франция) – 2019/20; «Аль-Райан» (Доха, Катар) – 2020/21, 2021/22; «Аль-Иттихад» (Джедда, Саудовская Аравия) – 2022/23; «Шабаб» (Дубай, ОАЭ) – 2023/24, «Легия» (Томашув-Мазовецкий, Польша) – 2024/25.
Достижения: чемпион Катара (2022), победитель клубного чемпионата арабских стран (2022), обладатель Кубка Катара (2022), обладатель Кубка эмира (2021), бронзовый призёр чемпионата России (2017).

Алмаз Хаиров