Лига обещает учитывать интересы всех клубов.
За неделю до старта нового сезона президент КХЛ Алексей Морозов и вице-президент лиги Сергей Доброхвалов встретились с журналистами и ответили на все волнующие вопросы. Главной темой для обсуждения было возможное повышение потолка зарплат. Морозов не исключил такого решения, однако все изменения будут приниматься совместно с клубами.
Кому выгодно повышение потолка зарплат и каковы причины подобного решения?
«Только несколько клубов готовы к поднятию потолка»
Повышение потолка зарплат – идея, о которой заговорили в последние дни. Первым высказался президент ЦСКА Игорь Есмантович, который сделал прогноз, что в скором времени потолок поднимут. «Я противник жёсткого потолка зарплат, но есть решение совета директоров лиги, работаем в условиях, которые предоставляет регламент <...> Когда придёт время в нашей стране увеличить потолок зарплат, и страна, и лига, которая развивается отдельно от ИИХФ, заговорят об увеличении. Это не за горами», – сказал Есмантович на предсезонной пресс-конференции.
Эту тему подхватил генеральный менеджер «Авангарда» Антон Курьянов. Он стал первым, кто сослался на экономические причины при возможном повышении потолка. «У нас есть мнение нашего клуба: вокруг всё растёт, кроме потолка зарплат в КХЛ. С нашей стороны, конечно, хотелось бы пересмотра и какого-то урегулирования этого вопроса. Можно как в НХЛ, в каком-то процентном соотношении поднимать или какие-то контракты выводить», – отметил функционер.
Что же думают в КХЛ? Там советуют не торопиться с принятием решения – нужно узнать общее мнение. «Необходимо проанализировать все последствия этого решения в долгосрочной перспективе. Мы должны действовать в интересах всех 23 клубов лиги», – сказал Доброхвалов.
Морозов заявил, что немногие готовы к изменениям с платёжкой. «Только несколько клубов готовы к поднятию потолка. Но что делать с полом? Мы выстраивали стратегию, которая должна учитывать интересы всех команд и способствовать росту конкуренции», – отметил президент лиги.
Кому повышение потолка пошло бы в плюс?
Для ответа на этот вопрос мы обратились к таблице зарплат от «Спорт-Экспресса». Если верить цифрам, то отметку в 800 млн рублей (потолок – 900) преодолели шесть клубов: «Авангард», «Ак Барс», московское «Динамо», «Локомотив», СКА и ЦСКА. Эти команды не отказались бы от звёздных новичков, но для этого нужно расстаться с одним из своих игроков, чтобы освободить место в платёжке.
Интересно, что идея повышения потолка исходила от клубов, которые почти израсходовали 900 млн. Логику «Авангарда» понять можно: клуб остался без получившего травму нападающего Владимира Ткачёва, который получает 120 млн (13% от платёжки команды). Согласно регламенту, контракт травмированного игрока может не учитываться под потолком зарплат, если хоккеист выбыл до конца сезона (31 мая). Ткачёв же вылетел до января-февраля.
Играл бы «Авангард» в НХЛ – поместил бы Ткачёва в долгосрочный список травмированных, убрал бы контракт из-под потолка и подписал бы на эти деньги новичка. Это распространено в заокеанской лиге, но в КХЛ такого правила нет. Так бы и в России могли произойти истории а-ля Никита Кучеров и «Тампа-Бэй». Три года назад россиянин выбыл на весь регулярный чемпионат из-за травмы, клуб поместил игрока в необходимый список и на эти деньги продлил своих игроков, которые собирались уходить. Кучеров вернулся в плей-офф (там нет ограничений по потолку зарплат) и «Тампа-Бэй» выиграла Кубок Стэнли.
Помогло бы повышение потолка СКА и «Ак Барсу», которым этим летом пришлось сделать большое количество изменений в составе. Чтобы уложиться в платёжку, питерцы пошли на переподписание контрактов, казанцы – на расторжение действующих. Трансферной политикой «Ак Барса» оказались недовольны Вадим Шипачёв и Вячеслав Войнов.
Если же потолок поднимут, то топ-клубы получат бо́льшую возможность при расторжении контрактов. Если сделать это по обоюдному согласию сторон, то стороны самостоятельно договариваются о сумме выплат. В случае одностороннего расторжения клуб платит 20–25% от контракта, а эта сумма идёт в платёжку. Другими словами, клубы могли могли бы так же подписывать игроков на 900 млн рублей, а сумму, на которую подняли бы потолок, использовать для расторжений. Тогда бы «Ак Барсу» не пришлось бы мучиться с тем, как попрощаться с Шипачёвым и Войновым, а затем выслушивать критику с их стороны. Да и в целом боссы клубов КХЛ смогли бы подписывать всех без разбора, а в случае неудачи просто расторгать контракты игроков. Это дало бы свободу для команд, но стало бы большим минусом для хоккеистов.
Для чего лиге необходимо повышать потолок?
Морозов и Доброхвалов не стали озвучивать причины, почему лига могла бы увеличить потолок. Логику этого решения можно уловить только из вопросов журналистов. Вот три возможные причины:
1. Слишком большая разница в зарплатах с НХЛ. Пятнадцать лет назад топ-игроки КХЛ получали деньги, близкие к звёздам заокеанский лиги. Когда Морозов и Данис Зарипов подписывали новые контракты с «Ак Барсом», то получали примерно 5 млн долларов за сезон. С тех пор доллар в пять раз подорожал относительно рубля и теперь самый дорогой игрок КХЛ Ткачёв получает скромные по американским меркам 1,3 млн долларов. Тому же СКА пришлось расписывать гигантские бонусы Евгению Кузнецову, чтобы хоть как-то приблизиться к заокеанской зарплате игрока.
Есть в этом вопросе и другой момент. Топовые россияне в КХЛ просто так не вернутся. Все они на длительных контрактах в НХЛ, а случаев с расторжением, как у Кузнецова, – единицы. Да и сам Евгений в последнем сезоне выходил в четвёртом звене «Каролины» и получал по 11–12 минут на льду.
2. Увеличить уровень лиги за счёт легионеров. С нового сезона КХЛ возвращается к лимиту с пятью иностранцами. Едут в Россию в основном игроки из АХЛ, которые не пробились в сильнейшую лигу мира. Из легионеров приличного уровня в КХЛ готовы ехать вчерашние насильники, будь то Диллон Дюбе (минское «Динамо») или Майкл Маклауд («Барыс»).
При этом некоторые топ-клубы КХЛ способны играть без иностранцев. В финале Кубка Гагарина на лёд выходило лишь три легионера: один у «Локомотива» (Мартин Гернат) и двое у «Металлурга» (Робин Пресс и Люк Джонсон). Да и в целом магнитогорская команда прошлого сезона доказала, что звёзд и дорогих иностранцев для победы в лиге не нужно.
3. Удержать в КХЛ топовых россиян. Это поручение президента РФ Владимира Путина. В последние годы отток российских игроков в НХЛ настолько вырос, что на него обратил внимание глава государства. Однако в этом году за океан перебрались топовые российские юниоры Матвей Мичков и Игорь Чернышов. Через год, скорее всего, уедут Иван Демидов и Александр Никишин, которых в России удерживают действующие контракты со СКА. Звёздных Никиту Гусева и Ткачёва в НХЛ не ждут, хотя оба игрока каждый год пытались вернуться за океан. Зато в России они получают едва ли не больше всех, а новый потолок зарплат позволит увеличить их контракты.
А не лучше ли поднять пол зарплат?
Как мы выяснили, сейчас в КХЛ есть шесть клубов-олигархов, которые еле умещают контракты под потолком. Но есть в лиге и команды с минимальным бюджетом. Их даже больше, чем клубов-олигархов: это «Адмирал», «Барыс», «Витязь», минское «Динамо», «Лада», «Нефтехимик», «Северсталь», «Сочи» и «Торпедо». Если верить данным «Спорт-Экспресса»,то половина этих команд пока не преодолела пол зарплат и находится где-то на уровне старого пола. Четыре года назад он был равен 270 млн рублей, что 30% от потолка. Лига же хотела большего и постепенно повышала нижнюю планку: теперь она равна 450 миллионов. «Наша стратегия заключается в том, чтобы пол зарплат составлял 50 процентов от потолка. Мы это сделали», – заключил Морозов.
Однако в случае повышения потолка зарплат будет ли рост у пола? Если лига собирается поднять только верхнюю планку, то вряд ли клубы с небольшим бюджетом будут голосовать «за». К тому же последние сезоны показывают, что пол может расти без потолка – тогда зачем «беднякам» голосовать за увеличение потолка? Притом сам Морозов не раз высказывался за примерное равенство всех команд, что показывают последние изменения от лиги.
Однако до конца осени все вопросы по возможным изменениям встают на паузу. В ноябре КХЛ проведёт заседание с рабочей группой по спортивным вопросам, а также с представителями всех 23 клубов лиги. Там-то и станет понятно, будет ли что-то менять лига или нет.